Досуг в подготовительной группе - Весела была беседа
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Досуг посвящён знакомству детей с потешным фольклором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.doc | 32 КБ |
dosug_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.
Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их личности. Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.
Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.
Приобщая детей к истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями. Можно проводить посиделки, досуги, на которых дети будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д. Именно здесь вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.
Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.
Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.
Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.
Предварительный просмотр:
Досуг в подготовительной группе - Весела была беседа
Цель: Знакомство с потешным фольклором.
Задачи:
* продолжать знакомить детей с потешным фольклором – русскими народными небылицами,
* учить самостоятельно придумывать небылицы,
* продолжать знакомить детей с предметами обихода через отгадывание загадок,
* воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, желание узнать всё о русском народе.
Комната в виде русской горницы. В углу стоит печь, в левом углу окно с занавесками, под окном стол, стоит самовар и хохломская посуда. Суетится Хозяюшка. Раздается стук, в горнииу входят дети в русских костюмах под русскую народную мелодию: «Ах, ты береза».
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы, добры молодцы! Гости желанные, долгожданные. Добро пожаловать в мою горницу, милости просим, проходите, садитесь. Дети заходят, садятся.
Ребенок: Как у нашего соседа весела была беседа.
Входит грустный домовёнок Кузя, обходит круг.
Кузя: Ой, как много здесь ребят! На меня они глядят! Здравствуйте, люди добрые!
Дети: Здравствуй, Кузя-дружок!
Кузя: Есть ли у вас пирожок?
Я проголодался, пока до вас добирался!
Дети: Пирожка нет.
Кузя: У меня к вам есть вопрос:
Кто небылиц знает воз?
Хозяйка предлагает детям рассмешить Кузю небылицами, чтобы ему стало веселей. Дети читают знакомые небылицы. 1. Лыко мужиком подпоясано.
2. Катя – Катя – Катюха,
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал.
3. На горе стоит телега,
Слёзы капают с дуги!
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Хозяйка предлагает придумать детям небылицы самостоятельно, чтобы ещё сильнее рассмешить Кузю, используя вступление: “ Угадайте, где мы были?» Дети сочиняют: « На полянке снег лепили; на дне моря камни мыли; на радуге плыли» и т. д.
Хозяйка. Ты, Кузя, загадку загадай,
А мы загадку потешкой разгадаем.
Кузя: Не зовут собаку Шавкой
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает как …кто?
Мальчик: А-та-та, а-та-та, била кошка кота! А-та-та, а-та-та, запирай-ка ворота.
Девочка: А то мыши придут, нас с тобою заберут.
Мальчик: На улице две курицы. С петухом дерутся.
Две девицы-красавицы, смотрят и смеются.
Девочки (две): Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!
Мальчик: Ой, ду-ду! Сидит ворон на дубу.
Грянул ворон во трубу, Зашумели леса и пошли чудеса.
Хозяйка: Утром он в трубу трубит, к ночи сказки говорит.
Собирайся, детвора, ворона послушать, пряничков покушать.
Дети становятся в круг, считают считалку.
Ребенок: За стеклянными горами стоит Ваня с пирогами.
Дети: Здравствуй, Ванечка-дружок,
Сколько стоит пирожок?
Ребенок: Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты! Игра «Ворон» (русская народная мелодия). После игры садятся на места.
Домовёнок Кузя благодарит детей за шутки и предлагает подарить свой сундучок с загадками, только отгадки он потерял.
1. Стоит толстячок, подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем пить чай велит. ( Самовар).
2. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько, По полу скок – скок и сел в уголок. ( Веник). 3.На верёвке пальцы, держат одеяльце.( Прищепка). 4.По сеням так и сяк, а в избушку никак.( Дверь). 5.Чёрный конь скачет в огонь.( Кочерга). 6. Два конца, два кольца, посредине гвоздик. ( Ножницы). 7. Новая посуда, а вся в дырках. ( Решето). 8. На стене висит, болтается, за него всяк хватается. ( Полотенце). Хозяйка предлагает детям, чтобы Кузя не забыл отгадки, нарисовать их. Дети
рисуют отгадки, дарят Кузе свои работы. Он благодарит их и Хозяйку, уходит.
Хозяйка. Шутки, прибаутки, веселье!
У меня есть сладкое угощенье!
Дети: Спасибо тебе, Хозяюшка, за гостеприимство, за внимание за ласку.
(Поют.)
Так будьте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты.
Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие, на добром слове! До свидания. Заходите еще на огонек, мы вам будем рады.
Под веселую музыку дети выходят из горницы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Весела была беседа»
Конспект НОД по нравственному воспитанию с элементами фольклора...
Конспект развлечения для детей средней группы "Весела была беседа"
Конспект развлечения для детей средней группы "Весела была беседа" ориентирован на реализацию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....
Физкультурный досуг в подготовительной группе «Веселые эстафеты»
Цель: воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту....
Физкультурный досуг в подготовительной группе «Веселые эстафеты»
Цель:воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту....
Методическая разработка досуга для подготовительной группы "Веселые старты"
Методическая разработка досуга для подготовительной группы "Веселые старты"....
Досуг с детьми старшей группы "Весела была беседа"
Досуг с детьми старшей группы"Весела была беседа"...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ВЕСЕЛА БЫЛА БЕСЕДА» (НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА)
воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам русской культуры и духовности на основе народного фольклора....