Интегрированное занятие "Путешествие в мир живой природы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Бынзарь Евгения Александровна

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте!

Меня зовут Бынзарь Евгения Александровна

Работаю воспитателем в ДОУ №204 ОАО «РЖД»

Я хочу поделиться с интересным материалом для проведения занятия с детьми в подготовительной группе.

«Путешествие в мир живой природы»

Интегрированное занятие

по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе.

Цель: формирование умений грамматически правильного употребления предлога «в», расширение словарного запаса у дошкольников.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о живой природе; учить отвечать на вопросы полными предложениями; активизировать речь детей; закреплять умение правильно употреблять предлог “в”, при составлении предложений; закреплять в речи названия диких животных наших лесов, и их детёнышей.
  2. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук; развивать мышление на материале описательных загадок.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: фауна, климат, хищник, пернатые, перелетные, зимующие.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением зверей, птиц, рыб; отгадывание загадок.

Организация детей: Игровая ситуация – дети сидят в вагоне поезда, которым управляет машинист (сидят на стульчиках по двое.)

Развивающая среда: Предметные картинки с изображением зверей, рыб, птиц; шапочка машиниста поезда; билеты с изображением геометрических фигур; сюжетные картинки с изображением леса, озера, неба; аудиозапись песни «Голубой вагон»; фонограмма звуков пения птиц, морской прибой.

Методы и приемы: Рассматривание, обсуждение, пояснение, игровая ситуация, игровой материал.

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза с элементами пальчиковой гимнастики.

Ход занятия

– Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны? (Да). Мы отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к Фауне. А вы знаете кто такая Фауна? Фауна – это богиня, покровительница животных. А отправимся в путешествие мы с вами на поезде, но для этого нужно приобрести билеты на поезд и выбрать машиниста поезда. (На столе разложены карточки  геометрических фигур и головного убора машиниста изображением вниз.) Дети разбирают карточки, и определяем, кто будет машинистом и пассажирами. (Выбрав ребенка, надеваю ему на голову шапочку машиниста поезда.)

– У остальных детей в руках билеты, на которых нарисованы геометрические фигуры, такие же фигуры изображены на стульчиках. Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)

– Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся. (Звучит фонограмма «пение птиц».)

(Обращаю внимание детей на картину, на ней изображен лес.)

– Что изображено на картине? (Лес). Какие животные живут в лесу? (Волк, лиса, медведь , заяц, белка, еж)

(Показываю картинки животных)

 - Ой, смотрите, птицы пролетели. (Звучит пение птиц)  Ребята посмотрите, конверт какой-то упал. А, что же в нём? Воспитатель читает «Загадки о диких животных». Давайте, я вам прочитаю загадки, а вы отгадаете про кого.

Отгадывание загадок.

Острозубый, тёмноглазый,
По деревьям любит лазить.

 Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?  (Белка)

Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.
Иголок  много, а нитки ни одной. (Ёжик)

– Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.) Чем питаются животные? (Ответы детей.)

- Как называются животные, которые употребляют в пищу только растения? (Травоядные.)

- Как называются животные, которые употребляют в пищу мясо? (Хищники.)

Да, ребята, в наших лесах живут дикие животные, они приспособились к нашему климату. Одни из них питаются растительной пищей, и мы их называем травоядными, другие – животную пищу, и мы их называем хищниками.

 

 - Давайте поиграем в игру, « Что не так?». Найдите ошибку, скажите правильно.

У волка – лисята. Они живут в логове.

У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.

У лисы – медвежата. Они живут в норе.

У ежа – бельчата. Они живут в норке.

У белки – волчата. Они живут в дупле.

(Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка – волчата, они живут в логове; и т.д.)

- Молодцы. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка (с элементами пальчиковой гимнастики).

Стоит в поле теремок, теремок,    (Поднимают руки над головой.)

Он не низок не высок.  (Приседают и подымаются на носочки.)

