Программа "Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление"
методическая разработка (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему

Николаева Эльвира Владимировна

Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников.

 

939
deti-cvety.jpg

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon PROGRAMMA_PSIHOLOGIChESKOE_ZDOROVE.zip1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Защитное слово Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»

Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги и все здесь присутствующие! Вашему вниманию предлагается защита Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление».

Начну с небольшой пояснительной записки:

Мы живём в эпоху кризисов и социальных проблем. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному.

        Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

        Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В. Дубровиной (доктор психологических наук) понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

        Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?

        Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

        

Демонстрация слайдов –  1 кадр.

        Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психологического, стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

        Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы.

        

Какие основные этапы проходит ребёнок за время своего пребывания в детском саду, которые влияют на его психологическое здоровье, и упущение которых нами взрослыми, ведёт к развитию различных негативных проблем у ребёнка?  Можно выделить следующие:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ;

2. Эмоционально-личностное развитие детей (как основа понимания внутреннего мира маленького человека, его психического состояния, и возможные перспективы  коррекции и развития);

3. Подготовка в школу и профилактика дезадаптации.

        

        В 2006 году в ДОУ «Солнышко» Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югра творческим коллективом д/с была создана комплексная программа «Здоровый Малыш», которая была защищена в этом же году и является на данный момент основой для ведения экспериментальной деятельности.

Демонстрация слайдов – 2 кадр.

А предлагаемая вашему вниманию программа (проект): «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ:  сохранение  и  укрепление» является частью данной (основной) программы и может быть использована как самостоятельная программа.

Демонстрация слайдов – 3 кадр.

Цель программы (проекта):

  1. развитие и укрепление психологического здоровья у детей

     дошкольного возраста;         

-    психологическая профилактика и коррекция негативных проблем.

Задачи программы (проекта):

  1. создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия.
  2. скорректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей.
  3. вовремя  выявить проблему и оказать соответствующую помощь ребёнку.
  4. обеспечить выпуск ребёнка к школе в соответствии с разработанной «Моделью выпускника», которая включает в себя следующие компоненты: психологическая и социальная готовность к школе; развитие психофизиологических функций; развитие познавательной деятельности и состояние здоровья будущего школьника.

Демонстрация слайдов – 4 кадр.

        

Демонстрация слайдов – 5 кадр.

Весь  процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается  в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения   и   укрепления  психологического  здоровья  дошкольников.

Демонстрация слайдов – 6 кадр.

        

Структура программы (проекта)

Программа (проект)  предусматривает  3 подпрограммы:

1. «Тропинка в детский сад» (Адаптация ребёнка к ДОУ)

     ( I и II младшая группа)

2.  «Тропинка к своему Я» (Эмоционально-личностное развитие детей) 

        (средняя и старшая группа)

     3.  «Тропинка в школу» (Подготовка в школу и профилактика дезадаптации)

          (подготовительная группа)

Демонстрация слайдов – 7 кадр.

                                           

Каждая подпрограмма:

  1. рассчитана на определённый возраст;
  2. имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения положительного результата в работе;
  3. позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционной работы после отслеживания первичных результатов диагностики;
  4. имеет свой механизм реализации, который тесно взаимосвязан с этапами реализации самой программы (проекта) «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» в течение учебного года;
  5. формы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ;
  6. предусматривает обязательную совместную деятельность педагога-психолога с сотрудниками детского сада;
  7. имеет свои ожидаемые результаты.

Демонстрация слайдов – 8 кадр.

Содержание  программы (проекта):

                          1. Подпрограмма  «Тропинка в детский сад» 

                                                     (Адаптация ребёнка к ДОУ)

                                        I  и  II  МЛАДШИЕ  ГРУППЫ:

Актуальность проблемы:

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам приходят и участвуют в этом сложном процессе от 30 до 40 и более малышей.

        В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

                 

В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.

        Исходя из всего выше сказанного, необходимо отдать должное внимание проблеме адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Поэтому в нашем детском саду (да и в любом другом) нужно вести систему работы по устранению у детей адаптационного синдрома.

        

Я предлагаю для своего детского сада разработанную подпрограмму «Тропинка в детский сад». 

        Цель: психодиагностика, профилактика и преодоление дезадаптации           младших дошкольников к условиям детского сада.

        Задачи:

        1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.

   3.   Закладывать основы будущей личности.

                                Демонстрация слайдов –  9 кадр.

2.  Подпрограмма  «Тропинка к своему Я»

(Эмоционально-личностное развитие детей (коррекция наиболее типичных проблем в развитии детей дошкольного возраста))

СРЕДНИЕ  И  СТАРШИЕ  ГРУППЫ:

Актуальность  проблемы:

  В процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоционально-личностной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции.

Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.

Сама по себе эмоционально-личностная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. При их разработке должны учитываться составляющие эмоциональной характеристики ребёнка. Поэтому была создана подпрограмма «Тропинка к своему Я».

        Цель:  психопрофилактика и коррекция развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.

        Задачи:

        1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;

        2. Обучение рефлексивным умениям;

        3. Формирование потребности в саморазвитии.

        4. Содействие росту, развитию ребёнка.

  Демонстрация слайдов –  10 кадр.

