Повышение профессионального уровня педагогов по организации взаимодействия с родителями.
статья по психологии
Тренинг
«Повышение профессионального уровня педагогов по организации взаимодействия с родителями».
Цель: формирование психологической компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, изучение основных психологических правил в общении, мотивация в совершенствовании.
Задачи:
1. Оценка основных элементов коммуникабельности педагогов (способность к эмпатии, общительность, агрессивность, умение разрешать конфликты).
2. Разобрать на практике сложные кейсы взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Активизировать мышление воспитателей, как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
4. Поднять самооценку воспитателя, настроить на принятие любого родителя и желание с ним взаимодействовать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тренинг
«Повышение профессионального уровня педагогов по организации взаимодействия с родителями».
Цель: формирование психологической компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, изучение основных психологических правил в общении, мотивация в совершенствовании.
Задачи:
1. Оценка основных элементов коммуникабельности педагогов (способность к эмпатии, общительность, агрессивность, умение разрешать конфликты).
2. Разобрать на практике сложные кейсы взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Активизировать мышление воспитателей, как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
4. Поднять самооценку воспитателя, настроить на принятие любого родителя и желание с ним взаимодействовать.
Ход занятия.
Упражнение “Приветствие”.
Цель: установление контакта, настрой на взаимодействие.
Инструкция: необходимо делать все быстро. Вы будете молча ходить по залу, а затем, по моему сигналу нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом, способом, который я вам назову. При этом каждый раз вам нужно будет находить нового партнера. Итак, начали: глазами, плечами, щекой, коленями, пятками, руками.
Ведущий предлагает занять места в круге.
Теоретический аспект.
Как вы конечно знаете уважаемые педагоги, основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных общественных сферах общественной жизни. И как говорил Л.С. Выгодский именно семья-формирует личность. В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры прозваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Одной и очень главной задачей, стоящей перед детским садом, стоит «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Именно взаимодействие педагог, родитель и ребенок, а не параллельное передавание ребенка, как эстафетную палочку из семьи в детский сад. Еще педагоги прошлого К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова и другие –говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности сочетания знания и опыта. Важно отметить, что взаимодействие здесь подразумевается именно как содружество, всех звеньев педагогической цепочки. А возможно ли содружество без общения и как вы понимаете термин содружество? Ответы, дискуссия.
Да все верно, содружество-это объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов и интересов. Содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи.
Упражнение “Мешок проблем”.
Цель: Разобрать на практике сложные кейсы взаимодействия с семьями воспитанников.
Инструкция: в мешке находятся реальные кейсы по взаимодействию с родителями из нашей повседневной практики, давайте по очереди вытянем бумажку и постараемся вместе разобраться.
На самом деле не просто решать, любую ситуацию. Поэтому важно выждать время, не решать ничего на эмоциях и всегда по возможности обсудить с коллегами.
Родители –это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Поставьте семя на место родителя, вспомните какие мы в роли родителя? Что вам хочется слышать о своем ребенке? Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания. При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне и тогда поучительная позиция воспитателя детского сада, оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.
Педагоги-это тоже взрослые, но именно профессионалы –теоретики, а главное практики в работе с ребенком. Желающие ему только добра и именно этот посыл-содружества, как истинную цель важно донести до родителя, что бы он искренне в это поверил.
Практическое задание.
Цель: активизировать мышление на создание новых форм взаимодействия с родителями
Инструкция:
Какую форму обращения к родителям вы используете сейчас и какую видите самой эффективной?
| |||
Родительские собрания; ∙ Беседы; ∙ Консультации; ∙ Анкетирование; ∙ Практикумы; ∙ Семинары; ∙ Наглядная информация; ∙ Выставки; ∙ Конкурсы. | Круглый стол; ∙ Вечер вопросов и ответов по теме; ∙ Семейный театр; ∙ Родительская почта; ∙ Семейная гостиная; ∙ Семейный клуб; ∙ Телефон доверия; ∙ Семейная библиотека; ∙ Походы; ∙ Видеоролики; ∙ Рекламная информация; ∙ Газета, журнал; ∙ Презентации |
Грамотное общение –залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия. И ведущая роль в общении, отводится конечно педагогу. Вы всегда главная роль в диалоге, вы порой лучше знаете особенности ребенка, но при этом давайте родителю возможность высказаться, будьте активным слушателем. Педагог должен дать родителю почувствовать свою полную вовлеченность в конкретную историю и в конкретного ребенка. Давайте разберем психологические правила установления позитивного личностного контакта, а как следствие и диалога.
Психологические правила установления позитивного личностного контакта:
#1059;лыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз).
2. Имя собеседника.
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии.
3. Комплимент.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.
4. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1, 5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
5. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
6. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
7. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
8. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое! ». Как можно реже употреблять местоимение «Вы» Чаще говорить «Мы»: («Мы все заинтересованы, чтобы наши дети… », «Нас всех беспокоит, что дети… », «Наши дети… »).
В конце беседы нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов, то существующая проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Эти приемы помогут установить эффективный диалог с родителем. Но главным в работе с семьей является, как мы говорили вначале содружество (взаимное решение разного рода вопросов, доверие к друг другу). Проведенный эксперимент в ДОУ , позволяет посмотреть нам на родителей с другой стороны. Давайте рассмотрим его.
Был проведен анализа анкетирования родителей и были выявлены следующие причины непонимания:
А) По мнению педагогов.
∙ Родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить уровень его развития, не хотят видеть недостатки;
∙ Родители равнодушны к своим детям и детскому саду;
∙ Перекладывают ответственность за воспитание и образование на детский сад;
∙ Низкий культурный педагогический уровень родителей.
Б) По мнению родителей:
∙ Невнимание к детям со стороны воспитателей;
∙ Не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по ИЗО, труду);
∙ Только поучают: так надо и так;
∙ Много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;
∙ Что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;
∙ Мало практической информации.
Этот пример с анализом анкет, наглядно показывает недоверие к педагогическому коллективу, как основной барьер установления взаимодействия-содружества. Именно поэтому важно искренне, ставя себя на место родителя, примеряя его роль –выстраивали содружество, подбирая для этого эффективные способы и приемы. А главное делали и пребывали разные способы-ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Вы очень грамотные педагоги и я горжусь сотрудничеством с вами.
Теперь я предлагаю вам погрузиться в страну «Вашего идеального профессионального Я» и выполнить следующие упражнения.
Упражнение “Релаксация”
Цель: Поднять самооценку воспитателя, настроить на эффективное взаимодействие.
Инструкция: Закройте пожалуйста глаза, расслабьтесь, представьте себя, как самого лучшего профессионала. Для вас нет преград в общении, вы спокойны и уверенны. Все горизонты вам подвластны, вы на правильном пути. Вы знаете, как стать лучшими.
Положите на лоб левую ладонь, затем правую повторяйте; я решаю любые задачи. Со мною всегда любовь и удача.
Сложите руки в замок, делая глубокий вдох, произнесите: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
Открывайте глаза, делимся своими впечатлениями.
И в коробочке возьмите конфету в посланием для семя. Сладкое наставление для вас.
| |||
Родительские собрания; ∙ Беседы; ∙ Консультации; ∙ Анкетирование; ∙ Практикумы; ∙ Семинары; ∙ Наглядная информация; ∙ Выставки; ∙ Конкурсы. | Круглый стол; ∙ Вечер вопросов и ответов по теме; ∙ Семейный театр; ∙ Родительская почта; ∙ Семейная гостиная; ∙ Семейный клуб; ∙ Телефон доверия; ∙ Семейная библиотека; ∙ Походы; ∙ Видеоролики; ∙ Рекламная информация; ∙ Газета, журнал; ∙ Презентации |
| |||
Упражнение «Мешок проблем»
Кейс «Мама одного из воспитанников младшей дошкольной группы, принесла мешок с монетами и дала своему ребенку. Что бы таким образом улучшить взаимоотношения дочери со сверстниками.» Какие ваши действия в данной ситуации?»
Кейс «Ребенок младшей дошкольной группы. Крайне негативен, кричит, истерит, разрушает все в группе, что попадается на его пути. Бьет детей, воспитателей. Маме ребенка, неоднократно говорилась о поведении мальчика, мама в свою очередь лишь перестает приводить ребенка в сад. На контакт с психологом мама не идет. Ваши действия?»
Кейс «Днем к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. «Вечером попросите родителей перенести песок»-предложила старший воспитатель педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?»
Кейс «Вечером в раздевалке вы слышите разговор двух родителей, которые обсуждают вашу работу, негативно высказываясь, не стесняясь в выражениях. Ваши действия?»
Психологические правила установления позитивного личностного контакта:
#1059;лыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз).
2. Имя собеседника.
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии.
3. Комплимент.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.
4. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1, 5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
5. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
6. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
7. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
8. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое! ». Как можно реже употреблять местоимение «Вы» Чаще говорить «Мы»: («Мы все заинтересованы, чтобы наши дети… », «Нас всех беспокоит, что дети… », «Наши дети… »).
В конце беседы нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов, то существующая проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Повышение профессионального уровня педагога как залог успешной деятельности ДОУ»
Презентация подготовлена для круглого стола руководителей ДОУ кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....
Использование мультимедийных презентация в процессе повышения профессионального уровня педагогов ДОУ
В данной статье представлен интересный и познавательный материал, который можно использовать в работе с различными категориями кадров, в том числе в плане повышения их профессионального уровня....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ...

Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.
Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога "Современный подход в работе с родителями"
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога "Современный подход в работе с родителями"...

«Повышение профессионального уровня педагогов по организации игровой деятельности дошкольников»
Педсовет «Повышение профессионального уровня педагогов по организации игровой деятельности дошкольников»....

Статья "Повышение профессионального уровня педагога дошкольной образовательной организации через систему наставничества".
Как организовать систему настваничества в детском саду....