Консультация для воспитателей:« Развитие речевой культуры воспитанников через обогащение их активного словаря и совершенствование звуковой и интонационной культуры речи».
консультация по логопедии

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 № Василек» общеразвивающего вида

города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район

Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей.

Тема: « Развитие речевой культуры воспитанников через обогащение их активного словаря и совершенствование звуковой и интонационной культуры речи».

   

                                                 Подготовила и провела:

                                    учитель-логопед

Байназарова Альбина Миннихаевна

               

                                                   2021 год

В последние годы увеличилось число дошкольников с низким уровнем речевого развития. Это связано с социально-экономическим положением в обществе, которое часто не позволяет родителям уделять достаточно времени для всестороннего развития своих детей. Живое общение заменили игрушки, телевидение, компьютеры. Родители мало общаются с детьми, общение детей со сверстниками сведено к минимуму. Поэтому речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна, малословна, в ней присутствуют слова «паразиты»словарь дошкольника беден.

«Речевое развитие» в ФГОС ДО выделена, как основная образовательная область. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Образовательная область «Речевое развитие» включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

 - обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

 - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой...

 Одной из направлений речевого развития является словарная работа. Уровень развития речи в целом и словаря существенно влияет на успешность обучения в школе.

Слово – основная единица языка, и развитие речи невозможно без расширения словарного запаса ребенка.

Дошкольное детство является благоприятным периодом в накоплении знаний и формировании словарного запаса. Важным условием формирования словаря ребенка дошкольника является выбор педагогами эффективных и целесообразных методов, приёмов, и форм.

Исходя из вышесказанного,  считается, что развитие речи ребёнка дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОО. Решением данной проблемы в обогащении и активизации словаря ребенка происходит посредством речевых игр и упражнений.

 Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов. Необходимо, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.Для этого нами были выделены следующие задачи:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов.Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми необходимо, чтобы новое слово вошло в активный словарьСлово должно быть закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь взрослого, но и воспроизводить ее много раз.

Например, «Доскажи словечко»«Какой, какая, какое?»«Угадай кто это?» и т. п. Обновлялась и пополнялась предметно-пространственная игровая среда:художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки, скороговорки; дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;иллюстрации: предметные и сюжетные картины, а так же игрушки в сюжетных зонах.

При их проведении использовался такой приём, как вопрос. Например, «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по-другому?». И т. п. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя вопросы, дети учатся обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. При этом не надо спешить с оценкой ответа, а предложить  детям подумать, обсудить, какой ответ правильнее. Дать возможность высказать свое мнение как можно большему количеству детей,отвечая на такие вопросы: «Почему ты думаешь, что так можно сказать? Скажи детям, как ты это понимаешь».

Так же для развития словаря можно использовать следующие виды заданий:

-подбор синонимов к словосочетаниям. Детям дать синонимы, понимание которых им уже доступно. Работа с ними способствует пониманию разных значений многозначного слова, помогает вдумываться в смысл употребляемых слов и употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений. Для подбора синонимов предложить словосочетания и предложения такие как,например«Листик летит»«Бабочка летит». У детей спрашивали: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Листик летит» - как сказать по-другому?» (Падает, кружится.) Ко второму словосочетанию такие ответы«Порхает, парит».

Умение подбирать синонимы помогает детям точнее оформлять свои высказывания.

Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира.

Специальные речевые ситуации достаточно эффективны в формировании умения подбирать синонимы и антонимы, когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения. Например,дается следующая ситуация: «Если дует сильный ветер идёт дождь, небо затянуто тучами, то какими словами можно сказать про погоду, какая она?» (Холодная, дождливая, пасмурная). Затем даётся противоположная ситуация: «Если нет ветра, небо голубое, светит солнце, тепло, то, как можно сказать про такую погоду, какая она?» (Безветренная, ясная, солнечная, тёплая). Подобные задания по продолжительности короткие и используются на прогулке.

Выполнение таких заданий способствовало формированию точности словоупотребления, умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество.

Для активизации глаголов задавались аналогичные вопросы,например«С неба падают снежинки. А как сказать по-другому?» (Летят, кружатся, порхают, сыплются) и т. д.

Вначале можно предложить составить словосочетания и предложения из двух слов, например, со словом «мокрая» — «Мокрая трава»«Мокрая скамейка». Затем составить распространённые предложения с тем же словом«Утром от росы мокрая трава» и др.

