Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального воспитания в ДОУ
методическая разработка по теме

Инна Михайловна Рожанская

Результаты мониторинга (за один год) .

Описание итогового мониторинга освоения детьми программы музыкального воспитания в каждый возрастной период.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального воспитания в ДО ГОУ Гимназии №56 за период  2010-2011уч.г.

Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялся с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводилась путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников. 

Этапы работы:

1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение

диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.

2 этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с

детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и

средств достижения поставленных задач.

3 этап обобщающий: итоговая диагностика творческих способностей

детей, оценка результатов.

Диагностика уровня развития музыкальных способностей  проводилась 2 раза в год по следующим направлениям:

  1. восприятие музыки
  2. пение
  3. музыкально-ритмические движения
  4. чувство ритма
  5. музыкальное творчество

В диагностическом исследовании приняли участие всего 59 воспитанников:

средняя группа - 15 детей

старшая группа - 14 детей

подготовительная группа - 30 детей

Для достижения полученных результатов осуществлялась работа музыкального руководителя, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.

Процедура оценки предполагает трехуровневый подход:

  1. если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, уровень «достаточный» - «5»
  2. если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, « уровень, близкий к достаточному» - «4»

Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения программы музыкального воспитания.

  1. если тот или иной показатель  не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной, ни в самостоятельной), ставится оценка «недостаточный уровень» - «3»

Для улучшения показателей «среднего уровня» развития музыкальных способностей детей была усилена индивидуальная педагогическая работа с ребенком с учетом выявленных проблем.

Присутствие показателей с «низким уровнем» потребовало привлечения комплексного психологического диагностического сопровождения в лице сотрудников ППМС центра Гимназии №56. По результатам диагностики были составлены карты индивидуального сопровождения  и рекомендации по педагогической и психологической эффективности  развития ребенка. После проведенной работы уровень детей с низкими показателями значительно уменьшился: начало года 48%, конец года 4%.

Рис.1 Общие показатели  уровня развития музыкальных способностей детей в ДО ГОУ Гимназии №56 октябрь 2010 г и апрель 2011 г.

Анализ общих результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис1):

- на начало учебного года: высокий 10 %, средний 69 %, низкий 21 %

- на конец учебного года: высокий 70 %, средний 29 %, низкий 1%.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в музыкальном  воспитании детей. Они выражаются в том, что:

  1. дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
  2. высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более глубокими и содержательными;
  3. дети научились самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
  4. находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Таким образом, можно сделать выводы:

Преобладание показателей высокого уровня развития музыкальных способностей детей  к концу года свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной музыкальной программы дошкольного образования.

Список используемой литературы:

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы». Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
  2. Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» - 4-е изд, перераб. И доп. / под редакцией Л.А. Парамоновой  ООО «ТЦ Сфера» 2011
  3. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. –М.: АРКТИ, 2005. – 92с.
  4. Журнал «Музыкальный руководитель» №5 2007г. С. Мерзлякова статья «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста» Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007

Мониторинг  уровня развития музыкальных способностей  ребенка

в средней группе 2010 -2011 уч.год

В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте  4 – 5 лет (все дети посещают детский сад впервые). Сравнительный анализ данных по всем видам деятельности свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкальных способностей детей (рис.1)

показатели

восприятие музыки

пение

муз.ритм.движ.

чувство ритма

муз.тв-во

начало

итог

начало

итог

начало

итог

начало

итог

начало

итог

1 высокий уровень

-

23

1

24

2

17

1

17

-

15

2 средний уровень

24

21

22

19

21

28

11

12

21

15

3 низкий уровень

21

2

22

1

22

2

18

1

9

1

Рис.1  Сравнительные данные уровня развития музыкальных способностей детей  октябрь 2010 г. - апрель 2011г.

Наибольшее количество показателей с низким уровнем развития выявлено на начальном этапе исследования по следующим направлениям  музыкального развития и представлено на рис. 2

  1. восприятие музыки – 21
  2. пение – 22
  3. музыкально -  ритмические умения и навыки – 22
  4. чувство ритма – 18
  5. музыкальное творчество – 9

Рис.2  Результаты диагностики уровня развития музыкальных способностей  ребенка в средней группе  начало и конец  учебного года.

