Программа "НейроУм". Сборник упражнений к программе
картотека по психологии
Программа "НейроУм". Сборник упражнений к программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Сборник нейропсихологических упражнений
к программе «НейроУм»
Дыхательные упражнения
«Вдох-выдох». Ребенок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены, ребенок не должен шевелить ногами. Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох – выдох». Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох через нос (рот открыт), затем во время команды взрослого «выдох» ребенок делает выдох через широко открытый рот (шумно). Выполнить 5 раз.
«Вдох-надуть живот, выдох- втянуть живот». Упражнение выполняется одновременно с вдохом ребёнок надувает живот как шарик, с выдохом втягивает живот. Можно положить одну руку на грудь, другую на живот для того, чтобы почувствовать, когда живот поднимается, а когда опускается. Упражнение выполняется 5 раз.
«Вдох-правая рука вверх, выдох- правая рука вниз». Упражнение выполняется одновременно с вдохом ребёнок поднимает руку, с выдохом ее опускает. Упражнение выполняется 5 раз.
«Вдох-шаг, выдох- шаг». Упражнение выполняется одновременно с вдохом ребёнок делает шаг вперед, с выдохом шаг назад. Упражнение выполняется 5 раз.
«Мыльные пузыри». Двум детям дать по баночке с мыльными пузырями. Дети выдувают пузыри и стараются сделать их большими.
«Трубочки и кораблики». В ёмкости с водой помещаются по одному кораблику. Двое детей занимают свои позиции около разных кораблей. Дети должны с помощью трубочки и глубокого выдоха пригнать кораблик к противоположному берегу.
«Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
«Снежинка». Предложить ребенку подуть на ватные шарики, так, чтобы они полетели.
«Надуй шарик». Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
«Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Дышим под счет». Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов и громких выдохов ртом с задержкой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два), выдох (раз- два-три-четыре), держим (раз-два)». Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.
«Ветер- Штиль». На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаются вверх. На выдохе – опускаются вдоль тела ладонями вниз.
«Робот». Упражнение выполняется, лежа на полу. Одновременно с вдохом ребёнок поднимает вверх правую ногу, с выдохом ее опускает вниз. Затем то же самое проделывает и с левой ногой. Упражнение выполняется 5 раз.
«Спиной к стене». Ребенок садится, прислонившись спиной к стене. На вдохе он поднимает правую руку, удерживает позу, задерживает дыхание на выдохе - опускает правую руку вниз, а левую поднимает вверх, удерживает позу, задерживая дыхание, затем на вдохе - меняет руки местами и т.д. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох-10 хлопков, задержка дыхания- 5 хлопков.
«Космонавт». И. п. - сидя на корточках, руки над головой сцеплены на замок. Вдох
- и. п.; выдох - развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить четыре-шесть раз.
«Листопад». Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.
«Вдох- палец вверх, выдох- палец вниз». Упражнение выполняется одновременно с вдохом ребёнок поднимает вверх большой палец, с выдохом его опускает в низ. Упражнение выполняется 5 раз.
«Касание рук». И. п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох - и. п.; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4-6 раз.
«Дудочка».
Заиграла дудочка
Рано поутру.
Пастушок выводит:
«Ту-ру-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему
Затянули песенку:
«Му-му-му-му-му!» Как играет дудочка?
Педагог показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку. (Повторить 4-5 раз.)
«Дышим носом». Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. Исходное положение – о. с. 1 –правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 2 – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
«Дыхание». Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим. И. п. – о. с. 1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с; 2 — плавный выдох через нос.
«Губы трубкой». Чтобы правильно дышать, нужно воздух нам глотать. И. п. – о. с. 1 — полный вдох через нос, втягивая живот; 2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа; 3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух; 4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
«Ветер». На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаются вверх (или в стороны и к груди) — «притягивающее движение». На выдохе —
«отталкивающее движение» — опускаются вдоль тела ладонями вниз.
Глазодвигательные упражнения
«Лево – право». Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по направлениям: направо, налево.
«Лево – право, вверх- вниз». Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям: вверх, вниз, направо, налево — и четырем вспомогательным: по диагоналям, к себе (сведение глаз к центру) и от себя.