Использовать составление загадок самими детьми, что явилось эффективным методом активизации словаря. Очень важно, чтобы ребёнок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Этому способствуют повседневные наблюдения, рассказы воспитателей, экскурсии. При этом в своей речи надо употреблять разного рода определения и вопросы.

Использование вышеперечисленных методов и приемов при проведении словарной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды позволяет  выстроить эффективную работу по развитию речи воспитанников, обогатить и активизировать словарный запас детей. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, уметь сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, то есть в конечном итоге служит развитию связности речи, что помогает устанавливать содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми.

 Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Культура речи-это умение правильно говорить, пользоваться всеми языковыми средствами(звуковыми, интонацией, словарным запасом, грамматическими формами). Поэтому звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Овладение звуковой культуры речи имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слово сложной слоговой структуры. Очень важно проводить работу по звуковой культуре речи, ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, овладение чтением слогов и слов, а следовательно, и обучение грамоте.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и прочее.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи решает задачи

• формирования у детей правильного звукопроизношения

 • четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами

 • развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз)

• выработки умеренного темпа речи • формирования правильного речевого дыхания

 • формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.)

• развитие слухового внимания и речевого слуха .

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно. Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:  Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;  Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка;

 Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

 - дидактические игры («Чей домик?») 

 - подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай») 

 - дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)  

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок,

 игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, педагог применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:  

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

  - краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;  

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);  - образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);  

- хоровые и индивидуальные повторения; 

- обоснование необходимости выполнить задание педагога; 

 - индивидуальная мотивировка задания;  -

 совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

 - оценка ответа или действия и исправления;

  - образная физкультурная пауза; 

 - показ артикуляционных движений,

демонстрация игрушки или картинки.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, которые можно тренировать. Для этого существует специальная артикуляционная гимнастика. Очень часто у детей наблюдается недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Для развития двигательных умений важно проводить пальчиковые игры, желательно в сопровождении стихов.

Дыхательные игры и упражнения .Развитие фонематического слуха и восприятия 1. Назовите слова на заданный звук. 1команда – а, р. 2 команда – о, з.

2. Придумайте рифму к слову 1 команда – зайка, подушка. 2 команда – мишка, тропинка.

 3.Физминутка 1. И.п. - встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук [б], хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам.

2. И.п. - основная стойка. На слово со звуком [з] наклон вперед, со звуком [с] наклон назад .

 3. Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком [м] в середине или конце слова.

 4. Подберите слово с наибольшим количеством букв. Рекомендации по работе со скороговорками Формированию правильного произношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки. Как работать над ними:  прочитать скороговорку и показать иллюстрации к ней;

¬  объяснить значение сложных слов;

¬  проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями;

¬  повторить скороговорку три раза подряд в быстром темпе;

¬  взять мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить¬ скороговорку.

 Работу с пословицами рекомендуют начинать как можно раньше. Следует объяснить детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.

игра «Скороговорки» 1 группа (повторят за мной) -Шла Саша по шоссе и сосала сушку

2 группа -Осип охрип, Архип осип.

 3 группа - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Работа с пословицами

С волками жить - по волчьи выть.

 С миру по нитке -нищему рубаха.

Всяк сверчок -знай свой шесток.

Сын леопарда – тоже леопард.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Каков отец, таков и сын.

От осинки не родятся апельсинки.

Верблюда под мостом не спрячешь. ( Шила в мешке не утаишь.

 Бойся тихой реки, а не шумной.( В тихом омуте черти водятся.

 Бойся молчащей собаки

пословицы про дружбу. Без беды друга не узнаешь. Без друга в жизни туго. Берись дружно - не будет грузно. Брат брата не выдаст. Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.. Друг за друга держаться - ничего не бояться. Старый друг лучше новых двух. Язык до Киева доведет будет и скуки. Труд кормит, а лень портит. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет

Задача педагога  заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи старших дошкольников

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности; Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа; Описание новых образовательных ...

“Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха в образовательной деятельности”

Цель игрового занятия: - расширять представление детей об окружающем мире.-формировать фонематический слух.- развивать творческие способности детей и вовлекать их в игровую деятельность.Задачи игровог...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

Обучающие компьютерные игры для развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

АктуальностьРечевое развитие детей в дошкольном возрасте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подб...

Конспект оод. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел«Звуковая и интонационная культура речи» Тема: « Поможем пчелке»

Цель:создание социальной ситуации  развития у детей звуковой и интонационной культуры речи через упражнения со звуком «Ж».Задачи:- создать условия для правильного произношения звука ...

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»...