презентация на тему "Развитие поисково- исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» "
презентация к уроку (средняя группа) на тему
примерное
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности Задачи: -вызвать у детей интерес к поисковой деятельности; -учить видеть и выделять проблему эксперимента; -учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; -обогащать знания об окружающем мире;
Актуальность проблемы: Сегодня в дошкольном образовании остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства- экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка, так же как и игровая. Наличие этих двух детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности: -Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом); -Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений ); -Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания ); - Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения );
Перспективный план работы на 2016-2017 уч. год месяц Методы работы с детьми Методы работы с родителями сентябрь 1 Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы 2 Разработать перспективный план работы с детьми 3 Провести анкетирование детей ноябрь Формировать представления о материалах ( металл, дерево) Попросить принести материалы для экспериментирования( камешки, ракушки, спилы, перья, ткани и т.п.) декабрь Формировать представление о природных явлениях Буклеты, консультации, папки-передвижки январь Формировать представление о состояниях воды Буклеты, консультации, папки-передвижки февраль Формировать представление о свойствах песка и глины Буклеты, консультации, папки-передвижки Март май Формировать представление о видах и свойствах бумаги Формировать представление о свойствах магнита Буклеты, консультации, папки-передвижки
При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы: - беседы ; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; - Работа с таблицами, мнемо -таблицами, схемами; - опыты; - н аблюдения на прогулках, эксперименты; чтение художественной литературы - дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия.
На протяжении всего учебного времени проводились НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам : 1 « Друзья, которые любят противоречить друг другу (дерево и металл) –тонет- не тонет, теплый- холодный, шершавый-гладкий, тяжелый-легкий и т.п.; 2 « Природа дарит чудеса» -простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром); 3 « Свойства воды»-использование, назначение, необходимость воды, источники загрязнения воды, его последствия; 4 « Песок и глина, их свойства»-рыхлый-мягкий, твердый-гибкий, пропускает воду и т.д.; 5 « Откуда берется бумага?»- мнется, намокает, рвется-не восстанавливается, волокнистая (через лупу), гофрированная-линяет и т.д.; 6 « Магнит и его удивительные свойства»-выяснить, через какие материалы воздействует магнит;
На протяжении своей исследовательской деятельности использовались дидактические игры : «Подбери материал для названного предмета», «Оглянись вокруг», «Расскажи о предмете», «Отгадай материал», «Чудесный мешочек», «Что из чего будет». « Кому что», « Найди ошибку», « Хорошо-плохо» и т.д.
В результате НОД и опытов-экспериментов: д ети познакомились с явлениями природы; уточнили знания о воде, о ее состояниях; познакомились со свойствами песка и глины, дерева и металла; получили представления о видах и свойствах бумаги; узнали через какие материалы воздействует магнит;
Работа с родителями: Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования », собрать природный и бросовый материал . Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях ».
№ Ф.И. Качественный анализ ответов Полный аргументированный ответ Ответ с ошибкой Нет ответа 1 Алесеева В. 2 Арнольд А. 3 Вавилин А. 4 Васильев М. 5 Вахнин А. 6 Галкина Л. 7 Горбачев П. 8 Грошева С. 9 Доцяк А. 10 Ибишев Т. 11 Игнатова Ю. 12 Ильина М. 13 Кошман В. 14 Кульбеда М. 15 Кульбеда М. 16 Микушева Т. 17 Миронов Т. 18 Попова С. 19 Седык С. 20 Суханова Л. 21 Тимина М. 22 Торлопова В. 23 Филиппович М. 24 Шепелин Л. 25 Щепетев А. Анкета для детей . Составила: Агалакова О.В.-воспитатель ср. гр. № 5 (2016-2017 уч. год) Цель : выявить знания о свойствах некоторых материалов и их назначении. - Что ты знаешь о дереве и деревянных предметах? Какие они? - Расскажи что ты знаешь о металле? Какой он? - Знаешь ли ты откуда берется дождь, ветер, гром? - Для чего нужна вода? - В каком состоянии бывает вода? - Из чего делают кирпичи? - Что лучше лепится-песок или глина? - Какая бывает бумага и откуда ее берут? -Что такое магнит и что он делает? Анкета проводится в сентябре и мае. Ответы заносятся в таблицу ( см. ниже) и выявляется качественный анализ ответов. Где: Полный аргументированный ответ - 3 балла; Ответ с ошибкой - 2 балла; Нет ответа- 1 балл;
№ Ф.И. Уровни знаний высокий средний низкий Сент. май Сент. май Сент. май 1 Алесеева В. ----------- --------- --------- ---------- --------- --------- 2 Арнольд А. + + 3 Вавилин А. + + 4 Васильев М. + + 5 Вахнин А. ----------- ---------- + --------- 6 Галкина Л. + 7 Горбачев П. + 8 Грошева С. + 9 Доцяк А. + + 10 Ибишев Т. + + 11 Игнатова Ю. + + 12 Ильина М. + + 13 Кошман В. + + 14 Кульбеда М. + + 15 Лобанова К. + + 16 Микушева Т. + + 17 Миронов Т. + + 18 Попова С. + + 19 Седык С. + + 20 Суханова Л. + + 21 Тимина М. + + 22 Торлопова В. + + 23 Филиппович М. ---------- ---------- ----------- ----------- ----------- ---------- 24 Шепелин Л. + 25 Щепетев А. + + Уровни знаний: Данные можно отразить графически.
Выводы: Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.
источники 1 http ://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/13/statyadiagnostika-razvitiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-starshikh 2 Гризик Т.И. Познаю мир: Метод.рекомендации для воспитателей, работающих по программе « Радуга».- М.: Просвещение, 2000.-160 с. 3 Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез,2010.- 112с. 4 Перспективное планирование воспитательно -образовательного процесса по программе « О т рождения до школы» под ред.Н.Е . Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа / авт.-сост. Н.А. Атарщикова [ и др. ] .-Изд. 2-е.-Волгоград:Учитель.2013.-113с. 5 http://mdou8len/ucoz/ru/load/poiskovo_issledovatelskaja_dejatelnost_v_sredney_gruppe/1-1-0-388 6 http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/09/26/konspekt-zanyatiya-po-formirovaniyu-tselostnoy-kartiny 7 http:// nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/09/konspekt-hod-v-sredney-gruppe-na-temu-svoystva-vody 8 http:// nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/07/30/nod-srednyaya-gruppa-priroda-darit-chudesa
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
в индивидуальном плане по самообразованию воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...
Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...
Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...
Конспект по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Детское экспериментирование должно строиться самим ребенком. Оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других ст...
Материал по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
В статье раскрывается суть процесса самообразования как необходимого условия профессионального роста педагогов....
Презентация "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования".
Фомирование у детей элементарных понятий о свойствах предметов и явлениях природы...