Условия реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В статье представлен перечень мероприятий по обеспечению физической и информационной доступности образовательных услуг, способствующих успешной реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы статьи подготовлены в рамках реализации проекта «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_realizatsii_praoop.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Тер-Григорьянц Р.Г., Коростелев Б.А., Котова Г.Л.

Реализация права на образование детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере дошкольного образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов.

Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (Далее – ФЗ-273) и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ – предусматривает гарантии равных прав на образование инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2016 – 2017 годы (пункт 7) определяет необходимость разработки примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста и внесения их в реестр примерных основных образовательных программ.

В 2016 году в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы реализуется проект «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (мероприятие 2.1 «Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения», задача 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования»). Исполнитель – Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».

В сентябре – октябре 2016 года в рамках реализации проекта проводится апробация проектов примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Апробация предполагает как экспертизу и общественное обсуждение проектов примерных адаптированных основных образовательных программ, так и формирование прогнозов об их внедрении.

Как свидетельствуют первичные результаты, полученные в ходе апробации, первостепенное значение для успешного внедрения адаптированных основных образовательных программ имеет создание специальных образовательных условий. В соответствии с ФЗ-273, под специальными образовательными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются «условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Для повышения эффективности внедрения примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ возможно рекомендовать перечень следующих мероприятий по обеспечению физической и информационной доступности:

1. Обеспечение доступности, оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг:

-укрепление материально-технической базы образовательных организаций;

-приобретение реабилитационного оборудования и технических средств, облегчающих передвижение и процесс обучения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;

-создание кабинетов реабилитации и кабинетов здоровья, оснащенных современным оборудованием;

-предоставление реабилитационных услуг лицам с ОВЗ дошкольного возраста на дому

2. Создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов:

- проведение мониторинга создания условий доступности для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов объектов и предоставляемых услуг в дошкольных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (1 раз в год);

- подготовка и проведение курсов повышения квалификации и семинаров (не менее 1 раза в год) для работников образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы дошкольного образования, работающих с лицами с ОВЗ;

- организация, проведение и участие педагогов и специалистов образовательной организации в межрегиональных конференциях по вопросам дошкольного образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;

- использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования (в т.ч. адаптированных) для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;

- подготовка и публикация информационных, справочных, методических пособий по формированию доступной среды и организации дошкольного образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;

- формирование инфраструктуры информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности детей;

- оснащение образовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности образовательных организаций), для организации коррекционной работы и обучения лиц с ОВЗ;

- обеспечение лиц с ОВЗ и детей-инвалидов бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой;

- обеспечение присутствия ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь, а также (при необходимости)  сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков в процессе реализации образовательных программ дошкольного образования для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов.

3. Создание условий доступности образования, в том числе создание безбарьерной среды лиц с ОВЗ и детей-инвалидов:

- создание системы и проведение мониторинга психолого-педагогического сопровождения и успешной социализации лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;

- организация и проведение конкурсов образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг;

- разработка мер по обеспечению адресного финансирования научно-исследовательских проектов, направленных на решение проблем инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ;

- разработка механизмов, обеспечивающих доступность услуг в сфере образования для различных категорий лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;

- разработка моделей реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов и индивидуальных программ реабилитации и абилитации  в образовательных организациях;

- создание служб ранней психолого-педагогической помощи;

- создание в образовательной организации службы психолого-медико-педагогического сопровождения обучения обучающихся с ОВЗ, формирование ее внешней инфраструктуры;

- организация психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дошкольной образовательной организации (в группах компенсирующей направленности);

- организация психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дошкольной образовательной организации (в группах комбинированной направленности);

- создание в образовательных организациях адаптивной (инклюзивной) образовательной среды для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;

- приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, оснащению подъемно-транспортных устройств, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий образовательных организаций для реализации образовательных программ дошкольного образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;

- разработка эффективной стратегии подготовки и повышения квалификации кадров для работы в условиях инклюзивного дошкольного образования;

- проведение обучающих мероприятий работников образовательных организаций совместно со специалистами психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации лиц с ОВЗ и детей-инвалидов и рекомендаций ПМПК;

- повышение кадрового потенциала дошкольных образовательных организаций и совершенствование информационно-методического обеспечения деятельности по обучению и воспитанию лиц с ОВЗ;

- сотрудничество с общественными организациями, инициирующими  вопросы совместного обучения и воспитания лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях на принципах социального партнёрства

4. Программно-методическое сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ и детей-инвалидов:

- распространение моделей обучения и воспитания лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности;

- распространение моделей обучения и воспитания лиц с ОВЗ и детей-инвалидов по индивидуальным образовательным маршрутам в образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы дошкольного образования;

- распространение моделей обучения и воспитания лиц с ОВЗ и детей-инвалидов на дому, обеспечивающих их включение в социокультурное пространство;

- распространение моделей образовательной деятельности для детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающих развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

- распространение моделей по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;

- распространение моделей предоставления услуг дошкольного образования лиц с ОВЗ в семьях;

- разработка методических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;

- создание образовательных ресурсов (печатных и электронных) для формирования банка методических материалов, аудио- и видеотек, учитывающих специфику нарушений в развитии лиц с ОВЗ;

- разработка образовательных программ для родителей, воспитывающих лиц с ОВЗ и детей-инвалидов, а также педагогов, участвующих в реализации образовательного процесса;

- разработка комплексных программ медико-социального и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации.

5. Создание специальных образовательных условий для обеспечения качества образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов:

- разработка и внедрение единой системы мониторинга оценки качества образования лиц с ОВЗ;

- разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях совместного образования в образовательных организациях;

- моделирование инфраструктурных компонентов и содержательного наполнения образовательной среды в условиях совместного обучения и воспитания;

- четкая регламентация в субъектах РФ и оформление отношений государственной и муниципальной дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, а также лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам дошкольного образования на дому или в медицинских организациях;

- создание региональной системы непрерывного образования для лиц с ОВЗ, состоящей из различных современных образовательных моделей, обеспечивающих свободу выбора образовательного маршрута;

- разработка механизма реализации индивидуальных образовательных маршрутов лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дошкольной образовательной организации.

В завершение возможно резюмировать, что реализация перечисленных мероприятий позволит обеспечить создание необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательные аспекты адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ

В 2016 году в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы реализуется проект «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраст...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи)

Основная образовательная программа, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учрежде...

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ раннего и дошкольного возраста

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЛЯ ДЕТЕЙраннего и дошкольного возраста...

Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями);Адаптированная основная образовательная программа дошкольног...

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на 2022– 2023 учебный год

Рабочая программа  по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошколь...

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная программа представляет собой примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми на...