«Проектирование содержания интегрированной непосредственной образовательной деятельности»
статья на тему

 

Один из важных принципов проектирования интегрированной непосредственной образовательной деятельности – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребёнка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение в интегрированной непосредственной образовательной деятельности придаётся развитию у ребёнка коммуникативных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_soderzhaniya_integrirovannyh_zanyatiy.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад комбинированного вида №60 «Заинька»

   

Консультация для воспитателей:

«Проектирование содержания интегрированной непосредственной образовательной деятельности»

Подготовил: Кузнецова Е. В.

Тамбов,2011г.

Один из важных принципов проектирования интегрированной непосредственной образовательной деятельности – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребёнка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение в интегрированной непосредственной образовательной деятельности придаётся развитию у ребёнка коммуникативных способностей.

Проектирование интегрированных связей как основы межпредметной интеграции можно разбить на четыре основных вида:

  • поурочное;
  • тематическое;
  • курсовое;
  • сетевое.

В рамках дошкольного образовательного учреждения рассматривается сетевой вид проектирования. Он осуществляется на уровне всего ДОУ по определённому циклу. Он имеет форму графика или плана –карты, которые выявляют основные связи учебных тем смежных разделов, показывают узловые темы с наибольшим числом связей с другими разделами.

Рассмотрим проектирование более подробно.

Первое процессуальное звено интеграции – определение целей интегрирования. Постановка цели всегда связана с осознанием необходимости и возможности связать темы, разделы содержания обучения.

Определение целей развития детей на определённый промежуток времени.

В комплексных программах в разных разделах имеются похожие задачи развития:

  • задача «налаживание межличностных, дружеских, партнёрских взаимоотношений» поставлена в разделах: «Социальное развитие», «Игровая деятельность», «Развитие речи»;
  • задачи по освоению пространственных представлений решаются в процессе знакомства с математическими понятиями и имеются в разделах: «Физическое развитие», «Изобразительная деятельность», «Конструктивная деятельность»;
  • временные представления осваиваются детьми в процессе непосредственной образовательной деятельности по математике (знакомство с часами), при ознакомлении с природой (времена года, процесс развития живых организмов), знакомстве с окружающим миром (понятия прошлого, настоящего, будущего, дни недели, месяцы года);
  • освоение понятий «часть-целое» происходит в непосредственной образовательной деятельности по математикой, конструирования, при обучении грамоте (состав слова и предложения) и даже при ознакомлении с художественной литературой.

И хотя в каждом разделе одна и та же задача имеет свою специфику, их решение в небольшом временном промежутке наиболее эффективно, поскольку результат достигается целенаправленно с разных сторон и в разных видах деятельности детей.

При этом имеются задачи, способные дополнять друг друга:

  • знакомясь со средствами связи («Ознакомление с окружающим миром»), дети осваивают нормы речевого общения по телефону («Социальное развитие»);
  • знакомясь с производством одежды («Ознакомление с окружающим миром»), дети учатся поддерживать красоту в своей одежде (культурно-бытовые навыки), осуществляют дизайн детской одежды.

Кроме того, возможно несколько задач развития решать одновременно. В продуктивных видах деятельности, кроме освоения технических навыков, могут решаться:

  • задачи социального развития (если организовать работу в нескольких подгруппах, обучая детей взаимодействию);
  • развития речи (если предложить детям рассказать о своей работе, придумать дальнейшие события);
  • развития игровой деятельности (если с изготовленной поделкой в дальнейшем развернуть игровые ситуации).

Подбор объектов (источников интегрирования)

Если поставлена цель ликвидировать многопредметность, то составляющими интеграции будут, как правило, близкие друг другу области знаний. Если же целью становится ускорение прохождения материала, то чаще всего проводится внутрипредметная интеграция. И только после этого вступают в силу механизмы интеграции – связи и отношения, которые устанавливаются между интегрируемыми объектами согласно структуре и в определённой технологической последовательности.

Моделирование образовательного процесса

Образовательный процесс должен представлять собой взаимосвязанную цепочку обучения  в непосредственной образовательной деятельности и в свободной деятельности (например, к занятию, посвящённому Дню защитника Отечества, можно предварительно почитать художественную и познавательную литературу, просмотреть энциклопедии, рассмотреть слайды, картинки, поиграть в настольные игры с символикой русской армии, армий других стран, а после занятия предложить детям сделать коллективный макет военной базы или изготовить солдатиков, провести спортивный досуг «На полигоне» и др.).

