Преодоление моторных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
статья по теме

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой многих мозговых структур.
При дизартрии у детей отмечаются мимические, артикуляционные нарушения в сочетании с нарушением мелкой и общей моторики.
Диагностики и комплексная коррекция моторных функций при дизартрии у детей, предусматривающая мероприятия медицинского и психолого-педагогического плана,  является актуальной, но мало изученной проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mamin_referat_vosstanovlen.docx87.78 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с№38 комбинированного вида п.Молочный Кольского р-она Мурманской области

Преодоление моторных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

                                       

     

 Воспитатель

высшей квалификационной категории

Маркова Р.Б.

Мурманск

2011

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой многих мозговых структур.

При дизартрии у детей отмечаются мимические, артикуляционные нарушения в сочетании с нарушением мелкой и общей моторики.

Диагностики и комплексная коррекция моторных функций при дизартрии у детей, предусматривающая мероприятия медицинского и психолого-педагогического плана,  является актуальной, но мало изученной проблемой.

В первой половине XIX века было сделано важное открытие, сыгравшее определяющую роль в представлениях о механизмах управления движениями. Существенным шагом вперёд стал труд И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", в котором была обоснована рефлекторная природа произвольных движений человека и глубоко раскрыта роль мышечной чувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, её связь со зрительными и слуховыми ощущениями.

           Механизм целенаправленного действия представляет собой сложнейшую функциональную систему. Важнейшие процессы, свойственные ей: включение двигательных автоматизмов; синтез афферентных сигналов для формирования двигательной задачи и создание программы действия; кинестетический контроль и формирование новых моторных автоматизмов.

Он отчётливо обозначил мысль, что произвольные движения человека  по своей сути психомоторные, так как они непременно связаны с таким психическим явлением, как мотив. Это значит, что сначала появляется мысль о необходимости движения и только потом - само движение.

Этим связь движений с психикой не ограничивается. Психика не только детерминирует движение, но и сама проявляется в двигательных реакциях. Психомоторика является объективизацией всех форм психического отражения в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.

Таким образом, психомоторная (или моторная) сфера человека состоит из двух крупных блоков: двигательных умений и двигательных качеств (способностей).

Некоторые авторы, например, В.А. Киселева и А.. Семенович подчеркивают, что речевая моторика  включает в себя два аспекта – мимическую и артикуляционную моторику. В работах Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой и др. термин «артикуляционная моторика» используется как синоним термина «речевая моторика». В рамках данного подхода можно процитировать следующее определение.

Под артикуляционной моторикой Л.С. Волкова подразумевает «совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения». Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (гулением, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений.

Таким образом, при произнесении различных звуков подвижные речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть) занимают строго определенное положение.

В работах, посвященных вопросам моторики и речи, указывается на связь речи и выразительных движений (А.А. Леонтьев), связь между двигательным и речевым анализаторами (А.Р. Лурия), связь особенностей произношения с характером артикуляторных движений ( Г.В. Чиркина, Н.В. Нищева).

Е.М. Мастюкова придавала большое значение тому, что речь тесно связана онтогенетически, анатомически и функционально с двигательной системой. Подчеркивая, что речь оказывается наиболее уязвимой к воздействию различных вредных факторов на центральную нервную систему, она обнаружила у детей с церебральной патологией, на всех этапах их возрастного развития, зависимость между динамикой развития речи моторики.

         Онтогенетические особенности развития двигательных навыков в сфере описаны в исследованиях  Г.Н. Крыжановского, Е.М. Мастюковой, В.И. Селиверстова и др. Эти авторы отмечают, что ребенок рождается с очень небольшим контролем над собственным телом. Чуть позже он научится владеть  им под воздействием силы тяжести, постепенно стабилизировать его  и контролировать движения. Дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов «поиска груди», сосательный, шагания, хватательный, шейно-тонический и др.), которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания. К 4 месяцам некоторые из этих безусловных рефлексов исчезают (например, рефлекс шагания) или превращаются в условные рефлексы. В первые 3 месяца жизни ребёнок выполняет активные непроизвольные движения. На 6-м месяце тонус и координация активности мышц-антагонистов становятся благоприятными для осуществления произвольных движений. В 4 месяца ребёнок может переворачиваться с живота на спину и обратно. Приблизительно в этом возрасте в поведении младенца начинает появляться определённая осмысленность, свидетельствующая о наступлении нового этапа в развитии психомоторики - появления произвольных движений.

В возрасте около 4 месяцев дети могут успешно дотягиваться до предметов, хотя эти попытки ещё довольно неуклюжи. Но особенно важно то, что в возрасте 4-5 месяцев рука ребёнка начинает выполнять роль манипуляторного органа. Развивается зрительно-моторная координация, т.е. осуществление двигательных действий под контролем зрения. Всё это становится возможным лишь при определённом уровне регуляции зрительной функции, которая в течение первых месяцев жизни ребёнка развивается независимо от двигательной. В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, обеспечивающей возможность управления произвольными движениями в пространстве. На 5-м месяце ребёнок может брать предмет двумя руками. В возрасте от 4 до 6 месяцев развивается и произвольная регуляция движения глаз. Это обеспечивает формирование в 5-6 месяцев единой глазодвигательной системы. В возрасте 7-10 месяцев зрительно-моторная координация достигает высокого развития: ребёнок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один привлёкший его внимание предмет с помощью другого.

