Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки и театра"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Крупина Елена Николаевна

Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом -  эти качества формируются с периода детства. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Ромашка»                                           

Верхнеуфалейского городского округа                                                                                                                       

 г. Верхний Уфалей, ул. Карла Маркса 21. ИНН 7402004047    ________________________________________________________________

Опыт работы

«Нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников средствами музыки и театра».

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

                                                                        Крупина Елена Николаевна.

                                                       2020 год.

                                                     

Содержание:

I. Актуальность.

II. Диагностика на констатирующем этапе.

III. Содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

    1. Работа с детьми.                                        

    2. Работа с родителями.

    3. Работа с педагогами.

    4. Работа в социуме.

IV. Содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театральной деятельности.

V. Итоговая диагностика.

VI. Вывод.

VII. Литература.

VIII. Приложение.

                                                          «К патриотизму нельзя только призывать,

                                                       его нужно   заботливо воспитывать с детства»  

                                                                                                       Д.С. Лихачев

I. Актуальность:                                                                                                                          

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — приоритетное направление современной образовательной политики. Согласно документу «Стратегии становления воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современной образовательной политики, является воспитание молодого поколения, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к защите Родины. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом РФ В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Выше перечисленные качества формируются с периода детства.  

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пути патриотического воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в отечественной системе образования всегда имело приоритетное место. На протяжении всей истории наше общество нуждалось в людях не просто интеллектуально грамотных, но прежде всего обладающих гражданской позицией, высокими патриотическими качествами.    

       Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным и важным этапом периода детства, когда закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов, эффективных средств и методов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Одним из средств безусловно является музыкальная деятельность: музыкальные занятия, праздники и развлечения, а также театрализованная деятельность, которая обладает значимой силой эмоционального воздействия, воспитывая чувства, эмоции человека. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны, и эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

      Именно, в данный период происходит интенсивное становление социокультурного опыта, формирование таких качеств, как социальная активность, духовность, самопознание, происходит формирование нравственных позиций и ценностей, развитие познавательных интересов, действий, перестраивается психическая жизнь дошкольника, меняется его отношение к окружающему миру. Поэтому это возраст, когда необходимо «запустить» процесс патриотического воспитания. У дошкольника появляется желание познать «большой мир», появляется интерес к окружающей действительности. Если в данном возрасте ребенка не познакомить с историей, культурой, природой родного края, то у детей не будет сформировано чувство принадлежности к ближайшему социальному окружению, гордости за свой край. Не испытывая данных чувств личность не найдёт дорогу к формированию ценностного отношения к своей Родине.

Ценностное отношение к Родине — основа патриотизма.  

Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

         В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Ребёнок познает окружающий мир, обогащает знания в процессе ознакомления с достопримечательностями города, района, улицы и детским садом. Формируется понятие и чувство Родины, семьи и природного окружения, но в силу конкретности мышления дети еще не могут осознать смысла общественных явлений и понятий. Понятие Отчизна, малая Родина в понимании ребенка — это общество в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма необходимо начинать с воспитания любви к самым близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брату; с любви к дому, в котором ребёнок живёт; саду, дереву, которое растёт у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто переживаниями и эмоциями.

          Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма

       Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется». Н.Г. Куприна считает, что «нравственные чувства, возникающие посредством патриотического просвещения, служат своеобразным стимулом для совместной деятельности детей и взрослых, формируют положительные нравственные отношения». При этом важным здесь является качество функционирования ребенка, высшей ступенью которого является творчество.

      Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.  

На основании изученной литературы К.Д. Ушинского, С.А. Козловой, Н.Ф. Виноградовой, сделаем следующие выводы:  

     1. Патриотическое воспитание — это процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным, близким людям и привязанности к семье, родному дому и краю.

    2.«Патриотизм» - важное чувство и оно первично к понятию «нравственность», а также существует теснейшая мировоззренческая взаимосвязь между ними.  Более того, «патриотизм» как абсолютно нравственное чувство входит в категорию нравственности и является частью нравственного в человеке

  

Рис. 1. Взаимосвязь между понятием «нравственность» и «патриотизм».

       Таким образом, мы выяснили - старший дошкольный возраст - это важнейший этап развития личности. Перед педагогами стоит задача подготовки ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами семьи, общества и государства. Сложность сегодняшнего воспитания – как отмечают многие исследователи, в размытости нравственных ориентиров. В связи с обозначенной проблемой нравственно-патриотическое воспитание детей, начиная с периода детства, является одним из «важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений». Именно эта проблема заставила нас выйти на диагностику и углубленную работу.

