Условия реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье представлен перечень мероприятий по обеспечению физической и информационной доступности образовательных услуг, способствующих успешной реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы статьи подготовлены в рамках реализации проекта «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_realizatsii_praoop.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Тер-Григорьянц Р.Г., Коростелев Б.А., Котова Г.Л.
Реализация права на образование детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере дошкольного образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов.
Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (Далее – ФЗ-273) и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ – предусматривает гарантии равных прав на образование инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2016 – 2017 годы (пункт 7) определяет необходимость разработки примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста и внесения их в реестр примерных основных образовательных программ.
В 2016 году в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы реализуется проект «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (мероприятие 2.1 «Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения», задача 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования»). Исполнитель – Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».
В сентябре – октябре 2016 года в рамках реализации проекта проводится апробация проектов примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Апробация предполагает как экспертизу и общественное обсуждение проектов примерных адаптированных основных образовательных программ, так и формирование прогнозов об их внедрении.
Как свидетельствуют первичные результаты, полученные в ходе апробации, первостепенное значение для успешного внедрения адаптированных основных образовательных программ имеет создание специальных образовательных условий. В соответствии с ФЗ-273, под специальными образовательными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются «условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
Для повышения эффективности внедрения примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ возможно рекомендовать перечень следующих мероприятий по обеспечению физической и информационной доступности:
1. Обеспечение доступности, оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг:
-укрепление материально-технической базы образовательных организаций;
-приобретение реабилитационного оборудования и технических средств, облегчающих передвижение и процесс обучения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;
-создание кабинетов реабилитации и кабинетов здоровья, оснащенных современным оборудованием;
-предоставление реабилитационных услуг лицам с ОВЗ дошкольного возраста на дому
2. Создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов:
- проведение мониторинга создания условий доступности для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов объектов и предоставляемых услуг в дошкольных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (1 раз в год);
- подготовка и проведение курсов повышения квалификации и семинаров (не менее 1 раза в год) для работников образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы дошкольного образования, работающих с лицами с ОВЗ;
- организация, проведение и участие педагогов и специалистов образовательной организации в межрегиональных конференциях по вопросам дошкольного образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;
- использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования (в т.ч. адаптированных) для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;
- подготовка и публикация информационных, справочных, методических пособий по формированию доступной среды и организации дошкольного образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;
- формирование инфраструктуры информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности детей;
- оснащение образовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности образовательных организаций), для организации коррекционной работы и обучения лиц с ОВЗ;
- обеспечение лиц с ОВЗ и детей-инвалидов бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой;
- обеспечение присутствия ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь, а также (при необходимости) сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков в процессе реализации образовательных программ дошкольного образования для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов.
3. Создание условий доступности образования, в том числе создание безбарьерной среды лиц с ОВЗ и детей-инвалидов:
- создание системы и проведение мониторинга психолого-педагогического сопровождения и успешной социализации лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;
- организация и проведение конкурсов образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг;
- разработка мер по обеспечению адресного финансирования научно-исследовательских проектов, направленных на решение проблем инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ;
- разработка механизмов, обеспечивающих доступность услуг в сфере образования для различных категорий лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;
- разработка моделей реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов и индивидуальных программ реабилитации и абилитации в образовательных организациях;
- создание служб ранней психолого-педагогической помощи;
- создание в образовательной организации службы психолого-медико-педагогического сопровождения обучения обучающихся с ОВЗ, формирование ее внешней инфраструктуры;
- организация психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дошкольной образовательной организации (в группах компенсирующей направленности);
- организация психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дошкольной образовательной организации (в группах комбинированной направленности);
- создание в образовательных организациях адаптивной (инклюзивной) образовательной среды для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;
- приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, оснащению подъемно-транспортных устройств, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий образовательных организаций для реализации образовательных программ дошкольного образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;
- разработка эффективной стратегии подготовки и повышения квалификации кадров для работы в условиях инклюзивного дошкольного образования;
- проведение обучающих мероприятий работников образовательных организаций совместно со специалистами психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации лиц с ОВЗ и детей-инвалидов и рекомендаций ПМПК;
- повышение кадрового потенциала дошкольных образовательных организаций и совершенствование информационно-методического обеспечения деятельности по обучению и воспитанию лиц с ОВЗ;
- сотрудничество с общественными организациями, инициирующими вопросы совместного обучения и воспитания лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях на принципах социального партнёрства
4. Программно-методическое сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ и детей-инвалидов:
- распространение моделей обучения и воспитания лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности;
- распространение моделей обучения и воспитания лиц с ОВЗ и детей-инвалидов по индивидуальным образовательным маршрутам в образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы дошкольного образования;
- распространение моделей обучения и воспитания лиц с ОВЗ и детей-инвалидов на дому, обеспечивающих их включение в социокультурное пространство;
- распространение моделей образовательной деятельности для детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающих развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
- распространение моделей по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;
- распространение моделей предоставления услуг дошкольного образования лиц с ОВЗ в семьях;
- разработка методических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;
- создание образовательных ресурсов (печатных и электронных) для формирования банка методических материалов, аудио- и видеотек, учитывающих специфику нарушений в развитии лиц с ОВЗ;
- разработка образовательных программ для родителей, воспитывающих лиц с ОВЗ и детей-инвалидов, а также педагогов, участвующих в реализации образовательного процесса;
- разработка комплексных программ медико-социального и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации.
5. Создание специальных образовательных условий для обеспечения качества образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов:
- разработка и внедрение единой системы мониторинга оценки качества образования лиц с ОВЗ;
- разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях совместного образования в образовательных организациях;
- моделирование инфраструктурных компонентов и содержательного наполнения образовательной среды в условиях совместного обучения и воспитания;
- четкая регламентация в субъектах РФ и оформление отношений государственной и муниципальной дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, а также лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам дошкольного образования на дому или в медицинских организациях;
- создание региональной системы непрерывного образования для лиц с ОВЗ, состоящей из различных современных образовательных моделей, обеспечивающих свободу выбора образовательного маршрута;
- разработка механизма реализации индивидуальных образовательных маршрутов лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дошкольной образовательной организации.
В завершение возможно резюмировать, что реализация перечисленных мероприятий позволит обеспечить создание необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержательные аспекты адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
В 2016 году в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы реализуется проект «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраст...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи)
Основная образовательная программа, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учрежде...
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ раннего и дошкольного возраста
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЛЯ ДЕТЕЙраннего и дошкольного возраста...
Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями);Адаптированная основная образовательная программа дошкольног...
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на 2022– 2023 учебный год
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошколь...
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная программа представляет собой примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми на...