Начиная с 10-12 месяцев наступает новый качественный скачок в психомоторном развитии ребёнка. Во-первых, к этому времени у него уже достаточно сформирован физиологический базис ходьбы - автоматический шагательный рефлекс, а также умение сохранять равновесие тела, вследствии чего ребёнок начинает самостоятельно и без поддержки ходить. Во-вторых, его игры с предметами приобретают функциональный характер: куклу укачивают, машину катают.

         В период раннего детства продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. К 2 годам большинство детей умеют забираться по ступенькам, ходить спиной вперёд и ударять ногой по мячу. У детей после 2-х лет начинается развиваться контроль в новом аспекте. Левая и правая сторона становятся управляемы двумя противоположными частями мозга: левая часть – правой частью мозга, а правая часть – левой частью мозга. Организация движений вокруг этой средней линии жизненно необходима чтобы научиться различным физическим действиям. Где-то с 18 месяцев до 6 лет  развиваются эти навыки. Многие из этих центров стабилизируют туловище и тренируют обе руки, что необходимо при выполнении таких сложных задач как еда при помощи ложки, открывание двери, застегивание пуговиц, наливание, письмо. Этот процесс называется разработкой  предпочтения в использовании руки. У большинства людей это правая рука, левая рука берет на себя сопроводительную роль.

В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

В 3 года при ходьбе и беге дети ставят ноги уже гораздо ближе друг к другу, передвигаются более плавно, что свидетельствует о повышении у них способности к равновесию тела.

         Четырёхлетние дети могут менять ритм бега, прыгать. Они могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации.

В этом возрасте появляется новый этап в развитии зрительно-моторной координации. В 5 лет 30-50 % детей уже эффективно используют механизм предварительной зрительной афферентации. Функция равновесия в этом возрасте значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.

В возрасте 6-7 лет наблюдается максимальный прирост скорости бега, что обусловлено не только совершенствованием управления движениями, но и ростом нижних конечностей и повышением гибкости суставов. В 6 лет формируется устойчивое умение совершать прыжки, отталкиваясь двумя ногами. Улучшается и тонкая моторика, поэтому дети могут застёгивать и расстёгивать одежду. В 6 лет моторика у детей развита настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности - заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать, кататься на коньках и т.д.

Развитие этих навыков требует тренировки, и главная цель - научится делать это не задумываясь, автоматически.

Отдельного внимания заслуживает развитие речевой моторики.

Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием и проходит ряд качественно разных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов, несмотря на различия языков и культур. Эти звуки являются предшественниками речи. Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течении нескольких лет после рождения в этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются ЦНС. Вредности, ослабляющие развитие, отрицательно сказываются на становление произношения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системы обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, без которого невозможно появление речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Артикуляторная база – это способность приводить органы артикуляции в позиции, необходимые для образования формирования звуков, нормативных для данного языка. В процессе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха и кинестетических ощущений, постепенно находит и сохраняет в памяти те артикуляционные уклады, которые обеспечивают необходимый, соответствующий норме акустический эффект. При необходимости эти артикуляторные позиции воспроизводятся и закрепляются. При нахождении правильных укладов, ребенок должен научиться различать артикуляционные уклады, похожие при произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для образования звуков.         Как правило, ребенок овладевает в полной мере речевой моторикой в возрасте 4-5 лет (к этому возрасту полностью формируется звукопроизношение), а мимические движения, более легкие по своей двигательной программе,  усваиваются в более ранние период развития.

В настоящее время всё двигательное развитие ребёнка рассматривается согласно теории динамических систем: двигательное развитие вовлекает множество отдельных навыков, которые организуются и через какое-то время реорганизуются, чтобы отвечать требованиям определённых задач.

     Существуют различные определения дизартрий, однако в современной литературе выделено следующее определение дизартрии.

«Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное  недостаточностью иннервации речевого аппарата».

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

Этиология  дизартрии как симптоматика  недостаточно изучена. Но как показали исследования последних лет более 80% случаев этой патологии – врожденные нарушения головного мозга, то есть внутриутробные нарушения.

Конкретные причины, приводящие к поражению мозга, могут действовать в различные периоды: пренатальный (основной), натальный и постнатальный.

Но можно выделить некоторые конкретные причины, приводящие к поражению мозга и возникновению дизартрии в пренатальном (основном), натальном и постнатальном периодах.

1) Пренатальный период, то есть дородовой. Наиболее частыми причинами, вызывающими внутриутробное поражение головного мозга, являются: заболевания матери во время беременности (вирусные, инфекционные); у матери сердечно - сосудистая и почечная недостаточность; психические и физические травмы во время беременности; повышенная доза радиоактивности во время беременности; влияние никотина, алкоголя и наркотиков; несовпадение матери и плода по резус-фактору и групповой принадлежности. Влияние этих причин особенно опасно в первый триместр беременности.

2) Натальный период (вторичные факторы, усугубляющие): черепно-мозговые травмы во время родов; кровоизлияние в мозг в результате резкой смены давления (при стремительных родах, при кесаревом сечении); неудачное применение средств родовспоможения (первичная причина).

3) Постнатальный период: перенесенные самим ребенком заболевания (менингит, менинго - энцефалит и другие); черепно-мозговые травмы.