На двери висит замок.   (Пальцы рук складывают в замок.)

Кто его открыть бы смог?  (Делают движения запястьями вперёд – назад.)

Слева – зайка, справа – мишка – (Поворачивают голову)

Отодвиньте-ка задвижку! (Пробуют потянуть замок в стороны)

Слева – ёжик, справа – волк – (Делают повороты головой.)

Нажимайте на замок!  (Сжимают, разжимают запястья.)

Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок. (Разводят руки в стороны)

Вот и хорошо немного отдохнули.

Садимся в вагон и отправляемся дальше. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)

– Давайте посмотрим, куда же теперь привез нас машинист. (Звучит фонограмма звука «морской прибой»)

(Подходим к картине, на которой изображено озеро.)

– Что здесь изображено? (Озеро.)

- Кто живет в воде? (Рыбы.)

- Какие рыбы живут в реке? (Щука, карась, сом, окунь.) (Показываю картинки рыб.)

- Давайте мы их поселим в наше озеро? Дети наклеивают.  

– Что нужно обитателям воды для жизни? (Вода, кислород, солнце.)

Да, ребята, в любом водоеме кипит жизнь.

Садимся в поезд и отправляемся дальше.

(Звучит фонограмма песни В.Шаинского «Голубой вагон»)

– А это что за остановка? Давайте посмотрим.

(На рисунке изображено небо)

– Что здесь изображено? ( Небо.)

 - Кто обитать в воздухе? (Птицы)

- Чем отличаются птицы от животных? (Птицы живут в воздухе, а животные на земле.)

- Как птиц можно назвать по-другому? (Пернатые)

- Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края? (Перелетные.)

- Показываю картинки (скворец, журавль, ласточка, грач)

- Почему птицы улетают? (Ответы детей.)

- Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие.)

Показываю картинки (ворона, сорока, воробей, синица, голубь, дятел, снегирь, синица)

 - Чем питаются птицы? (Ответы детей.)

– Да, ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края – их называют перелетными, а которые остаются зимовать - зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но и мы должны им помогать. А как, мы можем помочь птицам? (Сделать кормушки) Хорошо сегодня мы  сделаем кормушки из этих коробок. (Показываю приготовленные коробки).

Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось?

- Что больше всего понравилось?

- Мне очень понравилось, как вы работали.



Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность 

«Путешествие по городу профессий».

Образовательные цели:

•расширять и конкретизировать представления о профессиях людей (повар, врач, шофер, кондуктор, продавец)

•закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”

Развивающие цели:

•развивать познавательные интересы;

•совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными);

•совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения;

•развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога);

•развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).

Коррекционные цели:

•уточнять и расширять словарный запас слов по данной теме, совершенствовать навыки речевого общения;

•корригировать слуховое внимание, память, мышление.

Воспитательные цели:

•формирование сплочения детского коллектива, повышать уровень игрового взаимодействия между детьми;

•воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.

Предварительная работа:

•Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть», Е. Пермяк «Мамина работа.

•Рассматривание картинок с изображением профессий, составление описательных рассказов по теме.

•Проведение д. игр «Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию», сюжетно ролевые игры, настольно печатные игры.

Вводная часть

Организационный момент.

  Дети входят в группу. На ковре лежат разные предметы: молоток, ножницы, фотоаппарат, кисточка, фен, пила.

Воспитатель: Посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил предметы. Назовите их. Я думаю, что молоток оставил плотник. Ножницы оставил кто? и т.д. Эти предметы нужны людям разных профессий. Что такое профессия?

Дети: Профессия-работа, дело, которым занимается человек.

Основная часть

Воспитатель: Правильно ребята, в мире существует 1000 различных профессий. Каждый человек выбирает одну профессию, которой он посвятит всю свою жизнь. Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие по “городу профессий”, для того чтобы еще больше узнать о профессиях. А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

                                      “Что за чудо – едет дом!

                                       И людей как много в нем!