II.  Диагностика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе. 

   Диагностика по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в условиях естественного педагогического процесса. В исследовании приняли участие 20 воспитанников подготовительной группы, работа проводилась в два этапа:

Констатирующий этап, анализ и подбор диагностического инструментария по патриотическому воспитанию; выявление уровней патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выделенными критериями и показателями:

1. Образно-содержательный, проявляющийся в представлении о родственных связях, культурных традициях своей семьи, своего рода, народа, национальных и государственных праздниках, отражающих победы и достижения в истории страны.

2. Эмоционально-мотивационный, проявляющийся в закреплении у детей эмоционально-чувственного опыта сопереживания, чуткости в отношениях с близкими людьми, эмоциональной отзывчивости, сформированности интереса к музыкальным произведениям патриотического содержания.

3. Действенно-практический, проявляющийся в идентификации себя с положительными героями музыкальных произведений, стремление подражать их поведению, поступкам, активное участие в музыкально-познавательных мероприятиях (подготовка праздников, театрализованных представлений и т.д.), укрепляющих традиции ДОУ.

 Целью констатирующего этапа стало: выявление уровней патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    По образно-содержательному критерию на констатирующем этапе я использовала диагностическое задание: «Волшебные часы»

Цель: выявить наличие у ребенка знаний и представлений о понятиях «Отчизна», «малая родина», родной край, мир родной природы, «Великая Отечественная война», героический подвиг защитников Отечества. 

Материал: музыкальные произведения о Родине, Великой Отечественной войне: «Уральский хоровод» муз. А.Д. Филиппенко, сл. А. Авдеенко, муз. и сл. Г.А. Григорьева «Дружной, радостной семьёй», муз. Н.Г. Николиной, сл. Т.В. Крючковой «Наша Отчизна», муз. и сл. Н.Я. Соломыкиной «Большой праздник»; муз. и сл. В.Г. Шестаковой «Салют Победы»; «Священная война».    Схематическое изображение часов.

Содержание: педагог с детьми прослушивает музыкальные произведения, проводит беседу, уточняет содержание песен. На втором этапе при прослушивании ребёнок называет произведение и показывает на «волшебных часах» соответствующую картинку.  

Оценка знаний ребенка по результатам выполнения задания «Волшебные часы»

Баллы  

Характеристика действий  

Уровень  

3 балла  

ребенок эмоционально отзывчив и слушает с удовольствием музыкальные произведения, активно и полно отвечает на вопросы, размышляет, соотносит содержание песен с картинками.

высокий  

2 балла  

ребенок эмоционально отзывчив, отвечает с помощью дополнительных вопросов педагога о понятиях «Отчизна», семья, мир родной природы, Великая Отечественная война..

средний

1 балл  

ребенок не проявляет интереса к прослушиванию музыкальных произведений, отвечает на вопросы односложно, на некоторые из них не может ответить даже с помощью педагога, затрудняется в выборе соответствующей картинки.  

низкий  

 

 

Результаты диагностики по образно-содержательному критерию: высокий уровень — 5 детей. Средний уровень — 9 детей. Дети недостаточно инициативны, активны в своих высказываниях, но правильно и точно отвечали на вопросы и отгадывали загадки. Впечатления, полученные от прослушивания музыкальных произведений, могут выразить с помощью наводящих вопросов и дополнений педагога.  

Низкий уровень — 6 детей. При выполнении заданий дети не проявляют интереса, отвлекаются от восприятия музыкальных произведений.

Отвечают на вопросы односложно, кратко, на некоторые из них не могут ответить даже с помощью педагога, затрудняются в выборе соответствующих картинок. Не могут определить степень родства.  

По эмоционально-мотивационному критерию детям предложено диагностическое задание: «Альбом семьи».

Цель: выявить умения у ребенка устанавливать причинно-следственные связи из жизни семьи.

Материал: Фотоальбом военных: солдат, моряк, артиллерист, капитан, летчик, танкист, пограничник. Фотографии из жизни семьи, родственников

Педагог предлагает рассмотреть фотографии, и задаёт наводящие вопросы ребёнку: «Кто изображён на фотографиях?», «Как ты относишь к профессии военного?», «Кто из твоей семьи участвовал и воевал в годы войны?», «Кто в настоящее время служит в Армии из твоей семьи».

Оценка знаний по результатам задания.

Баллы  

Характеристика действий  

Уровень  

3 балла  

ребенок с большим удовольствием рассматривает фотографии с изображением людей в форме и отвечает на поставленные вопросы.

высокий  

2 балла  

ребенок с желанием рассказывает о том, кто изображён на фотографиях, но не может ответить, какая форма.

средний

1 балл  

ребенок затрудняется или не отвечает на вопросы педагога, отвлекается. Не проявляет интереса.