Важно отметить, что неблагополучие пренатального периода часто влечет за собой неблагополучие натального и постнатального периодов.

Наиболее распространенная классификация дизартрии в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О.В. Правдина и др.). Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.  

           Основными симптомами дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Помимо этого в симптоматике дизартрии выделяют речевые и неречевые симптомы. К неречевым относят: массивные нарушения двигательного аппарата или двигательной сферы; нарушение эмоционально-волевой сферы; нарушение познавательной деятельности; своеобразное формирование личности; нарушение артикуляции, дыхания, мышечного тонуса.

Двигательные нарушения проявляются обычно на более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети, как правило, метеозависимы.

В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые дети склонны к реакциям истероидного типа.

Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

К речевой симптоматике относят: нарушение звукопроизношения; нарушение просодической стороны речи; нарушение фонематических функций. Нечеткая, смазанная речь не дает возможности формироваться четкому слуховому образу слова, что в свою очередь еще более усугубляет звукопроизносительные дефекты; нарушение лексико-грамматического строя речи; нарушение чтения и письма.

Таким образом, дизартрии являются наиболее частыми речевыми нарушениями у детей. Клинические особенности и степень выраженности нарушений зависит, прежде всего, от локализации и степени тяжести мозгового поражения.

Следует подчеркнуть, что диагноз ставится совместно врачом и логопедом. К сожалению, практикующие неврологи не уделяют внимания определению формы дизартрии при установке диагноза, ограничиваясь формулировкой «дизартрия» или «стертая форма дизартрии» («дизартрический компонент»).

Таким образом, несформированность психофизиологических предпосылок развития фонетической стороны речи на сенсомоторном уровне, взаимообусловленность речевых и неречевых процессов, особенности структуры и механизмов фонетических нарушений определяют основные направления коррекционного воздействия: развитие речеслухового восприятия и фонематических функций, тонкой и артикуляторной моторики; коррекция нарушений звукопроизношения.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.  Нарушения  речи  многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя  речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

         Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство,  arthroo -  членораздельно  произношу)  -   нарушение   произношения,   обусловленное недостаточной иннервации речевого  аппарата  при  поражениях  заднелобных  и подкорковых отделов мозга.

 Основоположники учения о дизартрии, определяя пути клинико-педагогической реабилитации, рекомендовали комплексный подход в коррекционных мероприятиях.

Этот комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока.

Первый блок — медицинский, который определяет врач-невролог. Кроме медикаментозных средств, назначаются ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и др.

Второй блок — психолого-педагогический. Основным направлением этого воздействия будет развитие сенсорных функций.

Третий блок — логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане.

Реализация комплексного подхода коррекция моторных нарушений у детей с дизартрией будет эффективной при соблюдении следующих условий:

- логопедом ведется работа целенаправленная работа по развитию общей, речевой и мелкой моторики пальцев рук;

- в процессе коррекции принимает участие весь педагогический коллектив ДОУ и родители воспитанников.

                                                                                               

Направления коррекционной работы по развитию моторных функций у старших дошкольников

Блоки

Медицинский

 (на базе медицинского учреждения – детской поликлиники)

Педагогический

(на базе ДОУ)

Направления

медикаментозное лечение

Коррекция речевой моторики

физиопроцедуры

Коррекция общей моторики

массаж (общий)

Коррекция  тонкой моторики пальцев рук

ЛФК

Реализация комплекса мер в рамках педагогического воздействия предусматривает тесное взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса: логопеда, воспитателей, ребенка, родителей, всего педагогического коллектива ДОУ.

Необходимо регулярно проводить комплексы артикуляционной гимнастки, которые широко известны С.Е. Большакова, В.А. Киселева, А.Р. Лурия, Т.В. Волосовец. Артикуляционная гимнастика должна осуществляться как самим логопедом, так и воспитателями группы, родителями с детьми в рамках домашнего задания.

На занятиях логопед и воспитатели должны предлагать детям различные статические и динамические упражнения для развития пальчиковой моторики. Во многих случаях они могут подкрепляться стихотворным текстом В.Б. Галкина, В.П. Дудьев, М.М. Кольцова, И.С. Лопухина, Е.В. Новикова.

Также используются различные дидактические игры (шнуровки, выкладывание букв из палочек, пазлы, штриховки и др. А.Е. Белая, А.Р. Лурия, которые сопровождались речевыми играми.

Занятия по логопедической  ритмике Г.А. Волкова, Н.В. Нищева, О.В. Правдина также необходимы для данного контингента детей. Эти занятия проводятся совместно музыкальным руководителем и логопедом (1 раз в неделю в процесс включается инструктор по физическому воспитанию).

Физминутки на занятиях служат как для физической и психологической разгрузки детей, так и для развития у них двигательных навыков, психических процессов. Обычно физминутка - это упражнения для рук, реже - наклоны или приседания. В работе используются вопросно-ответные игры с мячом,  выполнение команд по инструкции и др.  

На  занятиях логопедом и воспитателями применяется нейропсихологическая методика, разработанная В.А. Киселевой совместно с А.В.Семенович, направленная на коррекцию двигательной сферы дошкольников - дизартриков. Методика предполагает работу в рамках следующих разделов: развитие речевой моторики, развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.