                                         Носит обувь из резины.

                                         И питается бензином!”      (автобус)

Воспитатель: Правильно! Мы поедем на автобусе.

1) Закрепление названий и представлений о профессиях ВОДИТЕЛЬ и КОНДУКТОР.    

Воспитатель: Кто управляет автобусом?

Дети: Автобусом управляет водитель.

Воспитатель: Кто еще работает в автобусе?

Дети: В автобусе работает кондуктор.

Воспитатель: Что делает кондуктор?

Дети: Кондуктор продает билеты.

Воспитатель: Давайте ребята, построим автобус из стульчиков и выберем,  кто будет шофером.

- Ну вот, автобус может отправляться в путешествие. Посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите налево. Гости нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашите им рукой. Ну вот, автобус остановился и мы приехали, чтобы отправится в путь, следует отгадать загадку:

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты.

Все завтраки, обеды?   (повар)

Правильно, ребята, это повар.

2. Закрепление названия и представлений о профессии ПОВАР.

Воспитатель: Вы чувствуете, как здесь вкусно пахнет свежими булочками, жареными котлетами, ароматным супчиком?

- Что делает повар?

Ответы детей: варит, готовит, режет, разогревает, жарит, кипятит и т. д.

Воспитатель: Правильно! Повар готовит разные вкусные блюда. Я больше всего люблю сладкие блинчики.  А что любите кушать вы?

Ответы детей.

-Какое у вас любимое блюдо? Начните свой ответ со слов: “Я люблю…”

Каждый ребенок называет свое любимое блюдо.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас поиграем в игру «Какой компот?»

А для нас повар приготовил вкусный компот из яблок. Какой компот приготовил повар?

Дети: Повар приготовил яблочный компот

Воспитатель: А если бы он приготовил компот из малины (из груши, из вишни, из абрикоса, из клубники, из сливы), какой бы он получился? Давайте попрощаемся с поваром и пойдем дальше. Но прежде,  нам опять нужно отгадать загадку, слушайте внимательно…

Кто у постели больного сидит?

                                       И как лечиться, он всем говорит;

                                        Кто болен - он капли предложит принять,

                                        Тому, кто здоров, - разрешит погулять  (врач)

Воспитатель: Совершенно, верно, это врач.

Воспитатель: Как по-другому можно назвать врача? (доктор)

3) Закрепление названия и представлений о профессии ВРАЧ.

Воспитатель: Ребята, а что делает доктор?

Дети: Доктор лечит людей.

Воспитатель: Где он работает?

Дети: Доктор работает в больнице, поликлинике.

Воспитатель: Поиграв в игру «Что нужно врачу», мы узнаем, какие предметы нужны врачу в работе. Выберите каждый один предмет, который нужен врачу для работы. Расскажите, для чего нужен этот предмет? В вашем предложении должны быть слова: “Врачу нужен градусник, чтобы измерить температуру.

Каждый ребенок проговаривает четко предложение.

Воспитатель: А я выберу конфеты, они тоже нужны врачу (дети отрицают ответ). Хорошо! А теперь попрощаемся с доктором и отправимся дальше.

Динамическая пауза «Делай как я!»

Детям предлагается выполнить упражнение по словесной инструкции (дети имитируют движения).

-Что делает швея? (шьет).

-Что делает сапожник (чинит обувь)

-Что делает водитель? (управляет машиной)

- Что делает дворник? (убирает двор)

- Что делает маляр? (красит стены)

- Что делает лесоруб? (рубит лес).

Воспитатель: Молодцы, ребята, отправляемся дальше в наше путешествие, послушайте следующую загадку:

Нам даёт товар и чек

Не философ, не мудрец

И не суперчеловек,

      А обычный ...  (продавец)

4) Закрепление названия и представлений о профессии ПРОДАВЕЦ.

Воспитатель: Куда же мы пришли?

Дети: Мы пришли в магазин.

Воспитатель: Кто работает в магазине?

