Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью нестандартного оборудования
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки– задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное образование детей, имеющих речевые нарушения, принимая во внимание характерные особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Часто дети, поступившие в дошкольное учреждение, совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции, что обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад «Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью нестандартного оборудования»
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Баранова Н.А.
Общеизвестно, что формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с ОНР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи.
Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психо-физическое развитие дошкольника. Поэтому видится актуальным развитие музыкального восприятия у детей, посещающих группы компенсирующей направленности.
Восприятие музыки, лежащее в основе всех видов музыкальной деятельности – процесс, требующий от детей внимания, памяти, развитого мышления, знаний. Проблема заключается также в том, что музыка - самое сложное из искусств. Её сложность определяется абстрактным характером музыкального художественного образа, содержание и язык музыки часто закрыт для ребенка.
Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки– задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное образование детей, имеющих речевые нарушения, принимая во внимание характерные особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Часто дети, поступившие в дошкольное учреждение, совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции, что обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом.
У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по характеру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с ОНР до поступления в логопедическое дошкольное учреждение.
Вопросами развития музыкального восприятия (эмоциональной отзывчивости) у дошкольников занимались многие ученые, педагоги, музыканты (Бехтерев, Теплов, Ветлугина, Радынова, Кабалевский и др.) Мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает: “Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.
Для детей с ОНР требуются особые условия, способствующие пониманию дошкольником сложного музыкального языка, а затем и к развитию предпосылок развития ценностно-смыслового восприятия произведений музыкального искусства.
Однако в психолого-педагогической литературе недостаточно раскрыты особенности развития восприятия музыки детьми с ОНР, отсутствуют методические рекомендации, разработки по данной теме.
Поиск наиболее эффективных средств развития музыкального восприятия, нового содержания работы с дошкольниками с ОНР, а также учет особенностей детей, наблюдения за их свободной деятельностью привели к тому, что в своей работе начала использовать игры со звучащими предметами, игры со звуками, которые являются одной из самых увлекательных и совершенно необходимой для детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ музыкального искусства, являются начальной формой знакомства с особенностями звука, а значит, с музыкальным искусством.
Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это необыкновенно важно для развития музыкального восприятия. Общение детей с самодельными простейшими музыкальными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Учитывая интерес детей к музыкальным инструментам, звучащим игрушкам, предположила, что поэтапная работа над развитием слухового восприятия, а также использование в работе игр со звуками, будут способствовать эффективному развитию музыкального восприятия и создадут предпосылки к развитию ценностно-смыслового восприятия дошкольниками с ОНР произведений музыкального искусства.
Инновационная идея заключается в определении последовательности работы (этапов) по развитию музыкального восприятия детей дошкольного возраста.
1 этап «Вхождение в музыку»
2 этап «Соприкосновение с музыкой»
3 этап «Диалог с музыкой».
4 этап «Музыка в сердце моем звучит»
Основной задачей музыкального воспитания дошкольников на первом этапе является развитие слухового восприятия и внимания на «немузыкальные» звуки.
С целью создания условий для игр и экспериментов со звуками был изготовлен дидактический стол «Лаборатория звука», основное назначение которого - развитие слухового восприятия детей дошкольного возраста посредством игр и экспериментов со звучащими предметами.
Игры со звуками, экспериментирование со звучащими предметами – особая форма проявления детской активности, которая:
- Расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по окраске, высоте, интенсивности.
- Стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов;
- Развивает мелкую моторику кистей рук;
- Способствует развитию чувства ритма;
- Активизирует словарь;
- Расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по окраске, высоте, интенсивности.
В нашем детском саду, реализован проект «Радуга звуков».
Презентация проекта проходила в форме интерактивной выставки самодельных музыкальных инструментов «Радуга звуков».
Диагностика развития музыкальных способностей, проводимая по методике О. Радыновой, помогает выявить показатели достижений каждого ребенка и группы в целом, позволяет проанализировать результаты своей работы и наметить необходимые линии ее коррекции.
Построенная таким образом работа по развитию музыкального восприятия несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, двигательной координации) и способствует достижению целевых ориентиров:
обладает элементарными представлениями о музыке;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...
Использование оригинальных методов пластилинографии , как одного из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование пластилина в работе с детьми дошкольного возраста по пластилинографии....
Статья "Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развивающие блоки Дьенеша"
В статье раскрыто значение технологи Дьенеша для развития творческого мышления детей дошкольного возраста с ОНР....
Обобщение опыта по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша»
Обобщение опыта по развитию логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша....
Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»
Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»...
Опыт на тему «Использование в коррекционной работе нетрадиционных игр с кинетическим песком для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Статья "ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
В статье изучены различные жанры фольклора и их влияние на формирование лексики дошкольников с речевой патологией....
- Мне нравится (1)