беседа о прочитанной сказке Т. Лепехиной «Душа сада».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
познакомить детей со сказкой Т. Лепехиной «Душа сада»; вывести этическую формулу великодушия, ее слагаемые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_prochitannom_v.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа о прочитанном в
подготовительной к школе группе
Тема: постижение понятий «Душа» и «Великодушие».
(культурологическое размышление по сказке Т. Лепехиной «Душа сада»).
Цель : познакомить детей со сказкой Т. Лепехиной «Душа сада»; вывести этическую формулу великодушия, ее слагаемые.
Материал: сказка Т. Лепехиной «Душа сада», ветка яблони с проклюнувшимися листочками; запись произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов; Цветы синего, розового и кипенно- белого цвета, яблоко; три иллюстрации с изображением яблони в разное время года.
Ход занятия:
Давным- давно, еще до того, как появился человек, на Земле поселилась Любовь. До сих пор она согревает всех живущих. Давайте и мы подарим друг другу искорку добра и любви. Я думаю, именно любовь поможет нам на занятии. А поговорить сегодня я хочу о необычном.
Ребята, слушая сказки, народные песни, мы часто встречаем слово «душа». Что такое «душа»?
- Это доброе чувство человека.
- Это то, что находится внутри человека (другие высказывания детей).
Действительно, душа – это мир чувств человека, его внутренняя суть. А какой может быть душа?
- Красивой, доброй, отзывчивой.
- Черной, злой (другие высказывания детей).
Сегодня мы встретимся с особой, редко встречающийся, душой. Самой прекрасной, имя которой - Великодушие. Поможет нам в этом сказка Т. Лепехиной «Душа сада».
(эмоциональное чтение сказки)
- Понравилась вам сказка? Можете вы сказать какая душа у садовника?
- Давайте все вместе поразмышляем над вопросом, что же вбирает в себя понятие - «великодушие». Как вы думаете, у садовника душа была доброй? В чем проявлялась доброта юноши?
- В любви.
- В заботе о своем саде.
- Да, велика сила его любви. Но сказать, что душа садовника просто добрая и милосердная, это очень мало. Давайте постараемся увидеть главную особенность его души – великодушие. Вслушайтесь, слово- то какое – «ве- ли- ко – ду - шие», «великая душа». Есть в нем что-то такое, что не встречается ни в добре, ни в милосердии.
-Чем пожертвовал юноша во имя жизни всех садов? Почему так тихо и пусто стало у него на душе?
- Исчезла надежда на то, что он еще раз встретит Душу сада.
-Как вы считаете, легко ли ему было пойти на такое самопожертвование? Помните, как в сказке сказано о том, как изменились его глаза?
- Из голубых они стали черными.
А черный цвет – цвет горя и печали. Какой же замечательный поступок совершил юноша?
- Он пожертвовал своим счастьем ради людей.
Итак, давайте посмотрим, какие чувства вбирает в себя душа великодушного
садовника?
- Любовь.
- Доброта.
- милосердие.
В сказке душа великодушного человека подобна саду. Сад – душа. Какие деревья росли в саду? Почему автор сказки уподобляет душу великодушного юноши яблоне?
- Яблоня – очень красивое, щедрое дерево, оно дарит свои плоды многим.
Как яблоне нужен уход, забота и терпенье, так и Душе, чтобы стать красивой, великой, надо трудиться. Прекрасна яблоня во все времена года: весной в кипенно- белом наряде, словно невеста, красуется она в лазури неба; а летом, словно заботливая мать, укрывает от зноя путников; осенью, словно румяная боярыня, одаривает всех живительными плодами.
Д авайте попробуем зрительно показать, как будет выглядеть щедрая душа великодушного юноши. Какой оттенок белого цвета может символизировать великодушие?
- Кипенно- белый, потому, что он самый чистый.
Как чиста душа великодушного человека! А теперь, подобно садовнику, давайте сотворим щедрую душу великодушного человека.
(Включить запись П. И. Чайковского «Вальс цветов»)
У меня есть ветвь яблони. Как сделать ее кипенно- белой?
- Укрепить на ней белые цветы.
Цветение – это таинство, нужно быть особенно зрячим, чтобы увидеть его. Полюбуйтесь, какая красивая ветвь! Мне кажется, эта ветвь души сада стала такой особенно прекрасной от того, что каждый из вас вложил в нее частичку своей души и любви. Как вы считаете, куда бы поставить эту необычную ветвь, чтобы все увидели, что она не только прекрасная, но и щедрая?
Что появляется после цветения яблони?
- Плод.
А вот и он (достать яблоко и укрепить в его сердцевине цветущую ветвь). Так и душа великодушного юноши щедра, чиста и прекрасна. Надо стремиться, чтобы душа каждого из нас стала таким же садом, щедрым и благоуханным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БЕСЕДА О ПРОЧИТАННЫХ СКАЗКАХ
закрепить знания детей о знакомых сказках, используя различные виды театров....
Чтение художественного произведения С.Г. Козлова «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» с беседой о прочитанном
Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной к школе группе: "Чтение художественного произведения С.Г. Козлова «Как ёжик ...
«Дружеские беседы» по прочитанному литературному произведению
На протяжении нескольких лет я использую форму работы с дошкольниками, как "дружеские беседы" по прочитанному литературному произведению. Теоретическая часть и практические рекомендации предложе...
БЕСЕДА О ПРОЧИТАННЫХ СКАЗКАХ
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Коммуникативная деят - ть. Чтение глав: «Поехали», «Что видно из окошка», «Праздник» - из литературного произведения В.Бороздина «Звездолетчики». Беседа по прочитанному
Коммуникативная деят - ть. Чтение глав: «Поехали», «Что видно из окошка», «Праздник» - из литературного произведения В.Бороздина «Звездолетчики». Беседа...
БЕСЕДА О ПРОЧИТАННЫХ СКАЗКАХ
Закрепить знания детей о знакомых сказках, используя различные виды театров.Развивать интонационную выразительность речи, умение строить диалог.Воспитывать интерес к сказкам, умение понимать воспитате...
БЕСЕДА О ПРОЧИТАННЫХ СКАЗКАХ
Закрепить знания детей о знакомых сказках, используя различные виды театров. Развивать интонационную выразительность речи, умение строить диалог. Воспитывать интерес к сказкам, умение понимать воспита...