«Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающих технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»
учебно-методический материал (средняя группа)
Представление собственного инновационного опыта
Артамоновой Ольги Ивановны,воспитателя ОСП «Детский сад№1»МБДОУ Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия
Тема: «Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающих технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Ф.И.О. автора Артамонова Ольга Ивановна
Город (район) Большеберезниковский район, с. Большие Березники
Образовательное учреждение ОСП «Детский сад№1» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеберезниковский детский сад «Теремокк»
Занимаемая должность воспитатель
Педагогический стаж и квалификационная категория 35 лет, первая квалификационная категория
Тема педагогического опыта «Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающий технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»
Степень новизны педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности. В том, что в нем предложена апробированная система работы по внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения современных информационных здоровьесберегающих технологий БОС-дыхание
Цель педагогического опыта: Основная цель передового педагогического опыта - повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать, развитие интеллектуальных возможностей детей, создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников, использование здоровьесберегающих технологий способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.Вырастить здоровых детей,умеющих думать.
Опыт может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями старших дошкольников, не безразличных к интеллектуальному развитию своих детей.
Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, неординарно мыслящие личности, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном возрасте.
Актуальность и перспективность опыта.
В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей, применение здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечивающие активность по следующим видам детской деятельности: игровая, познавательная; исследовательская, творческая, двигательная . Обновленная предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Появилась необходимость поиска современных подходов для создания системы работы направленное на умственное развитие дошкольников, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей. Преследуется главная цель: вырастить здоровых детей, умеющих думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Поэтому, проблема педагогического опыта «Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающий технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей» – в настоящее время является актуальной.
Концептуальность.
Концептуальная модель предметно-развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию, связанному с математическим развитием детей дошкольного возраста, с точки зрения М.Н. Поляковой, относятся:
игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).
В педагогической деятельности по инновационному опыту придерживаюсь следующей концепции:
Развивающая предметно-пространственная среда группы позволяет активизировать умственное развитие дошкольников; является эффективном средством в формировании математических представлений старших дошкольников;
Целесообразно организованная развивающая предметно-пространственная среда с созданием условий для использования здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников.
При организации предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.
Новизна
Использование развивающих игр в сочетание с технологией БОС – здоровье, предусмотренные программой позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения по математическому развитию, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память. Применение инновационной технологии в рамках программы дополнительного образования помогает эффективно, на высоком уровне организовать подготовку детей к школе без потери здоровья и усиливает интерес ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игру.
Новизна опыта состоит в том, что в нем предложена апробированная система работы по внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения современных информационных здоровьесберегающих технологий БОС-дыхание.
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Теоретическая база опыта.
Влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. С точки зрения Е.И. Щербаковой – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций» В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным.
Согласно исследованиям А.В. Белошистой эффективность педагогического процесса, нацеленного на развитие математических способностей дошкольников, обеспечивается, в частности, следующими условиями:
А) основным способом обучения ребенка необходимо сделать конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации, что соответствует ведущему типу мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному в возрасте 3-5 лет и наглядно-образному в 6-10 лет);
Б) для построения систематической конструктивно-моделирующей деятельности ребенка на математических занятиях использовать такое математическое содержание, которое позволяет при работе с ним обеспечить полноценную опору сенсорики ребенка на вещественную или графическую модель.
В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления, основы математических способностей.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что использование возможностей развивающей и предметно-пространственной среды (развивающие игровое пространство) в сочетание со здоровьесберегающей технологией БОС – Дыхание при формировании математических представлений позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память. Применение инновационного подхода к проблеме помогает эффективно, на высоком уровне организовать подготовку детей к школе без потери здоровья и усиливает интерес ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игру.
Игры, игровой материал, книги и рабочие тетради в предметно-развивающей среде (математической зоне) периодически должны обновляться, располагаться на полочках, в шкафах, быть доступны детям. В условиях обогащенной предметно-развивающей среды дошкольники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у старших дошкольников, привлекаются и их родители.
Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, следует уделять особое внимание следующим основным компонентам: пространству, времени, предметному окружению. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие математических представлений у ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.
В предметно-развивающей среде можно организовывать разные формы математической деятельности дошкольников: образовательную деятельность по развитию математических представлений, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группах выделяется специальное место и оборудование для игротеки, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели; на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. В математической зоне есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). В математической зоне используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности.
Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в старшей группе познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Воспитатели используют следующие формы и методы работы с математическим материалом в предметно-развивающей среде:
1) организованную образовательную деятельность (индивидуальные и подгрупповые занятия учебно-развивающего характера);
2) самостоятельную деятельность детей;
3) совместные математические игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;
4) математические развлечения;
5) отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;
6) чтение математических сказок и др.
Материал математической зоны постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой (математический аспект).
Оптимальность и эффективность средств
Работа по данному направлению требует создания материальной базы игрового пространства в группе. В группе создана современная предметно-развивающая среда, в соответствие с ФГОС:
Известно, что развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в развитие математических способностей дошкольников. Для формирования математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, а также сохранение и укрепление психического и физического здоровья. В группе создан "Центр математического развития" помещаются дидактические игры, направленные на освоение детьми основных приемов познания, развитие сенсорики, временных и пространственных представлений и так далее. Дидактический материал в "Центре математического развития" доступен для детей и постоянно пополняется новым дидактическим материалом. Сменяемость предметно-развивающей среды обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр.
В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор", "Чудо-дерево", "Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики, счетные палочки. Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру", игры с плоским вариантом блоков Дьенеша ("Логические фигуры", "Угощение для медвежат", "Художники", "Магазин"), маски с цифрами, красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.
В настоящее время уделяется особое внимание направленного на сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей. Для проведения оздоровительных пауз в «Центре математического развития» также помещен методический материал. Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.
Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д.
Разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:
Развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;
Закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;
Обучение решению арифметических задач, действий над числами;
Развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;
Развитие логического мышления;
Ознакомление с алгоритмами, кодированием информации;
Формирование основных логических операций.
Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:
Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;
Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;
Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.
Результативность опыта
Анализ работы над предметно-развивающей средой и здоровьесберегающими технологиями и их влияние на развитие математических способностей старших дошкольников, а также над сохранением и укреплением физического и психического здоровья детей показал уровень снижения заболеваемости. Воспитывая у детей потребность в дыхательной гимнастике, физкультминутках, гимнастики для глаз. Воспитание и развитие детей, невозможно представить без активной роли родителей. Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.
Работа с родителями
В работе с родителями использую разные формы : анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги. Систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них. Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в жизни дошкольного учреждения.
Вовлечение их в решение задач математического развития детей работа была осуществлена через различные формы . Если на начальном этапе моей работы над темой, я замечала: что родители не проявляли заинтересованности, были малоактивны, то к середине рабочего процесса они сами предлагали помощь в приобщении и изготовлении пособий, а на конечном этапе родители поняли на сколько это важно.
Работа с воспитателями.
С воспитателями провожу викторины: «Царица Математика», блиц- опросы «Любимые физкультминутки».
- Адресные рекомендации по использованию опыта.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; конкурсах.
Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования: http://nsportal.ru/artamonova-olga-ivanovna
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающих технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей» размещен на сайте детского сада: http://dsterember.schoolrm.ru/
- Наглядное приложение:
Приложение 1
Физкультминутки.
Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.
(Ходьба на месте.)
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали - Выпрямится.
И на месте зашагали. - Ходьба на месте.
На носочках потянулись, - Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. -Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели -Присесть.
И тихонько разом сели. - Выпрямится и сесть.
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Клен
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Руки подняты вверх, движения по тексту.
Зайка
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Движения по тексту стихотворения.