низкий  

 

Результаты диагностики по эмоционально-мотивационному критерию: высокий уровень - 4 ребенка. Средний уровень - 11 детей. Низкий уровень - 5детей. Ребенок не проявлял творческой активности, отказывался от общения в обсуждениях на заданную тему.

 По действенно-практическому критерию было предложено следующие диагностические задания: «Что я знаю о мире своей семьи и мире вокруг меня?»,

Цель: выявить у ребенка способность к осознанию и сопоставлению с собственным опытом ценностно-смыслового содержания музыкальных произведений на тему патриотизма.  

Материал: фрагменты песен и музыкальных произведений про ситуации из жизни семьи: сл. и муз. Я. Жабко «Буду папе помогать», сл. Н.Н. Николиной, муз. А. Сташенко «Песня и Мире», сл. и муз. М.Б. Абросимовой «Актриса», сл. и муз. И.Н. Черепановой «Профессия», муз. И.М. Коротких, сл. Л.А. Новиковой «На службе», сл. А. Жарова «Хорошо спортсменом быть», муз. и сл. З. Роот «Будем солдатами» и др.

Содержание: педагог предлагает детям прослушать и сообщить о том, чем заняты герои песен. Ребенок имеет возможность применять в рассказе реальные примеры из домашней жизни, близкого окружения

Оценка умений ребенка по результатам выполнения задания «Что я знаю о мире своей семьи и мире вокруг меня?»

Баллы 

Характеристика действий

Уровень 

3 балла

ребенок самостоятельно составляет рассказ о том, что видит на картине, приводит примеры из жизни своей семьи. Приводит алгоритм деятельности членов своей семьи, отвечает на все вопросы педагога, характеризует признаки семьи в действиях и деятельности, дает оценку ценности семейным традициям

высокий

2 балла

ребенок с помощью педагога составляет алгоритм деятельности членов семьи, частично характеризует признаки семьи в действиях и в деятельности. При помощи дополнительных вопросов педагога

рассказывает о событиях своей семьи

средний

1 балл

ребенок не выделяет признаки семьи даже с помощью педагога, не проявляет интереса к произведениям русских художников.

низкий

 

На констатирующем этапе педагогической диагностики карты-таблицы заполнялись на каждого ребенка персонально. Такая форма регистрации результатов педагогической диагностики помогала проследить развитие каждого ребенка в динамике.  

 

Фамилия, имя ребенка

Образно- содержательный критерий

Эмоционально- мотивационный критерий

Действенно- практический критерий

Всего баллов

Уровень

1

2

1

2

1

2

 

1

Вадим Х.

2

1

2

2

1

3

11

низкий

2.

Даша Ф.

2

3

2

3

2

3

15

высокий

3.

Егор Г.

2

2

2

2

2

3

13

средний

4.

Макар Ф.

2

2

2

2

1

1

10

низкий

5

Борон Л.

3

2

3

2

3

2

15

высокий

6

Матвей Ж.

1

2

1

3

2

2

11

низкий

7

Соня М.

3

3

3

3

3

3

21

высокий

8

Семен Л.  

2

2

2

2

2

3

13

средний

9

Тимур М

1

2

1

3

2

2

11

низкий

10

Варя М.

3

2

3

2

3

2

15

средний

11

Руслан Ф.

2

2

2

1

2

2

11

средний

12

Никита М.

3

3

3

2

2

2

15

средний

13

Илья М.

2

2

2

2

2

2

12

средний

14

Сергей Л

2

2

2

2

2

2

12

средний

15

Коля Н.

1

2

3

2

1

2

11

низкий

16

Егор Ч.

3

3

3

3

3

3

18

высокий

17

Варя Ч.

2

2

2

3

2

2

15

средний

18

Кирилл К.

2

3

2

3

2

3

15

средний

19

Артем Ш.

1

2

2

2

2

2

11

низкий

20

Софья Я.

2

3

2

3

2

3

15

высокий

Результаты проведенных диагностических заданий с детьми старшего дошкольного возраста приведены в диаграмме.

 

По данным, получены следующие результаты диагностики:

На высоком уровне — 5 детей (25 %)  

На среднем уровне — 9 детей (45%)

На низком уровне — 6 детей (30%)

   

Такие результаты определили необходимость работы по данному направлению, т.к. недостаточное количество детей находится на высоком уровне для возраста старшего дошкольника, и в целом, результаты педагогической диагностики оказались не достаточными по всем критериям и показателям патриотического воспитания. В тоже время диагностические задания выявили интерес большинства старших дошкольников к теме «Отчизна», «малая родина», семейных ценностей, культурных традиций, национальных и государственных праздников, понимание ценностно-смыслового содержания музыкальных произведений с патриотической проблематикой.

III. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшего

дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Эта работа включает целый комплекс задач:

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкально-театральной деятельности. Создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи: 1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

2.Воспитывать любовь, интерес, эмоциональную отзывчивость на музыку патриотического характера, знакомить с символами государства: герб, флаг, гимн.

 3.Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, а также воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

5. Формировать общую культуру поведения, различные качества личности и коллектива в целом через воспитание любви и привязанности к семье, родному городу, бережному отношению к природе и всему живому.

 Данные задачи могут быть успешно реализованы, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива, общественности.

  • Работа с детьми;
  • Работа с родителями;
  • Работа с педагогами;
  • Работа с социумом.

1. Работа с детьми.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.

Как говорил Д.Б. Кабалевский «музыка, как и всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причём воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к своей Родине, любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства дружбы и взаимного уважения к народам других стран»

Все виды музыкальной деятельности служат средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Опираясь на программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке: «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:

- художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);

     - художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

Процесс слушания музыки очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.

Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка.  исполнение народных песен, хороводов, которые формируют художественный вкус ребенка, обогащают речь типично народными выражениями, эпитетами (раскудрявый, конь степной), поэтическими оборотами (осень-осенинушка, роженьки-крутороженьки, лето-красное, осень багрянцем одетая, шанежки-булочки), незнакомы детям и звучат непривычно старинные слова (коромысел, сенечкиы, душа-душенька, морозца). Дети с удовольствием слушают произведения: «Ходила младешенька по борочку», «На горе-то калина» и др., у них возникает интерес к содержанию, поэтому они легко запоминают текст, им нравится исполнять народные песни и инсценировать.  

 Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами русского народного творчества, с яркостью и многообразием национальных костюмов. В своей работе с детьми я использую аудио - и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, костюмы разных народов. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываю в них чувство патриотизма, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с трудом русского народа, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора: «Комара женить мы будем», «А я в поле жито жала», «Со вьюном я хожу» - русские народные песни, «От Волги до Дона» - казачья народная песня и др.

Фольклор сочетает в себе и слово, и музыкальный ритм, и, конечно, напевность, песенность, мелодичность. Посредством пословиц и поговорок метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря фольклору воспевают патриотические чувства, такие как, любовь к Родине, родному дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры, уважительное отношение к труду, формируется представление о добре, красоте, храбрости.  

    Мною был разработан проект «Русское поле», в содержание которого вошли фольклорные праздники: «Федосья-колосянница», «Лукьян – ветреник», «Семик – праздник русской березки», «Медовый спас». Такие праздники помогли детям почувствовать себя частичкой своего народа, расширить кругозор о народных верованиях, традициях и обрядах, творить добро и сопереживать. В ходе реализации проекта использовала различные жанры фольклора: игровые, плясовые песни, заклички, ряженье, хороводные игры: «Как пошли наши подружки», «Во поле береза стояла», «Зоренька-заря», «Хоровод в лесу» и другие.  

На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

 По мере накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов-классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А. Лядова: «Окликание дождя», «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде», «Дубинушка». Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане». «Лебедь» Сен-Санса, «Осень» Вивальди.

   Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.  

Песни, посвящённые теме патриотизма, возбуждают у дошкольника сильные впечатления, чувства, сопереживание к прошлому и настоящему нашей родины. У ребенка появляется не только интерес, но и понимание сопричастности к истории своего народа, своей страны. Обстановка душевного единения, состояние всеобщей гармонии раскрывают творческие силы ребёнка, формируют основы нравственной культуры, закладывают начала патриотизма.

    Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей, и поэтому воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в рамках подготовки к празднику День Победы имеет особое значение.

 Мною был разработан проект «Этих дней не смолкнет слава»

В рамках проекта проведены тематических занятия, посвященные теме ВОВ.

  • «Вставай страна огромная»
  • «После боя сердце просит музыки вдвойне»
  • «Долгая дорога войны»
  • «Память народная в песнях живет»

Мы говорили с детьми о том, что песни Великой Отечественной войны, являлись таким же оружием, как и гранаты, потому что с песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет

больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимала дух, возвращала силы, звала к подвигу. 

Роль музыки здесь играет первостепенную роль. Дети с удовольствием слушают фрагменты музыкальных произведений в грамзаписи и живом исполнении: Д.Д. Шостаковича «Ленинградская симфония» (тема нашествия), В. Лебедева-Кумача, А. Александрова «Священная война». Никого не оставляют равнодушными исполнение песен «В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Суркова, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Прадедушка" муз. А. Ермолова, сл. М. Загота.  «Огонёк, «Дороги», «День Победы» Тухманова и др. В этих песнях сочетались боевой порыв, мужественная воля, задушевность, солдатский юмор, душевное здоровье, жизненная сила и беззаветная любовь к Родине, вера в победу над врагом.

