Экспрессивное проявление детей старшего возраста в игре
статья (старшая группа) по теме

В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется эмоциональному развитию ребенка, важности знакомства дошкольников с эмоциями, понимания чувств других людей и своих собственных, умений адекватно выражать переживания

В последнее время утеряны многие семейные традиции, дающие ребенку наполненную глубоким духовным смыслом эмоциональную жизнь, уходят в прошлое шумные компании сверстников во дворах, с присущей им эмоциональной насыщенностью игр, сообща переживаемых общественных событий. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращают живое человеческое общение и так необходимое ребенку-дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Shten_M.A._dsno13.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Экспрессивное проявление детей старшего возраста в игре

Штень Марина Алексеевна

Педагог-психолог муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 13 г. Алексеевки Белгородской области

           В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется эмоциональному развитию ребенка, важности знакомства дошкольников с эмоциями, понимания чувств других людей и своих собственных, умений адекватно выражать переживания

В последнее время утеряны многие семейные традиции, дающие ребенку наполненную глубоким духовным смыслом эмоциональную жизнь, уходят в прошлое шумные компании сверстников во дворах, с присущей им эмоциональной насыщенностью игр, сообща переживаемых общественных событий. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращают живое человеческое общение и так необходимое ребенку-дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего. Нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания чувствовать и сопереживать, сорадоваться другим.    Снижение многих показателей качества жизни современных детей прослеживается именно в сфере эмоционального самочувствия и отношения их к миру. Обедненная эмоциональная жизнь ребенка не всегда может быть  восполнена в последующие возрастные этапы. С переходом на систематическое обучение в школе во многом утрачиваются сензитивность детей к аффективному развитию, острота и яркость восприятия, чувственное миропознание в целом.

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребенка, а также его деятельность. Но даже нормально развивающиеся дети часто находятся под влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями. Требуется достаточно времени и сил для того, чтобы малыш научился осознать свои переживания, понимать эмоции других детей и взрослых. Важно научить ребенка правильно управлять своими эмоциями. Такое умение позволит малышу, произвольно контролировать свое поведение и будет способствовать положительной коммуникации с окружающими.

В дошкольном возрасте эмоциональные реакции сопровождают восприятие ребенком окружающего мира, общение, являются откликом на поступки и действия людей. Они выступают начальным этапом в развитии эмоциональной отзывчивости, выразительности экспрессивных действий детей. Многие нарушения эмоционального развития связаны именно с неблагополучием в эмоциональных откликах дошкольников на окружающее, нарушениями качества эмоционального реагирования (Л.А. Абрамян, В.В. Лебединский и др.). Отсюда поддержка и расширение у детей опыта адекватного эмоционального реагирования, яркости и выразительности  эмоциональных реакций составляют важную сторону педагогической работы, при ее проведении важно опираться на следующие положения, научно обоснованные в работе психологов.

1. Успешное развитие эмоционального реагирования и соответственно благополучное функционирование эмоциональной сферы в целом зависит от качества сенсорного опыта детей, уровня развития их сенсорной сферы. Известно, что последняя – многомерное образование, включающее в себя, помимо интеллектуального и мнемонического, эмоциональный компонент.

2. Эмоциональная и сенсорная сферы имеют природообусловленные взаимосвязи и оказывают друг на друга взаимное влияние (А.В. Запорожец). Богатый сенсорный опыт ребенка одновременно является результатом развития других психических функций, в частности кратких эмоциональных реакций (Л.А. Венгер).

Следовательно, воздействуя на сенсорную сферу личности, обогащая сенсорный опыт детей, можно одновременно непроизвольно влиять на аффективную сферу, вызывая эмоциональные реакции, которые при педагогическом управлении из диффузных, трудно различимых, постепенно становятся яркими, выразительными, индивидуализированными.

Как отмечал С.А. Рубинштейн, « эмоции не развиваются сами по себе, … основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема». Согласно теории выразительных эмоций (В.А. Лубянская, С.Л. Рубинштейн и др.), каждой эмоции присуще свое моторное оформление. К моторным компонентам традиционно относят: мимику – изменения в выражении лица, пантомимику – изменение позы, движения тела, жесты – движения рук, речевую интонацию – различные оттенки голоса Развитие эмоциональной экспрессии, или моторных механизмов эмоциональных проявлений: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации – важное направление педагогической работы. Согласно теории выразительных движений, каждой эмоции присуще свое моторное оформление, на котором отражается любой ее нюанс.

Эмоциональная экспрессия – инструмент, обеспечивающий выживание и благополучие детей (К.Э. Изард). Она служит своеобразным каналом связи, по которому  ребенок транслирует сигналы, привлекающие внимание взрослых. В становлении и развитии экспрессивной стороны эмоции важную роль играют социальная среда и когнитивный уровень развития ребенка (А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) Эмоции – результат проявления внутренних эмоциональных процессов, личности в целом.

Любой педагог и родитель хочет, чтобы ребенок вырос с такими качествами, как:

- уверенность в себе, а не застенчивость или заносчивость и эгоизм;

- любознательность и интеллектуальная активность, а не безразличие к     окружающему миру;

- уравновешенность. А не агрессивность;

- стрессоустойчивость, а не тревожность;

- целеустремленность, мотивированность на успех, а не пассивность неудачника;

- готовность жить в «мире людей», а не страдать в нем.

             Для того, чтобы воспитать у дошкольника такие важные для его жизни качества, нужно определенным способом работать с эмоциональным опытом ребенка, создающим условия для их формирования.

             Условия для развития эмоциональной экспрессии создаются в разных видах деятельности, особенно важна в этом отношении игровая деятельность.

