Опыт работы:"Нравственно-патриотическое воспитание"
материал по теме

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnoe_po_opytu_raboty1.docx13.93 КБ

Предварительный просмотр:

     С чего начинается Родина?

     С любви к родной улице, к родному городу, где родился и вырос.

Просторным, глубоководным заливом Черное море раздвинуло прибрежные горы, с которых берет начало Главный Кавказский хребет и образовывало живописную Цемесскую бухту. На ее берегах расположен Новороссийск.

     Нашему городу Новороссийску уже более 170 лет. Биография нашего города, история его, хотя и не многовековая, развивалась довольно бурно и рядом славных страниц вписана в историю нашей страны. История Новороссийска – благодатный материал, благодатная основа для воспитания у детей патриотических чувств, любви к родному краю.

     Поставив своей целью воспитать у детей любовь к родному городу, я прежде всего, сама стала более глубоко изучать его историю. Читала соответствующую литературу, изучала традиции города. Формирование представлений о родном городе – часть темы «Родная страна». Чтобы впечатления детей не были разрозненными, тему «Родной город» стремилась представить в тесной взаимосвязи с темами «Российская Армия», «Строительство», «Транспортные средства», «Я и моя семья» и другие.

     На занятиях и в повседневной жизни использовала разнообразные методы и приемы работы.

     Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках, памятниках и музеях являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

     Еще в младшей и средней группе я начала знакомить ребят с близлежащими зданиями, магазинами, с различными видами транспорта, учились с детьми соблюдать правила поведения на улице.

     Проводя целевые прогулки по улицам праздничного города, я обращала внимание детей на то,  как новороссийцы готовятся встретить день города, день Победы, праздник весны, рассматривали украшенные флагами здания, любовались красотой празднично украшенного города.     Проводя экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в старшей группе, я помогала ребятам понять увиденное, старалась вызвать интерес, эмоциональное отношение к увиденному.

     Знакомя детей с красотой окружающей природы, я стремилась к тому, чтобы эта красота захватила их, проникла в детский мир и сердце. Наш детский сад расположен недалеко от моря. Мы с детьми часто ходим к морю и наблюдаем за ним. В ясный солнечный день море кажется голубым и синим, но бывает когда оно грозно бросает свои волны о берег. Рассматриваем какие стоят на рейде пароходы. У Марка папа моряк, он рассказывал, что есть пароходы сухогрузные и нефтеналивные. Они приходят в наш порт – Новороссийск для погрузки нефти, цемента и других грузов. Я рассказала детям, что в порт приходят еще и иностранные суда, так как наша страна торгует с другими государствами мира. Очень любят ходить ребята к морю зимой, так как наше море не замерзает, здесь зимуют лебеди, дикие утки, нырки. Мы с ребятами ходим подкармливать птиц, и дети это делают с удовольствием. Еще я детям рассказываю детям о нашем море как прекрасном месте отдыха и здоровья. Хотя наш город не курорт, но в наш город летом приезжают очень много гостей на море отдохнуть, набраться сил, подышать морским воздухом. Предложила родителям сходить с детьми к морскому вокзалу, показать пароходы. Покатать ребят на комете по Цемесской бухте, откуда видна панорама города, Кавказские горы, окружающие наш город.

     Я считаю, что такие экскурсии, прогулки с детьми в природу способствуют расширению кругозора, развивают мышление, речь, художественный вкус, чувство гордости за родной город.

     Рассматривая с детьми Кавказские горы, любуясь их красотой в разное время года, я рассказываю ребятам еще и о том, что они содержат много камня, который называется мергель, из него делают цемент.

     Знакомя детей с прошлым и настоящим города, я рассказывала им и о его трудовой жизни в настоящем. При этом давала детям задание на дом – узнать где работают их родители. Так как многие наши родители цементники, дети знают, что в нашем городе два цементных завода «Октябрь» и «Пролетарий». Я побеседовала с родителями Жорика С., Андрея и они смогли рассказать нам про цементный завод «Пролетарий», о процессе получения цемента из мергеля.  Мне очень хотелось, чтобы дети узнали не только о том, как вырабатывается цемент, но и об истории цементного завода, о лучших людях, которые трудятся на заводе. Они ближе познакомились с их трудом, у ребят возникло чувство гордости за то, что их родители работают на таком огромном заводе и производят очень нужную продукцию для всех строек нашей огромной страны. Ребята с большим интересом слушали эти рассказы. В этот день ребята узнали, что наш комбинат «Новороссцемент» за трудовые успехи награжден орденом Ленина.

