Психолого-педагогические аспекты готовности детей к школе
консультация по психологии (старшая, подготовительная группа)
Информация для педагогов и психологов ДОУ и ОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические аспекты готовности детей к школе
Готовность ребенка к школе рассматривалась различными авторами, такими как: И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. В своих работах они рассматривали как психологические, так и педагогические предпосылки для формирования готовности ребенка к условиям общеобразовательных учреждений. В качестве общего положения психолого-педагогическую готовность данные авторы рассматривают как образование с множественными структурными компонентами.
В своем исследовании Л.И. Божович отмечала, что существует несколько параметров психического развития ребенка, которые существенно влияют на успешность обучения в школе. К ним автор отнесла определенный уровень мотивационного развития ребенка, который включает:
- социальные и познавательные мотивы учения;
- развитие произвольного поведения в достаточном объеме;
- достаточное развитие интеллектуальной сферы.
Автором подчеркивается, что успешное обучение в школе зависит от уровня, на котором находится развитие мышления и интересов ученика, способности контролировать свою деятельность и поддерживать социальное положение в школьном коллективе.
Аналогичную точку зрения разделял А.В. Запорожец. Он включил в готовность ребенка к школе следующие составляющие:
- особенности мотивации личности ребенка;
- уровень развития познавательной и аналитико–синтетической деятельности;
- степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.
В своем исследовании И.С. Ильина говорит, что предпосылками учебной деятельности является развитие произвольности у ребенка. Кроме того, развитие эмоциональной сферы, особенности общения и умение совместно действовать для решения поставленных задач - это все является результатом внимания к уровню сформированности знаковой функции как характеристики.
В своей работе Е.Е. Кравцова отмечает, что большое внимание следует уделять общению в развитии ребенка. Автор определяет три сферы:
- отношение ребенка к сверстникам;
- отношение ребенка к взрослому;
- отношение ребенка к самому себе.
Все компоненты важны для гармоничного развития личности, так как от этого зависит адаптационный потенциал ребенка. Обобщая точки зрения авторов, к компонентам психолого-педагогической готовности к обучению в школе можно отнести:
- Психомоторная (функциональная) готовность. Это соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно – психических функций условиям и задачам обучения в школе. Уровень общего развития ребенка, его способность к подражанию, глазомер и пространственная ориентация - все это свидетельствует о его функциональной готовности. Уровень развития сложно-координированных движений руки также играет важную роль.
Необходимо отметить, что повышение работоспособности и выносливости детского организма обусловлено преобразованиями, происходящими в нем, способствующими большей функциональной зрелости и психомоторной готовности. Среди них выделяются:
- сбалансированность процессов возбуждения и торможения;
- развитие мелких мышц руки и зрительно–моторных координаций;
- совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга.
2. Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе играет важную роль в их успешной адаптации к учебному процессу. Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте позволяет детям приобрести необходимый набор знаний, умений и навыков для эффективного обучения. Важными аспектами интеллектуальной готовности являются:
- запас знаний об окружающем мире, который помогает понимать основные закономерности и принципы;
- развитие познавательных интересов, способствующих активному поиску знаний и исследовательской деятельности;
- умение анализировать, сравнивать и делать выводы, что помогает формировать логическое мышление;
- формирование образно-схематического и наглядно-образного мышления, способствующего пониманию абстрактных понятий;
- развитие речи и умения выражать свои мысли и идеи;
- овладение специальными навыками, такими как счет, грамота, решение арифметических задач, что является важным компонентом успешного обучения в школе.
Все эти аспекты в совокупности формируют интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению и создают основу для последующего успешного усвоения новых знаний и навыков.
- Эмоционально-волевая готовность. Важной стороной психологической готовности к обучению является достаточный уровень развития у ребенка эмоционально–волевой сферы. Она включает в себя:
- произвольность поведения;
- формирование основных элементов волевого действия, постановка цели, принятие решения, построение плана действия, его выполнение, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия;
- начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств;
- сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний.
- позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.
- Личностная готовность. Она является самым важным фундаментальным компонентом. Формирование готовности принять новую социальную роль школьника требует высокого уровня личностной готовности.
Она выражается в желании стать учеником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра ребенка дошкольного возраста. Изначально дети дошкольного возраста больше увлекаются внешними атрибутами школьной жизни – ручками, пеналами, портфелями. Возникает желание получить новые впечатления, новую обстановку, приобрести новых друзей. И только после этого появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки.
- Мотивационная готовность. Это соподчинение мотивов, наличие моральных и общих мотивов в поведении. Процесс познания вызывает интерес к содержанию учебных материалов, что отражается в желании познавать новое. Важным фактором, влияющим на готовность к учебе в школе, является способность ребенка контролировать свои непосредственные желания и стремления в соответствии с поставленными целями. Это проявляется в возникновении у него новых потребностей и мотивов, которые позволяют ему действовать произвольно.
В качестве важнейших мотивационных новообразований детей дошкольного возраста выделяется следующее:
- сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии;
- появление новых по своему строению опосредованных мотивов;
- возникновение моральных качеств и чувства долга.
- Социально–психологическая (коммуникативная) готовность. Она характеризуется наличием таких качеств, которые помогают ребенку строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Включиться в совместную работу на уроке ему поможет умение общаться со сверстниками. По мере взросления ребенка старшего дошкольного возраста увеличивается его интерес к обществу людей, а не к материальному миру. Для ребенка становиться важным следовать общепринятым нормам, особенно если это подкрепляется положительным откликом со стороны взрослых.
Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух форм общения, характерных для рассматриваемого возраста:
- общение с детьми, специфические отношения с ними. Учебная деятельность по сути своей – коллективная;
- внеситуативно–личностное общение с взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика. Взрослый становится образцом для подражания, непререкаемым авторитетом, на его замечания не обижаются, его требования выполняются.
Таким образом, психолого-педагогическая готовность ребенка к условиям общеобразовательного учреждения является основополагающей для формирования адаптационного потенциала. Данное понятие рассматривается как многогранное образование, включающее в себя следующие виды готовностей: психомоторную, коммуникативную, мотивационную, личностную, интеллектуальную и эмоционально-волевую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...
Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе
В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как науки. Успешное решение задач развития личности ребенка,...
Основы психолого-педагогической готовности детей к школе
Основы психолого-педагогической готовности детей к школе Дети седьмого года жизни находятся на пороге школы; одна из наиболее важных задач их воспитания и обучения ...

Психолого-педагогическая готовность детей к школе
Презентация для родителей будущих первоклассников...

Психолого-педагогические условия при подготовке детей к школе
Презентация о психолого-педагогических условиях при подготовке детей к школе...
Теоретические и практические аспекты психолого-педагогического сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ и /или инвалидностью.
Когда рождается ребенок, мы стремимся к тому, чтобы он был самым умным, лучшим и любимым, получал все самое лучшее, что мы можем предложить… Возможно, через него мы хотим реализовать свои несбы...