Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального воспитания в ДОУ
методическая разработка по теме
Результаты мониторинга (за один год) .
Описание итогового мониторинга освоения детьми программы музыкального воспитания в каждый возрастной период.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального воспитания в ДО ГОУ Гимназии №56 за период 2010-2011уч.г.
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялся с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводилась путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.
Этапы работы:
1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение
диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
2 этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с
детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и
средств достижения поставленных задач.
3 этап обобщающий: итоговая диагностика творческих способностей
детей, оценка результатов.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводилась 2 раза в год по следующим направлениям:
- восприятие музыки
- пение
- музыкально-ритмические движения
- чувство ритма
- музыкальное творчество
В диагностическом исследовании приняли участие всего 59 воспитанников:
средняя группа - 15 детей
старшая группа - 14 детей
подготовительная группа - 30 детей
Для достижения полученных результатов осуществлялась работа музыкального руководителя, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.
Процедура оценки предполагает трехуровневый подход:
- если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, уровень «достаточный» - «5»
- если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, « уровень, близкий к достаточному» - «4»
Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения программы музыкального воспитания.
- если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной, ни в самостоятельной), ставится оценка «недостаточный уровень» - «3»
Для улучшения показателей «среднего уровня» развития музыкальных способностей детей была усилена индивидуальная педагогическая работа с ребенком с учетом выявленных проблем.
Присутствие показателей с «низким уровнем» потребовало привлечения комплексного психологического диагностического сопровождения в лице сотрудников ППМС центра Гимназии №56. По результатам диагностики были составлены карты индивидуального сопровождения и рекомендации по педагогической и психологической эффективности развития ребенка. После проведенной работы уровень детей с низкими показателями значительно уменьшился: начало года 48%, конец года 4%.
Рис.1 Общие показатели уровня развития музыкальных способностей детей в ДО ГОУ Гимназии №56 октябрь 2010 г и апрель 2011 г.
Анализ общих результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис1):
- на начало учебного года: высокий 10 %, средний 69 %, низкий 21 %
- на конец учебного года: высокий 70 %, средний 29 %, низкий 1%.
Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в музыкальном воспитании детей. Они выражаются в том, что:
- дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
- высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более глубокими и содержательными;
- дети научились самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
- находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Таким образом, можно сделать выводы:
Преобладание показателей высокого уровня развития музыкальных способностей детей к концу года свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной музыкальной программы дошкольного образования.
Список используемой литературы:
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
- Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» - 4-е изд, перераб. И доп. / под редакцией Л.А. Парамоновой ООО «ТЦ Сфера» 2011
- Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. –М.: АРКТИ, 2005. – 92с.
- Журнал «Музыкальный руководитель» №5 2007г. С. Мерзлякова статья «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста» Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007
Мониторинг уровня развития музыкальных способностей ребенка
в средней группе 2010 -2011 уч.год
В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 4 – 5 лет (все дети посещают детский сад впервые). Сравнительный анализ данных по всем видам деятельности свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкальных способностей детей (рис.1)
показатели | восприятие музыки | пение | муз.ритм.движ. | чувство ритма | муз.тв-во | ||||||
начало | итог | начало | итог | начало | итог | начало | итог | начало | итог | ||
1 высокий уровень | - | 23 | 1 | 24 | 2 | 17 | 1 | 17 | - | 15 | |
2 средний уровень | 24 | 21 | 22 | 19 | 21 | 28 | 11 | 12 | 21 | 15 | |
3 низкий уровень | 21 | 2 | 22 | 1 | 22 | 2 | 18 | 1 | 9 | 1 |
Рис.1 Сравнительные данные уровня развития музыкальных способностей детей октябрь 2010 г. - апрель 2011г.
Наибольшее количество показателей с низким уровнем развития выявлено на начальном этапе исследования по следующим направлениям музыкального развития и представлено на рис. 2
- восприятие музыки – 21
- пение – 22
- музыкально - ритмические умения и навыки – 22
- чувство ритма – 18
- музыкальное творчество – 9
Рис.2 Результаты диагностики уровня развития музыкальных способностей ребенка в средней группе начало и конец учебного года.
В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.
