Речевая культура воспитателя
статья по теме
Дети, общаясь с воспитателем в различных видых деятельности, перенимают не только правильное произношение, но и все несовершенства его речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_kultura_vospitatelya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАТЕЛЯ,
ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Дети каждой возрастной группы,общаясь с воспитателем в различных видах деятельности, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и все несовершенства его речи. Следовательно, от культуры речи воспитателя зависит и культура речи детей.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.
Вслушайтесь, как говорят ваши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – отца и матери, дедушки и бабушки, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток языковый культуры тех людей, с которыми соприкасается ребенок, становится его достоянием.
Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль.
Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? нет ли дефектов звукопроизношения? может ли моя речь служить образцом для детей?
Дети учатся у воспитателя правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль.
Педагог должен самокритично относиться к своей речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь.
Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.
Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.
Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны.
Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, телепередачи и т.д. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий. В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении со старшими детьми подлаживание под речь малышей, т.е. неуместное использование звукоподражательных слов (где ав-ав, дай бибику…).
Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.
К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что(вместо што), его(вместо ево), счастье (вместо щастье). Отклонением от нормы является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: «оканьем» (говорю), «яканьем» (вясна, нямного), «цоканьем» (цто, ницего), с неправильным ударением в словах (километр, алфавит).
Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, которой характерно «аканье» (Масква, акно,пайду).
Интонационная выразительность речи – немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Убыстренная речь детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.
Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Речь лучше воспринимается детьми , если она состоит из коротких фраз, т.к. при употреблении длинных, в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно понять содержание сказанного.
Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение), громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей. Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительности речи.
Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, насыщенная эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность и эмоциональность. У педагога, умело использующего в речи эпитеты, и дети более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что произвело на них впечатление.
Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
- Иметь ясную, отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.
- Использовать в своей речи литературное произношение.
- Стремиться использовать в речи интонационные средства выразительности.
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
- Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом детей.
- Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад. Речевая деятельность воспитателя на оод "Физическая культура"
В данном докладе я собрала материалл, для граммотного обучения дошкольников физической культуре....
Речевая культура воспитателя детского сада
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь – визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успе...
Консультация для воспитателей "Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры».
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры....
Консультация для воспитателей «Речевая культура педагога»
Консультация...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингвальное образование как основа формирования речевой культуры дошкольников»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингваль...
Статья на тему: «Речевая культура воспитателя, ее роль в развитии дошкольников»
В данной статье представлен материал о роли речевой культуры педагога и ее роли в развитии дошкольников....