РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
Работая с родителями, воспитатели ДОУ должны повышать педагогическую культуру родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_doshkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya_v_povyshenii_kultury_semi.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Баландина Татьяна Борисовна,
Старший воспитатель,
МБДОУ № 24 «Солнышко»,
г.В.Уфалей, Челябинской области
РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ
Аннотация: Работая с родителями, воспитатели дошкольных учреждений должны повышать педагогическую культуру родителей. А для этого им необходимо знать: - в чём заключается организаторская деятельность дошкольного учреждения, направленная на повышение педагогической культуры семьи; - какие формы работы использовать в повышении педагогической культуры семьи.
Ключевые слова: педагогическое просвещение родителей, передовой семейный опыт, воспитательно – образовательная микросреда, социально педагогическое исследование семей, принципы сотрудничества.
Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании дошкольников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только детскому саду, но и, конечно, принадлежит семье. Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяет семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями воспитанников. Работа детского сада с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что ДОУ может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом детского сада, в который поступил их ребенок. Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.
Согласно современным представлениям о процессе формирования и развития личности ребенка, ДОУ и семья составляют для него на определенном этапе основную воспитательно – образовательную микросреду – образовательное пространство. И лишь во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для полноценного развития и положительной социализации маленького человека в обществе. Основной целью взаимодействия родителей и ДОУ является создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, полезно и безопасно.
С этих позиций и определяются основные задачи работы педагогов детских садов с родителями дошкольников:
1. Педагогическое просвещение родителей. Для успешного взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. Воспитатели ДУ обязан оказывать родителям помощь в овладении знаниями о ребенке, закономерностях его развития и путях воздействия на него с целью всестороннего гармоничного развития его, подготовки к обучению в школе. А для этого необходимо:
- разработать содержание и методику разностороннего педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к процессу воспитания, ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой воспитательной работы с детьми. Например, как руководить играми детей, как отвечать на их вопросы, как осуществлять закаливание и пр. Педагогические знания и умения даются родителям на основе понимания ими специфики каждого возрастного периода и учета индивидуальных особенностей детей.
- пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний.
- совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и педагогом, расширять сферу их совместной деятельности и общения.
Для установления единства в воспитании детей в ДУ и семье необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течении дня, какие требования предъявляются к их поведению, какие правила существуют для родителей и чем они обусловлены. Для осуществления этой задачи необходимо привлекать родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, организуемом ДОУ. Это подразумевает под собой участие родителей в:
- организации образовательного процесса,
- создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом,
- создание совместной социально-развивающей среды в группах,
- оказание дополнительных услуг,
- разработка планирования разных видов на всех уровнях: годовых планов, занятий, совместной деятельности детей,
- разработке собственных ресурсов, программ, планов для работы с родителями, детьми,
- привлечение к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.
По возможности воспитатели и другие работники ДУ наглядно показывают различные стороны жизни детского сада. Уверенность в том, что родители знают и понимают работу, проводимую с детьми в дошкольном учреждении, служит для основания на предъявление требования продолжать и закреплять эту работу.
2.Изучение и распространение передового семейного опыта воспитания.
Накопление фактов, свидетельствующих о положительном опыте воспитания детей в лучших семьях, дает основание для обобщающих выводов и рекомендаций для всех родителей. Зная, кто из них успешно решает те или иные задачи воспитания в семье, осуществляет тесное взаимодействие с ДУ, воспитатель организует выступление этих родителей на собраниях, конференциях по обмену опытом семейного воспитания.
3.Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их на определенные типы и разработка программ работы в соответствии со спецификой семьи, ее проблемами;
- способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства;
- содействовать развитию и укреплению семьи как социального института;
- улучшить показатели социального здоровья и благополучия семьи и детей;
- гумманизировать связи семьи с обществом и государством, трудовыми коллективами и общественными организациями;
- помочь в установлении гармонических внутрисемейных отношений.
Сотрудничество семьи и ДОУ должно основываться на следующих принципах:
Принцип преемственности, согласованных действий. Состояние взаимопонимания семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.
Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ, т.е. построение взаимоотношений на основе терпимости к мнениям других, признании достоинства, свободы личности.
Принцип открытости. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве.
Принцип индивидуального подхода к каждой семье, с учетом традиций семьи, образовательного уровня и социального положения, состояния здоровья членов семьи, материальных условий, внутрисемейных отношений, состава семьи и пр.
Принцип обратной связи. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ.
Таким образом, основная задача педагога ДОУ – вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями по данным направлениям и помочь реализовать их в практике повседневной семейной жизни.
Используемая литература.
- Виноградова Н.Ф., Година Г.Н. Детский сад и семья – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
- Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образвания/ Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2007.
- Загик Л.В, В.М. Иванова. Воспитатели и родители: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дошкольного образовательного учреждения в повышении педагогической культуры семьи (методическое пособие для воспитателей ДОУ)
Успех сотрудничества между родителями и воспитателями во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленно...
Роль дошкольных образовательных учреждений в становлении гражданского общества
Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений по методике формирования у дошкольников основ гражданственности...
«Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения – основа повышения качества дошкольного образования»
Человек, который почувствовал ветер перемен,должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.М. ДзедунНа современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образо...
Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения по физической культуре кружка «Юный спортсмен»
Работа кружка «Юный спортсмен» направлена на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, ра...
Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения- основа повышения качества дошкольного образования
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждениях инновационной деятельности, направленной на проектирование...
Протокол подведения итогов Муниципального конкурса инновационных проектов, программ, методических разработок по сотрудничеству муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Смоленска с семьями воспитанников
Протокол подведения итогов Муниципального конкурса инновационных проектов, программ, методических разработок по сотрудничеству муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Смол...