Программа "Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление"
методическая разработка (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему
Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
PROGRAMMA_PSIHOLOGIChESKOE_ZDOROVE.zip | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Защитное слово Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»
Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги и все здесь присутствующие! Вашему вниманию предлагается защита Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление».
Начну с небольшой пояснительной записки:
Мы живём в эпоху кризисов и социальных проблем. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному.
Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.
Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В. Дубровиной (доктор психологических наук) понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?
Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Демонстрация слайдов – 1 кадр.
Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психологического, стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы.
Какие основные этапы проходит ребёнок за время своего пребывания в детском саду, которые влияют на его психологическое здоровье, и упущение которых нами взрослыми, ведёт к развитию различных негативных проблем у ребёнка? Можно выделить следующие:
1. Адаптация ребёнка к ДОУ;
2. Эмоционально-личностное развитие детей (как основа понимания внутреннего мира маленького человека, его психического состояния, и возможные перспективы коррекции и развития);
3. Подготовка в школу и профилактика дезадаптации.
В 2006 году в ДОУ «Солнышко» Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югра творческим коллективом д/с была создана комплексная программа «Здоровый Малыш», которая была защищена в этом же году и является на данный момент основой для ведения экспериментальной деятельности.
Демонстрация слайдов – 2 кадр.
А предлагаемая вашему вниманию программа (проект): «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: сохранение и укрепление» является частью данной (основной) программы и может быть использована как самостоятельная программа.
Демонстрация слайдов – 3 кадр.
Цель программы (проекта):
- развитие и укрепление психологического здоровья у детей
дошкольного возраста;
- психологическая профилактика и коррекция негативных проблем.
Задачи программы (проекта):
- создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия.
- скорректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей.
- вовремя выявить проблему и оказать соответствующую помощь ребёнку.
- обеспечить выпуск ребёнка к школе в соответствии с разработанной «Моделью выпускника», которая включает в себя следующие компоненты: психологическая и социальная готовность к школе; развитие психофизиологических функций; развитие познавательной деятельности и состояние здоровья будущего школьника.
Демонстрация слайдов – 4 кадр.
Демонстрация слайдов – 5 кадр.
Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников.
Демонстрация слайдов – 6 кадр.
Структура программы (проекта)
Программа (проект) предусматривает 3 подпрограммы:
1. «Тропинка в детский сад» (Адаптация ребёнка к ДОУ)
( I и II младшая группа)
2. «Тропинка к своему Я» (Эмоционально-личностное развитие детей)
(средняя и старшая группа)
3. «Тропинка в школу» (Подготовка в школу и профилактика дезадаптации)
(подготовительная группа)
Демонстрация слайдов – 7 кадр.
Каждая подпрограмма:
- рассчитана на определённый возраст;
- имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения положительного результата в работе;
- позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционной работы после отслеживания первичных результатов диагностики;
- имеет свой механизм реализации, который тесно взаимосвязан с этапами реализации самой программы (проекта) «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» в течение учебного года;
- формы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ;
- предусматривает обязательную совместную деятельность педагога-психолога с сотрудниками детского сада;
- имеет свои ожидаемые результаты.
Демонстрация слайдов – 8 кадр.
Содержание программы (проекта):
1. Подпрограмма «Тропинка в детский сад»
(Адаптация ребёнка к ДОУ)
I и II МЛАДШИЕ ГРУППЫ:
Актуальность проблемы:
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам приходят и участвуют в этом сложном процессе от 30 до 40 и более малышей.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.
Исходя из всего выше сказанного, необходимо отдать должное внимание проблеме адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Поэтому в нашем детском саду (да и в любом другом) нужно вести систему работы по устранению у детей адаптационного синдрома.
Я предлагаю для своего детского сада разработанную подпрограмму «Тропинка в детский сад».
Цель: психодиагностика, профилактика и преодоление дезадаптации младших дошкольников к условиям детского сада.
Задачи:
1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
3. Закладывать основы будущей личности.
Демонстрация слайдов – 9 кадр.
2. Подпрограмма «Тропинка к своему Я»
(Эмоционально-личностное развитие детей (коррекция наиболее типичных проблем в развитии детей дошкольного возраста))
СРЕДНИЕ И СТАРШИЕ ГРУППЫ:
Актуальность проблемы:
В процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоционально-личностной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции.
Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.
Сама по себе эмоционально-личностная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. При их разработке должны учитываться составляющие эмоциональной характеристики ребёнка. Поэтому была создана подпрограмма «Тропинка к своему Я».
Цель: психопрофилактика и коррекция развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Задачи:
1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
2. Обучение рефлексивным умениям;
3. Формирование потребности в саморазвитии.
4. Содействие росту, развитию ребёнка.
Демонстрация слайдов – 10 кадр.