Музыкальные занятия, так же как и физкультурные, способствуют развитию моторной сферы.

Большую пользу приносят занятия, находящиеся в компетенции воспитателей – лепка, конструирование, рисование.

Также логопед проводит коррекционные занятия в виде рекомендаций родителям.

Блоки

Методики

Насыщенность

Двигательная сфера

1. Развитие тактильных ощущений двигательного акта.

2. Развитие кинестетического компонента двигательного акта.

3.Динамическая координация движений.

- Развитие тонкой моторики

- Движения кистями рук

- Движения пальцами рук

-Упражнения, выполняемые двумя руками вместе.

- Движения выполняются одной рукой, другой, затем двумя руками одновременно

Пальчиковые игры

«Пальчики здороваются».

«Кто кого победит».

 «Солнышко».

 «Болото».

Мимические и артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика

- Для мимической мускулатуры

- Для губ

- Для языка

- Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот

Мимические и артикуляционные упражнения

- Мимические упражнения

- Снятие спастичности и уменьшения саливации

- Артикуляционная гимнастика

1. Упражнения для нижней челюсти

2. Упражнения  для губ

3. Упражнения для языка

Развитие пространственных представлений

Синтез пальчиковой гимнастики с артикуляционными упражнениями (по В.А. Ястребовой и О.И. Лазаревой)

- Тренировка нижней челюсти

- Тренировка губных мышц

- Тренировка мышц языка

Физминутка

        

Дети-дизартрики, действительно имеют проблемы в двигательной сфере, поэтому необходима система упражнений по преодолению этих нарушений и реализация комплексного подхода в коррекционно - воспитательном процессе. Одним из важных условий эффективной работы является участие  в процессе коррекции всего педагогического коллектива ДОУ и родителей воспитанников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина., 1975. - 477 с.
  2. Архипова, Е.Ф. Клинико – педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии [Текст]: Учеб.-метод. пособие /Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ:Астрель,2008. – 254 с.
  3. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] / А.Е. Белая. – М.: Владос, 1999. – 48 с.
  4. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления. Сборник упражнений  [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медгиз, 1966. – 234 с.
  6. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: Астрель, 2005. – 141 с.
  7. Винарская, Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика [Текст] / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазова. – М.:Астрель, 2005. – 144 с.
  8. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова. М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. – 173 с.
  9. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] /  Г.А. Власова. - М.: Владос, 2003. – 272 с.  
  10. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: Учеб.-метод. пособие / Г.А. Власова. - СПб. Детство-Пресс  : 2004.- 144 с.  
  11. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. –М.: Лабиринт, 1966. – 416 с.
  12. Гаврина, С.Е. Тренируем руку: рабочая тетрадь [Текст] / С.Е. Гаврина. – М.: Росмэн-Пресс, 2001. – 20 c.
  13. Галкина, В.Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов [Текст] /  В.Б. Галкина. //Дефектология. – 1999. - №3. С.37
  14. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольником [Текст] / Г.Г. Голубева. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2000. -    62 с.
  15. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкина. – М.: Просвещение, 1990. -  370 с.
  16. Зайцева, Л.А., Зайцев, И.С., Левяш, С.Ф., Ясова, И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция [Текст]: Учеб.-метод. Пособие / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.  
  17. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте [Текст] / Пер. с чеш. Е.О. Соколовой. // Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского. – М.: Медгиз, 1962 – 299 с. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова - СПб. : Союз, 2001. - 224 с.
  18. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова - СПб. : Союз, 2001. - 224 с.
  19. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. [Текст ] /  В.А. Киселева. – М.: Школьная пресса, 2007  –  48 с.
  20. Кольцова, М.М., Рузина, М.С. Ребенок учится говорит [Текст] Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: МиМ , 1998.  – 190с.
  21. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста [Текст]: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнева. - СПб.: Речь, 2006 378. с .
  22. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999.  - 287 с.
  23. Логопедическая служба: проблемы, поиск [Текст] – Мурманск, 2000.
  24. Логопедия [Текст]. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. Ч.2.: Ринолалия. Дизартрия  / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2006. -  303 с.
  25. Лопатина, Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]/ Л.В. Лопатин. // Дефектология. – 2003. - №5. - c. 45-51.
  26. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии). [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Питер, 2001. 190 с.
  27. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учеб. пособие [Текст] / Л.В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2004. – 191 с.
  28. Лопухина, И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. [Текст] / И.С. Лопухина - 2-е изд. ─ СПб.: Корона принт, 2004 . ─ 128с.
  29. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. [Текст] / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / А.Р. Лурия — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
  30. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Владос, 1997. – 304 с.
  31.  Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.
  32. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. [Текст] /  Н.В. Нищева.– СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 112 с.
  33. Новикова, Е.В. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки: Наглядно-практическое пособие [Текст] / Е.В. Новикова. - М.:  «Изд. Гном и Д», 2004. - 80 с.
  34. Новиковская, О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников [Текст] / О.А.Новиковская. – М.: Детство-Пресс, 2002. -  48 с.
  35. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.:  М.: Издательский центр "Академия",2002.  - 200 с.
  36. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Педагогика, 2002. - 240 с.
  37. Правдина, О.В. Логопедия [Текст]  Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 1973. – 272 с.  С84
  38. Правдина - Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии [Текст] / Е.Н. Правдина – Винарская. - М.: Просвещение, 1973. – 283с.
  39. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О.Г. Приходько. – СПб.: КАРО, 2008. – 157 с.
  40. Хрестоматия по логопедии [Текст] / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. - М.: Владос, 1997. - С.227-228, 238- 243.
  41. Рожкова, Л.А., Переслени, Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики [Текст] / Л.А. Рожкова, Л.И. Переслени. // Дефектология. – 2001. - №4. - С.4.

