Комплекс игр и упражнений по развитию импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Комплекс игр и упражнений по развитию речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс игр и упражнений по развитию импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста.
Подготовила: Лебедева Е.В.
При обобщении результатов констатирующего эксперимента выявилась необходимость проведения работы, направленной на повышения уровня развития речи детей. Для этого была разработана методика с использованием специальных игр и упражнений.
1.Игры для развития речевого слуха
«Кто там?»
Цель: развитие речевого слуха - различение на слух звукоподражаний.
Оборудование: игрушки - кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и другие.
Ход игры: В этой игре необходимы двое ведущих: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой ведет игру. за дверью раздается звук - крик животного или птицы :«мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «му», «ква-ква»), Педагог прислушивается и просит ребенка послушать и отгадать кто там, за дверью. Ребенок может ответить любым доступным способом: показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.
- Слышишь, кто-то там за дверью кричит. Послушай внимательно. Кто там? Собака? Давай посмотрим.
Педагог идет к двери, открывает ее и приносит игрушку.
- Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.
Игра продолжается с другими игрушками. Если нет второго ведущего, то можно проводить эту игру, пряча игрушки за ширмой. Вначале лучше, чтобы ребенок видел вас, в следующий раз вы можете спрятаться вместе с игрушкой.
«Найди картинку!»
Цель: развитие речевого слуха, умение правильно воспринимать и дифференцировать слова.
Оборудование: парные картинки из детского лото с изображением различных игрушек и предметов.
Ход игры: Педагог кладет на стол перед ребенком несколько картинок (парные картинки держит в руке) и предлагает отгадать, какие картинки он назовет. Педагог называет один из предметов, изображенных на картинках, ребенок слушает, затем ищет эту картинку на столе, показывает ее и по мере возможности повторяет слово. Для подтверждения правильности ответа ребенка взрослый достает парную картинку и прикладывает ее к той, что показал ребенок.
- Правильно, это дом. Молодец - ты угадал! Слушай еще!
Количество картинок можно постепенно увеличивать. Позднее можно называть одновременно по два-три предмета.
2. Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха
«Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим,
умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них.
Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация
губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метелочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метелочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
Педагог предлагает поиграть с метелочкой. Показывает, какможно подуть на бумажные полоски, потом предлагаетподуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метелочки одновременно.
«Листопад»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко.
Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова
3. Игры для развития речевого дыхания
«Пой со мной!»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропеваниена дном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть«песенки».
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберитепобольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать
- Вот первая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!»
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
- Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
«Звуки вокруг нас»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на
одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.
- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш, плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной. Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
«Девочки поют»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных – АУ, УА, ОУ,ОИ, ИА.
Оборудование: картинки с изображением поющих девочек четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.
Ход игры: Подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие - артикуляция должна быть четко прорисована.
4. Игры для развития общего и речевого подражания
«Самолеты»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука У.
Ход игры: Предложите детям поиграть в самолетики.
- Послушайте стихотворение про самолет:
По земле разбежался, В небо поднялся! Летит самолет Прямо вперед!
- Давайте поиграем в самолетики! Полетели в небе самолеты, за гудели: «У-У-У!»
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звук. Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.
Машины
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука Ж; слова-звукоподражания БИ-БИ. Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки.
- Послушайте стихотворение про машину:
«Би-би-би», - гудит машина: Не поеду без бензина!
- Давайте поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!»
Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной - крутим руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.
5. Потешки
Цыплята
Вышла курочка гулять. Свежей травки пощипать. А за ней ребятки - Желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко. Лапками гребите. Зернышки ищите!»
Ходим, руки за спиной; присаживаемся на корточки, пальцами «щиплем травку»; бегаем, «машем крылышками».
«грозим» указательным пальчиком правой руки;
Руки перед грудью, «гребем»; присаживаемся на корточки, щепотью правой руки достаем из земли воображаемые зернышки.