     «Серое золото» новороссийских цементных заводов скрепило фундамент Волховской ГЭС, Днепрогесса и Магнитки, московского метрополитена и других величественных сооружений.

     В следующий раз я попросила папу Ярослава прийти к нам в гости и рассказать о своей профессии – военного, защитника нашей Родины. Он пришел к нам в группу и рассказал о нашей армии, о солдатах, служащих в ней, о военной технике. Дети задавали очень много вопросов, и ни один не остался без ответа. Получился очень занимательный рассказ.

     В нашей группе накоплен довольно обширный наглядный и дидактический материал (материал о символах России, о флаге и гербе нашего края, материал об истории возникновения города Новороссийска, его первостроителях и о земляках-героях). Есть у нас и довольно большая коллекция фотоснимков, рассказывающих о прошлом и настоящем нашего города и края, собраны стихи кубанских поэтов. Систематическая работа по данному направлению проводится в нашей группе при активном участии родителей воспитанников. Дедушкам и бабушкам наших детей я предлагаю рассказать воспитанникам детского сада о прошлом нашего города, об участии их в защите нашей страны в годы войны. Мамам и папам – рассказать о зданиях на улицах города, о предприятиях города Новороссийска. По моим советам в выходные дни родители водят детей к морю, показывают достопримечательности.

     Я много говорила с детьми о семье, об отношениях в ней, об уважении, заботе, любви. Очень важно для становления личности ребенка знать историю своей семьи и своего рода; познакомиться с традициями, обычаями и ценностями своей семьи; которые являются одновременно уникальными и в то же время частью общей российской культуры и истории. Я решила сделать шаг в этом важном деле и предложила родителям принять участие в изготовлении «Семейного герба» и  благодарна тем родителям, которые откликнулись, и вместе с детьми создали герб своей семьи. Ведь герб отражает самое важное в семье: занятия, увлечения и даже настроение. Было очень приятно наблюдать, как дети делились своими впечатлениями о проделанной работе. Они узнали много о своих семейных традициях, важных событиях, о прошлом семьи. Многие с гордостью рассказывали о своих прадедушках и прабабушках. Самое важное, что дети узнали о жизненных ценностях семьи, чем живут их родители. И может быть созданный детьми с родителями герб, положит начало истории фамильной геральдики семьи.

     Представление о созидательной силе труда складывается у ребенка не только благодаря тому, что он увидел и услышал, но и в результате собственного участия в общественно-полезных делах. Если дети сажали деревья в детском саду вместе со взрослыми, участвовали в субботнике, приводя в порядок двор, то они скорее смогут ощутить свою причастность к трудовым делам людей, проявить бережное отношение к народному достоянию.

     От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того какие уроки извлек он из объяснений о событиях  современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот  почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.

     Никто не забыт, ничто не забыто… Сколько раз мы слышали эти слова. По другому и не может быть в стране, в которой многие поколения людей помнят события той далекой войны. И чем дальше вглубь уходят события Великой Отечественной  войны, тем отчетливее мы понимаем величие подвига людей, отдавших все для победы.

     А как посерьезнели глаза у ребят, когда они рассматривали диараму битвы за Новороссийск. А сколько было вопросов. Одним из них был вопрос о пробитом пулями и снарядами вагончике. «Искореженный пулями и снарядами вагончик в районе цементного завода «Октябрь» стал рубежом, дальше которого фашистских захватчиков не пустили героические защитники города» - рассказывала я ребятам. Я предложила детям послушать стихотво рение Виталия Бакалдина «Вагон».

                                               Вот – не памятник

                                                      А просто –

                                                        В дырах,

                                                 Точно кружевной,

                                                    Весь сквозной

                                                   Вагонный остов,

                                             Искалеченных войной.

                                                       Он изранен

                                                        Он изрезан,

                                                         Искорежен

                                                      Вкривь и вкось.

                                              Если так пришлось железу,

                                           Как же людям здесь пришлось!

     После этой экскурсии ребята делились впечатлениями между собой, рассказывали об увиденном родителям.

     Родной край, город становится еще ближе, роднее, если узнаешь его историю. Для знакомства с героическим прошлым нашего города я использовала самые разнообразные формы: рассказы, беседы, чтение стихов и произведений, рассматривание книг, картин и фотографий, экскурсии к памятным местам нашего города.