  1. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ И КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА.

 ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА

Начинаем с обучения ребенка приемам самомассажа рук. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

•  «Пунктиры». Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

•  «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

•  «Утюжок».  Исходное положение (И.п.) то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

•  «Каток». И. п. то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая ее. То же для другой руки.

* Упражнения, помеченные этим значком, выполняются в комплексе.

• «Буравчик». И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.

• «Краб». И.п. то же, пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

• «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.

• «Спиральки». Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.

После выполнения самомассажа можно приступать к следующим упражнениям.

1. «Горячо - тепло - холодно». Ребенок должен на ощупь сравнить и определить степень нагрева предметов (грелка - лед - мягкая игрушка - металлическая ложка...).

2. «Найди, из чего сделано». Ребенок вначале ощупывает 3-5 игрушек с различной фактурой поверхности, затем кусочки материалов, из которых сделаны игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.

3. «Бассейн для пальчиков». В большую коробку с бортиками высотой 7-8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис) и поместить несколько предметов, различных по форме и величине, знакомых ребенку. Он должен опустить кисти рук в «бассейн», найти предметы, ощупать их и назвать.

4. «Волшебный  мешочек».   1-й  вариант.   Ребенок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:

а)  бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо...);

б)  мелкие игрушки; в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (наждачная, бархатная бумага, плотная фольга); г) буквы и цифры, различные по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними). 2-й вариант. Ребенку предлагается ощупать предмет одной рукой, затем: а) рассмотреть рисунки предметов и выбрать из них такой же; б) нарисовать такой же предмет; в) выбрать среди других такой же предмет одной, затем другой рукой.

2. РАЗВИТИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА

 ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА

Движения кистями рук

Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и наконец двумя руками одновременно.

1.  Катание мяча (теннисного мячика) по наклонной плоскости ладонью.

2. Сжимание резиновых игрушек, наполненной водой спринцовки (с заданным направлением воздушной или водной струи).

3. Ударять по воздушному шару, подвешенному к потолку (кулаком, ладонью, указательным пальцем).

4. «Веселые маляры». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

5. «Трусливый зайка». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

6. «Курочка пьет воду». Локти опираются на стол, все пальцы вытянуты и собраны в «клювик», производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

7. «Гусь». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, остальные прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

8. «Петушок». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы образуют «клювик», остальные уложены на указательный палец, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

9. «Погладим котенка». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями по направлению влево-вправо.

10. «Коза бодатая». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению влево-вправо.

11. «Флажок». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который оттопырен и направлен вверх, производятся движения кистями по направлению влево-вправо.

12.«Хорошо- плохо». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который оттопырен и направлен вверх — «хорошо», затем вниз — «плохо».

13. «Осы». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по кругу.

Движения пальцами рук

Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

1.«Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем по кругу - жук летит. Аналогично упражнение проводится с другими пальцами.

2. «Змея». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем, имитируя движения змеи. Аналогично упражнение проводится с другими пальцами.

3. «Зайчик». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и направлены вверх, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами - зайчик шевелит ушками.

4. «Коза».  Локти  опираются  на  стол,  указательный палец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные пальцы плотно прижаты к ладони,

движения производятся вытянутыми пальцами - козлик бодается.

5. «Козлик». Локти опираются на стол, большой палец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами - козлик бодается.

6. «Кошка». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и слегка согнуты, средний и безымянный пальцы плотно прижаты большим к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами - ушки шевелятся.

7. «Бочонок». Локти опираются на стол, пальцы, кроме большого, плотно прижаты друг к другу и смыкаются с ладонью, движения производятся большим пальцем - бочонок открывается - закрывается.

8. «Цветок».  Локти   опираются  на   стол,   пальцы плотно прижаты друг к другу, ладонь направлена вверх, пальцы медленно раскрываются.

9. «Лягушка». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный пальцы плотно прижаты к ладони, большой палец приложен к ним горизонтально. Движения производятся указательным пальцем и мизинцем - лягушка спит - проснулась.

10.  «Крокодил». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный пальцы вытянуты вперед, большой палец прижимается к ним снизу - пасть. Движения производятся вытянутыми пальцами - крокодил «кушает».

11.  «Улитка». Положить руки на стол, поднять указательный и средний пальцы, остальные плотно прижаты к столу. Поднятые пальцы двигаются - улитка шевелит рожками.

12.  «Сова». Локти опираются на стол, указательный, средний и безымянный пальцы согнуты так, чтобы подушечки были прижаты к основанию пальцев, большой палец и мизинец оттопырены в стороны. Ими производятся движения - сова летает.

Дополнительно можно использовать перебирание круп, пуговиц, бусинок и т.д.; шнуровку; работу с пластилином, глиной, ножницами; оригами.