Складываем ладони вместе; указательными пальцами закручиваем спиральки; губки вытягиваем, втягиваем воздух;
руки вытягиваем вперед, соединяем вместе ладони
6. Игры со стихотворными текстами
«Котята»
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами:
- Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.
Мяу-мяу, умываюсь, (движения умывания) Всем на свете улыбаюсь! (улыбнитесь)
«Мишка косолапый»
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям игру в мишку.
- Давайте поиграем в косолапого мишку.
Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
Мишка косолапый по лесу идет.
(ходьба вперевалку)
Шишки собирает, песенку поет.
(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
(легонько ударяем ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою - топ!
(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)
«Заиньки»
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.
- Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
(легкий бег)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(поднимаем ладошки к голове - показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок,
(присели)
Роют лапкой корешок.
(движение рукой)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(поднимаем ладошки к голове - показываем «ушки»)
7. Игры с игрушками и предметами
«Игры с кубиками»
Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий; конструирование.
Оборудование: пластмассовые или деревянные кубики разных цветов и другие фигуры из детских строительных наборов.
Ход игры: Предложите детям разноцветные кубики (сначала лучше использовать крупные пластмассовые кубики, затем кубики меньшего размера; другие фигуры можно использовать позже). Покажите и расскажите, что можно построить из кубиков. Лучше обучать разным играм с кубиками поэтапно: сначала дети учатся выстраивать башенки, затем дорожки, домики и т.д. Обучение таким простым играм полезно, так как расширяет представления детей, их возможности.
Домик
Выкладываем из кубиков стены домика (крыши нет), один из кубиков - это дверь, которая может закрываться и открываться. В доме можно поселить куклу, матрешек или маленьких резиновых зверушек. Можно организовать игру «Гости», «Теремок».
- Сегодня мы будем строить из кубиков дом. Ставим кубики рядом —это стены А это вход. Вот дверь - можно открыть дверь, а можно закрыть. Кто будет в домике жить? Зайчик. Тут идет мимо белка и говорит: «Какой красивый домик! Тук-тук! Кто в домике живет?» Заяц отвечает: «Это я, зайчик, заходи в гости!».
8. Игры для развития пассивного словаря
«Покажи, где мама»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря. Оборудование: семейные фотографии.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы и объекты.
—Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом на даче рвал?
«Румяные щечки»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря - названия частей тела и лица и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.
- Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши носик? Покажи где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги?
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а значение части лица или тела.
- Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
9. Игры с правилами
«Солнышко и дождик»
В этой игре у каждого участника должен быть свой «домик». Дом легко сделать из стульчика, поставив его спинкой вперед. «Смотрите, получился домик!»- говорит педагог, присаживаясь перед стулом и выглядывая в отверстие спинки. Называя малышей по имени, педагог предлагает каждому их них «выглянуть в окошко» и помахать рукой.
«Какая хорошая погода, светит солнышко! - продолжает игру педагог. - Давайте пойдем гулять». Малыши выбегают из домиков и собираются вокруг педагога. Все вместе они «гуляют», радуются хорошей погоде, поют песенку про солнышко, бегают, танцуют, прыгают.
Вдруг педагог говорит: «Посмотрите, туча идет, сейчас будет дождик! Скорее бежим домой!» Ребята спешат в свои домики. «Послушайте, как барабанит дождь по крышам, - говорит взрослый, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стула. (Дети подражают педагогу.) - Давайте прочитаем дождику стихи».
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще,
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей.
Или:
Дождик, дождик, веселей
Капай, капли не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
«Дождь» постепенно прекращается. Педагог «смотрит на небо», и говорит малышам: «Кончился дождик! Светит солнышко! Выходите гулять!» Дети выбегают из домиков, начинают танцевать, петь песенки. «Прогулка» продолжается до тех пор, пока опять не начнется дождик. («Ой, дождик начинается, побежали домой!»)
Дети могут прятаться в общий домик, например, за ширму, под грибок или тент на участке.