  Песни на долгое время остаются в памяти ребёнка и способствуют формированию его сознания как гражданина и патриота.

      На конкретных фактах из жизни старших членов семьи - дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах - детям прививаются такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д. Ребенок   приходит к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Разучивая песни и танцы на военную тему одновременно расширяются знания и представления детей о Великой Отечественной войне, воспитывается чувство уважения, благодарности и гордости к воинам-защитникам, любовь и уважение к ветеранам войны, патриотизм и высокие моральные качества, желание защищать свою Родину и беречь мир.

Каждый год наши старшие дошкольники принимают участие в городском конкурсе патриотической песни «Где ты, лихой запевала», успешно занимают призовые места. Конкурсные песни: «Песня будущих солдат», Защитники Отечества».

    Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен. Ребенок не представляет себе хотя бы день провести без игры. Важно использовать в практике и русские игры, а также игры народов Урала. Это такие игры, как «Смирилки», «Капуста», «Весёлый хоровод», «Катай каравай», «Догонялки», «Пятнашки», «У дядюшки Трифона», «Золотые ворота» и др. Игры вызывают веселье, развивают фантазию, внимание, координацию, память формируют у детей ориентацию в пространстве, учат контролировать свои действия и подчиняться правилам игры, развивают чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. А главное, в играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Через игру народная песня входит в быт семьи, семейного окружения в которой воспитываются дошкольники. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Музыкально-ритмические движения и танцы также необходимы для воспитания патриотизма. Дети с удовольствием исполняют такие танцы как, «Казачок», «Яблочко», «Морячка», «Катюша», «Кадриль», «Бескозырка». Очень привлекательны для детей старшего дошкольного возраста танцевальные композиции на музыку и песни военной тематики: «Тучи в голубом» муз. А. Журбина, сл. В. Аксенова и П. Синявского, «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова, «Птицы белые» муз. С. Ранда, сл. Редкозубов, Синий платочек» и другие.  Чтобы дошкольнику было интересно воспринимать весь музыкальный материал, я использую разные виды музыкальных занятий. Одним из известных является квест - технология. Квест - это приключенческая игра, путешествие. Мы с детьми подготовительной группы совершили путешествие в «Музыкальный город». По дороге в город встретили злую Колдунью, но с волшебницей музыки Гармонией преодолели все препятствия с помощью интерактивной игры «Музыкальная викторина», музыкальных загадок. В музыкальном городе встретились с различными музыкальными инструментами, играли в дидактические игры, пели и танцевали. Квест-игра –одно из занимательных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности креативной, творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.  

        В патриотическом воспитании важным является организация развивающей среды. Развивающая предметно-пространственная среда - та часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, обогащённая материалами, атрибутами, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей оборудованием. На музыкальных занятиях я использую: иллюстрации народных промыслов, картины с изображением пейзажей природы, фотографии с изображением родного города, страны, символики России, различные музыкальные инструменты (трещотки, дудочки, ложки, колокольчики, свистульки, коробочки, балалайки), костюмы народов Урала, совместно с воспитателями организованные проекты «Прекрасный мир Урала», «Уральская природа», «Мама, папа, я - патриотическая семья», а также альбомы на тему «Музыкальные инструменты», «Военная техника» и др. Мультимедийное оборудование, ноутбук, синтезатор, фортепиано.

       Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников. Праздник помогает детям научиться творчески само выражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

     В рамках нравственно-патриотического воспитания мы проводим следующие праздники:

  • «День народного единства»

Продолжаем воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей – Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, знакомим с государственной символикой: герб, флаг, гимн.

  • День защитника Отечества.

Это день воинской славы, в который чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её, верность военной присяге и Боевому Знамени!

  • День Матери
  • Праздник 8 марта.

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

  • День Победы

В этой теме мы раскрываем величие подвига советского солдата, знакомим детей с песнями и музыкой военных лет.

Большое влияние оказывает встреча дошкольников с настоящими ветеранами войны. Вместе с воспитателями мы посещаем памятник воинской славы рядом с детским садом.

  • День Земли

Этот праздник формирует бережное отношение детей к природе, желание конкретными делами и поступками украшать свою землю.

  • День защиты детей.

Прежде всего напоминание взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда как необходимых условий для формирования гуманного и справедливого общества.

  • Воспитанию любви к родному Отечеству способствует и проведение таких праздников как: День России, День Государственного флага Российской Федерации. 
  • День семьи

            Праздник проводим на детской площадке вместе с мамами и папами. Праздник стимулирует творческую и культурную деятельность семей, способствует укреплению семейных ценностей, воспитывает уважение детей к своей семье.