Дети: В магазине работает продавец.

Воспитатель: Что делает продавец?

Дети: Продавец продает.

Воспитатель: Давайте рассмотрим, что продается в нашем магазине (уточнение обобщающих занятий). Как сказать одним словом, что на витрине?

Дети: Продукты.

Воспитатель: Продавец должен, быть каким?

Дети: Внимательным, вежливым и спрашивать «Что хотите купить?»

Воспитатель: А кто мы?

Дети: Покупатели

Игра“ Покупаем и считаем” (выбирается ребенок на роль продавца)

Воспитатель: Мы будем покупать только продукты. Но мы не просто будем их покупать, а еще считать.

    Создается ситуацию для диалога, предъявляется образец речи «Я куплю два помидора и посчитать: один помидор, два помидора».

Воспитатель: Вы были хорошими покупателями.

- Наше путешествие в “город профессий” подходит к концу, вспомните, с кем мы встретились по пути?

Дети: Мы встретились с шофером, кондуктором, поваром,  врачом,  продавцом.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру “Исправь ошибку», с помощью мяча, будьте внимательными, и постарайтесь исправить все мои ошибки.

Игровое упражнение “Исправь ошибку”

•        Строитель управляет самолетом. – Строитель строит дом.

•        Пожарный лечит людей. – Пожарный тушит пожары.

•        Швея красит дом. – Швея шьет одежду.

•        Парикмахер стирает белье. – Парикмахер стрижет людей.

•        Почтальон выступает на арене - Почтальон разносит почту.

•        Дворник варит обед. – Дворник подметает двор.

•        Летчик управляет машиной. – Летчик управляет самолетом.

•        Воспитатель красит стены – воспитатель воспитывает детей.

•        Сапожник раздает книги – сапожник чинит обувь.

•        Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательными.

Заключительная часть

Игра «Кем хочешь быть?»

Воспитатель: Человек с детства мечтал стать доктором и стал. Ему хотелось бы узнать, кем вы хотите стать, когда вырастите? Я хочу быть…

Профессий много на Земле,

Но выбирай, любя.

Решай мой друг, кем быть тебе,

Ведь, каждая из них важна.

Итог занятия

-Вам понравилось путешествие?

-Что больше всего вам понравилось в путешествии?

Спасибо, всем за интересное путешествие!

Игра «Угадай профессию»

работает на экскаваторе -

дрессирует зверей -

стеклит окна -

регулирует уличное движение -

чинит часы -

сваривает металлические конструкции -

кроет кровлю -

пилит дрова -

бетонирует -

носит вещи на вокзале -

точит ножи-

носит вещи-

играет на барабане -

играет на баяне -

играет на гитаре -

играет на пианино -

водит такси -

играет на аккордеоне -

проводит экскурсии в музее -

выращивает овощи -

выращивает скот -

выращивает зверей (на звероводческой ферме)

доит коров-

ухаживает за телятами -

ухаживает за птицей -

вытачивает на станке детали -

работает на бульдозере -

ткет ткани -

играет на трубе -

играет на скрипке -

лечит больных-

водит трамвай, троллейбус -

строит дома -

учит детей в школе -

воспитывает детей в детском саду -

укрощает зверей в цирке -

смотрит за порядком в музее -

работает в буфете -

управляет самолетом -

управляет вертолетом -

стелет паркет -

чинит водопровод -

ухаживает за лесом -

ухаживает за садом -

варит сталь -

добывает уголь -

убирает дворы, улицы -

ловит рыбу -

выдает книги в библиотеке -

разносит почту -

готовит пищу-

печет выпечку -

чинит обувь –

 Работает на кране-

Игра с мячом “Что будет, если ... ”

Воспитатель.

- Я буду бросать мяч каждому и задавать вопрос, а вы должны мяч поймать и постараться ответить правильно. Готовы?

Что будет, если:

- повара перестанут готовить пищу?

