Повышение профессионального уровня педагогов по организации взаимодействия с родителями.
статья по психологии

Сапрыкина Екатерина Александровна

Тренинг

«Повышение профессионального уровня педагогов по организации взаимодействия с родителями».

Цель: формирование психологической компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, изучение основных психологических правил в общении, мотивация в совершенствовании.

Задачи:

1. Оценка основных элементов коммуникабельности педагогов (способность к эмпатии, общительность, агрессивность, умение разрешать конфликты).

2. Разобрать на практике сложные кейсы взаимодействия с семьями воспитанников.

3. Активизировать мышление воспитателей, как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

4. Поднять самооценку воспитателя, настроить на принятие любого родителя и желание с ним взаимодействовать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг

«Повышение профессионального уровня педагогов по организации взаимодействия с родителями».

Цель: формирование психологической компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, изучение основных психологических правил в общении, мотивация в совершенствовании.

Задачи:

1. Оценка основных элементов коммуникабельности педагогов (способность к эмпатии, общительность, агрессивность, умение разрешать конфликты).

2. Разобрать на практике сложные кейсы взаимодействия с семьями воспитанников.

3. Активизировать мышление воспитателей, как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

4. Поднять самооценку воспитателя, настроить на принятие любого родителя и желание с ним взаимодействовать.

Ход занятия.

Упражнение “Приветствие”.

Цель: установление контакта, настрой на взаимодействие.

Инструкция: необходимо делать все быстро. Вы будете молча ходить по залу, а затем, по моему сигналу нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом, способом, который я вам назову. При этом каждый раз вам нужно будет находить нового партнера. Итак, начали: глазами, плечами, щекой, коленями, пятками, руками.

Ведущий предлагает занять места в круге.

Теоретический аспект.

Как вы конечно знаете уважаемые педагоги, основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных общественных сферах общественной жизни. И как говорил Л.С. Выгодский именно семья-формирует личность. В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры прозваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Одной и очень главной задачей, стоящей перед детским садом, стоит «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Именно взаимодействие педагог, родитель и ребенок, а не параллельное передавание ребенка, как эстафетную палочку из семьи в детский сад. Еще педагоги прошлого К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова и другие –говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности сочетания знания и опыта. Важно отметить, что взаимодействие здесь подразумевается именно как содружество, всех звеньев педагогической цепочки. А возможно ли содружество без общения и как вы понимаете термин содружество? Ответы, дискуссия.

Да все верно, содружество-это объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов и интересов. Содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи.

Упражнение “Мешок проблем”.

Цель: Разобрать на практике сложные кейсы взаимодействия с семьями воспитанников.

Инструкция: в мешке находятся реальные кейсы по взаимодействию с родителями из нашей повседневной практики, давайте по очереди вытянем бумажку и постараемся вместе разобраться.

На самом деле не просто решать, любую ситуацию. Поэтому важно выждать время, не решать ничего на эмоциях и всегда по возможности обсудить с коллегами.

Родители –это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Поставьте семя на место родителя, вспомните какие мы в роли родителя? Что вам хочется слышать о своем ребенке? Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания. При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне и тогда поучительная позиция воспитателя детского сада, оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

Педагоги-это тоже взрослые, но именно профессионалы –теоретики, а главное практики в работе с ребенком. Желающие ему только добра и именно этот посыл-содружества, как истинную цель важно донести до родителя, что бы он искренне в это поверил.

Практическое задание.

Цель: активизировать мышление на создание новых форм взаимодействия с родителями

Инструкция:

Какую форму обращения к родителям вы используете сейчас и какую видите самой эффективной?

Традиционные формы работы с родителями, какой блок?

Нетрадиционные формы работы с родителями, какой бок?

Родительские собрания;

∙ Беседы;

∙ Консультации;

∙ Анкетирование;

∙ Практикумы;

∙ Семинары;

∙ Наглядная информация;

∙ Выставки;

∙ Конкурсы.

Круглый стол;

∙ Вечер вопросов и ответов по теме;

∙ Семейный театр;

∙ Родительская почта;

∙ Семейная гостиная;

∙ Семейный клуб;

∙ Телефон доверия;

∙ Семейная библиотека;

∙ Походы;

∙ Видеоролики;

∙ Рекламная информация;

∙ Газета, журнал;

∙ Презентации

Грамотное общение –залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия. И ведущая роль в общении, отводится конечно педагогу. Вы всегда главная роль в диалоге, вы порой лучше знаете особенности ребенка, но при этом давайте родителю возможность высказаться, будьте активным слушателем. Педагог должен дать родителю почувствовать свою полную вовлеченность в конкретную историю и в конкретного ребенка. Давайте разберем психологические правила установления позитивного личностного контакта, а как следствие и диалога.

Психологические правила установления позитивного личностного контакта:

#1059;лыбка.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз).

2. Имя собеседника.

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии.

3. Комплимент.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.

4. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1, 5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

5. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

6. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

7. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

8. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое! ». Как можно реже употреблять местоимение «Вы» Чаще говорить «Мы»: («Мы все заинтересованы, чтобы наши дети… », «Нас всех беспокоит, что дети… », «Наши дети… »).