            Русские праздники всегда были яркими, зрелищными и многолюдными мероприятиями. В настоящее время люди отмечают и традиционные даты, пришедшие к нам из глубины веков: Масленица, Пасха, Троица. Дошкольники любят эти праздники.  Также дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в проведении таких праздников как: «С днем рожденья, город», «Ярмарка мастеров», «Хозяйка медной горы» - по сказам Бажова, Кафе «Осенняя полянка», Капустные посиделки» и др. Эти православные и народные праздники всегда откладывают яркие впечатления в памяти детей.

2. Работа с родителями.

Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.    

 Формы и методы работы с родителями:

  • Родительские собрания 
  • День открытых дверей,
  • Беседы,
  • Совместные с детьми праздники и тетрализации
  • Консультации
  • Анкетирование
  • Информационно-стендовый материал
  • Информация на сайте дошкольного учреждения.

      Большинство наших родителей активно участвуют в жизни детского сада. Принимают участие в оформлении зала к праздничным мероприятиям: мамы, бабушки шьют, вышивают, вяжут, на Масленицу пекут блины, на Пасху приносят куличи, помогают оформлять костюмы, приносят различные предметы старины: самовары, глиняную посуду, изделия ручной работы из дерева, глины, подручного материала, красочные рушники, салфетки. Совместная работа сближает родителей, педагогов и детей, помогает приобщаться к русской культуре, способствует развитию нравственно – патриотических чувств.

           Раз в квартал в каждой группе в раздевалке вывешиваются музыкальные статьи, или рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию. Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. На осенних праздниках: кафе «Осенняя полянка», «Барыня капуста» родители с удовольствием не только играли с детьми в различные игры и аттракционы, народные игры, но и приготовили из овощей различные «кушанья». А на капустные посиделки «Барыня-капуста», принесли деревянные корыта для рубки капусты, сечки. Дети с помощью взрослых рубили капусту, что вызывало невероятные эмоции, интерес. В конце праздника наряжали кочаны капусты: веселые мордочки, платочки. Дети получили определенные знания из жизни и труда русского народа и радость от общения с мамами и бабушками.

Мамы стали участниками семейного весеннего развлечения «Жаворонки, прилетите, весну в сказку принесите», исполняя роли Журавля и Цапли в средней группе. А в старшей группе родители играли роли Мамы, Папы, Дедушки и Бабушки в музыкально-театрализованной постановке «Про семью про дружную, всем такую нужную». (Приложение). Такие работы сплачивают семьи, воспитывают у детей любовь и уважение к старшим и близким людям.

В нашем детском саду родители также принимают активное участие в изготовлении тематических поделок в группах.

Именно совместная работа детского сада и семьи позволяет вырастить настоящего гражданина своей страны.

3. Работа с педагогами.

Весь коллектив дошкольного учреждения уделяет нравственно-патриотическому воспитанию большое внимание, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Для этого был составлен тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. Были проведены консультации для педагогов: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на праздниках и развлечениях», выступление на педагогическом совете с презентацией «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки». Согласно плану, мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных и тематических занятиях, утренниках и развлечениях. Педагоги участвуют в оформлении зала и декораций к спектаклям, играют любые роли на праздниках.

На занятиях по физической культуре знакомят детей с играми различных народов, проводят музыкально-спортивные развлечения и военно-патриотические игры. На занятиях по ознакомлению с окружающим знакомят детей с символикой страны, родного города, с народами, проживающими на Урале, слушают гимн России.  В свободной деятельности играют с детьми в сюжетно-ролевые игры на патриотическую тематику.
 Также используем взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Музыка часто звучит на занятиях по изобразительной деятельности. Все мелодии и песни, используемые нами, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

 Педагоги рассказывают детям о нашей истории, традициях, достопримечательностях, памятниках, знаменитых людях, о красоте нашей природы, города в любом виде деятельности: прогулка, беседа, экскурсия, занятие. Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

4. Работа в социуме.

Всем известно, что детский сад и является «островком детства», но он не может существовать изолированно от города, республики и страны в целом, поэтому в данном направлении также проводим работу: принимаем участие в городских и районных конкурсах и фестивалях:

«Где ты, лихой запевала» - вокальный конкурс патриотической песни.

- «Зазеркалье» - театральный конкурс.

- «Калейдоскоп талантов» - танцевальный.

- Наше дошкольное учреждение сотрудничает с общественными организациями:

  • Городская Детская библиотека.
  • Краеведческий музей.
  • Музей боевой славы соседней общеобразовательной школы №5.
  • Сотрудники пожарной части и ГИБДД часто бывают нашими гостями.

