диагностика
материал (подготовительная группа) на тему
диагностика экологического воспитания, приложение к самоанализу по теме "Роль экологического воспитания в развитии личности старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhataya_zip-papka_3.zip | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика экологического воспитания детей
Выполнила: воспитатель второй квалификационной категории Матюхина Елена Александровна
Диагностика экологического воспитания составлена с учетом требований, предъявляемых «Программой обучения и воспитания в детском саду» по редакцией М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой. Для диагностики экологического воспитания детей использую комплексную диагностику уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой, разработанные Н. Б. Вешинининой. Также мной были проведены диагностики по экспериментальной деятельности старших дошкольников, с использованием методик «Древо желаний» В.С. Юркевич, «Выбор деятельности»Л.Н. Прохорова.
Диагностики проводится в начале и конце учебного года. Учитывая результаты диагностических заданий, заполняется диагностические карта в соответствии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. По каждому разделу данные суммируются, и вычисляется среднее количество баллов, которое заносится в таблицу показателей экологического воспитания детей. По результатам таблицы строится диаграмма, где отражены общие показатели экологического воспитания детей.
Данные диагностики были проведены в подготовительной к школе группе, состав группы 10 человек.
Диагностика экологического воспитания по «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред . М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой, разработанная Н. Б. Вешининой, проводится по 6 основным направлениям экологического воспитания: умение объяснять экологические связи в природе, умение ухаживать за растениями в уголке природы, знания о жизни на земле, в земле, в воздухе, знания о растительности леса, луга, сада, поля, знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книги, знания о природе родного края. По каждому направлению проводятся диагностические задания (задания представлены в диагностическом журнал «Комплексная диагностика усвоения программы» автор-составитель Н.Б. Вершинина ), которые представлены в виде вопросов, игр, упражнений. За ответы на диагностические задания выставляются баллы:
3 балла – ребенок безошибочно и правильно делает диагностическое задание
2 балла – ребенок затрудняется выполнять диагностические задания, при выполнении требуются дополнительные инструкции воспитателя, дает ответ не полный, затрудняется ответить на дополнительные задания
1 балл – ребенок не может выполнить диагностическое задание, затрудняется выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно-следственные связи, не может обосновать свой ответ.
После проведения диагностических заданий баллы по каждому направлению суммируются и определяется уровень освоения программы по экологическому воспитанию:
Н - Низкий уровень- ребенок плохо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 8-12 баллов (задания представлены в диагностическом журнале Н.Б. Вершинина)
С - Средний уровень – ребенок хорошо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 10-15 баллов (задания представлены в диагностическом журнале Н.Б. Вершинина)
В - Высокий уровень ребенок освоил программу полностью, набрал по диагностическим заданиям 16-18 баллов (задания представлены в диагностическом журнале Н.Б. Вершинина)
нг- начало учебного года
кг – конец учебного года
Диагностическая карта по экологическому воспитанию старших дошкольников по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой, разработанной в «Комплексной диагностике уровней усвоения программы » автор - составитель Н.Б. Вершинина
№ п\п | Виды полученных знаний умений и навыков | Умение объяснить экологические связи в природе | Умение ухаживать за растениями в уголке природы | Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе | Знания о растительности леса, луга, сада, поля | Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книги | Знания о природе родного края | итого℅ | итого℅ | ||||||
Имя ребёнка | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | |
1 | Никита с. | с | в | н | в | н | в | н | с | с | в | н | с | н-33 с-67 | В-67 С-33 |
2 | Ира Л. | н | в | с | в | н | с | н | с | н | с | н | с | Н-84 С-16 | В-33 С-67 |
3 | Миша К. | с | в | с | в | н | в | с | в | с | в | н | в | Н-33 С-67 | В-100 С-0 |
4 | Катя | н | с | с | в | н | с | н | в | н | в | н | с | Н-84 С-16 | В-50 Н-50 |
5 | Игорь | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | н | в | Н-16 С-84 | В-100 С-0 |
6 | Данил | н | с | н | в | н | н | н | с | н | с | н | н | Н-100 С-0 | В-33,3 С-33,3 Н -33,3 |
7 | Ваня | н | н | н | в | н | с | н | в | н | н | н | с | Н-100 С-0 | Н-33 С-33 В-34 |
8 | Саша В. | н | с | с | в | н | с | н | с | н | в | н | с | Н-84 С-16 | В-33 С-67 |
9 | Кирилл Б. | н | с | с | в | н | с | с | в | н | с | с | в | Н-50 С50 | В-50 С-50 |
5 | Алина Б. | н | с | с | в | н | с | н | в | н | в | с | в | Н-67 С-33 | В-67 С-33 |
итого℅ | С-30 Н-70 | В-40 С-50 Н-10 | Н-30 С-70 | В-100 | Н-90 С-10 | Н-10 С-60 В-30 | Н-70 С-30 | С-40 В-70 | Н-70 С-30 | Н-10 С-30 В-60 | Н-80 С-20 | Н-10 С-50 В-40 |
Вывод: по результатам диагностики видно, что дети освоили программу по экологическому воспитанию, наиболее успешное освоение прослеживается в умении ухаживать за животными и растениями в уголке природы -100℅ высокий уровень освоения, это обусловлено тем, что группы хорошо оснащены уголки природы, в детском саду имеется комната Природы.
