"Зачем нужен психолог в ДОУ"
материал по психологии

Никифорова Марина Сергеевна

"Зачем нужен психолог в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление педагога- психолога на общем  родительском собрании. 

«Зачем нужен психолог в ДОУ?»

Здравствуйте, уважаемые родители! Я хочу рассказать вам о моей работе, чтобы вы знали зачем нужен педагог – психолог в детском саду. Многие путают педагога – психолога с врачом психиатром или психоневрологом, и думают, что я занимаюсь с детьми, которые не совсем здоровы. Это ошибочное представление! Ключевое слово здесь – педагог. Я не лечу, я посредством игр и развивающих упражнений улучшаю память, внимание, воображение, мышление, познавательное развитие.

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО, является важнейшим условием повышения качества образования в детском саду.

Цель: психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, способствующего психологическому комфорту и развитию детей, сохранению их психологического здоровья.

Задачи можно разделить на две группы:

  1. Психолог участвует в воспитательном процессе в целом. Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей; передаче им знаний об возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослых с детьми и общения детей разных возрастов между собой;
  2. Вторая группа задач сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна учитывать индивидуально – психологические особенности каждого ребенка. Сюда относятся такие направления, как: адаптация детей к детскому саду, организация и проведение индивидуального обследования, определение готовности к школе.

  Деятельность педагога – психолога ДОУ направлена на всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги.

   Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса в МДОУ «Детский сад №4» осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности педагога – психолога:

- психологическая диагностика;

- коррекционно –развивающая работа с детьми;

-психопрофилактика, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья детей в процессе обучения и воспитания;

- консультирование субъектов образовательного процесса;

- психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;

- организационно – методическая работа.

Психологическая диагностика.

Диагностическая работа проводится в течении года. Ее цель – понять, все ли у ребенка в порядке, усвоил ли он программу детского сада, а может ему требуется помощь в виде развивающих занятий или рекомендации, на что обратить внимание у данного ребенка.

Диагностика адаптации детей к детскому саду осуществляется  посредством наблюдения в течении 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой деятельности, частота заболеваний. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующие дети, определяются причины проблемной адаптации и порядок оказания помощи.

Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе и организовать развивающие занятия. В конце учебного года проводится скрининг – обследование готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования возможных школьных трудностей.

В остальных группах диагностика проводится по запросам родителей и педагогов. Такая диагностика включает в наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику.

Кроме основной диагностической работы, вы, родители, заметив, что что-то не так с вашим ребенком можете обратиться ко мне и мы вместе поможем победить страх или например застенчивость.

Коррекционно – развивающая работа с детьми.

Основная цель: организация психолого – педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей недостатков, нарушений социализации и адаптации.

Психологическая помощь организуется либо по запросу педагогов и родителей, либо по результатам психологической диагностики.

Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий. Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, особенностей индивидуально – волевой сферы. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, по 20-25 минут в игровой форме.

Психологическое консультирование.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи.

       Адресатом консультативной помощи являются: родители, педагоги, специалисты. Консультации оказываются в индивидуальной и подгрупповой формах следующими способами:

- по приглашению (по итогам диагностики) с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей решения;

- по запросу родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей;

- активная консультативная помощь оказывается родителям в период адаптации детей к условиям ДОУ.

         В ходе этих консультаций, родители ребенка получают возможность объективно оценить развитие и поведение своего ребенка, понять, что является нормой для этого возраста, получить рекомендации, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Если понадобится дальнейшая работа с ребенком, оформляете согласие психологу и с ним будут проводиться индивидуальные или подгрупповые занятия.

В своей работе я учитываю психологические принципы:

Не навреди! Необходимо организовать свою работу так, чтобы не нанести ущерба здоровью детей, педагогов и родителей.

Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.

Протяни руку помощи! Не бывает плохих людей, бывают люди, нуждающиеся в помощи.

Если у вас остались какие – то вопросы по развитию вашего ребенка, вы всегда можете подойти в индивидуальном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....

Выступление педагога-психолога на родительском собрании

Оформление документов занимает много времени у любого специалиста. Предлагаю краткий конспект выступления на родительском собрании. Надеюсь, материал будет интересен, особенно педагогам-психологам со ...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в старших/подготовительных группах по вопросам готовности детей к школьному обучению....

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в 1 младшей группе "Кризис 3-х лет"

Выступление на родительском собрании в первой младшей группе на тему «Кризис 3-х лет»Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.Задачи: знакомство родителей с особенностями психическог...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе.

   Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Д...

Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании во второй младшей группе "Адаптация ребенка в ДОУ"

Психолог : Известно, что адаптация  ( от лат. «приспособляю» ) – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, соци...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в младшей группе "Давайте знакомиться!"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в младшей группе "Давайте знакомиться!"...