«Пчелка (рисуем восьмерку глазами- следим за пчелкой)» Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, треугольника,
квадрата, восьмерки, знака бесконечности, синусоиды и т.д.: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
«Потолок, нос пол». Движение глаз в следующих направлениях: вверх (потолок), вниз (пол), на нос.
«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный воспитателем.
«Глазки». Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды. (6 раз)
«Глазки за другом». Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их поскорее.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (1 мин.)
«Конвергенция». Ребенок лежит. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него. Выполнить 2 раза.
«Поймай колокольчик». Ребёнок, сидя на стуле, следит глазами и языком за колокольчиком.
«Кубик». Движение глаз ребенка за предметом (кубиком). Упражнение выполняется 5-8 раз.
«Язык двигается за глазами». Ребенок лежит на спине, голова неподвижна, ноги и руки прямые, лежат вдоль туловища. Ноги не перекрещиваются, пальцы рук неподвижны. Рот открыт, язык высунут, и следует за движением глаз.
«Полет звезды». Ребенок лежит на спине, голова неподвижна, ноги и руки прямые, лежат вдоль туловища. Ноги не перекрещиваются, пальцы рук неподвижны. Рот открыт, язык высунут, и следует за движением глаз. Взрослый звездой рисует в воздухе «крест» на трех уровнях: 1) на расстоянии вытянутой руки; 2) на расстоянии согнутой в локте руки;
3) около переносицы.
«Слежу за птичкой». Слежение за полетом птички, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала.
«Глазки за героем сказки». Нарисуем большой круг. И осмотрим все вокруг. Это круглый колобок у него румяный бок. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
«Слежение за предметом в паре»
«Взгляд влево, вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой». (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
«Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
«Слон». Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
«Рисуем цифры». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе цифру (от 1-5) как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
«Движение за предметом». Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под показывание ему предмета. Упражнение выполняется 5-8 раз. Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслаблено.
Растяжки
«Фараон». Ребенок ложится на спину, обняв себя руками (правая кисть держит левое плечо, левая – правое). Он должен отрывать голову от пола и поднимать ее к груди, не поднимая плеч. Туловище лежит неподвижно, ногами не шевелить.
«Фараон-2». Исходное положение: ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, глаза смотрят в потолок, рот закрыт. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены и не шевелятся.
«Ванька- встанька». Исходное положение: ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, глаза смотрят в потолок, рот закрыт. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены и не шевелятся. Упражнения выполняются следующим образом: По команде взрослого «раз» ребёнок вытягивает руки вверх так, чтобы пальцы «смотрели» в потолок, и садится без помощи рук, вытянув руки перед собой. По команде взрослого «два» ребёнок без помощи рук, не опираясь на них, возвращается в исходное положение (ложится на спину).
«Скручивание». И.п. ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, стопы параллельны друг другу. Тело полностью расслаблено. Скручивать тело вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину. Подошвы ступней полностью, не отрываясь при поворотах, касаются пола; позвоночник - вертикальная неподвижная ось вращения. Голова сначала неподвижна, затем поворачивается вместе с руками, потом - в противоположную от рук сторону.
«Невесомость». И. п. – лежа на животе, руки с мячом вытянуты вперед, ноги вместе; 1-4- потянуться вперед, приподнять ноги и руки с мячом; 5-6 - и. п., расслабиться, (упражнение «Лодочка»). Повторить 6 раз.
«Струночка». Ребенок лежит на полу (вытянувшись струночкой, руки вместе над головой, ноги вместе), расслабившись.
«Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
«Сорви яблоко». Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь
наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
«Качалка». И.П. Ребенок сидит на ковре. Подтягивает колени и опускает голову. Округляет спину, раскачивается, вперед и назад, вперед и назад быстрыми, поступательными движениями, похожими на движения кресла-качалки.
