Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью нестандартного оборудования
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки– задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное образование детей, имеющих речевые нарушения, принимая во внимание характерные особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Часто дети, поступившие в дошкольное учреждение, совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции, что обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад «Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью нестандартного оборудования»

                                     Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

 Баранова Н.А.

Общеизвестно, что формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с ОНР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи.      

Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психо-физическое развитие дошкольника. Поэтому видится актуальным развитие музыкального восприятия у детей, посещающих группы компенсирующей направленности.

Восприятие музыки, лежащее в основе всех видов музыкальной деятельности – процесс, требующий от детей внимания, памяти, развитого мышления, знаний.  Проблема заключается также в том, что музыка - самое сложное из искусств. Её сложность определяется абстрактным характером музыкального художественного образа, содержание и язык музыки часто закрыт для ребенка.  

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки– задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное образование детей, имеющих речевые нарушения, принимая во внимание характерные особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Часто дети, поступившие в дошкольное учреждение, совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции, что обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом.

  У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по характеру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с ОНР до поступления в логопедическое дошкольное учреждение.

Вопросами развития музыкального восприятия (эмоциональной отзывчивости) у дошкольников занимались многие ученые, педагоги, музыканты (Бехтерев, Теплов, Ветлугина, Радынова, Кабалевский и др.)   Мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает: “Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.

    Для детей с ОНР требуются особые условия, способствующие пониманию дошкольником сложного музыкального языка, а затем и к развитию предпосылок развития ценностно-смыслового восприятия произведений музыкального искусства.

   Однако в психолого-педагогической литературе недостаточно раскрыты особенности развития восприятия музыки детьми с ОНР, отсутствуют методические рекомендации, разработки по данной теме.

  Поиск наиболее эффективных средств развития музыкального восприятия, нового содержания работы с дошкольниками с ОНР, а также учет особенностей детей, наблюдения за их свободной деятельностью привели к тому, что в своей работе начала использовать игры со звучащими предметами, игры со звуками, которые являются одной из самых увлекательных и совершенно необходимой для детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ музыкального искусства, являются начальной формой знакомства с особенностями звука, а значит, с музыкальным искусством.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это необыкновенно важно для развития музыкального восприятия. Общение детей с самодельными простейшими музыкальными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Учитывая интерес детей к музыкальным инструментам, звучащим игрушкам, предположила, что поэтапная работа над развитием слухового восприятия, а также использование в работе игр со звуками, будут способствовать эффективному развитию музыкального восприятия и создадут предпосылки к развитию ценностно-смыслового восприятия дошкольниками с ОНР произведений музыкального искусства.

Инновационная идея заключается в определении последовательности работы (этапов) по развитию музыкального восприятия детей дошкольного возраста.

1 этап «Вхождение в музыку»

2 этап «Соприкосновение с музыкой»

3 этап «Диалог с музыкой».

 4 этап «Музыка в сердце моем звучит»

Основной задачей музыкального воспитания дошкольников на первом этапе является развитие слухового восприятия и внимания на «немузыкальные» звуки.

С целью создания условий для игр и экспериментов со звуками был изготовлен дидактический стол «Лаборатория звука», основное назначение которого - развитие слухового восприятия детей дошкольного возраста посредством игр и экспериментов со звучащими предметами.

Игры со звуками, экспериментирование со звучащими предметами –  особая форма проявления детской активности, которая:

  • Расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по окраске, высоте, интенсивности.
  • Стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов;
  • Развивает мелкую моторику кистей рук;
  • Способствует развитию чувства ритма;
  • Активизирует словарь;
  • Расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по окраске, высоте, интенсивности.

В нашем детском саду, реализован проект «Радуга звуков».

Презентация проекта проходила в форме интерактивной выставки самодельных музыкальных инструментов «Радуга звуков».

Диагностика развития музыкальных способностей, проводимая по методике О. Радыновой, помогает выявить показатели достижений каждого ребенка и группы в целом, позволяет проанализировать результаты своей работы и наметить необходимые линии ее коррекции.

Построенная таким образом работа по развитию музыкального восприятия несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, двигательной координации) и способствует достижению целевых ориентиров:

обладает элементарными представлениями о музыке;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...

Статья "Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развивающие блоки Дьенеша"

В статье раскрыто значение технологи Дьенеша для развития творческого мышления детей дошкольного возраста с ОНР....

Обобщение опыта по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша»

Обобщение опыта по развитию логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша....

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»...

Опыт на тему «Использование в коррекционной работе нетрадиционных игр с кинетическим песком для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Статья "ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

В статье изучены различные жанры фольклора и их влияние на формирование лексики дошкольников с речевой патологией....