Квест - игра как метод формирования благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ
методическая разработка по психологии

Ушакова Елена Вячеславовна

Как вы считаете, что является главным ресурсом эффективной работы учреждения дошкольного образования? (ответы)

 сплоченный коллектив.               

Главным ресурсом эффективной работы учреждения дошкольного образования является сплоченный коллектив педагогических работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest_i_-igra.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Квест - игра как метод формирования благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ

«В каждый момент нашей жизни

мы должны стараться отыскивать не то,

что отделяет нас от других людей,

а то, что у нас с ними общего»

Джон Рескин

  Как вы считаете, что является главным ресурсом эффективной работы учреждения дошкольного образования? (ответы)

 сплоченный коллектив.                

Главным ресурсом эффективной работы учреждения дошкольного образования является сплоченный коллектив педагогических работников.

От квалификации педагога, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и перспективы развития учреждения образования.

 Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности.

    Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

По этому, в задачи  психологической службы образовательного учреждения, включается обязательное сопровождение педагогического коллектива.

 где общей целью является:                                  

 Цель:

   Достижение положительных межличностных отношений и психологической совместимости в педагогическом коллективе.

  Для достижения поставленной цели нам на помощь приходят игровые технологии. Мы играем с детства в различные виды игр. Профессия педагога подразумевает игру и с детьми, и со взрослыми. Главное грамотно и интересно организовать сам процесс.

Наверное, я не буду далека от истины, если предположу, что мы все подустали от традиционных психологических форм – тренингов и
консультаций.

Время не стоит на месте. Хочется внести в свою работу, что-то новое, инновационное, интересное. И очередной моей находкой стала квест — технология.

Это игровая технология, которая  только еще начинает использоваться педагогами.

Крест-технология — это педагогическая технология, основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающая технологии проблемного, проектного и игрового обучения, с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации учащихся, развитие их, как активных участников педагогического процесса.

Почему именно квест?

Изучив более подробно нужный мне материал по рассматриваемому вопросу, я поняла

 Идея не нова, но использование  ее в данном направлении необычна интересна и эффективна.

 Квест (от английского), «поиск, предмет поисков, поиск приключений».

Квест - это сюжетная, командная игра,  в которой путешествие к намеченной цели проходит, через выполнения различных заданий и преодоления ряда трудностей.

Квест – это игровая педагогическая технология, способствующая решению определенных задач на основе выбора, для достижения какой – либо цели. По – другому, это «поиск», «выполнение поручений», путешествие участников к определенной цели через преодоление трудностей.

В квесте всегда предполагаются интеллектуальные, двигательные или творческо - ориентированные коллективные задания. Особенность организации такой игровой деятельности состоит в том, что участники, выполнив одно задание, получают подсказку (фрагмент картинки, букву, сообщение, предмет, карту) к выполнению следующего задания.

Учитывая уникальность, вариативность и разносторонность квест – игр, для меня стало интересно использовать данную инновационную технологию при взаимодействии не только с воспитанниками, но и с педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения.

Планируя данное мероприятие, тщательно подбираю игры и задания, обязательно включаю   элементы тренинга. Получается не просто игровой,а  Психологический квест.

     Психологический квест – это легкое игровое приключение с большим
психологическим смыслом. Конечно, они бывают разные, но все квесты объединяет одно – совместное действие! А главное его преимущество в том, что такая форма организации ненавязчиво, в  занимательном и игровом виде, способствует сплочению коллектива.
В основе своей  квест - технология совмещает в себе элементы  мозгового штурма,  тренинга, и игры, а соответственно помогает решать ряд задач.

Задачи:

1.  Формировать эмоционально - позитивную атмосферу в педагогическом коллективе;

2. Создать творческую атмосферу и сплоченность в достижении общей цели;

3. Раскрыть творческий потенциал педагога;

4. Повысить уровень самооценки и уверенности в себе.

Какие бывают квесты?

  1. По структуре сюжета
  • Линейный

Основное содержание квеста построено по цепочке.

Разгадаешь одно задание - получишь следующее, и так, пока не дойдёшь до финала.

  • Штурмовой

Каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.