«Бабочка». Ребенок ровно стоит на коленях, мыски вытянуты, стопы направлены вверх, спина прямая, руки вытянуты в стороны, глаза смотрят вперед. По команде взрослого:
- пальцы сжимаются в кулак;
- руки сгибаются в локтях, кулаками вверх, плечи параллельны полу;
-голова запрокидывается назад, глаза смотрят в потолок;
-плечи, находясь параллельно полу, сводятся максимально назад;
«Полетели». Ребенок ложится на спину в виде «звезды» (разводит руки и ноги в стороны). По команде «Полетели!» ребенок должен поднять руки и ноги в воздух (не высоко), растопырить пальцы рук, высунуть язык и тянуть руки и пальцы рук в разные стороны, язык (не сжимая его губами и зубами) и носочки ног вниз. По команде
«Опустились!» ребенок опускает руки и ноги на пол и расслабляет все тело. Команды чередуются. Ребенок «летит», пока взрослый считает (хлопает в ладоши) до пяти и отдыхает такое же время.
«Потянись», «Потянись к солнышку», «Дотянись до радуги». Ребенок садится на пол, ноги вытянуты вперед, руки опущены на колени. По команде взрослого ребенок поднимает голову и руки вверх, как бы пытаясь дотянуться пальцами до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). По команде взрослого руки разводятся в стороны максимально широко, ребенок как бы «потягивается» (3 секунды). По команде взрослого ребенок опускает руки вниз и расслабляет их (3 секунды). Выполняется 3-5 раз.
«Звезда». Лежа на животе. Ребенок ложится в позу «звезды» — слегка разведя руки и ноги, а затем выполняет растяжки аналогично предыдущим, но не линейные, а диагональные. Оттягивается пятка правой ноги и левая рука по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться на выдохе. Затем тоже выполняется по другой диагонали.
«Корзиночка». И.П. Ребенок лежит на животе. Сгибает ноги в коленях, ступни выпрямляет и тянет к голове. Руками обхватывает внешнюю часть ступни и подтягивает к голове.
Упражнения по методике Bal-a-vis x
«Перекладывание мячика». Упражнение выполняется сидя, с одним мячом. Ладони открыты и повернуты вверх. Мячик лежит на правой ладошке. На счет «Раз», мяч перекладываем на левую ладошку. На счет «Два» возвращает правую руку в исходное положение- открытая ладонь, повернутая вверх. На счет «Три», мяч перекладываем на правую ладошку. На счет «Четыре» возвращает левую руку в исходное положение- открытая ладонь, повернутая вверх. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«Перекладывание мешочка». Упражнение выполняется сидя, с одним мешочком с песком. Ладони открыты и повернуты вверх. Мешочек лежит на правой ладошке. На счет «Раз», мешочек перекладываем на левую ладошку. На счет «Два» возвращает правую руку в исходное положение- открытая ладонь, повернутая вверх. На счет «Три», мешочек перекладываем на правую ладошку. На счет «Четыре» возвращает левую руку в исходное положение- открытая ладонь, повернутая вверх. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«Перекладывание мячиков партнеру напротив». Упражнение выполняется сидя, с двумя мячиками в паре. Дети сидят за столом напротив друг друга. Ладони открыты и повернуты вверх. Мячики лежат на ладошках одного из детей. На счет «Раз», ребенок перекладывает мячики на ладошки второму ребенку. На счет «Два» возвращает руки в исходное положение- открытые ладони, повернутые вверх. На счет «Три», мячики перекладывает на ладошки первому ребенку. На счет «Четыре» возвращает руки в исходное положение- открытые ладони, повернутые вверх. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«Перекрестное перекладывание мешочков партнеру напротив». Упражнение выполняется сидя, с двумя мешочками с песком в паре. Дети сидят за столом напротив друг друга. Ладони открыты и повернуты вверх. Мешочки лежат на ладошках одного из детей. На счет «Раз», ребенок перекладывает мешочки на ладошки второму ребенку скрестив руки. На счет «Два» возвращает руки в исходное положение- открытые ладони, повернутые вверх. На счет «Три», мешочки перекладывает на ладошки первому ребенку скрестив руки. На счет «Четыре» возвращает руки в исходное положение- открытые ладони, повернутые вверх. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«Игра в паре одним мячиком «Квадрат». Упражнение выполняется сидя, с одним мячиком в паре. Дети сидят за столом напротив друг друга. Ладони открыты и повернуты вверх. Мячик лежит на правой ладошке 1-го ребенка. На счет «Раз», 1-й ребенок перекладывает мячик из правой ладошки на левую. На счет «Два» 1-й ребенок возвращает руку в исходное положение- открытая правая ладонь, повернутые вверх. На счет «Три», 1-й ребенок перекладывает мячик на правую ладонь 2-го ребенка. На с чет«Четыре» 1-й ребенок возвращает левую руки в исходное положение- открытая ладонь, повернутая вверх. На счет «Пять», 2-й ребенок перекладывает мячик из правой ладошки на левую. На счет «Шесть» 2-й ребенок возвращает руку в исходное положение- открытая правая ладонь, повернутые вверх. Движение мяча по квадрату. Упражнение выполняется 4 -6 раз. Упражнение аналогично выполняется с мешочками.