В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.

Из гистограмм (рис.2) видно, что значительно улучшились показатели  по всем видам деятельности, снизился  показатель низкого уровня развития музыкальных способностей детей:

  1. восприятие музыки от 21  до  2
  2. пение  от 22 до 1
  3. музыкально-ритмические  движения от 22 до 2
  4. чувство ритма от 18 до 1
  5. музыкальное творчество от 9 до 1

Рис.3 Общие результаты уровня развития музыкальных способностей детей

в средней группе (начало и конец учебного года)

Анализ результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис 3):

- на начало учебного года: высокий 2 %, средний 50 %, низкий 48 %

- на конец учебного года: высокий 48 %, средний 48 %, низкий 4 %.

Таким образом, можно сделать выводы:

К концу года дети достигают успехов в музыкальном развитии:

  1.  проявляют высокую эмоциональную отзывчивость на  музыку,
  2. творчески решают музыкально-двигательные задачи в этюдах и танцах,
  3. выразительно и музыкально исполняют несложные песни,
  4. определяют общее настроение и жанр музыкального произведения (песня, танец, марш),
  5. слышат отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр)

Мониторинг  уровня развития музыкальных способностей  ребенка

в старшей группе 2010 -2011 уч.год

В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте  5 – 6 лет, из которых 5 пришли в детский сад в сентябре 2010 г. Сравнительный анализ данных по всем видам деятельности свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкальных способностей детей (рис.1)

показатели

восприятие музыки

пение

муз.ритм.движ.

музицирование

муз.тв-во

нач.

итог

нач.

итог

нач.

итог

нач.

итог

нач.

итог

1 высокий уровень

5

35

1

29

1

49

-

17

-

31

2 средний уровень

34

21

31

13

57

18

20

11

34

24

3 низкий уровень

17

1

10

-

12

1

8

1

22

1

Рис.1  Сравнительные данные уровня развития музыкальных способностей детей октябрь 2010 г. - апрель 2011г.

Наибольшее количество показателей с низким уровнем развития выявлено на начальном этапе исследования по следующим направлениям  музыкального развития и представлено на рис. 2

  1. восприятие музыки – 17
  2. пение – 10
  3. музыкально -  ритмические умения и навыки – 12
  4. музицирование – 8
  5. музыкальное творчество – 22

Рис.2  Результаты диагностики уровня развития музыкальных способностей  ребенка в старшей группе  начало и конец  учебного года.

В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.

Из представленных гистограмм (рис.2) видно, что улучшились показатели  по всем видам деятельности, снизился  показатель количества детей, имеющих низкий уровень развития музыкальных способностей:

  1. восприятие музыки от 17 до  1
  2. пение  от 10 до 0
  3. музыкально-ритмические  движения от 12 до 1
  4. чувство ритма от 8 до 1
  5. музыкальное творчество от 22 до 1

Следует заметить, что данную группу с начала учебного года посещает ребенок с синдромом Дауна. Результаты начальной диагностики показали низкий уровень развития музыкальных способностей ребенка в области восприятия музыки, музыкально-ритмических умений и навыков, музицирования и музыкального творчества.

Присутствие показателей с «низким уровнем» потребовало привлечения комплексного психологического диагностического сопровождения в лице сотрудников ППМС центра Гимназии №56. По результатам диагностики была составлена программа  индивидуального сопровождения  и рекомендации по педагогической и психологической эффективности  развития ребенка. Также была усилена индивидуальная педагогическая работа с ребенком с учетом выявленных проблем. Ребенок с удовольствием принимал участие во всех мероприятиях. После проведенной работы уровень данных с низкими показателями значительно уменьшился (рис.3):

Рис.3Результаты уровня развития музыкальных способностей ребенка с синдромом Дауна (начало и конец года)

Анализ результатов  обследования уровня развития музыкальных способностей  ребенка в старшей группе свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис 4):

- на начало учебного года: высокий 3 %, средний 70 %, низкий 27 %

- на конец учебного года: высокий 63 %, средний 35 %, низкий 2 %.

Рис.4 Общие результаты уровня развития музыкальных способностей детей

в старшей группе начало года и конец года.