             Наблюдая за игрой ребенка, можно получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с миром и самим собой. С другой стороны, игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы и найти свой выход из конфликтов, ведь в игре он сам является «властителем» своего мира. Наконец, в игре ребенок получает возможность непосредственного приобретения ценного жизненного опыта.

             В старшем дошкольном возрасте, ребенок обладает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего, пяти-шестилетний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т.п. Во-первых, он усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимике, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

             Организация и своевременное проведение работы по развитию эмоциональной экспрессии с детьми дошкольного возраста обеспечит успешность их эмоционального развития в целом. При этом важно учитывать:

        - специфику моторного профиля каждой эмоции;

        - последовательность введения компонентов, составляющих            эмоциональную экспрессию: вначале вводятся экспрессивные элементы, наиболее подвластные управлению и самоконтролю – это жесты, мимика, затем предполагающие принятие детьми различных поз, демонстрирование голосовых импровизаций.

        Необходимо побуждать детей к эмоциональному самовыражению, создавая благоприятную обстановку для развития индивидуальности, эмоциональной чуткости, гибкости телодвижения и др.

        Обогащение понимания эмоций и чувств у дошкольников решается через знакомство и актуализацию ситуаций возникновения различных эмоций; обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих эмоции, чувства и их оттенки (радость, печаль, злость, страх, интерес, удивление, стыд, вина, спокойствие); формирование экспрессивной грамотности, т.е. овладение детьми собственными экспрессивными средствами и понимание экспресс других людей.

и интонации.

Для выявления детей, нуждающихся в целенаправленном развитии моторных механизмов эмоциональной экспрессии, необходимо своевременно проводить диагностическое обследование, включающее в себя наблюдение за эмоциональными проявлениями каждого ребенка в процессе проведения эмоционально-экспрессивных игр, фиксацию экспрессивных проявлений в индивидуальных картах-характеристиках (таблица 1); последующий анализ с учетом следующих критериев: внешняя дифференциация эмоциональных состояний, характер паралингвистических составляющих эмоционального реагирования. В обобщенном виде диагностический инструментарий представлен ниже (таблица 2).    

                                                                                                     Таблица 1

Индивидуальная карта-характеристика эмоциональных реакций и эмоциональной экспрессии

И.Ф. ребенка_____________________________________

Возраст__________________________________________

Дата обследования________________________________

Моторика      

Крупная

Мелкая

Реакция отсутствует

Реакция присутствует

1-й уровень

реагирования

     

        Невербальная

Мимика

Пантомимика

Жестикуляция

        Вербальная

Слово

Междометие

Фраза

2-й уровень дифферен-

цирования

      Разнообразная

Мимика

Пантомимика

Жестикуляция

Речь

      Однообразная

Мимика

Пантомимика

Жестикуляция

Речь

        Таблица 2

Поуровневая дифференциация эмоциональной экспрессии детей 4-7 лет

Возраст

Внешнее моторное оформление

эмоциональных проявлений

1

2

4-5 лет

В/У*: произвольное, самостоятельное демонстрирование 4-5 эмоций мимикой, жестами, прослеживается выраженный контроль за своими экспрессивными действиями.

С/У**: воспроизведение отдельных 2-3 эмоций мимикой, жестами, подражая педагогу (детям), при использовании одного вида помощи.

Н/У***: отказ от произвольного воспроизведения основных эмоций мимикой, жестами.

5-6 лет

В/У/*: яркое, выразительное оформление моторного рисунка 3-4 эмоций, используются все составляющие эмоциональной экспрессии: мимика, жесты, пантомимика, вокализация.

С/У**: выразительное воспроизведение отдельных эмоций (2-3) , используются не все составляющие эмоциональной экспрессии: мимика, жесты, пантомимика.

Н/У***: отказ от экспрессивного воспроизведения основных эмоций или оформление моторного рисунка на основе подражания сверстникам.

6-7 лет

В/У*: разнообразное, оригинальное, самобытное оформление моторного рисунка всех основных пяти эмоций (радость, грусть, страх, удивление, злость), используются все составляющие эмоциональной экспрессии: мимика, жесты, пантомимика, вокализация.

С/У**: невыразительное, стереотипное оформление моторного рисунка основных пяти эмоций, характерна частая повторяемость жестов, поз, речевых реакций при использовании одного вида помощи.

Н/У***: отказ от экспрессивного воспроизведения основных эмоций или однотипное, примитивное оформление моторного рисунка основных пяти эмоций с использованием жестов, частично телодвижений.

* В/У – высокий уровень

**С/У – средний уровень

***Н/У – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством игры на детских музыкальных инструментах в условиях ДОУ

Экспериментальная работа ставит своей целью развитие творческих и музыкальных способностей детей, а так же возможность доставить им удовольствие от соприкосновения с музыкой...

"Развитие образных представлений и творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях"

В методической разработке собран обширный методический материал с подробными перспективными планами, конспектами занятий, развлечений, праздников по теме материала....

Сценарий досуга для детей старшего возраста "Зимние игры и заабавы"

Сценарий досуга для детей старшего возраста "Зимние игры и заабавы" в рамках недели зимних игр и забав....

Авторская публикация: "Развитие импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста"

ВведениеГлава I. Практические аспекты развития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста1.1 Изучение уровня развития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста1.2 ...

Каримова Мария Ришатовна .Организация непрерывной образовательной деятельности детей старшего возраста.Квест - игра "в поисках герба"

Создание  условий  для развития познавательного интереса и логического мышления к достижению поставленной цели посредством внедрения в воспитательно-образовательный процесс игровой квест - т...

Эмоционально-экспрессивное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье описаны увлекательные формы организации работы по физическому развитию дошкольников, направленных на развитие эмоционально-двигательной сферы детей и их успешной социализации...