«Вороны»
Воспитатель предлагает детям изобразить ворон. Он читает стихотворение и выполняет соответствующие движения, побуждая детей повторять их:
Вот под елочкой зеленой (Дети бегают по комнате, размахивая
Скачут весело вороны, руками, как крыльями.)
«Кар-кар-кар!»(Громко каркают.)
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали.
«Кар-кар-кар!»(Громко каркают.)
Только к ночи умолкают, (Садятся на корточки, кладут ручки
Спят вороны, отдыхают, под щечки и «засыпают».)
«Кар-кар-кар!»(Тихо каркают.)
«Птицы и автомобиль»
Педагог предлагает детям изобразить птичек, а сам читает стихотворение и показывает соответствующие движения.
Прилетели птички, (Дети бегают по комнате, размахивая руками.)
Птички-невелички.
Летали, летали,
Крыльями махали.
Так они летали, (Дети прыгают, приседают, садятся
Крыльями махали. на корточки, стучат пальчиками
На дорожку прилетали, об пол («клюют зернышки»).)
Зернышки клевали.
Затем воспитатель берет в руки игрушечную машину или руль и бежит по комнате, приговаривая:
Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в гудок гудит.
Тра-та-та, берегись, посторонись!
Дети-»птички» разбегаются и прячутся от автомобиля. Педагог говорит: «Автомобиль уехал в гараж, вылетайте, птички!»
Игру можно повторить несколько раз.
Когда дети усвоят правила игры, педагог может только читать стихотворение, а малыши будут сами выполнять соответствующие движения. Со временем можно предлагать детям по очереди изображать «автомобиль».
10. Использование лексических тем в развитии импрессивной речи.
Октябрь
1. Имя ребенка, имена детей группы.
2. Семья.
3. Осень, изменения, происходящие осенью.
4. Овощи.
Ноябрь.
1. Фрукты.
2. Одежда, обувь для осени.
3. Игрушки.
4. Посуда.
Декабрь.
1. Домашние животные(корова, лошадь)
2. Дикие животные(заяц и лиса, медведь и волк).
3. Новогодние праздники.
Январь.
1.Зима.
2.Зимние развлечения.
3.Дикие животные.
4.Птицы зимой – ворона , воробей, синица.
Февраль.
1.Машина, поезд.
2.Кораблик.
3.Самолет.
4.Профессии людей, которые управляют транспортом.
Март
1.Мама.
2.Повар, врач, водитель.
3.Дом, мебель.
4.Части суток.
Апрель.
1.Весна.
2.Дикие животные весной.
3.Птицы весной.
Май.
1.Деревья.
2.Цветы.
3.Насекомые.
Использованные игры и упражнения способствовали повышению уровня развития речи детей дошкольного возраста, обогатили их активный и пассивный словарный запас. Речь большинства детей стала грамматически правильно оформлена, появились глаголы и прилагательные. При произношении названий предметов дети уже не допускают ошибок, не сокращают слоговую структуру слов, меньше замещают звуки, еще не достаточно сформировавшиеся у них в произношении; речь стала более разборчива. Дети стали более активны, проявляют стойкий интерес к игрушкам, предметам; проявляют чувствительность к действиям взрослого. Стали выполнять инструкции взрослого, больше улыбаться, общаться не только со взрослым, но и друг с другом. Это мы можем увидеть из приведенной в конце эксперимента таблицы.
Таблица № 2 Уровень развития речи детей на заключительном этапе экспериментальной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова
В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе фонопедического метода разви...
Авторская публикация: "Развитие импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста"
ВведениеГлава I. Практические аспекты развития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста1.1 Изучение уровня развития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста1.2 ...
Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста
Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направл...
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .
Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности...
комплекс упражнений для развития опорно-двигательной системы у детей дошкольного возраста.
Предлагаю выполнять упражнения вместе с детьми.Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:- углубляют взаимосвязь родителей и детей;- предоставляют возможность позаниматься физкуль...