В конце беседы нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов, то существующая проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Эти приемы помогут установить эффективный диалог с родителем. Но главным в работе с семьей является, как мы говорили вначале содружество (взаимное решение разного рода вопросов, доверие к друг другу). Проведенный эксперимент в ДОУ , позволяет посмотреть нам на родителей с другой стороны. Давайте рассмотрим его.

Был проведен анализа анкетирования родителей и были выявлены следующие причины непонимания:

А) По мнению педагогов.

Родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить уровень его развития, не хотят видеть недостатки;

Родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

Перекладывают ответственность за воспитание и образование на детский сад;

Низкий культурный педагогический уровень родителей.

Б) По мнению родителей:

Невнимание к детям со стороны воспитателей;

Не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по ИЗО, труду);

Только поучают: так надо и так;

Много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;

Что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

Мало практической информации.

Этот пример с анализом анкет, наглядно показывает недоверие к педагогическому коллективу, как основной барьер установления взаимодействия-содружества. Именно поэтому важно искренне, ставя себя на место родителя, примеряя его роль –выстраивали содружество, подбирая для этого эффективные способы и приемы. А главное делали и пребывали разные способы-ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Вы очень грамотные педагоги и я горжусь сотрудничеством с вами.

Теперь я предлагаю вам погрузиться в страну «Вашего идеального профессионального Я» и выполнить следующие упражнения.

Упражнение “Релаксация”

Цель: Поднять самооценку воспитателя, настроить на эффективное взаимодействие.

Инструкция: Закройте пожалуйста глаза, расслабьтесь, представьте себя, как самого лучшего профессионала. Для вас нет преград в общении, вы спокойны и уверенны. Все горизонты вам подвластны, вы на правильном пути. Вы знаете, как стать лучшими.

Положите на лоб левую ладонь, затем правую повторяйте; я решаю любые задачи. Со мною всегда любовь и удача.

Сложите руки в замок, делая глубокий вдох, произнесите: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

Открывайте глаза, делимся своими впечатлениями.

И в коробочке возьмите конфету в посланием для семя. Сладкое наставление для вас.

Традиционные формы работы с родителями, какой блок?

Нетрадиционные формы работы с родителями, какой бок?

Родительские собрания;

∙ Беседы;

∙ Консультации;

∙ Анкетирование;

∙ Практикумы;

∙ Семинары;

∙ Наглядная информация;

∙ Выставки;

∙ Конкурсы.

Круглый стол;

∙ Вечер вопросов и ответов по теме;

∙ Семейный театр;

∙ Родительская почта;

∙ Семейная гостиная;

∙ Семейный клуб;

∙ Телефон доверия;

∙ Семейная библиотека;

∙ Походы;

∙ Видеоролики;

∙ Рекламная информация;

∙ Газета, журнал;

∙ Презентации

Традиционные формы работы с родителями

Нетрадиционные формы работы с родителями

Упражнение «Мешок проблем»

Кейс «Мама одного из воспитанников младшей дошкольной группы, принесла мешок с монетами и дала своему ребенку. Что бы таким образом улучшить взаимоотношения дочери со сверстниками.» Какие ваши действия в данной ситуации?»

Кейс «Ребенок младшей дошкольной группы. Крайне негативен, кричит, истерит, разрушает все в группе, что попадается на его пути. Бьет детей, воспитателей. Маме ребенка, неоднократно говорилась о поведении мальчика, мама в свою очередь лишь перестает приводить ребенка в сад. На контакт с психологом мама не идет. Ваши действия?»

Кейс «Днем к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. «Вечером попросите родителей перенести песок»-предложила старший воспитатель педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?»

Кейс «Вечером в раздевалке вы слышите разговор двух родителей, которые обсуждают вашу работу, негативно высказываясь, не стесняясь в выражениях. Ваши действия?»

Психологические правила установления позитивного личностного контакта:

#1059;лыбка.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз).

2. Имя собеседника.

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии.

3. Комплимент.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.

4. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1, 5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

5. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

6. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

7. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

8. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое! ». Как можно реже употреблять местоимение «Вы» Чаще говорить «Мы»: («Мы все заинтересованы, чтобы наши дети… », «Нас всех беспокоит, что дети… », «Наши дети… »).

В конце беседы нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов, то существующая проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Повышение профессионального уровня педагога как залог успешной деятельности ДОУ»

Презентация подготовлена для круглого стола руководителей ДОУ кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....

Использование мультимедийных презентация в процессе повышения профессионального уровня педагогов ДОУ

В данной статье представлен интересный и познавательный материал, который можно использовать в работе с различными категориями кадров, в том числе в плане повышения их профессионального уровня....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ...

Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.

Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога "Современный подход в работе с родителями"

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога "Современный подход в работе с родителями"...

«Повышение профессионального уровня педагогов по организации игровой деятельности дошкольников»

Педсовет «Повышение профессионального уровня педагогов по организации игровой деятельности дошкольников»....