Из гистограмм (рис.2) видно, что значительно улучшились показатели по всем видам деятельности, снизился показатель низкого уровня развития музыкальных способностей детей:
- восприятие музыки от 21 до 2
- пение от 22 до 1
- музыкально-ритмические движения от 22 до 2
- чувство ритма от 18 до 1
- музыкальное творчество от 9 до 1
Рис.3 Общие результаты уровня развития музыкальных способностей детей
в средней группе (начало и конец учебного года)
Анализ результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис 3):
- на начало учебного года: высокий 2 %, средний 50 %, низкий 48 %
- на конец учебного года: высокий 48 %, средний 48 %, низкий 4 %.
Таким образом, можно сделать выводы:
К концу года дети достигают успехов в музыкальном развитии:
- проявляют высокую эмоциональную отзывчивость на музыку,
- творчески решают музыкально-двигательные задачи в этюдах и танцах,
- выразительно и музыкально исполняют несложные песни,
- определяют общее настроение и жанр музыкального произведения (песня, танец, марш),
- слышат отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр)
Мониторинг уровня развития музыкальных способностей ребенка
в старшей группе 2010 -2011 уч.год
В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте 5 – 6 лет, из которых 5 пришли в детский сад в сентябре 2010 г. Сравнительный анализ данных по всем видам деятельности свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкальных способностей детей (рис.1)
показатели | восприятие музыки | пение | муз.ритм.движ. | музицирование | муз.тв-во | |||||
нач. | итог | нач. | итог | нач. | итог | нач. | итог | нач. | итог | |
1 высокий уровень | 5 | 35 | 1 | 29 | 1 | 49 | - | 17 | - | 31 |
2 средний уровень | 34 | 21 | 31 | 13 | 57 | 18 | 20 | 11 | 34 | 24 |
3 низкий уровень | 17 | 1 | 10 | - | 12 | 1 | 8 | 1 | 22 | 1 |
Рис.1 Сравнительные данные уровня развития музыкальных способностей детей октябрь 2010 г. - апрель 2011г.
Наибольшее количество показателей с низким уровнем развития выявлено на начальном этапе исследования по следующим направлениям музыкального развития и представлено на рис. 2
- восприятие музыки – 17
- пение – 10
- музыкально - ритмические умения и навыки – 12
- музицирование – 8
- музыкальное творчество – 22
Рис.2 Результаты диагностики уровня развития музыкальных способностей ребенка в старшей группе начало и конец учебного года.
В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.
Из представленных гистограмм (рис.2) видно, что улучшились показатели по всем видам деятельности, снизился показатель количества детей, имеющих низкий уровень развития музыкальных способностей:
- восприятие музыки от 17 до 1
- пение от 10 до 0
- музыкально-ритмические движения от 12 до 1
- чувство ритма от 8 до 1
- музыкальное творчество от 22 до 1
Следует заметить, что данную группу с начала учебного года посещает ребенок с синдромом Дауна. Результаты начальной диагностики показали низкий уровень развития музыкальных способностей ребенка в области восприятия музыки, музыкально-ритмических умений и навыков, музицирования и музыкального творчества.
Присутствие показателей с «низким уровнем» потребовало привлечения комплексного психологического диагностического сопровождения в лице сотрудников ППМС центра Гимназии №56. По результатам диагностики была составлена программа индивидуального сопровождения и рекомендации по педагогической и психологической эффективности развития ребенка. Также была усилена индивидуальная педагогическая работа с ребенком с учетом выявленных проблем. Ребенок с удовольствием принимал участие во всех мероприятиях. После проведенной работы уровень данных с низкими показателями значительно уменьшился (рис.3):
Рис.3Результаты уровня развития музыкальных способностей ребенка с синдромом Дауна (начало и конец года)
Анализ результатов обследования уровня развития музыкальных способностей ребенка в старшей группе свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис 4):
- на начало учебного года: высокий 3 %, средний 70 %, низкий 27 %
- на конец учебного года: высокий 63 %, средний 35 %, низкий 2 %.
Рис.4 Общие результаты уровня развития музыкальных способностей детей
в старшей группе начало года и конец года.