Таким образом, можно сделать выводы:

К концу года дети достигают успехов в музыкальном развитии:

  1. Эмоционально отзываются на музыку разного характера
  2. Определяют музыкальный жанр (танец: пляска, полька, вальс, марш, песня)
  1. Высказываются о настроении, чувствах, которые передает музыкальное произведение
  2. Умеют выразительно  петь естественным звуком, передавая характер песни ее темповые и динамические особенности
  3. Ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки
  4. Обладают хорошей координацией
  5. Ориентируются в пространстве
  6. Передают ритмическую пульсацию и несложный ритмический рисунок
  7. Умеют творчески использовать и выразительно исполнять знакомые движения в свободной пляске

Мониторинг  уровня развития музыкальных способностей  ребенка

в подготовительной группе 2010 -2011 уч.год

В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте  6-7 лет, из которых 10 пришли в детский сад в сентябре 2010 г. Сравнительный анализ данных по всем видам деятельности свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкальных способностей детей (рис.1)

2010 – 2011 уч. годпоказатели

восприятие музыки

пение

муз.ритм.движ.

музицирование

муз.тв-во

нач.

итог

нач.

итог

нач.

итог

нач.

итог

нач.

итог

1 высокий уровень

22

100

18

99

30

91

11

51

5

95

2 средний уровень

86

20

91

21

79

29

42

11

101

25

3 низкий уровень

10

-

8

-

10

-

3

-

10

-

Рис.1  Сравнительные данные уровня развития музыкальных способностей детей октябрь 2010 г. - апрель 2011г.

Наибольшее количество показателей с низким уровнем развития выявлено на начальном этапе исследования по следующим направлениям  музыкального развития и представлено на рис. 2

  1. восприятие музыки – 10
  2. пение – 8
  3. музыкально -  ритмические умения и навыки – 10
  4. музицирование  – 3
  5. музыкальное творчество – 10

Рис. 2 Результаты диагностики уровня развития музыкальных способностей  ребенка в подготовительной группе (начало и конец  учебного года).

В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.

Из представленных гистограмм (рис.2) видно, что к концу года значительно улучшились показатели  по всем видам деятельности:

  1. восприятие музыки от 10 до  0
  2. пение  от 8 до 0
  3. музыкально-ритмические  движения от 10 до 0
  4. музицирование от 3 до 0
  5. музыкальное творчество от 10 до 0

Анализ результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис3):

- на начало учебного года: высокий 16 %, средний 76 %, низкий 8 %

- на конец учебного года: высокий 79 %, средний 21 %, низкий 0 %.

Рис.3 Общие результаты уровня развития музыкальных способностей детей

в подготовительной группе начало года и конец года.

Таким образом, можно сделать выводы:

К концу года дети подготовительной группы достигают успехов в музыкальном развитии:

  1. эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение, слышат средства музыкальной  выразительности, динамику развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы;
  2. поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности,  чисто интонируют с музыкальным сопровождением и без него;
  3. ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве;
  4. Передают ритмическую пульсацию, проявляют самостоятельность, фантазию в составлении ритмического аккомпанемента к танцевальной музыке;
  5. Способны к импровизации простейших мелодий на заданный текст соответствующего характера;
  6. Выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального развития

Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального развития...

Мониторинг результатов освоения детьми 4-5 лет программы дополнительного образования «Веселый Язычок» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Мониторинг результатов освоения детьми 4-5 лет программы дополнительного образования «Веселый Язычок» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...

Справка по результатам текущего мониторинга достижений освоения детьми программы ДПОУ "Читайка" (старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет)

Справки  по результатам текущего мониторинга достижений освоения детьми программы ДПОУ  "Читайка" (старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет)  на начало и конец 2021-2022 ...

Справка по результатам текущего мониторинга достижений освоения детьми программы ДПОУ "Читайка" (старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет)

Справки по результатам текущего мониторинга достижений освоения детьми программы ДПОУ  "Читайка" (старший дошкольный возраст от5 до 6 лет) начало и конец  2021-2022 учебного г...


 

Комментарии

Большое спасибо за такую справку, очень пригодилась моей коллеге; вместе аттестуемся.