     Есть в нашем детском саду замечательная традиция: каждый год 16 сентября в день освобождения Новороссийска и в день Победы, мы с детьми идем на Малую Землю к памятникам «Стела» и мемориальному комплексу «Малая Земля» возлагать цветы. Меня до слез трогает то волнение, то любопытство, которое охватывает ребят в момент возложения цветов к памятникам. Когда дети слушают, как бьется «сердце» и звучит песня «О городе-герое Новороссийске» в исполнении Людмилы Зыкиной. Я рассказываю детям, что все эти памятники установлены в честь героических моряков – десантников, которые высадились на этих рубежах 4 февраля 1943 года. 225 дней в ожесточенных боях мужественные советские воины отстаивали плацдарм, названный Малая Земля. Теперь на этой земле посажены тополя в память о тех боевых днях. Здесь каждый шаг – память о войне. Читаю стихи:

                                    «Седая женщина склонилась к обелиску

                                     Кладет цветы и слезы не тая,

                                     Чуть слышно шепчет:

                                      Матушка – землица,

                                      Кровинушка сердечная моя!»

     И пусть не каждому пяти - шестилетнему малышу доступны понятия войны, мира, героического подвига, но то, с какой любовью смотрят на детей взрослые, какой благодарностью и теплотой загораются глаза седого ветерана, пришедшего к памятнику вспомнить о своих погибших друзьях, не может остаться для детей незамеченным. Даже самые шаловливые мальчишки в такие минуты смолкали. Зато позже, в детском саду нет конца ребячьим «зачем» и «почему». И мы, взрослые, уже сейчас должны рассказать ребятам, кто отвоевал у врага это синее - синее море, это чистое небо – все то, что зовется нашей Родиной, потому что чувство любви к своей Родине, к своему родному городу воспитывается в человеке с самого раннего детства.

     «Без  чувства своей страны – особенно очень дорогой и милой в каждой ее мелочи, - нет настоящего человеческого характера» - писал К. Паустовский.

     Не раз мы ездили с детьми по памятным местам нашего города и проводили беседы прямо у памятников. Во время экскурсии на площадь Героев, я рассказывала ребятам о командире Ц. Л. Куникове. В холодную февральскую ночь 1943 года небольшой отряд под его командованием высадился в районе рыбацкого поселка Станичка, получивший в последствии название Малая Земля. В его отряде были самые смелые и храбрые люди. Куников умел сплотить людей, зажигать в их сердцах любовь к Родине и ненависть к врагу, вдохновить на героические подвиги. Перед выходом в море, десантники дали клятву: «Волю свою, силы свои и кровь капля за каплей мы отдадим за счастье нашего народа, за тебя горячо любимая Родина».

     Рядом с памятниками Героям Советского Союза Ц. Л. Куникову и Николаю Сипягину горит Огонь вечной славы. Каждый час здесь звучит скорбная, величественная мелодия Д. Шостоковича – «Новороссийские куранты». Когда зазвучали первые звуки гимна славы, дети замерли в молчании, слушая музыку, которая передает скорбь, боль нашего народа и воспевает бессмертие погибших.

     Еще ребята увидели, что сюда приезжают люди из других городов почтить память погибших героев и возложить цветы к подножию их памятников.

     Мысль, что родной город дорог и интересен всем, что со всех уголков нашей страны приезжают поклониться погибшим героям, рождает гордость за свой родной город, понимание связи со всей большой страной.

     К дню Победы мы решили изучить песню композитора Филиппенко «Вечный огонь». Я объяснила ребятам, что первый куплет песни – это рассказ-повествование о том, что в городе зажжен Вечный огонь в память погибшим героям. Петь его нужно спокойно:

                                   Над могилой в тихом парке

                                    Расцвели тюльпаны ярко

                                    Вечно тут огонь горит

                                    Тут солдат советский спит.

     Иначе должен звучать второй куплет песни. Я предложила им представить себе, как стоят они у вечного огня, скорбно склонив голову. Это минута молчания, поэтому пение должно быть тихим, печальным и очень сердечным:

                                    Мы склонились низко-низко

                                    У подножья обелиска

                                    Наш венок расцвел на нем

                                    Жарким пламенным огнем.

     Последний куплет должен звучать громко, торжественно, в полный голос, как клятва верности:

                                   Мир солдаты защищали

                                   Жизнь за нас они отдали

                                   Сохраним в сердцах своих

                                   Память светлую о них.

     Впечатления детей от посещения площади героев были настолько свежи в памяти, что они быстро поняли содержание песни и пели ее задушевно, проникновенно, передавая боль и скорбь своего маленького сердца.