Способ интеграции может быть знаковым, символическим:

  • внешние эффекты, указывающие дошкольнику на важность изучаемого способа деятельности для разных сфер жизни;
  • напоминание, проводимое через заимствованный материал;
  • ожидание узнавания или мнимая ошибка;
  • более сложный способ, не дающий точного указания, в каком направлении искать ответ, и требующий перебора многих известных детям фактов или мыслительных операций.

Для этого педагогам необходимо:

  • согласовать последовательность их изучения;
  • установить срок интегрированной непосредственной образовательной деятельности, по завершении которого могут быть проведены специальные интегрированные диагностики по темам.

При единстве тематики в двух областях объединение содержания одной темы в интегрированную непосредственную образовательную деятельность требует искусного конструирования:

  • выделение  в программе по каждому направлению сходных или единых тем в содержании;
  • продумывание связей между сходными элементами и противопоставления между отличными;
  • единство тем -  предпосылка для более глубокого освоения дошкольниками образовательного материала, поэтому главная цель интегрированной непосредственной образовательной деятельности – научить их рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях и системах.

Наиболее полно проявляется интеграция, когда между областями установлено смысловое соответствие, когда существует центральная идея, объединяющая весь комплекс тем и проблем, рассматриваемых в рамках двух областей:

  • идея прослеживается по всему объёму образовательного материала каждой области, осуществляется поиск её основы, элементов, всех служащих ей звеньев;
  • сравниваются выделенные элементы областей и осуществляется попытка «стянуть» содержание наиболее близких, сопоставимых из них. Это не всегда предполагает сходство тематики, а именно близость идей, эффективность образовательной деятельности по отношению к реализации главной цели интегрированного блока;
  • проводится взаимная перестройка программ таким образом, чтобы все аналогичные элементы существовали в будущем содержании разделов параллельно по времени изучения;
  • выделяются связующие внутренние мотивы в каждой области, выводы, сведения и обобщения, к которым могут прийти дошкольники в результате работы над каждой темой;
  • сверяется содержание программ и определяется, как содержание одной области может помочь в достижении планируемого уровня понимания детьми содержания каждой темы в другой области.

Одним из способов проектирования содержания интегрированной непосредственной образовательной деятельности  может быть аспектный способ, с помощью которого проектируется содержание образования с учётом охвата многочисленных аспектов явления, способствующий обогащению и развитию субъективного опыта ребёнка, формирующий целостное восприятие действительности и развитие таких видов детского опыта, как естественно- научный, социальный, логико – математический, опыт описательной деятельности и эмоционально-чувственный. Специфика данного способа заключается в рассмотрении содержания вышеперечисленных блоков через четыре взаимосвязанных между собой направления:

  1. естественно – научное (биологическое, физико – химическое);
  2. логико-математическое (логические связи, количественные характеристики, аналитико – синтетические аспекты);
  3. эстетические (эстетические характеристики);
  4. социальное (экологические, экономические и правовые отношения).

Структурная целостность содержания образования достигается систематическим усвоением одних и тех же сведений и освоением одних и тех же умений в разных образовательных областях.

Кроме того, в соответствии с принципом синтеза интеллекта, аффекта и действия содержание образования детей должно проектироваться так, чтобы на его основе расширялись и эмоционально – чувственный, и преобразовательно – созидательный опыт, а также опыт социальной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) Тема: «Снеговик и его друзья».

Аннотация: Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» разработан в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной п...

Технологии проектирования в логопедии. Непосредственно - образовательная деятельность с детьми с общим недоразвитием речи. Подготовительная группа "Дифференциация звуков [Р] - [Л]".

НОД в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Дифференциация звуков [Р] - [Л]. Технологии проектирования: развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.Лексическая тем...

Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (средней группы)

Дети дошкольного возвраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельн...

Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (старшая группы)

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, во многом определяют его нравственное развитие детей....

Конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Художественно-эстетическое» Образовательная область «Познание», «Художественное творчество» Тема: «Рябинка для снегирей"для детей второй младшей группы

Интегрированное занятия по художественно-эстетическому направлению по теме «Рябинка для снегирей» проводятся с детьми второй младшей группы, в рамках образовательной области  «Познания» с интегра...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

публикация на тему: Национально-региональное содержание в непосредственной-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений.

Непосредственная - образовательная деятельность, видится нам как интегрированное деятельность педагога и воспитанника, а не предметное занятие, как это было раньше. Практика показала возможным знакоми...