- врачи перестанут лечить людей?

- учителя перестанут учить детей?

- строители перестанут строить дома?

- все водители откажутся сесть за руль?

- дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?

Игра « Наоборот»

Воспитатель:  Как называется профессия , если человек ….

Пчеловод

…Пчел разводит

Рыболов

…Рыбу ловит

Землекоп

…Землю копает

Лесоруб

…Лес рубит

Дидактическая игра “Кто лучше расскажет о своей профессии”

Воспитатель.

- Ребята, на доске висит схема. Она поможет нам составить рассказ о профессии.  У в руках находятся картинки с изображением людей разных профессий. Тот кто выходит к доске вытягивает картинку. Вам нужно рассказать о том, что делает человек этой профессии, объяснить, что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим профессионалом.

Что это за профессия

Где работает …..

Что делает человек данной профессии

Что необходимо для работы ….

Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи.

Это врач. Он работает в больнице. Врач осматривает больных, лечит их. Для работы ему нужны халат, градусник, лекарства.

Это учитель. Он работает в школе.  Учитель учит детей. Для работы ему нужны доска, мел, учебники, рабочие тетради.

Это строитель. Он работает на стройке. Строитель строит здания. Для работы ему нужны кирпичи, бетон, цемент, лопаты, краска.

(Рассказы детей)

- Какие вы молодцы, все правильно и интересно рассказали.

  1. Скажи, кто так вкусно

готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?  

(Повар)

3. Кисти, краски и мольберт:

Мамин я пишу портрет

Для картинной галереи,

Отгадай меня скорее!

(Художник)

  1. Кто учит детишек читать и писать,

 Природу любить,      стариков уважать?

(Учитель)

  1. Кто гантели поднимает,

Дальше всех ядро бросает?

Быстро бегает, метко стреляет?

Как одним словом их всех называют?

(Спортсмены)

  1. Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер –

Мастер он по стенам!

(Маляр)

2Кто у постели больного      сидит?

    И как лечиться, он всем говорит,

   Кто болен – он капли предложит принять,

    Тому, кто здоров, разрешит погулять!

(Врач)

4.  Все дороги мне знакомы,

     Я в кабине словно дома.

     Мне мешает светофор,

     Знает он, что я ….

    (Шофер)

  1. Он не летчик, не пилот,

         Он ведет не самолет,

         А огромную ракету.

         Дети, кто скажите это?

        (Космонавт)

  1. Из кирпича мы строим дом,

         Чтоб смеялось солнце в нем.

         Чтобы выше, чтобы шире,

         Были комнаты в квартире!

        (Строитель)

Скажи, кто так вкусно

 Готовит щи капустные,    

 Пахучие котлеты,

 Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?(повар)    

Мы учим детишек

 читать и писать,

 Природу любить,

стариков уважать.

                         (учитель)

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз – и помнит вас.                                       (фотограф)      

Он в дни болезней всех полезней.

И излечит, исцелит,

И ангину, и бронхит.

                (врач)

Средь облаков на высоте

Мы дружно строим дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили в нем.

 (строители)

Мастер сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет.

Челку щеткою взобьет,

Все в его руках горит – 

Он изменит внешний вид! 

(парикмахер)

Игра «Что было бы, если бы?..»
Воспитатель. А сейчас давайте поиграем. Я буду спрашивать: «Что было бы если бы?..», а вы станете отвечать. Представьте себе, что было бы, если бы не было врачей? Если бы не было поваров? Если бы не было учителей, строителей, парикмахеров?


Дети отвечают на каждый вопрос.

Воспитатель: Значит, можно сделать вывод: «Все профессии нужны – все профессии важны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность( живая и не живая природа)

Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Живая природа. Растения как живые организмы.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....

Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе

Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Живая , не живая природа"

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.Задачи:1) Развивающие- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Путешествие в мир живой природы"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе (познавательная деятельность+лепка/пластилинография) "Путешествие в мир живой природы"...