Упражнения, выполняемые двумя руками вместе

1. «Ковшик». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы прижаты к указательным пальцам.

2. «Пароход». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы оттопырены вверх — труба парохода.

3. «Гнездо с яйцами». Обе руки соединены в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опущены внутрь.

4. «Крыша дома». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук плотно прижаты и соприкасаются подушечками, кисти максимально раздвинуты.

5. «Скворечник». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук немного согнуты и соприкасаются подушечками, большие пальцы загнуты внутрь ладоней.

6. «Очки». Локти опираются на стол, пальцы обеих рук собраны в кольцо и соединены.

7. «Ворота». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, подушечки среднего и безымянного пальцев обеих рук соединены, указательные пальцы и мизинец выпрямлены, большие пальцы плотно прижаты к указательным.

8. «Мостик». Локти опираются на стол, средний, безымянный пальцы и мизинец обеих рук плотно прижаты и соединяются горизонтально подушечками, указательные пальцы вытянуты вверх, большие пальцы прижаты к ним.

9. «Корни». Локти опираются на стол, ладони прижаты тыльной стороной, пальцы опущены вниз.

10.  «Мельница». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук вытянуты и переплетены. Движения производят вытянутыми пальцами, не расцепляя их - мельница работает.

11.  «Корзинка». Ладони направлены к себе, пальцы обеих рук переплетены внутрь ладоней, большие пальцы замкнуты в кольцо.

12.  «Колокольчик». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук переплетены, средний палец правой руки опущен вниз — язычок колокольчика.

3. ДИНАМИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

1. «Кулачок». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца.

2. «Здравствуй, пальчик». Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большому подушечками - здороваются.

3. «Человечек бегает». Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.

4. «Бинокль». Локти опираются на стол, ладони подняты вверх, большие пальцы соединены горизонтально. Остальные пальцы, начиная с указательного поочередно приставляют к большим (движения рук могут быть как одновременные, так и последовательные) до образования «бинокля».

5. «Мишка косолапый». Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх - голова  медведя.   Выполняют  движения  поочередно большим и указательным пальцами - безымянным и мизинцем, как бы имитируя походку медведя.

6. «Игра на рояле». Ладони лежат на столе в позе пианиста (пальцы слегка согнуты). Попеременно постукивают первым - вторым, первым - пятым пальцами.

7. «Краб». Ладони направлены вниз, пальцы переплетены внутрь, большие пальцы направлены к себе.

«Краб» движется по столу влево-вправо путем поочередной перестановки большого пальца правой руки - остальных пальцев правой руки - большого пальца левой руки - остальных пальцев левой руки.

4. РАЗВИТИЕ РЕЦИПРОКНОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК

1.  «Стул». Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты. Правая рука согнута в кулак и приставлена к нижней части ладони левой руки, затем положение рук меняется.

2. «Стол». Левая рука, согнутая в кулак, ребром стоит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху левую. Затем положение рук меняется.

3.   «Указатель». Локоть левой руки опирается на стол, ладонь повернута к себе, пальцы сложены в кулак, большой палец отставлен в сторону. Правая рука выпрямлена, ладонь вниз, пальцы плотно прижаты. Пальцы правой руки прикасаются в горизонтальном положении к основанию мизинца левой руки. Затем положение рук меняется.

4.  «Птенцы». Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх. Правой рукой обхватываем пальцы левой. Затем положение рук меняется.

5. «Прятки». Локти опираются на стол, ладони прижаты тыльной стороной. Левая рука согнута в кулак и находится сзади правой (прячется), ладонь правой руки выпрямлена. Затем положение рук меняется.

6.  Рисование. Одновременно одной рукой рисуют крути, другой - квадраты.

7.   Имитация игры на рояле,  гитаре, балалайке, скрипке и т.д.

Детям второй и третьей групп (со средней и выраженной тяжестью нарушений) рекомендуем на 2-м и 3-м этапах добавить «Разноцветные прищепки». Пластмассовые прищепки закрепляются во время выполнения упражнений на пальцы рук продолжительностью от 3 до 10 минут по схеме:

1—3-й день - большой палец;

4—6-й день - большой и указательный пальцы;

7-й день - большой, указательный и средний пальцы;

10-12-й день - большой, указательный пальцы;

13—15-й день - большой палец.

В дни, не указанные в схеме, прищепки прикреплять не надо.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

        

  • Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе. (Затем правой рукой; обеими руками.)
  • Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).
  •  «Пальчики здороваются».

Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.

  •  «Кто кого победит».

Соединить кисти рук перед собой. Поочередно производить поджимы рук вправо, влево. Пальцы правой (левой) руки широко развести, свести, снова развести, удержать в течение 2-3 секунд.

  •  «Солнышко».

Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

  • «Болото».

Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца.)

Раздел 2.  Мимические и артикуляционные упражнения.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Для мимической мускулатуры

  • “Рассердились” – нахмурить брови.
  • “Удивились”   - поднять брови вверх.
  • “День” - “Ночь ” – спокойно открыть и закрыть глаза.
  • “Толстячки ”- надуть щеки.
  • “Худышки” – втянуть щеки.
  • “Толстячки ”- “Худышки” – сначала надуть, затем втянуть щеки.