     Познавательную роль сыграла экскурсия на набережную, где высится Бронзовая фигура матроса с автоматом в руке, памятнику «Неизвестному матросу». Он как бы смотрит вдаль, на море, где погибли его боевые товарищи. Я предложила детям рассмотреть памятник и попытаться рассказать о нем. Дети отметили, что у него сильные руки, серьезное лицо, что он очень большой. Обобщая сказанное детьми, я сказала, что за наш город  действительно сражались очень сильные и смелые люди. Враги панически боялись моряков, даже морская форма наводила ужас на фашистов.

     Необычный памятник увидели ребята в совхозе «Малая Земля». Сделан он из осколков мин, снарядов и бомб. Вес этого памятника 1250 килограмм – столько металла обрушили гитлеровцы на каждого десантника.

     В «Долине смерти» ребята увидели «Колодец жизни». Я объяснила ребятам, что этот колодец был один из источников питьевой воды. Этот участок хорошо просматривался фашистами и, рискуя жизнью, бойцы добывали воду, которую отдавали в первую очередь раненым. Малоземельцы называли его источником жизни в «Долине смерти» Все то, что я рассказывала детям о «Долине смерти» раньше не производило на ребят такого огромного впечатления, как само посещение этих памятных мест. Где раньше царила смерть, теперь плещется голубое, такое родное море, раскинулись плантации виноградников.

     Проводя целевые прогулки по ул. Куникова, Снайпера Рубахо, Черняховского, Вити Чаленко, которые расположены в близи нашего детского сада, я рассказывала детям о подвигах людей защищавших наш город от фашистов, чьими именами названы улицы нашего города. И дети делают правильный вывод: если улица носит чье-то имя, значит этот человек замечательный.

     Были у нас проведены тематические беседы с демонстрацией фотоснимков, плакатов. Во время этих бесед я побуждала детей делать выводы и заключения о том, что они узнали, давать нравственные оценки событиям о которых шла речь. Все дети стремились отвечать на вопросы, дополняли рассказы товарищей. Дети с увлечением говорили о мужестве нашего земляка снайпера Рубахо, который был удостоин звания Героя Советского Союза. Память о нем живет: именем героя названа улица.

     Знакомя ребят с городом, показывала им диафильмы о Новороссийске, ходили вместе в библиотеку, где брали книги о Новороссийске: «Славный город-порт», «Новороссийск в огне», «Цезарь Куников и его товарищи». В книге «Русский порт Новороссийск» В. Бакалдина ярко отражены трудовые достижения города, его боевая слава. А в книге Н. Камбулова «Город-герой Новороссийск» я прочитала ребятам, что город Новороссийск за стойкость, мужество и за боевые заслуги в период Великой Отечественной войны 7 мая 1966 года был награжден орденом Отечественной войны 1 степени. А 14 сентября 1973 года в город пришла радостная весть – Новороссийску присвоено почетное звание города с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

     Растет и хорошеет наш город. Во время прогулок постоянно обращаю внимание детей на строительство новых зданий, памятников, как преобразилась аллея Черняховского, набережная. Помогаю детям делать вывод, что все, что мы видим вокруг, сделано руками человека, создано его трудом.

     После многочисленных экскурсий дети увлекательно играли в творческую игру «Экскурсия по городу – герою Новороссийску». Роль экскурсовода – любимая всеми детьми. Особенно полные, яркие описания делали Даша К., Алеша Г., Ира, Камила., для игры использовали альбом фотографий о Новороссийске, наборы открыток с видами города. Полученные знания о своем городе отразили и в своих рисунках. Провела занятие на тему: «Знай и люби свой город» - которое,  на мой взгляд, прошло очень интересно; вечер развлечений «Наш родной Новороссийск», где ребята показали свои знания о родном городе. У ребят появилось увлечение, они стали собирать открытки о Новороссийске, значки героев Новороссийска.

     У Новороссийска славное прошлое и большое будущее. И наша задача сделать все, чтобы дети не только знали, умели ценить историю родного города, но и стремились в будущем приумножить его славу, сделать его более современным, более удобным для людей, живущих в нем.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание детей"

Мой опыт работы в рамках решения задач по реализации и освоению содержания регионального компонента....

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Опыт работы воспитателя  по патриотическому воспитанию дошкольников....

Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"

Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией.  Поэтому, работая над фо...

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование музыки как средства всестороннего развития предусматр...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки и театра"

Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичнос...

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

1.Актуальность и перспективность опыта Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, на...