   3. Подпрограмма  «Тропинка в школу»

                          (Подготовка в школу и профилактика дезадаптации)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:

Актуальность  проблемы:

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.

Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении».

Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.

        На основании выше сказанного решением данной проблемы в нашем детском саду я посчитала разработку подпрограммы «Тропинка в школу» по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации у детей подготовительной к школе группы.

Цель:  подготовка  ребёнка  к  школе  и  профилактика  дезадаптационного

периода   при   поступлении  дошкольников  в         школу.

Задачи:

1. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

2. Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

3. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

4. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.

Демонстрация слайдов – 11 кадр.

В подпрограмму входят следующие минипрограммы:

1. Минипрограмма для дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу «Введение в школьную жизнь».

        Цели:

        - формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей;

        - формирование школьной мотивации;

        - формирование и развитие произвольной деятельности;

        - формирование сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости;

        - формирование и развитие планомерного и расчленённого восприятия, элементов теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщённых форм мышления и основных логических операций, смыслового запоминания;

        - формирование умения выделять учебную задачу и превращать её в самостоятельную цель деятельности;

        - формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.

2. Минипрограмма для домашних детей, поступающих в первый класс: «Пять

июньских встреч».

        Цели:

        - формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей;

        - формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.

Демонстрация слайдов – 12 кадр.

Этапы реализации работы по Программе «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление»  в течение учебного года

                                           

     

     1.  Диагностический

                                     

Разработка индивидуальных и групповых форм работы.

1. Адаптационный процесс у младших дошкольников;

2. Эмоционально-личностное развитие детей среднего и старшего возраста;

3. Подготовка к школе детей

 2. Информационно-просветительский

                                         

     

 Информирование  родителей об  

 имеющихся нарушениях в развитии

 детей и способах коррекционно-  развивающей работы.                          

  Просвещение педагогов и сотрудников

  ДОУ о внедрении и реализации

  коррекционно-развивающих программ в

  образовательный процесс.

   

   3. Практический

                                               

Организация  воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с целями и задачами программы.

               

 4. Контрольный (аналитический)        

                

                                                                

Определение эффективности  коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста на заключительном этапе. Диагностика. Мониторинг. Отслеживание динамики развития детей  на разных возрастных этапах. Выводы и предложения.

Демонстрация слайдов – 13 кадр.

Ожидаемые результаты:

- Положительная адаптация детей к условиям детского сада;

- Психоэмоциональное благополучие детей;

- Хорошая подготовка к школе и устойчивый адаптационный процесс;

- Соответствие детей-выпускников детского сада «Модели выпускника ДОУ»

                                                                                                       

        Выводы:

        Введение данной системы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ даст свои положительные результаты.

        В дальнейшем Программа «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» будет совершенствоваться, развиваться и реализовываться.

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 2 категории «Солнышко»

Предполагаемая смета расходов по внедрению Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»

№ п/п

Наименование

Количество

Цена

1 экз.  

Сумма

1.

Шкаф для методической литературы и диагностического инструментария

1

5200

5200

2.

Настенная полка для демонстрационного материала, игрушек

1

3900

3900

3.

Сейф

1

9000

9000

7.

Музыкальный центр

1

13200

13200

8.

Калькулятор

1

200

200

9.

Аудиокассеты, диски с произведениями классической и инструментальной музыки

3000

10.

Секундомер

1

300

300

13.

Тумбочка под телевизор

1

1200

1200

16.

Мольберт

2

1200

2400

19.

Игрушки, дидактический и изобразительный материал

3000

20.

Диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал

3000

                                                                                                                      Итого:

44 400 р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.

Современная  ситуация  в  образовании  предполагает  активное  участие  родителей  в  педагогическом  процессе.  Сегодня  они  выступаю...

Тема по самообразованию "Формирование семейных ценностей у дошкольников. Сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития в социальном партнерстве семьи и ДОО"

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию...

«Формирование семейных ценностях у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями»

Игра с педагогами через решение кроссворда по теме "Физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня"...

«Влияние предметно-развивающей среды   и здоровьесберегающих технологий   на развитие математических способностей   старших дошкольников, сохранение   и   укрепление   физического и психического здоровья детей»

Представление собственного инновационного опыта Артамоновой Ольги Ивановны,воспитателя ОСП «Детский сад№1»МБДОУ Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского...

«Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, и их физическое развитие через совместную деятельность с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО».

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнидеятельности общества.При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска д...

Доклад на педсовете. Формирование семейных ценностей дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей через организацию различных форм совместной деятельности детского сада с семьями воспитанников.

Цель.  Расширить теоретические знания и практические умения в вопросах  сотрудничества с семьями воспитанников. Закрепить умение работать в коллективе....


 

Комментарии

Морозова Наталия Викторовна

Эльвира Владимировна, спасибо за вашу работу. все очень конкретно, четко, ясно и понятно. Чувствуется высокий уровень. Успехов Вам.
Николаева Эльвира Владимировна

Спасибо Вам большое, Ирина Викторовна!!!

Эльвира Владимировна, большое спасибо.Сейчас это актуально!

очень большая проделана работа!!!!!!!!!творческий педагог!

очень большая проделана работа!!!!!!!!!творческий педагог!