Диагностика «Древо желаний» В.С. Юркевич
Диагностика проводилась с группой детей из 10 человек (подготовительная группа)
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)
- Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
- Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
- Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
- Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
- Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
- Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.
Анализ ответов
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Диагностическая карта по методике «Древо желаний» В.С. Юркевич
№ | Имя ребенка | Количество ответов - уровень Начало года | Количество ответов - уровень Конец года |
1 | Никита | 6- средний | 10 - высокий |
2 | Ира | 3 -средний | 12 - высокий |
3 | Миша | 7 - средний | 9 – высокий |
4 | Катя | 2 -низкий | 7 - средний |
5 | Игорь | 4 - средний | 11 - высокий |
6 | Данил | 2 - низкий | 8 - средний |
7 | Ваня | 2 - низкий | 9 - высокий |
8 | Саша | 5 - средний | 10 - высокий |
9 | Кирилл | 1 - средний | 8 - средний |
10 | Алина | 7 - средний | 14 - высокий |
Итого ℅ | 70℅ - средний 30℅ - низкий | 70℅ - высокий 30℅ - средний |
ВЫВОД: Диагностика «Древо желаний» показала, что за учебный год произошли положительные изменения, увеличилось количество детей определяющий высокий показательный уровень, на 40℅ уменьшился средний показательный уровень, следовательно, работу по экспериментированию необходимо продолжать.
Методика диагностики «Выбор деятельности» (Прохоровой Л.Н.)
Диагностика проводилась с группой детей из 10 человек (подготовительная группа)
Цель: выявить предпочтения ребенка в выборе деятельности.
Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы; 6 – конструирование.
Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Результаты оформляются в таблицу:
Оценка результатов методики «Выбор деятельности»
игровая | Чтение книг | Изобразительная | Детское экспериментирование | Труд в уголке природы | Конструирование | ||||||||
Имя ребенка | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1 | Никита | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | |||||
2 | Ира | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||
3 | Миша | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | ||||||
4 | Катя | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||
5 | Игорь | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | ||||||
6 | Данил | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | ||||||
7 | Ваня | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | ||||||
8 | Саша | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | ||||||
9 | Кирилл | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | |||||
10 | Алина | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||||||
Итого баллов | 24 | 18 | 4 | 3 | 8 | 8 | 10 | 26 | 4 | 2 | 11 | 5 |
ВЫВОД: Из вышеизложенного материала видны положительные изменения в выборе деятельности детей. Дети стали более заинтересованы в экспериментальной деятельности.
Показатели экологического воспитания детей по видам приобретенных знаний, умений, навыков
Виды приобретенных знаний, умений, навыков | Умение объяснить экологические связи в природе | Умение ухаживать за растениями в уголке природы | Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе | Знания о растительности леса, луга, сада, поля | Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книги | Знания о природе родного края | Познавательная активность детей | Выбор экспериментальной деятельности | ||||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |
н | 70 | 10 | 30 | 0 | 90 | 10 | 70 | 0 | 70 | 10 | 80 | 10 | 30 | 0 | 18℅ | 47℅ |
с | 30 | 50 | 70 | 0 | 10 | 60 | 30 | 70 | 30 | 30 | 20 | 50 | 70 | 30 | ||
в | 0 | 40 | 0 | 100 | 0 | 30 | 0 | 30 | 0 | 60 | 0 | 40 | 0 | 70 |
Н- низкий уровень
С - средний уровень
В- высокий уровень
Нг – начало учебного года
Кг – конец учебного года
Сводная диаграмма освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду »по экологическому воспитанию детей подготовительная группа
На основе диагностик экологического воспитания детей по «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред . М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой, разработанная Н. Б. Вешининой, «Древо желаний»В. С. Юркевич, «Выбор деятельности» Л.Н Прохоровой можно сделать следующие выводы:
Дети усвоили программу по экологическому воспитанию на 91,7℅, из них 26.6℅ со средним уровнем усвоения, 65,1℅ с высоким уровнем усвоения. 8,3℅ детей с низким уровнем усвоения программы по экологическому воспитанию, т. к дети часто болели, родители пассивны в экологическом воспитании детей, в группе имеются гиперактивные дети с синдромом неустойчивого внимания.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Провести дополнительную индивидуальную работу с детьми (экологические игры, беседы, наблюдения);
- Провести дополнительную работу с родителями по экологическому воспитанию детей (индивидуальные беседы, консультации);
- Дать рекомендации родителям по профилактике заболеваний детей (папка-раскладушка, консультация с медсестрой детского сада);
- Дать рекомендации по подготовке детей к школе (оформление в родительском уголке папок, организовать встречу с учителем начальных классов);
- Изучить литературу по организации образовательного процесса в детском саду с гиперактивными детьми (консультация с старшим воспитателем, заведующей детского сада, медсестрой, изучение соответствующей литературы: Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - №1. - 1999. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. - СПб: Сфера, 1998).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.
Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...
Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.
Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.
Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...
Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...
Комментарии
Диагностика экологического воспитания детей