Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального развития
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Давлеткулова Елена Владимировна

Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_muzykalnogo_razvitiya.docx27.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное образование

«Кабанский район»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 с.Кабанск»

Диагностика музыкальных способностей детей

Музыкальный руководитель 1 категории

Давлеткулова Елена Владимировна

Пояснительная записка

Реализация  рабочей программы музыкального руководителя  предполагает оценку индивидуального развития детей.

    Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач:

 -индивидуализация  образования  (в  том  числе  поддержки  ребенка,  построения  его  образовательной  траектории  или профессиональной  коррекции особенностей его развития);

-оптимизации работы с детьми;

Полученные  диагностические данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.

        В результате анализа индивидуальных диагностических данных можно значительно быстрее, чем в процессе обычных коллективных занятий, изучить группу детей, составить ее «портрет»,  а также выявить степень продвижения детей этой группы в конце каждого года занятий как в плане развития способностей, так и уровня достижений в том или ином виде музыкальной деятельности.

        В провидении диагностики я применяю методику К.В.Тарасовой.  Она состоит из входной (начало учебного года (сентябрь) и выходной,  в  конце учебного года (май)). Для групп компенсирующей направленности для детей с ТНР,провожу еще промежуточную (декабрь, январь), для того чтобы определить динамику музыкального развития ребенка на середину года и составляю индивидуальную карту развития ребенка , индивидуальный образовательный маршрут.

   Мониторинг следует проводить в привычной для детей обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические игры, беседы, этюды, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в инструментарии). Важно создать  для детей дружескую, благоприятную и доверительную атмосферу.

Цель мониторинга:

-индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников;

-выявление детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними  дальнейшей коррекционной работы;

-выявление детей со средним уровнем развития музыкальных способностей  и планирование с ними работы способствующей дальнейшему их музыкальному развитию;

-выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны   в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции

- индивидуализация  образования  (в  том  числе  поддержки  ребенка,  построения  его  образовательной  траектории  или профессиональной коррекции особенностей его развития)

Дата  проведения:                 сентябрь - октября  

                                                  декабрь-январь.

                                                  апрель - май

Категория оценивания:

  ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ (сенсорные музыкальные способности)

Низкий уровень: ребенок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается, без настроения участвует в музыкальном движении и игре на детских музыкальных инструментах.

Средний уровень: ребенок достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку. Не ярко проявляет себя в музыкальном движении и игре на инструментах.

Высокий уровень: ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Об этом свидетельствуют выражения его глаз, мимика, положение тела. Ребенок хочет слушать музыку, просит ее повторить. Очень эмоционален в музыкальном движении, ярко проявляет себя в игре на детских музыкальных инструментах.

 Музыкальные способности:

1.ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА

Низкий уровень: ребенок решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически, вне музыки.

Этот тип решения задачи характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня, поэтому если ребенок  этого возраста решает задачу по беспорядочному типу, мы относим его к среднему уровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто-либо из малышей исполняет задание более ритмично, то относим его к высокому уровню.

В то же время , если по беспорядочному типу решает эту задачу кто-либо из детей трех последующих возрастов, мы говорим, что это показатель низкого уровня развития этой способности.

Средний уровень: ребенок решает ритмическую задачу, воспроизводя только метрическую пульсацию (дети хлопают в ладоши равномерными четвертями, реже равномерными восьмыми или половинными). Этот тип решения характерен для большинства детей средней группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок этого возраста решает задачи по беспорядочному  или адекватному типу, его относят к низкому и высокому уровню.

Высокий уровень. Ребенок решает предложенную задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз) без ошибок или 1-2 ошибки.

2.Музыкальный слух  (ЗВУКОВЫСОТНЫЙ  СЛУХ)

Низкий уровень: интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме. Или интонирование появилось, но ребенок поет всю песню на одном – двух звуках.

Такое интонирование характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития интонирования мелодии голосом. Детей оказавшихся на этом этапе, мы относим к среднему уровню. Другие дети этого возраста, которые не интонируют вообще или интонируют на более высоком уровне, относятся к низкому и высокому уровням.