Значение социума, т.е. работа с общественными организациями, также велико в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников.

   

IV. Театрализованная деятельность занимает особое место в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, поскольку театральное искусство имеет сильное эмоциональное воздействие на человека.

Для детей театр - это игра, для родителей - праздник, для педагогов - работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником. И поэтому театр «живет» у нас в детском саду, им «заражены» и взрослые и дети. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель - сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни. Детский театр позволяет формировать опыт социальных навыков поведения.  Каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театр помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Работая музыкальным руководителем в нашем детском саду 43 года, 15лет из них являюсь руководителем театральной студии «Теремок». Работу веду по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности. В своей деятельности опираюсь на положения концепции модернизации Российского образования, на программу "Театр – Творчество – Дети" авт. Н. Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, методические разработки Бурениной. Основная цель моей работы: развитие художественно-эстетической и нравственно-патриотической направленности детей через постановку музыкальных игр-драматизаций и спектаклей.
В содержание работы по театрализованной деятельности включаю:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • просмотр ранее подготовленных спектаклей;
  • упражнения для социально-эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • упражнения по дикции, речевой интонационной выразительности;
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • ритмические минутки (логоритмика);
  • пальчиковый игры для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • репетиции и разыгрывание игр-драматизаций, инсценировок. спектаклей.

       За годы существования театральной студии было поставлено немало музыкально-театральных постановок, и каждый спектакль, постановка сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки. Работа над любым спектаклем позволяет формировать опыт нравственного поведения. У детей формируются такие качества как коллективизм, любовь к своему дому, к маме семье, бережное отношение к природе, к тому уголку Родины, в котором он живет. Планета Земля- живой организм, и поэтому нужно ее беречь, защищать и любить. Спектакли, которые мы ставили с детьми на экологическую тему: «Там, где нет песен и желудей не бывает», «На лесной полянке». Спектакли «Приключения Машеньки», «Верный друг» воспитывают чувство уважения и любви к маме, к семье. Спектакли «Под грибом, «Волшебный цветок, «Муха-цокотуха», «Как вылечили мишку» - помогают воспитывать такие нравственные качества как доброта, взаимовыручка: умение дружить и помогать, радоваться общению с друзьями. К празднику Великой Победы мы поставили спектакль «Фронтовик». Так как тема Великой Отечественной войны занимает особое место в нравственно-патриотическом воспитании детей, работа над спектаклем проходила в атмосфере особого эмоционального подъема, и оставила у детей очень сильные впечатления. Дети глубоко прочувствовали все тяготы войны, понимали трагедию нашего народа, восхищались подвигами советских солдат, испытывали гордость за свой народ. Работа над любым спектаклем позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Важнейшим является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат, поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка.

       Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ в театрализованной деятельности также являются родители наших воспитанников, которые помогают в изготовлении костюмов и декораций, вместе с нами радуются успехам детей. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями заставляет понять: главным действующим лицом является ребёнок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребёнком и родителями, помогает гармонизовать их отношения. Взаимодействие педагогов с родителями и детьми, а также и с бывшими воспитанниками, продолжает осуществляться в разных возрастных группах в форме творческих занятий, развлечений, музыкально-театрализованных спектаклях. Например, тематическое развлечение с участием родителей в старшей группе: «Жаворонки прилетите, весну в сказку принесите!». В средней группе: «Наши любимые кошки». «Про Пьеро и Мальвину, которые искали витамины». Игры-инсценировки: «Веселые клоуны», «Кто сверчку в беде поможет», «День рождения кошки Мурки». Следует отметить, что подобная организация совместной деятельности способствует не только самореализации и взаимообогащению каждого ребенка, но и взрослых, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры. Кроме того, воспитатели и родители лучше узнают своих детей, особенности их характера, темперамента. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. С активным участием родителей было поставлено несколько театрализованных постановок. Ко дню Матери спектакль «Сказка о цыпленке, который очень хотел вырасти», в котором приняли участие все дети студии «Теремок». К Международному дню 8 марта - «Винни-Пух и Пятачок». За ежегодное участие в городском конкурсе театральных коллективов «Зазеркалье», наш театральный коллектив неоднократно получал диплом Гран-при за лучшую театральную постановку спектакля, режиссуру. Дети получали дипломы за исполнение главной женской роли, мужской роли, роли второго плана. Таких результатов мы не смогли бы достичь без активного взаимодействия с семьями наших воспитанников.

      Таким образом, вовлекая родителей в активную театрализованную деятельность совместно с детьми и педагогами в ДОУ, мы создаём условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с его семьёй, что способствует более глубокому погружению детей в атмосферу игры, волшебства, праздника. Это позволяет нам эффективнее решать поставленные педагогические задачи: воспитывать патриотов своей Родины, развивать художественно -эстетический вкус и творческие способности детей.