Таким образом, можно сделать выводы:
К концу года дети достигают успехов в музыкальном развитии:
- Эмоционально отзываются на музыку разного характера
- Определяют музыкальный жанр (танец: пляска, полька, вальс, марш, песня)
- Высказываются о настроении, чувствах, которые передает музыкальное произведение
- Умеют выразительно петь естественным звуком, передавая характер песни ее темповые и динамические особенности
- Ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки
- Обладают хорошей координацией
- Ориентируются в пространстве
- Передают ритмическую пульсацию и несложный ритмический рисунок
- Умеют творчески использовать и выразительно исполнять знакомые движения в свободной пляске
Мониторинг уровня развития музыкальных способностей ребенка
в подготовительной группе 2010 -2011 уч.год
В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 6-7 лет, из которых 10 пришли в детский сад в сентябре 2010 г. Сравнительный анализ данных по всем видам деятельности свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкальных способностей детей (рис.1)
2010 – 2011 уч. годпоказатели | восприятие музыки | пение | муз.ритм.движ. | музицирование | муз.тв-во | |||||
нач. | итог | нач. | итог | нач. | итог | нач. | итог | нач. | итог | |
1 высокий уровень | 22 | 100 | 18 | 99 | 30 | 91 | 11 | 51 | 5 | 95 |
2 средний уровень | 86 | 20 | 91 | 21 | 79 | 29 | 42 | 11 | 101 | 25 |
3 низкий уровень | 10 | - | 8 | - | 10 | - | 3 | - | 10 | - |
Рис.1 Сравнительные данные уровня развития музыкальных способностей детей октябрь 2010 г. - апрель 2011г.
Наибольшее количество показателей с низким уровнем развития выявлено на начальном этапе исследования по следующим направлениям музыкального развития и представлено на рис. 2
- восприятие музыки – 10
- пение – 8
- музыкально - ритмические умения и навыки – 10
- музицирование – 3
- музыкальное творчество – 10
Рис. 2 Результаты диагностики уровня развития музыкальных способностей ребенка в подготовительной группе (начало и конец учебного года).
В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.
Из представленных гистограмм (рис.2) видно, что к концу года значительно улучшились показатели по всем видам деятельности:
- восприятие музыки от 10 до 0
- пение от 8 до 0
- музыкально-ритмические движения от 10 до 0
- музицирование от 3 до 0
- музыкальное творчество от 10 до 0
Анализ результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис3):
- на начало учебного года: высокий 16 %, средний 76 %, низкий 8 %
- на конец учебного года: высокий 79 %, средний 21 %, низкий 0 %.
Рис.3 Общие результаты уровня развития музыкальных способностей детей
в подготовительной группе начало года и конец года.
Таким образом, можно сделать выводы:
К концу года дети подготовительной группы достигают успехов в музыкальном развитии:
- эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение, слышат средства музыкальной выразительности, динамику развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы;
- поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности, чисто интонируют с музыкальным сопровождением и без него;
- ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве;
- Передают ритмическую пульсацию, проявляют самостоятельность, фантазию в составлении ритмического аккомпанемента к танцевальной музыке;
- Способны к импровизации простейших мелодий на заданный текст соответствующего характера;
- Выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального воспитания в МБДОУ д/с «Колобок» х. Денисов за 2014
Мониторинг...
Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального развития
Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального развития...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Игралочка»
мониторинг...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования "Юный натуралист"
мониторинг...
Мониторинг результатов освоения детьми 4-5 лет программы дополнительного образования «Веселый Язычок» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года
Мониторинг результатов освоения детьми 4-5 лет программы дополнительного образования «Веселый Язычок» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...
Справка по результатам текущего мониторинга достижений освоения детьми программы ДПОУ "Читайка" (старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет)
Справки по результатам текущего мониторинга достижений освоения детьми программы ДПОУ "Читайка" (старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет) на начало и конец 2021-2022 ...
Справка по результатам текущего мониторинга достижений освоения детьми программы ДПОУ "Читайка" (старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет)
Справки по результатам текущего мониторинга достижений освоения детьми программы ДПОУ "Читайка" (старший дошкольный возраст от5 до 6 лет) начало и конец 2021-2022 учебного г...
Комментарии
Мониторинг
Большое спасибо за такую справку, очень пригодилась моей коллеге; вместе аттестуемся.
Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального во
Спасибо за грамотный материал. Очень актуально!