Средний уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии. На этом уровне находятся большинство детей средней группы.

Если дети этого возраста интонируют только один – два звука, мы относим их к низкому уровню, если ребенок на фоне общего направления чисто поет, он будет отнесен к высокому уровню.

Высокий уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поет отдельные ее отрывки или всю мелодию.

3. Музыкальное восприятие - мышление.

Репродуктивный компонент(по показателю словесных характеристик).

Низкий уровень: ребенок не определяет вообще или не верно определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находятся часть детей младшей группы, а дети младшей группы, которые эмоционально реагировали на музыку, внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее общий характер, мы отнесен к среднему и высокому уровню.

Средний уровень. Ребенок правильно определяет настроение достаточно простой по содержанию пьесы, ориентируясь на комплекс средств музыкальной выразительности, более тонко анализируя музыку. Благодаря этому,  восприятие музыкального художественного  образа становится более адекватным, ребенок может  почти точно определить программу – название незнакомой пьесы.

Высокий уровень. При восприятии музыкального художественного образа у детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря этому, возможность ошибки при определении настроения несложной музыки становится минимальной, ребенок легко определяет название пьесы, может уловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы, между собой.

4. Музыкальное восприятие - мышление.

Продуктивный компонент (творческое мышление).

Низкий уровень. На самой ранней ступени развития процесса импровизации имеет опробующий характер. Если это музыкальный инструмент то дети его просто изучают, прислушиваются к его звучанию. Чаще они «гуляют» по клавишам снизу вверх и сверху в низ. Ритмическая структура проб беспорядочна. Дети этого уровня не могут придумать простейшую мелодию к знакомым стишкам, или исполнить танцевальные движения под музыку.

Для детей младшей группы эти показатели являются средним уровнем.

Средний уровень. В импровизациях ребенка превалирует ритм и чаще всего отсутствует знакомая мелодия. В песенном творчестве ребенок проявляет себя более активно, он может сочинить простую мелодию на знакомое стихотворение, придумать небольшой танец (2-3 повторяющихся движений) на знакомую мелодию. Дети младшей группы справляющиеся с таким родом заданий могут считаться средним или высоким уровнем музыкальных способностей.

Высокий уровень. В  импровизациях на музыкальных инструментах и в песенном творчестве ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия, изложенная чаще всего в форме периода, состоящих из двух предложений. Импровизации детей отличаются большей оригинальностью по сравнению со средним уровнем, и содержит наряду с плавными течениями мелодии, широкие интересные скачки. В танцевальном творчестве ребенок тоже проявляет оригинальность и может сочинить танец из 3- и более повторяющихся движений, исполняя ритмично и выразительно.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения диагностики.

Младшая группа

Эмоциональная отзывчивость

1.        Предложить послушать две разнохарактерные песенки.

2.        Предложить исполнить  знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.

3.        Предложить исполнить знакомые танцевальные движения совместно с музыкальным руководителем.

Чувство музыкального ритма

1.        Предложить воспроизвести в хлопках ритм одной длительности по показу музыкального руководителя.

2.        Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и попросить ребенка начать и закончить движение вместе с музыкой.

Музыкальный слух.

1.        Предложить ребенку исполнить любую хорошо знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем. «Утро», «Пирожки», «Серенькая кошечка»

2.        Предложить ребенку узнать песенку (из пройденного музыкального материала).

Уровень развития музыкального мышления – восприятия (по показателю словесных характеристик)

1.        Предложить прослушать песенку (Сборник «Солнышко» М.Раухвегер) и рассказать о том, как она звучала характер, настроение.

Продуктивный компонент музыкального мышления (творческое мышление).

1.  Предложить ребенку придумать  и сыграть,  мелодию  металлофоне.

2.  Предложить станцевать под веселую музыку.

3.  Предложить ребенку изобразить зайчика, мишку, птичку.

Средняя группа

Эмоциональная отзывчивость

1.   Предложить прослушать две разнохарактерные пьесы.

2. Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с

    музыкальным руководителем.

3. Предложить исполнить музыкальные движения совместно с

     музыкальным руководителем.

Чувство музыкального ритма

     1.      Предложить воспроизвести в хлопках ритм одной, двух длительностей   по показу.

     2.  Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и попросить ребенка начать и          закончить движение вместе с музыкой.

     3. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на ложках, барабане.

     4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок одной, двух длительностей.

Музыкальный слух.

   1. Предложить ребенку исполнить любую хорошо знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.

   2. Предложить ребенку узнать песенку, (из пройденного музыкального материала)

   3.  Предложить ребенку определить высокий и низкий звук в игре  «Курица и цыплята»

Уровень развития музыкального мышления – восприятия (по показателю словесных характеристик)

   1.Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука.  

Продуктивный компонент музыкального мышления (творческое мышление).

   1. Предложить ребенку придумать  и сыграть,  мелодию на фортепиано  или металлофоне.

   2.  Предложить придумать свой танец под веселую музыку.

   3.  Предложить ребенку изобразить зайчика, мишку, лошадку.

Старшая группа

Эмоциональная отзывчивость

    1.Предложить прослушать разнохарактерные музыкальные  произведения «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков»  П.И.Чайковского.

    2.Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.

    3.Предложить исполнить музыкальные движения совместно с музыкальным руководителем.

    4.Предложить ребенку нарисовать рисунок к прослушанной музыкальной пьесе «На слонах в Индии» А.Гедике, «Мышки» А.Жилинский

Чувство музыкального ритма

    1. Предложить воспроизвести несколько ритмических цепочек хлопками, двух, по показу музыкального руководителя.

    2. Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения.

    3. Предложить исполнить не сложный ритмический рисунок на металлофоне.

    4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок из нескольких  длительностей.

Музыкальный слух.

    1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песню совместно с музыкальным руководителем.

    2. Предложить ребенку узнать песню, (из пройденного музыкального материала)

    3. Предложить ребенку определить высокий и низкий звук в игре  «Лесенка», «На качелях»

    4.  Предложить определить музыкальный инструмент по  звучанию.

Уровень развития музыкального мышления – восприятия (по показателю словесных характеристик)

    1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука, тембр.  «Лисичка поранила лапу» В.Гаврилин, «Смелый наездник» Р.Шуман, «Клоуны» Д.Кабалевский

Продуктивный компонент музыкального мышления (творческое мышление)

1. Предложить ребенку придумать  и сыграть,  мелодию на фортепиано или металлофоне.

2.  Предложить придумать свой танец под веселую, грустную музыку.

3.  Предложить ребенку изобразить «Сердитого мишку», «Веселого воробышка», «Хитрую лису».

4. Предложить сочинить песенку на знакомый стишок, считалочку.

                                                               Подготовительная к школе группа.

Эмоциональная отзывчивость

   1. Предложить прослушать музыкальное произведение «в пещере горного короля» Э.Григ,

     «Снежинки» А.Стоянов.

   2. Предложить исполнить любую знакомую песню самостоятельно.

   3. Предложить исполнить музыкальные движения под разнохарактерное музыкальное сопровождение.

   4. Предложить ребенку нарисовать рисунок к прослушанной музыкальной пьесе «У камелька» П.И.Чайковский, «Марш гусей» Б.Канэда.

Чувство музыкального ритма

    1.Предложить воспроизвести несколько ритмических цепочек хлопками, двух, по показу музыкального руководителя.

    2. Предложить повторить ритм в танцевальных движениях.

    3. Предложить исполнить не сложный ритмический рисунок на металлофоне.

    4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок из нескольких  длительностей.

Музыкальный слух.

   1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку  с музыкальным сопровождением и без.

   2. Предложить ребенку  рукой изобразить движение звука в игре «Горошина».

   3. Предложить определить музыкальный инструмент по звучанию.

Уровень развития музыкального мышления – восприятия (по показателю словесных характеристик)

    1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука, тембр.  Если это песня рассказать о чем поется.  «Две плаксы» Е.Гнесина, «Пудель и птичка» Ф.Лемарк, «Болезнь куклы» П.И.Чайковский.

Продуктивный компонент музыкального мышления(творческое мышление)

      1. Предложить ребенку придумать  и сыграть,  мелодию на фортепиано или металлофоне.

2.  Предложить придумать свой танец под разнохарактерную музыку.

3.  Предложить ребенку пластический  этюд «Деревянные и тряпичные куклы»,  «Добрый и злой волшебник»

4. Предложить сочинить песенку на стихотворение «Зайку бросила хозяйка», «Бычок», «Лошадка» А. Барто

По полученным сведениям составляем таблицы (пример):

Диагностика музыкальных способностей у детей средней группы

Ф.И.

ребенка

Эмоциональный отклик

Чувство ритма

Музыкальный слух

Уровень восприятия-мышления

Творческое восприятие

Сент.

Май

Сент.

Май  

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

1.

4

4

5

5

4

5

3

4

4

5

2.

3.

4.

Баллы:  низкий уровень  -3, средний-4, высокий -4,7-5

Составляем  сводную таблицу, где указываем в процентах количество детей с низким, средним и высоким уровнем.

Уровень  музыкального развития детей

группа

сентябрь

май

подготовительная

Высокий-40%

Средний- 58%

Низкий-2%

Высокий-57%

Средний-43%

---

старшая

средняя

младшая

Таким образом, учитывая биологические, физиологические и психологические особенности детей, мы осуществляем дифференцируемый педагогический подход.

С Детьми  низкого уровня проводятся индивидуальные занятия, где дети совместно с педагогом работают над развитием музыкальных способностей.  Например, для развития чувства ритма используем музыкально дидактические упражнения: «Три медведя», «Веселые подружки»,  «Катюша учит танцевать», «Послушай, запомни, повтори», и т.д. Также дети развивают чувства ритма, исполняя простейшие попевки, песенки, музыкально –ритмические  и танцевальные упражнения.

        Дети со средним и высоким уровнем закрепляют свои способности в более сложных  музыкальных видах деятельности; игре в детском музыкальном оркестре исполняя более сложные партии, исполняют более сложные музыкально – ритмические  движения и танцы. Могут являются солистами.

Литература:

Программа «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева, Изд. «Композитор», 2008.

Журнал «Музыкальный руководитель» Тарасова К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей

М. «Владос» 2004

Ветлугина Н.А, Кенеман А.В. Теория и методика музыкального развития в детском саду.  М. «Просвещение» 1983

Ветлугина Н.А, Дзержинская И.Л.   Музыкальные занятия в детском саду

М. «Просвещение» 1984

Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников

М. «Просвещение» «Владос»   1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального воспитания в ДОУ

Результаты мониторинга (за один год) .Описание итогового мониторинга освоения детьми программы музыкального воспитания в каждый возрастной период....

Мониторинг результатов освоения детьми 4-5 лет программы дополнительного образования «Веселый Язычок» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Мониторинг результатов освоения детьми 4-5 лет программы дополнительного образования «Веселый Язычок» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...

Справка по результатам текущего мониторинга достижений освоения детьми программы ДПОУ "Читайка" (старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет)

Справки  по результатам текущего мониторинга достижений освоения детьми программы ДПОУ  "Читайка" (старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет)  на начало и конец 2021-2022 ...

Справка по результатам текущего мониторинга достижений освоения детьми программы ДПОУ "Читайка" (старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет)

Справки по результатам текущего мониторинга достижений освоения детьми программы ДПОУ  "Читайка" (старший дошкольный возраст от5 до 6 лет) начало и конец  2021-2022 учебного г...

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы развитию творческих способностей у воспитанников по итогам диагностики 2021-2022

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы развитию творческих способностей  у воспитанников по итогам диагностики...

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы развитию творческих способностей у воспитанников по итогам диагностики за 2022-2023

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы развитию творческих способностей у воспитанников по итогам диагностики...