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Ракета
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре -
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили. (Ходьба на месте.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_o.i.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного опыта
Артамоновой Ольги Ивановны,воспитателя ОСП «Детский сад№1»МБДОУ Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия
Тема: «Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающих технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
- Ф.И.О. автора Артамонова Ольга Ивановна
- Город (район) Большеберезниковский район, с. Большие Березники
- Образовательное учреждение ОСП «Детский сад№1» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеберезниковский детский сад «Теремокк»
- Занимаемая должность воспитатель
- Педагогический стаж и квалификационная категория 35 лет, первая квалификационная категория
- Тема педагогического опыта «Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающий технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»
- Степень новизны педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности. В том, что в нем предложена апробированная система работы по внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения современных информационных здоровьесберегающих технологий БОС-дыхание
- Цель педагогического опыта: Основная цель передового педагогического опыта - повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать, развитие интеллектуальных возможностей детей, создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников, использование здоровьесберегающих технологий способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.Вырастить здоровых детей,умеющих думать.
Опыт может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями старших дошкольников, не безразличных к интеллектуальному развитию своих детей.
Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, неординарно мыслящие личности, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном возрасте.
Актуальность и перспективность опыта.
В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей, применение здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечивающие активность по следующим видам детской деятельности: игровая, познавательная; исследовательская, творческая, двигательная . Обновленная предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Появилась необходимость поиска современных подходов для создания системы работы направленное на умственное развитие дошкольников, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей. Преследуется главная цель: вырастить здоровых детей, умеющих думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Поэтому, проблема педагогического опыта «Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающий технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей» – в настоящее время является актуальной.
Концептуальность.
Концептуальная модель предметно-развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию, связанному с математическим развитием детей дошкольного возраста, с точки зрения М.Н. Поляковой, относятся:
- игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
- учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
- оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).
В педагогической деятельности по инновационному опыту придерживаюсь следующей концепции:
- Развивающая предметно-пространственная среда группы позволяет активизировать умственное развитие дошкольников; является эффективном средством в формировании математических представлений старших дошкольников;
- Целесообразно организованная развивающая предметно-пространственная среда с созданием условий для использования здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников.
При организации предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.
Новизна
Использование развивающих игр в сочетание с технологией БОС – здоровье, предусмотренные программой позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения по математическому развитию, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память. Применение инновационной технологии в рамках программы дополнительного образования помогает эффективно, на высоком уровне организовать подготовку детей к школе без потери здоровья и усиливает интерес ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игру.
Новизна опыта состоит в том, что в нем предложена апробированная система работы по внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения современных информационных здоровьесберегающих технологий БОС-дыхание.
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Теоретическая база опыта.
Влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. С точки зрения Е.И. Щербаковой – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций» В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным.
Согласно исследованиям А.В. Белошистой эффективность педагогического процесса, нацеленного на развитие математических способностей дошкольников, обеспечивается, в частности, следующими условиями:
А) основным способом обучения ребенка необходимо сделать конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации, что соответствует ведущему типу мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному в возрасте 3-5 лет и наглядно-образному в 6-10 лет);
Б) для построения систематической конструктивно-моделирующей деятельности ребенка на математических занятиях использовать такое математическое содержание, которое позволяет при работе с ним обеспечить полноценную опору сенсорики ребенка на вещественную или графическую модель.
В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления, основы математических способностей.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что использование возможностей развивающей и предметно-пространственной среды (развивающие игровое пространство) в сочетание со здоровьесберегающей технологией БОС – Дыхание при формировании математических представлений позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память. Применение инновационного подхода к проблеме помогает эффективно, на высоком уровне организовать подготовку детей к школе без потери здоровья и усиливает интерес ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игру.
Игры, игровой материал, книги и рабочие тетради в предметно-развивающей среде (математической зоне) периодически должны обновляться, располагаться на полочках, в шкафах, быть доступны детям. В условиях обогащенной предметно-развивающей среды дошкольники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у старших дошкольников, привлекаются и их родители.
Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, следует уделять особое внимание следующим основным компонентам: пространству, времени, предметному окружению. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие математических представлений у ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.
В предметно-развивающей среде можно организовывать разные формы математической деятельности дошкольников: образовательную деятельность по развитию математических представлений, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группах выделяется специальное место и оборудование для игротеки, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели; на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. В математической зоне есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). В математической зоне используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности.
Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в старшей группе познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Воспитатели используют следующие формы и методы работы с математическим материалом в предметно-развивающей среде:
1) организованную образовательную деятельность (индивидуальные и подгрупповые занятия учебно-развивающего характера);
2) самостоятельную деятельность детей;
3) совместные математические игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;
4) математические развлечения;
5) отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;
6) чтение математических сказок и др.
Материал математической зоны постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой (математический аспект).
Оптимальность и эффективность средств
Работа по данному направлению требует создания материальной базы игрового пространства в группе. В группе создана современная предметно-развивающая среда, в соответствие с ФГОС:
Известно, что развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в развитие математических способностей дошкольников. Для формирования математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, а также сохранение и укрепление психического и физического здоровья. В группе создан "Центр математического развития" помещаются дидактические игры, направленные на освоение детьми основных приемов познания, развитие сенсорики, временных и пространственных представлений и так далее. Дидактический материал в "Центре математического развития" доступен для детей и постоянно пополняется новым дидактическим материалом. Сменяемость предметно-развивающей среды обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр.
В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор", "Чудо-дерево", "Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики, счетные палочки. Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру", игры с плоским вариантом блоков Дьенеша ("Логические фигуры", "Угощение для медвежат", "Художники", "Магазин"), маски с цифрами, красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.
В настоящее время уделяется особое внимание направленного на сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей. Для проведения оздоровительных пауз в «Центре математического развития» также помещен методический материал. Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.
Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д.
Разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:
- Развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;
- Закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;
- Обучение решению арифметических задач, действий над числами;
- Развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;
- Развитие логического мышления;
- Ознакомление с алгоритмами, кодированием информации;
- Формирование основных логических операций.
Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:
- Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;
- Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;
- Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.
Результативность опыта
Анализ работы над предметно-развивающей средой и здоровьесберегающими технологиями и их влияние на развитие математических способностей старших дошкольников, а также над сохранением и укреплением физического и психического здоровья детей показал уровень снижения заболеваемости. Воспитывая у детей потребность в дыхательной гимнастике, физкультминутках, гимнастики для глаз. Воспитание и развитие детей, невозможно представить без активной роли родителей. Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.
Работа с родителями
В работе с родителями использую разные формы : анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги. Систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них. Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в жизни дошкольного учреждения.
Вовлечение их в решение задач математического развития детей работа была осуществлена через различные формы . Если на начальном этапе моей работы над темой, я замечала: что родители не проявляли заинтересованности, были малоактивны, то к середине рабочего процесса они сами предлагали помощь в приобщении и изготовлении пособий, а на конечном этапе родители поняли на сколько это важно.
Работа с воспитателями.
С воспитателями провожу викторины: «Царица Математика», блиц- опросы «Любимые физкультминутки».
- Адресные рекомендации по использованию опыта.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; конкурсах.
Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования: http://nsportal.ru/artamonova-olga-ivanovna
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающих технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей» размещен на сайте детского сада: http://dsterember.schoolrm.ru/
- Наглядное приложение:
Приложение 1
Физкультминутки.
Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.
(Ходьба на месте.)
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали - Выпрямится.
И на месте зашагали. - Ходьба на месте.
На носочках потянулись, - Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. -Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели -Присесть.
И тихонько разом сели. - Выпрямится и сесть.
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Клен
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Руки подняты вверх, движения по тексту.
Зайка
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Движения по тексту стихотворения.
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Ракета
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре -
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили. (Ходьба на месте.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий.»
Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ....
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни.
Педагогичекий совет...
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни
В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...
Буклет для педагогического совета «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей»
Взаимодействие с семьёй....
Мастер-класс «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путём внедрения здоровьесберегающих технологий»
Ознакомление педагогов ДОУ с применением здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ....
Эффективные формы, инновационные подходы и новые технологии при организации работы ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...
Выступление на педагогическом совете Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни по теме Здоровосберегающие технологии в Доу.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровье детей.Вырастить здорового ребенка - вот самое главное , что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учр...