  • Круговой

Отправляясь по кольцевой траектории, выполняя определённые задания, игроки снова возвращаются к началу игры.

  1. По количеству игроков:
  • Одиночные;
  • Подгрупповые;
  • Групповые
  1. По продолжительности:
  • Кратковременные:
  • Долговременные
  1. По назначению:
  • Интеллектуальный;
  • Образовательный;
  • Развлекательный.
  1. По содержанию:
  • Сюжетные;
  • Несюжетные.
  • по форме
  •  спортивные,
  • экологические,
  • познавательно – исследовательские,
  • интерактивные квесты.
  1. По месту проведения:
  • Веб-квест.
  • Живой квест:
  • Пешеходный;
  • Тематический выездной;
  • Автоквест;
  • Квест в чужом городе;
  • Квест на природе;
  • Квест в чужом городе.
  1. По типам игры:
  • Квесты-бродилки;
  • Квесты-проекты;

Квесты – головоломки и так далее.

Квесты бывают длинными и короткими, на разные темы, с разной структурой и целью. ( все будет зависеть от того, где проводится квест, каким временем вы располагаете, количество участников и т.д.)

Психологическая квест-игра с элементами тренинга для педагогического коллектива ДОУ «Мы вместе»

Цель: сплочение молодого педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков,  доброжелательного отношения друг к другу, эмоциональной устойчивости.

      Разработанная психологическая квест-игра с элементами тренинга мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности. Совместно проходя этапы игры, выполняя задания, педагоги учатся понимать и поддерживать  друг друга. Заряжаются положительными эмоциями и настроем на дальнейшую работу в коллективе.

Задачи игры:

- повысить уровень самооценки педагога;

- обеспечить общение, основанное на сотрудничестве и взаимовыручке;

- повысить коммуникативные навыки педагогов;

-обеспечить положительный, комфортный психологический климат в педагогическом коллективе;

Пояснительная записка для педагога-психолога.

Во время выполнения задания участниками  обращаю внимание на иерархию членов коллектива: кто проявляет лидерские качества, кто как включается в процесс, и нет ли тех кто остается чуть в стороне.  Эти наблюдения впоследствии помогут более качественно распланировать дальнейшую работу с участниками коллектива.

Ход игры: Начинаю с приветствия. Добрый день! Рада приветствовать всех вас! Как ваше настроение? (ответы педагогов) 

Давайте станем в круг, дарим друг другу улыбки.

Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах немного больше и, самое главное, стать  ближе друг для друга! Предлагаю отправиться на необитаемый остров.

Первый этап - «Разогрев»

Игры и упражнения первого этапа направлены на снижение чувства волнения, переживания; расслабление участников группы.

Игра-фантазия "Магия имени"

Цель: развитие фантазии и умения презентовать себя.

Каждый участник изготавливает для себя бейджик. Пишет имя так, как хочет, чтоб его называли с псевдонимом. (например Ксюша Солнце). Участники стоят в кругу. Каждый представляется по имени и рассказывает, что он умеет, что он любит.

Упражнение «Обнимашки» 

Цель: раскрепощение членов группы, установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи с помощью вербального и невербального общения.

Участники хаотично ходят по залу под музыку, когда музыка останавливается нужно обняться с другим участником и произнести слова приветствия. Нужно поприветствовать каждого.

Упражнение «Это-Я»

Цель: повышение самооценки, снятие внутренних зажимов.

Участникам задается ряд вопросов. (кто самый добрый, кто самый ответственный, кто самый отзывчивый и.т.д.). Отвечая «Это-Я» каждый показывает на себя.

Второй этап "Творческий"

Выполнение заданий второго этапа помогает педагогам раскрыть  творческий потенциал, повысить самооценку, сближает членов команды.

 «Корабль единства» 

Цель: формирование позитивного настроя, ощущения командного единства  умение договариваться.

1. Команде необходимо нарисовать корабль, методом поочередного дорисовывания. Совместно придумать название.

2. Каждый из участников делает руками. Без ножниц фигурку человечка и размещает на корабле, нарисованном на ватмане. (Я отслеживаю, какое место занимает каждый из участников.)