V. В завершение проделанной работы  по всем  направлениям музыкально-театральной деятельности была проведена повторная диагностика детей старшего дошкольного возраста, которая показала следующие результаты:

Диаграмма 2

Высокий – 9 детей (45%) - уровень повысился на 20 %

Средний – 10 детей (50%) - уровень повысился на 5 %

Низкий – 1реб. (5%) - уровень понизился на 25 %

Наблюдения и проведенные диагностические задания показали, что

По образно-содержательному критерию: значительно обогатился эмоционально-образный уровень. Дети имеют представления о таких понятиях как «семья», «семейные увлечения», «фольклор», «подвиг героев», «воинская слава», названия музыкальных инструментов, «Отечество», «защитники Родины», понимают важность дружеских родственных и отношений. Дети научились сравнивать впечатления с событиями из своей жизни и жизни своей семьи. Дети могут выражать свои впечатления в различных видах музыкальной деятельности, проявлять инициативу. По эмоционально-мотивационному критерию дети приобрели умения выражать свои впечатления в музыкальной деятельности (хороводах, играх, при восприятии музыкальных произведений), сопереживать героям произведений, выражать к ним своё отношение. Творческие задания, направленные на самовыражение детей в музыкальной деятельности, способствовали развитию у детей не только умений применять на практике разнообразные средства музыкальной выразительности, но и развитию самостоятельности, инициативности в стремлении идентифицировать себя с положительными героями в игровых ситуациях, театральных постановках и в общении с окружающими.  

        Действенно-практическому критерий патриотической воспитанности показал, что целенаправленное развитие способностей детей к самовыражению в музыкально-театральной деятельности дало им возможность проигрывать различные ситуации, делать свой выбор по отношению к той или иной модели поведения и воплощать свою позицию в игровых действиях. Дети научились давать оценку героям музыкальных и литературных произведений. Активное участие в музыкально-познавательных мероприятиях на патриотические темы, проявление творческой инициативы и поддержка в этом со стороны взрослых повысило у детей самооценку.  

Итак, проведенная большая работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста показала себя результативной, видна динамика, по сравнению с начальной диагностикой. Проведённые нами мероприятия по патриотическому воспитанию повысили уровень знаний и  оставили у детей  позитивные и яркие впечатления.

V. Таким образом, можно сделать вывод, что музыкально - театральная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Эта работа даёт возможность сформировать отношение ответственности и уважения к истории и культуре своей страны, края, города, воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. У дошкольников систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.  

Приятно осознавать, что огонек творчества, который ты зажигаешь при каждой встрече с детьми, не гаснет, а продолжает гореть. Я стараюсь сделать жизнь своих воспитанников и их родителей в детском саду содержательной и интересной, чтобы музыка стала для них частью их души, а моя работа музыкального руководителя проходила красной нитью в их нравственно-патриотическом воспитании.

VI. Литература:

  1. Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович. Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства "Театр-творчество-дети".
  2. Л.В.Артёмова. "Театрализованные игры дошкольников". М.: Просвещение, 1991 г.
  3. А.И.Буренина. "Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике детей". С-Пб, 2000 г.
  4. О.Радынова. "Музыкальные шедевры. Система занятий".
  5. О.В.Гончарова "Театральная палитра".
  6. "Что такое театр". Практическое пособие. М.: Линка-пресс, 1997 г.
  7. Фесюкова Л. Б. "Воспитание сказкой" - Просвещение, 1990.
  8. Синицына К. С. "Умные сказки" - М., Просвещение, 1997.
  9. Буренина А. "Театр всевозможного".
  10. Авторская методика Л.В.Гераскиной "От этюда к спектаклю".
  11. О.В.Гончарова "Театральная палитра". Программа художественно- эстетического воспитания
  12. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
  13. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980
  14. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д.
  15. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
  16. Воспитательная система «Маленькие россияне»/ Под ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.
  17. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. – М., 2005
  18. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Программа. – СПб., 1997.  
  19. Куприна, Н. Г. Современные подходы к содержательной разработке понятий «нравственность» и «мораль» [Электронный ресурс]
  20. Радынова, О. П. Слушаем музыку [Текст] / О. П.Радынова. – М. : Просвещение, 2000.
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL :
  22. Воспитания любви к родному краю [Текст] / Р. Ш. Халикова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 5. – С. 13-21.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"

Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.             ...

Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.

Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....

Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.

Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование музыки как средства всестороннего развития предусматр...

Презентация. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки и театра.

Нравственно-патриотическое воспитаниедошкольников средствами музыки и театра....