«Игра в паре двумя мячиками «Квадрат». Упражнение выполняется сидя, с двумя мячиками в паре синхронно. Дети сидят за столом напротив друг друга. Ладони открыты и повернуты вверх. Мячик лежит на правой ладошке 1-го и 2-го ребенка. На счет
«Раз», синхронно оба ребенка перекладывают мячики из своей правой ладошки на свою левую. На счет «Два», синхронно оба ребенка возвращают правую руку в исходное положение- открытая правая ладонь, повернутые вверх. На счет «Три», синхронно 1-й и 2- й ребенок перекладывают мячик на правую ладонь своего напарника. На счет «Четыре» 1-й и 2-й ребенок возвращают левую руку в исходное положение- открытая ладонь, повернутая вверх. Движение мяча по квадрату. Упражнение выполняется 4 -6 раз. Упражнение аналогично выполняется с мешочками.
«Подбрасывание мешочка одной рукой». Упражнение выполняется стоя, с одним мешочком. Сначала правой рукой, затем левой. На счет «Раз» ребенок подбрасывает мешочек вверх, на счет «Два» ловит его одной рукой. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«Подбрасывание мешочка одной рукой, ловлю другой». Упражнение выполняется стоя, с одним мешочком. Сначала правой рукой, затем левой. На счет «Раз» ребенок подбрасывает мешочек вверх правой рукой, на счет «Два» ловит его левой рукой. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«Подбрасывание одной рукой мячика». Упражнение выполняется стоя, с одним мячиком. Сначала правой рукой, затем левой. На счет «Раз» ребенок подбрасывает мячик вверх, на счет «Два» ловит его одной рукой. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«Подбрасывание мячика одной рукой, ловля другой». Упражнение выполняется стоя, с одним мячиком. Сначала правой рукой, затем левой. На счет «Раз» ребенок подбрасывает мячик вверх правой рукой, на счет «Два» ловит его левой рукой. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«Мяч за спиной по кругу стоя». Упражнение выполняется стоя, с одним мячиком. Мяч находится в правой руке ребенка. На счет «Раз» ребенок перекладывает мячик из правой руки в левую. На счет «Два» перекладывает мячик за спиной из левой руки в правую. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«Бросаю- ловлю одной рукой мячик», «Бросаю- ловлю одной рукой мячик со стихом». Упражнение выполняется стоя, с одним мячиком. Сначала правой рукой, затем
левой. На счет «Раз» ребенок бросает мячик вниз, на счет «Два» ловит его одной рукой. Упражнение усложняется при выполнении его с прочтением стихотворения «Мой веселый звонкий мяч». Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«Бросаю одной - ловлю другой рукой мячик», «Бросаю одной - ловлю другой рукой мячик со стихом». Упражнение выполняется стоя, с одним мячиком. На счет
«Раз» ребенок бросает мячик правой рукой вниз, на счет «Два» ловит его левой рукой. Упражнение усложняется при выполнении его с прочтением стихотворения «Мой веселый звонкий мяч». Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«В паре, стоя, бросаю мешочек партнеру со стихом». Упражнение выполняется стоя, в паре, с одним мешочком с песком. Дети стоят напротив друг друга. Мешочек находится в правой руке 1-го ребенка. На счет «Раз» 1-й ребенок бросает мешочек правой рукой партнеру, а 2- ребенок его ловит правой рукой. На счет «Два» 2-й ребенок бросает мешочек напарнику правой рукой, а 1-й ребенок ловит его правой рукой. Упражнение усложняется при выполнении его с прочтением стихотворения «Мой веселый звонкий мяч». Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«Бросаю мячик партнеру, а он обратно», «Бросаю мячик партнеру, а он обратно со стихом». Упражнение выполняется стоя, в паре, с одним мячиком. Дети стоят напротив друг друга. Мячик находится в правой руке 1-го ребенка. На счет «Раз» 1-й ребенок бросает мячик правой рукой партнеру, а 2- ребенок его ловит правой рукой. На счет «Два» 2-й ребенок бросает мячик напарнику правой рукой, а 1-й ребенок ловит его правой рукой. Упражнение усложняется при выполнении его с прочтением стихотворения