Материал: Ватман, листы белой бумаги, фломастеры разных цветов, клей, доска.

Задание "Перенеси мяч"

Цель: Умение быстро ориентироваться, поддержание командного духа.

Всей командой нужно перенести большой мяч не касаясь его руками.

 Материал: большой фитбол.

Задание "Сочинялки"

Цель: Включение в процесс всех участников группы, проявление фантазии и креативности.

Команде нужно продолжить строки.

1. утром настроение плохое, глаз накрасить не могу ни как….

2. все любят послушных, приветливых детишек, капризных, упрямых - не любит никто...

 Материал: листы с распечатанным текстом, фломастеры.

Задание «Смотри и запоминай»

Цель: Умение работать в команде, сообща принимать решения.

На столе раскладываются картинки с различными изображениями, команде дается время на рассмотрение и запоминание. Нужно написать по памяти и зачитать. Участники сами определяют, кто записывает, а кто зачитывает слова.

Материал: картинки в зависимости от количества человек в группе, лист, фломастеры.

Задание "Вставь слова"

Цель: Умение сотрудничать, мыслить креативно, принимать единое  решение.

Участникам необходимо вписать придуманные слова в ряд фраз, придуманных сообща.

Фразы 1 вариант:

  1. Мы сотрудники … коллектива
  2. Нам нравится …
  3. Любим есть …
  4. Хотим научиться …
  5. Мы все против …
  6. В будущем станем …

Фразы 2 вариант:

  1. Мы … сотрудники
  2. Нам требуется …
  3. Любимое занятие …
  4. Мы поддерживаем …
  5. Мечтаем о …
  6. Все стремимся к …

Полученные рассказы зачитываются. Содержание позволяет оценить словарный запас участников и их чувство юмора.

Материал: листы с распечатанным текстом, фломастеры.

Задание:

Зачитываю вопрос и варианты ответов.

Вопрос: Что относится к традиционным формам общения педагога с родителями?

- телефон доверия, ток-шоу, конкурсы, викторины, консультации.

Команда озвучивает правильный ответ.

Третий этап - «Заключительный»

Мы на острове!

 Открывают полученные конверты, собирают фразу. На бейджиках каждый пишет, чего он хочет достичь в будущем и приклеивают на дерево желаний. Цель достигнута.

Материалы: конверты с фразой, бейджики, макет дерева на острове, фломастеры, клей.

Рефлексия:

Позволяет проанализировать, что было трудного во время выполнения заданий, сделать выводы о коллективе в целом и о том каким путем удалось дойти до цели.

В завершении  необходимо обсудить с коллективом следующие вопросы:

1. Было ли трудно  при выполнении заданий?

2. Что нового Вы узнали о самом себе?

3.  О членах Вашего коллектива?

4. По вашему мнению, что необходимо делать для укрепления межличностных отношений в коллективе?

5. Вспомните самые весёлые моменты игры.

Важно дать возможность высказаться всем членам группы.

 Сегодня вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание. Надеюсь, это поможет вам впоследствии более продуктивно сотрудничать внутри коллектива.

 Озвучиваю свои пожелания группе:

 Не забывайте, что Вы как коллектив – единое целое, а каждый из Вас – это ценная и уникальная часть! Я желаю вам в будущем не терять, а только приумножать найденные ценности.

Вы все были активны и отлично поработали в команде. Давайте наградим себя за успешное прохождение квеста аплодисментами! Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятного психологического климата в коллективе МДОУ

Психологический климат сильно влияет на работоспособность, креативность и инициативность раотников. В статье крако рассматривается от чего конкретно зависит формирование благоприятного психологическог...

Тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе »

: Психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отнош...

Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"

В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...

Тренинг для педагогов: «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной ...

Квест - игра, как метод формирования благоприятного психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения

Цель Достижение положительных межличностных отношений и психологической совместимости в педагогическом коллективе. Задачи 1. Формировать эмоционально - позитивную атмосферу в педагогическом к...

Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью сплоченности и благоприятного психологического климата в коллективе «Аура коллектива»

АктуальностьГрупповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоционально...

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»...