3. Подпрограмма «Тропинка в школу»
(Подготовка в школу и профилактика дезадаптации)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:
Актуальность проблемы:
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.
Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении».
Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
На основании выше сказанного решением данной проблемы в нашем детском саду я посчитала разработку подпрограммы «Тропинка в школу» по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации у детей подготовительной к школе группы.
Цель: подготовка ребёнка к школе и профилактика дезадаптационного
периода при поступлении дошкольников в школу.
Задачи:
1. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
2. Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
3. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
4. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.
Демонстрация слайдов – 11 кадр.
В подпрограмму входят следующие минипрограммы:
1. Минипрограмма для дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу «Введение в школьную жизнь».
Цели:
- формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей;
- формирование школьной мотивации;
- формирование и развитие произвольной деятельности;
- формирование сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости;
- формирование и развитие планомерного и расчленённого восприятия, элементов теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщённых форм мышления и основных логических операций, смыслового запоминания;
- формирование умения выделять учебную задачу и превращать её в самостоятельную цель деятельности;
- формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
2. Минипрограмма для домашних детей, поступающих в первый класс: «Пять
июньских встреч».
Цели:
- формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей;
- формирование качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
Демонстрация слайдов – 12 кадр.
Этапы реализации работы по Программе «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» в течение учебного года
1. Диагностический |
Разработка индивидуальных и групповых форм работы. |
1. Адаптационный процесс у младших дошкольников; 2. Эмоционально-личностное развитие детей среднего и старшего возраста; 3. Подготовка к школе детей |
2. Информационно-просветительский |
Информирование родителей об имеющихся нарушениях в развитии детей и способах коррекционно- развивающей работы. | Просвещение педагогов и сотрудников ДОУ о внедрении и реализации коррекционно-развивающих программ в образовательный процесс. |
3. Практический |
Организация воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с целями и задачами программы. |
4. Контрольный (аналитический) |
Определение эффективности коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста на заключительном этапе. Диагностика. Мониторинг. Отслеживание динамики развития детей на разных возрастных этапах. Выводы и предложения. |
Демонстрация слайдов – 13 кадр.
Ожидаемые результаты:
- Положительная адаптация детей к условиям детского сада;
- Психоэмоциональное благополучие детей;
- Хорошая подготовка к школе и устойчивый адаптационный процесс;
- Соответствие детей-выпускников детского сада «Модели выпускника ДОУ»
Выводы:
Введение данной системы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ даст свои положительные результаты.
В дальнейшем Программа «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» будет совершенствоваться, развиваться и реализовываться.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 2 категории «Солнышко»
Предполагаемая смета расходов по внедрению Программы (проекта) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»
№ п/п | Наименование | Количество | Цена1 экз. | Сумма |
1. | Шкаф для методической литературы и диагностического инструментария | 1 | 5200 | 5200 |
2. | Настенная полка для демонстрационного материала, игрушек | 1 | 3900 | 3900 |
3. | Сейф | 1 | 9000 | 9000 |
7. | Музыкальный центр | 1 | 13200 | 13200 |
8. | Калькулятор | 1 | 200 | 200 |
9. | Аудиокассеты, диски с произведениями классической и инструментальной музыки | 3000 | ||
10. | Секундомер | 1 | 300 | 300 |
13. | Тумбочка под телевизор | 1 | 1200 | 1200 |
16. | Мольберт | 2 | 1200 | 2400 |
19. | Игрушки, дидактический и изобразительный материал | 3000 | ||
20. | Диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал | 3000 | ||
Итого: | 44 400 р. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступаю...
Тема по самообразованию "Формирование семейных ценностей у дошкольников. Сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития в социальном партнерстве семьи и ДОО"
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию...
«Формирование семейных ценностях у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями»
Игра с педагогами через решение кроссворда по теме "Физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня"...
«Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающих технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»
Представление собственного инновационного опыта Артамоновой Ольги Ивановны,воспитателя ОСП «Детский сад№1»МБДОУ Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского...
Отчёт по проекту "Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития, через совместную деятельность с семьями воспитанников"
Сохранение и укрепление здоровья детей через совместную деятельность с семьями....
«Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, и их физическое развитие через совместную деятельность с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО».
Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнидеятельности общества.При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска д...
Доклад на педсовете. Формирование семейных ценностей дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей через организацию различных форм совместной деятельности детского сада с семьями воспитанников.
Цель. Расширить теоретические знания и практические умения в вопросах сотрудничества с семьями воспитанников. Закрепить умение работать в коллективе....
Комментарии
Эльвира Владимировна, спасибо
Спасибо Вам большое, Ирина
Эльвира Владимировна, большое
Эльвира Владимировна, большое спасибо.Сейчас это актуально!
программа
очень большая проделана работа!!!!!!!!!творческий педагог!
программа
очень большая проделана работа!!!!!!!!!творческий педагог!