Для губ

  • “Птенчик”, “Окошко” - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  • “Улыбочка” - губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.
  • “Заборчик” - губы выдвинуты вперед длинной трубочкой.
  • “Хоботок” - сомкнутые губы вытянуть вперед.
  • “Бублик”, “Рупор” - зубы сомкнуты. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.
  • “Заборчик”, “Бублик”, “Улыбочка”, “Хоботок” - чередовать положение губ.
  • “Кролик” - зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.
  • “Расческа” - “причесывать” верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, “причесывать” нижними зубами верхнюю губу.

Для языка

  • “Автомат”, “Пулемет” - рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: “т - т - т”. Убыстрять постепенно темп.
  • “Барабанщик”, “Дятел” - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: “д - д - д”.
  • “Вкусное варенье” - рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  • “Веселая змейка” - высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот.

Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот

  • “Гармошка” - рот закрыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.
  • “Грибок” - рот открыть. Язык присосать к небу.
  • “Индюк” - приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: “бл - бл…” (как индюк болбочет).
  • “Иголочка”, “Стрелочка”, “Жало” - рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.
  • “Качели” - рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  • “Катушка” - рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатить” вперед и убрать вглубь рта.
  • “Ковшик”- рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести “ковшик” в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.
  • “Лопатка” - рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
  • “Лошадка” - улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
  • “Маляр” - рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого неба.
  • “Непослушный язычок” - приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: “пя - пя - пя…”
  • “Оближем губки”, “Киска облизывается” - рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
  • “Почистим зубки” - рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.
  • “Посчитаем нижние зубки” - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть не двигается.
  • “Почистим нижние зубки” - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
  • “Приклей конфетку” - положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.
  • “Ступеньки” - приоткрыть рот, широким концом языка “обнять” верхнюю губу - это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы - это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам - третья.
  • “Трубочка”, “Желобок” -  рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.
  • “Футбол”, “Спрячь конфетку” - сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.
  • “Часики”, “Маятник” - рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  • “Шмель” - рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: “дзззз”, “джжж”.
  • “Язык - силач” - слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.
  • “Язычок на балкончике” - приоткрыть рот, широким концом языка “обнять” верхнюю губу.
  • “Язычок сушит хвостик” - язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.

МИМИЧЕСКИЕ И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Мимические упражнения

Перед выполнением упражнений проводится массаж (самомассаж) лица. Теплыми 2, 3, 4-м пальцами, сложенными вместе, погладить лицо в направлениях: от основания шеи к подбородку, начиная со средней части шеи, от середины подбородка к мочкам ушей, от уголков губ к козелкам ушей, от носа к вискам, от середины лба к вискам. Затем в этих же направлениях проводится разминание, пощипывание, похлопывание. Заканчивается массаж легкими похлопываниями лица подушечками четырех пальцев.

Затем выполняются мимические упражнения, как то: нахмурить лоб, брови, зажмурить оба, один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую и др.

Снятие спастичности и уменьшение саливации

Работу логопеда значительно усложняет повышенное слюнотечение у ребенка со стертой формой дизартрии. Комплекс упражнений для снятия спастичности и уменьшения саливации желательно включать в работу, предваряя артикуляционные упражнения, с тем чтобы к моменту начала выполнения артикуляционной гимнастики не возникало дополнительных трудностей.

•  Массаж мягкого нёба - поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твердого и мягкого нёба от верхних резцов до Uvula для получения выраженного глоточного рефлекса.

•  Прикладывание кусочка льда по контуру губ (6 точек) (рис.). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты.

•  Полоскание полости рта с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника (предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребенка аллергии).

•  Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселем, кефиром, густым киселем.

Рис.  Точки на верхней и нижней губе для прикладывания льда

•  Запрокинув голову, имитировать полоскательные движения.

•  Запрокинув   голову,   имитировать  жевательные движения.

•  Запрокинув голову, позевывать.

•  Положить на кончик языка хлебный шарик (измельченные витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательное движение.

•  Произнесение гласных а, э, и на твердой атаке: а а а; э ээ; и и и;

аэ аэ аэ; эа эа эа; аи аи аи; эй эй эй; аэи аэи аэи.

•  Массаж по точкам. Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течение 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты — с открытым ртом, 2,5 минуты - с закрытым) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично).

Артикуляционная гимнастика

У каждого логопеда в арсенале имеется большой запас различных артикуляционных упражнений. Можно дополнить их упражнениями, заимствованными из актерской практики.

1. Упражнения для нижней челюсти

•  Подбородок - в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик языка находится у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. На счет «два» фиксируется открытое положение рта. На счет «три» рот закрыт. Упражнение повторяется шесть раз подряд. Необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась.

•  И.п. то же. На счет «один» челюсть выдвигается вперед; на счет «два» челюсть принимает исходное положение; на счет «три» челюсть опускается на счет «четыре» челюсть выдвигается вперед; на счет «пять» челюсть принимает исходное положение. Движения повторяются 4-5 раз в медленном темпе.

•  И.п. то же. На счет «один» челюсть опускается; на счет «два» челюсть двигается вправо (рот раскрыт); на счет «три» челюсть снова опускается; на счет «четыре» челюсть движется влево; на счет «пять» челюсть опускается, на счет «шесть» челюсть движется вперед; на счет «семь» челюсть возвращается в исходное положение. Движения повторяются 2-3 раза в медленном темпе.

