Использование дидактических игр и упражнений в преодолении лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНРIII уровня( описание опыта работы)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Использование дидактических игр и упражнений в преодолении лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Таран Оксана Викторовна
Описание опыта работы
Тема методической системы: «Использование дидактических игр и упражнений в преодолении лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Актуальность
Тема преодоления лексических нарушений у детей логопедической группы достаточно актуальна, так, как недостаточное овладение лексической стороной речи приводит к многочисленным неточностям в речи ребёнка.
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра. Поэтому для развития лексической стороны речи считаю более эффективным -использование дидактических игр.
Цель работы: Простроить систему работы по преодолению лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использования дидактических игр.
Задачи работы:
- Выявить особенности лексического развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
- Подобрать и систематизировать дидактические игры и упражнения для преодоления лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР для работы в группе детского сада.
- Простроить работу с родителями для выполнения домашних рекомендаций по преодолению лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Провести вторичное диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР .
- Анализ полученных результатов и обобщение выводов.
Предполагаемый результат:
Использование дидактических игр и упражнений способствует:
- расширению объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированию познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
-преодолению лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОРН;
-развитию речи в целом.
Этапы реализации:
Подготовительный:
Изучение литературы по данной теме.
Планирование предстоящей деятельности.
Практический:
Пополнение кабинета информационными и дидактическими материалами.
Разработка перспективно-тематического плана коррекционной работы в группе с дидактическими играми и упражнениями, направленными на преодоление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Составление конспектов занятий по развитию речи, направленных на преодоление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей, направленных на преодоление лексического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Итоговый:
Создание картотеки «Дидактические игры и упражнения» направленной на преодоление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Подведение итогов, представление опыта работы на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №1» г.Калачинска
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ
Для изучения лексического развития детей логопедической группы провела диагностическое обследование. Для диагностирования мною была
использована методика Г.А.Волковой (приложении 1).
Все данные по результатам диагностики были занесены в таблицу (приложение 2). Анализ полученных данных показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточная сформированность лексического строя по всем исследуемым параметрам.
Результаты диагностического исследования показали необходимость внесения изменений в своей работе в плане развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для преодоления лексических нарушений у детей логопедической группы, использовались дидактические игры т.к в дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
Коррекционная работа представлена в двух направлениях:
- Использование дидактических игр и упражнений в группе;
- Работа родителей с детьми.
В ходе работы использовала разнообразные методы и приёмы обучения:
- словесные (беседа, пояснения, разъяснения);
- практические (упражнения, выполнение определённых действий);
- наглядные (показ действия, действия по подражанию, по образцу).
Мною были составлены:
- перспективно-тематический план коррекционной работы в группе в который включены дидактические игры и упражнения (Приложение 3).
- методические рекомендации для воспитателя (Приложение 4).
- конспекты занятий по развитию речи, направленные на преодоление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы (см. приложение 5).
Для получения наиболее эффективного результата в формировании лексической стороны речи детей необходимо совмещать работу, проводимую в детском саду, с индивидуальной работой в семье, т.е. необходима преемственность в работе детского сада и семьи.
В связи с этим простроена работа с родителями для выполнения домашних рекомендаций по развитию речи ребёнка (см.приложение 6).
Для выявления уровня сформированности лексического строя речи у детей логопедической группы после специально организованного обучения с детьми была проведена диагностика, в ходе которой определены изменения в пассивном и активном словаре детей логопедической группы. Результаты обследования лексического строя речи у детей логопедической группы после проведённой работы (смотри приложение 7).
Результаты показали, что:
- Дети стали подбирать антонимы к более широкому кругу слов; улучшились показатели в подборе определений к существительным, согласовании их в числе, роде;
- расширился активный словарь;
- значительных успехов достигли в образовании множественного числа существительных, в формировании понятия «синоним».
- в формировании понятия «синоним».и т.д.
В целом результаты выполнения заданий подтверждают определённую положительную динамику в обогащении, уточнении и расширении лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР .
Таким образом, осуществляя целенаправленную работу с учётом целей, задач, содержания каждого направления деятельности воспитателя у детей логопедической группы произошёл качественный сдвиг в развитии словарного запаса речи.
Система работы по развитию речи детей посредством использования дидактических игр представлена на педагогическом совете МДОУ «Детский сад №1» и рамках «Педагогический экспресс-2012» .
В перспективе планирую использовать опыт включения дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей логопедической группы, для предупреждения дисорграфии у детей при обучении в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление моторных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой ...
Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.
Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его усп...
Использование дидактических игр и упражнений по формированию воздушной струи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одн...
Профилактика и преодоление фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Комплекс несложных упражнений, приведенных в статье, позволит родителям, воспитателям и логопедам решить проблемы, связанные с фонетическими нарушениями у детей старшего дошкольного возраста и являютс...
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»
Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы.
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы....