Программа "Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление"
методическая разработка (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему
Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
PROGRAMMA_PSIHOLOGIChESKOE_ZDOROVE.zip | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Защитное слово Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»
Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги и все здесь присутствующие! Вашему вниманию предлагается защита Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление».
Начну с небольшой пояснительной записки:
Мы живём в эпоху кризисов и социальных проблем. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному.
Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.
Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В. Дубровиной (доктор психологических наук) понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?
Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Демонстрация слайдов – 1 кадр.
Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психологического, стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы.
Какие основные этапы проходит ребёнок за время своего пребывания в детском саду, которые влияют на его психологическое здоровье, и упущение которых нами взрослыми, ведёт к развитию различных негативных проблем у ребёнка? Можно выделить следующие:
1. Адаптация ребёнка к ДОУ;
2. Эмоционально-личностное развитие детей (как основа понимания внутреннего мира маленького человека, его психического состояния, и возможные перспективы коррекции и развития);
3. Подготовка в школу и профилактика дезадаптации.
В 2006 году в ДОУ «Солнышко» Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югра творческим коллективом д/с была создана комплексная программа «Здоровый Малыш», которая была защищена в этом же году и является на данный момент основой для ведения экспериментальной деятельности.
Демонстрация слайдов – 2 кадр.
А предлагаемая вашему вниманию программа (проект): «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: сохранение и укрепление» является частью данной (основной) программы и может быть использована как самостоятельная программа.
Демонстрация слайдов – 3 кадр.
Цель программы (проекта):
- развитие и укрепление психологического здоровья у детей
дошкольного возраста;
- психологическая профилактика и коррекция негативных проблем.
Задачи программы (проекта):
- создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия.
- скорректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей.
- вовремя выявить проблему и оказать соответствующую помощь ребёнку.
- обеспечить выпуск ребёнка к школе в соответствии с разработанной «Моделью выпускника», которая включает в себя следующие компоненты: психологическая и социальная готовность к школе; развитие психофизиологических функций; развитие познавательной деятельности и состояние здоровья будущего школьника.
Демонстрация слайдов – 4 кадр.
Демонстрация слайдов – 5 кадр.
Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников.
Демонстрация слайдов – 6 кадр.
Структура программы (проекта)
Программа (проект) предусматривает 3 подпрограммы:
1. «Тропинка в детский сад» (Адаптация ребёнка к ДОУ)
( I и II младшая группа)
2. «Тропинка к своему Я» (Эмоционально-личностное развитие детей)
(средняя и старшая группа)
3. «Тропинка в школу» (Подготовка в школу и профилактика дезадаптации)
(подготовительная группа)
Демонстрация слайдов – 7 кадр.
Каждая подпрограмма:
- рассчитана на определённый возраст;
- имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения положительного результата в работе;
- позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционной работы после отслеживания первичных результатов диагностики;
- имеет свой механизм реализации, который тесно взаимосвязан с этапами реализации самой программы (проекта) «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» в течение учебного года;
- формы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ;
- предусматривает обязательную совместную деятельность педагога-психолога с сотрудниками детского сада;
- имеет свои ожидаемые результаты.
Демонстрация слайдов – 8 кадр.
Содержание программы (проекта):
1. Подпрограмма «Тропинка в детский сад»
(Адаптация ребёнка к ДОУ)
I и II МЛАДШИЕ ГРУППЫ:
Актуальность проблемы:
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам приходят и участвуют в этом сложном процессе от 30 до 40 и более малышей.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.
Исходя из всего выше сказанного, необходимо отдать должное внимание проблеме адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Поэтому в нашем детском саду (да и в любом другом) нужно вести систему работы по устранению у детей адаптационного синдрома.
Я предлагаю для своего детского сада разработанную подпрограмму «Тропинка в детский сад».
Цель: психодиагностика, профилактика и преодоление дезадаптации младших дошкольников к условиям детского сада.
Задачи:
1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
3. Закладывать основы будущей личности.
Демонстрация слайдов – 9 кадр.
2. Подпрограмма «Тропинка к своему Я»
(Эмоционально-личностное развитие детей (коррекция наиболее типичных проблем в развитии детей дошкольного возраста))
СРЕДНИЕ И СТАРШИЕ ГРУППЫ:
Актуальность проблемы:
В процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоционально-личностной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции.
Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.
Сама по себе эмоционально-личностная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. При их разработке должны учитываться составляющие эмоциональной характеристики ребёнка. Поэтому была создана подпрограмма «Тропинка к своему Я».
Цель: психопрофилактика и коррекция развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Задачи:
1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
2. Обучение рефлексивным умениям;
3. Формирование потребности в саморазвитии.
4. Содействие росту, развитию ребёнка.
Демонстрация слайдов – 10 кадр.
3. Подпрограмма «Тропинка в школу»
(Подготовка в школу и профилактика дезадаптации)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:
Актуальность проблемы:
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.
Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении».
Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
На основании выше сказанного решением данной проблемы в нашем детском саду я посчитала разработку подпрограммы «Тропинка в школу» по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации у детей подготовительной к школе группы.
Цель: подготовка ребёнка к школе и профилактика дезадаптационного
периода при поступлении дошкольников в школу.
Задачи:
1. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
2. Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
3. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
4. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.
Демонстрация слайдов – 11 кадр.
В подпрограмму входят следующие минипрограммы:
1. Минипрограмма для дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу «Введение в школьную жизнь».
Цели:
- формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей;
- формирование школьной мотивации;
- формирование и развитие произвольной деятельности;
- формирование сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости;
- формирование и развитие планомерного и расчленённого восприятия, элементов теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщённых форм мышления и основных логических операций, смыслового запоминания;
- формирование умения выделять учебную задачу и превращать её в самостоятельную цель деятельности;
- формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
2. Минипрограмма для домашних детей, поступающих в первый класс: «Пять
июньских встреч».
Цели:
- формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей;
- формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
Демонстрация слайдов – 12 кадр.
Этапы реализации работы по Программе «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» в течение учебного года
1. Диагностический |
Разработка индивидуальных и групповых форм работы. |
1. Адаптационный процесс у младших дошкольников; 2. Эмоционально-личностное развитие детей среднего и старшего возраста; 3. Подготовка к школе детей |
2. Информационно-просветительский |
Информирование родителей об имеющихся нарушениях в развитии детей и способах коррекционно- развивающей работы. | Просвещение педагогов и сотрудников ДОУ о внедрении и реализации коррекционно-развивающих программ в образовательный процесс. |
3. Практический |
Организация воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с целями и задачами программы. |
4. Контрольный (аналитический) |
Определение эффективности коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста на заключительном этапе. Диагностика. Мониторинг. Отслеживание динамики развития детей на разных возрастных этапах. Выводы и предложения. |
Демонстрация слайдов – 13 кадр.
Ожидаемые результаты:
- Положительная адаптация детей к условиям детского сада;
- Психоэмоциональное благополучие детей;
- Хорошая подготовка к школе и устойчивый адаптационный процесс;
- Соответствие детей-выпускников детского сада «Модели выпускника ДОУ»
Выводы:
Введение данной системы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ даст свои положительные результаты.
В дальнейшем Программа «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» будет совершенствоваться, развиваться и реализовываться.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 2 категории «Солнышко»
Предполагаемая смета расходов по внедрению Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»
№ п/п | Наименование | Количество | Цена1 экз. | Сумма |
1. | Шкаф для методической литературы и диагностического инструментария | 1 | 5200 | 5200 |
2. | Настенная полка для демонстрационного материала, игрушек | 1 | 3900 | 3900 |
3. | Сейф | 1 | 9000 | 9000 |
7. | Музыкальный центр | 1 | 13200 | 13200 |
8. | Калькулятор | 1 | 200 | 200 |
9. | Аудиокассеты, диски с произведениями классической и инструментальной музыки | 3000 | ||
10. | Секундомер | 1 | 300 | 300 |
13. | Тумбочка под телевизор | 1 | 1200 | 1200 |
16. | Мольберт | 2 | 1200 | 2400 |
19. | Игрушки, дидактический и изобразительный материал | 3000 | ||
20. | Диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал | 3000 | ||
Итого: | 44 400 р. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....
Семинар для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступаю...
Тема по самообразованию "Формирование семейных ценностей у дошкольников. Сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития в социальном партнерстве семьи и ДОО"
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию...
«Формирование семейных ценностях у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями»
Игра с педагогами через решение кроссворда по теме "Физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня"...
«Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающих технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»
Представление собственного инновационного опыта Артамоновой Ольги Ивановны,воспитателя ОСП «Детский сад№1»МБДОУ Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского...
Отчёт по проекту "Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития, через совместную деятельность с семьями воспитанников"
Сохранение и укрепление здоровья детей через совместную деятельность с семьями....
«Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, и их физическое развитие через совместную деятельность с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО».
Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнидеятельности общества.При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска д...
Комментарии
Эльвира Владимировна, спасибо
Спасибо Вам большое, Ирина
Эльвира Владимировна, большое
Эльвира Владимировна, большое спасибо.Сейчас это актуально!
программа
очень большая проделана работа!!!!!!!!!творческий педагог!
программа
очень большая проделана работа!!!!!!!!!творческий педагог!