2. Упражнения для губ

Перед проведением упражнений необходимо сделать массаж губ.

•  Поместим оба указательных пальца на верхнюю губу (точки, расположенные с обеих сторон между уголком рта и серединой губы). Выполняем поглаживающие

движения двумя пальцами одновременно в направлении к середине губы (4-5 раз). То же на нижней губе.

•  И.п. тоже. Выполняем поглаживающие движения в направлении вверх, обнажая десны (4-5 раз). То же на нижней губе (направление вниз).

•  Поставим указательные пальцы на уголки рта. Растягиваем губы в стороны («улыбка»), собираем губы вместе («хоботок»).

•  Губы находятся в обычном расслабленном положении.  Выполняем легкие пощипывания сначала верхней, затем нижней губы указательным и средним пальцами обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.

•  И.п. то же. Выполняем легкое постукивание обеих губ указательным и средним пальцами обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.

•  И.п. то же. Производим легкие поглаживающие движения обеих губ указательным и средним пальцами обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.

После проведения массажа можно переходить к упражнениям (движения повторяются 4-5 раз), начиная с удержания статической позы «улыбка», «трубочка», «хоботок» в течение 3-10 секунд.

Обхватить губами салфетку, стараться помешать вынуть ее изо рта.

•  И.п. - рот закрыт, зубы сомкнуты, губы в обычном положении. Поднять и опустить верхнюю губу на счет «раз, два». То же с нижней губой.

•  И.п. то же. Одновременно на счет «раз» поднять верхнюю губу, опустить нижнюю; на счет «два» опустить верхнюю губу, накрыть ее нижней.

•  И.п. то же. На счет «один» нижняя губа опускается, обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; на счет «два» нижняя губа возвращается в исходное положение.

•  И.п. то же. Нижние зубы касаются верхней губы и легко поглаживают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

•  И.п. то же. На счет «один» собрать губы в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо; на счет «три» — вперед; на счет «четыре» - влево.

•  И.п. то же. Губы собрать в «пятачок», делать круговые движения по часовой стрелке и в обратную сторону.

•  И.п. - губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются и рот широко открывается.

3. Упражнения для языка

Начинаем с выполнения статических упражнений «язык за зубами, рот открыт», «лопаточка», «чашечка» и др. Далее переходим к выполнению упражнений по развитию динамической артикуляции (упражнения выполняются 4-5 раз).

•  И.п. - рот открыт,  язык лежит плоско,  кончик языка у нижних передних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «два» - внутренней стороны правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

•  И.п. - рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне нижних зубов. При толчке от корня язык своей средней частью должен сомкнуться с альвеолами верхних зубов, сохраняя положение кончика языка, от чего образуется щелчок.

•  И.п. - губы улыбаются, кончик языка находится между неплотно сжатыми зубами. С усилием проталкиваем язык сквозь зубы, стараясь продвинуть как можно дальше, и втягиваем его обратно.

Раздел 3.  Развитие пространственных представлений.

СИНТЕЗ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

С АРТИКУЛЯЦИОННЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения челюсти и языка.

Так как упражнения такого типа, в которых органично сочетается движение артикуляционного аппарата и кистей рук (сначала одной, затем обеих одновременно), нигде не описаны, то в пособии именно на этих упражнениях акцентируется внимание педагогов.

Тренировка нижней челюсти

Упражнение  1.1

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт (счет ведется про себя). Показ кистью руки: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

2. Тренировка губных мышц

Упражнение 2.1

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.

На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует — нужно больше тренировать их в движении вперед). Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва. Кисть руки — все пальцы собраны в щепоть, на «два» — пальцы врозь.

Упражнение 2.2

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо, на счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед, на счет «четыре» «пятачок» двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются три-четыре раза. Кисть руки — все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

Упражнение 2.3

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения; вправо, вниз, влево, вверх. Повторить этот круг три-четыре раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева направо. Кисть руки — все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

Упражнение 2.4

Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна, ладонью вверх, двигаются только пальцы. Ладонь вниз, двигаются только пальцы.

3. Тренировка мышц языка

Упражнение 3.1

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов). Упражнение повторяется четыре-шесть раз. Кисть руки - движения ладонью вверх, вниз.

Упражнение 3.2

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» — внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются три-четыре раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки — двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак.

Упражнение 3.3

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить три-четыре раза. Кисть руки — пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу.

Упражнение 3.4

Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка не подворачивается. Кисть руки — большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком.

Упражнение 3.5

Это упражнение дается для тренировки небной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик — у нижних передних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос, опускать нижнюю челюсть до максимально глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Кисть руки - ладонью вниз параллельно столу. Когда опускается нижняя челюсть — пальцы собираются в «бинокль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.

Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его усп...

Профилактика и преодоление фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс несложных упражнений, приведенных в статье, позволит родителям, воспитателям и логопедам решить проблемы, связанные с фонетическими нарушениями у детей старшего дошкольного возраста и являютс...

План логопедических занятий по развитию моторной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Данный материал поможет правильно и поэтапно провести индивидуальное занятие по постановке свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией....

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»

Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...

Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В последние годы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) становится все больше и им следует оказывать специализированную помощь. У детей наблюдается низкий уровень активного слова...