Беседа-практикум "Балалайка-душа русского народа"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Зиновкина Лариса Ивановна

Беседа – практикум «Балалайка – душа русского народа»

 

Цель:
- Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.

Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать сенсорные способности и  звуковысотный  слух;

развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;

         воспитывать любовь и интерес к музыке

 

     23 июня в России отмечается день балалайки. Пожалуй, сложно придумать более русский инструмент, при его звуках хочется пуститься вприсядку или запеть частушки. А для иностранцев это волшебное слово «ба-ла-лай-ка» олицетворяет открытость и непостижимость русской души. Хотя изначально этот инструмент, может быть, и не был таким русским.

    Дело в том, что музыкальные историки расходятся в теориях возникновения балалайки. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что она произошла от домбры, третьи предполагают, что она заимствована у татар. В любом случае первое письменное упоминание о балалайке более 330 лет назад.

     Судьба этого самого русского инструмента сложна и неровна, как и судьба самой России. При царе Алексее Михайловиче балалайки сжигались, и любители поиграть на ней ссылались в Малороссию. После того как прошли эти репрессии было время народного признания и любви, когда даже придворные музыканты играли на ней, правда и этот всплеск популярности, вскоре сменился забвением, и в середине 18 века ее вытеснила иностранная гармоника.

    Окончательное признание и слава русского народного инструмента пришла к балалайке благодаря помещику Василию Андрееву, который усовершенствовал инструмент, сконструировал «семейство» балалаек от больших до малых: приму, альт, пикколо, бас. Более того Андреев был настолько воодушевлен и «влюблен» в инструмент, что для того, чтобы популяризовать его, он начал обучать игре на балалайке солдат петербургского гарнизона. Увольняясь в запас, каждому обученному им солдату выдавалась балалайка. Так она снова зазвучала по всей России. балалайках.

    Инструмент не зря получил статус народного. Корень в слове «балалайка» такой же, как и в «балакать», т.е. ненавязчиво говорить. Музыкальное изделие и впрямь чаще всего выступало в качестве аккомпаниатора для досуга крестьян.

    К сожалению, теперь балалайка – инструмент экзотического народного прошлого, обучаются играть на которой единицы.

    Будем верить и мы, что пережив все взлеты и падения, русская балалайка не будет забыта, ведь даже первые звуки этого инструмента вызывают улыбку и трогают душу, наверное, поэтому балалайку и называют душой русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balalayka_-_dusha_russkogo_naroda.docx13.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Беседа – практикум «Балалайка – душа русского народа»

Цель:
- Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.

Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать сенсорные способности и  звуковысотный  слух;

развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;

воспитывать любовь и интерес к музыке

23 июня в России отмечается день балалайки. Пожалуй, сложно придумать более русский инструмент, при его звуках хочется пуститься вприсядку или запеть частушки. А для иностранцев это волшебное слово «ба-ла-лай-ка» олицетворяет открытость и непостижимость русской души. Хотя изначально этот инструмент, может быть, и не был таким русским.

Дело в том, что музыкальные историки расходятся в теориях возникновения балалайки. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что она произошла от домбры, третьи предполагают, что она заимствована у татар. В любом случае первое письменное упоминание о балалайке более 330 лет назад.

        Судьба этого самого русского инструмента сложна и неровна, как и судьба самой России. При царе Алексее Михайловиче балалайки сжигались, и любители поиграть на ней ссылались в Малороссию. После того как прошли эти репрессии было время народного признания и любви, когда даже придворные музыканты играли на ней, правда и этот всплеск популярности, вскоре сменился забвением, и в середине 18 века ее вытеснила иностранная гармоника.

Окончательное признание и слава русского народного инструмента пришла к балалайке благодаря помещику Василию Андрееву, который усовершенствовал инструмент, сконструировал «семейство» балалаек от больших до малых: приму, альт, пикколо, бас. Более того Андреев был настолько воодушевлен и «влюблен» в инструмент, что для того, чтобы популяризовать его, он начал обучать игре на балалайке солдат петербургского гарнизона. Увольняясь в запас, каждому обученному им солдату выдавалась балалайка. Так она снова зазвучала по всей России. балалайках.

Инструмент не зря получил статус народного. Корень в слове «балалайка» такой же, как и в «балакать», т.е. ненавязчиво говорить. Музыкальное изделие и впрямь чаще всего выступало в качестве аккомпаниатора для досуга крестьян.

К сожалению, теперь балалайка – инструмент экзотического народного прошлого, обучаются играть на которой единицы.

Будем верить и мы, что пережив все взлеты и падения, русская балалайка не будет забыта, ведь даже первые звуки этого инструмента вызывают улыбку и трогают душу, наверное, поэтому балалайку и называют душой русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...