«Мой веселый звонкий мяч». Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«В кругу с мешочком», «В кругу с мешочком со стихом». Упражнение выполняется в подгруппе детей, с одним мешочком с песком. Дети стоят в кругу. Мешочек находится в правой руке 1-го ребенка. На счет «Раз» 1-й ребенок перекладывает мешочек из правой руки на левую ладошку. На счет «Два» возвращает правую руку в исходное положение- открытая ладонь, повернутые вверх. На счет «Три» 1-й ребенок перекладывает мешочек левой рукой 2-му ребенку на правую руку, на счет «Четыре» 1-й ребенок возвращает левую руку в исходное положение- открытая ладонь, повернутые вверх. Упражнение выполняется аналогично с другими участниками. Движение мяча по кругу. Упражнение усложняется при выполнении его с прочтением стихотворения «Мой веселый звонкий мяч» хором всеми участниками игры. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«В кругу с мячом синхронно». Упражнение выполняется в подгруппе детей, с одним или двумя мячами. Дети стоят в кругу. Мяч находится в правой руке 1-го ребенка. На счет «Раз» 1-й ребенок перекладывает мяч из правой руки на левую ладошку. На счет «Два» возвращает правую руку в исходное положение- открытая ладонь, повернутые вверх. На счет «Три» 1-й ребенок перекладывает мешочек левой рукой 2-му ребенку на правую руку, на счет «Четыре» 1-й ребенок возвращает левую руку в исходное положение- открытая ладонь, повернутые вверх. Упражнение выполняется аналогично с другими участниками. Движение мяча по кругу. Данное упражнение можно выполнять и с двумя мячами, пустив второй мяч с игроками напротив. Выполняется синхронно. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«На балансире- раскачивание в ритме». Упражнение выполняется стоя на балансировочной доске. Ребенок раскачивается на балансире из стороны в сторону в определенно заданном ритме. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«На балансире с мешочком» - в паре, «На балансире с мешочком раскачивание в ритме» - в паре. Упражнение выполняется стоя на балансировочной доске, в паре. 1-й ребенок становится на балансировочную доску, а 2-й ребенок бросает ему мешочек с песком. 1-й ребенок ловит мешочек и бросает 2-му ребенку обратно. Задача 1-го ребенка сохранять равновесие и правильно выполнять упражнение. Усложненный вариант предполагает выполнение данного упражнения в определенном ритме. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«На балансире с мячом- бросаю ловлю одной и той же рукой». Упражнение выполняется стоя на балансировочной доске, в паре. 1-й ребенок становится на балансировочную доску, а 2-й ребенок бросает ему мячик. 1-й ребенок ловит мячик правой рукой и бросает 2-му ребенку обратно правой рукой. Задача 1-го ребенка сохранять равновесие и правильно выполнять упражнение. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«На балансире с мячом - бросаю одной ловлю другой рукой», «На балансире с мячом - бросаю одной ловлю другой рукой со стихом». Упражнение выполняется стоя на балансировочной доске, в паре. 1-й ребенок становится на балансировочную доску, а 2- й ребенок бросает ему мячик. 1-й ребенок ловит мячик правой рукой и бросает 2-му ребенку обратно левой рукой. Задача 1-го ребенка сохранять равновесие и правильно выполнять упражнение. Усложненный вариант предполагает выполнение данного упражнения в определенном ритме с прочтением стихотворения. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
В паре «С одним мячом- по диагонали». Упражнение выполняется стоя, с одним мячиком, в паре. Дети становятся напротив друг друга. Мячик в правой руке 1-го ребенка. 1-й ребенок на счет «Раз» бросает мячик правой рукой вниз по диагонали своему напарнику. 2-й ребенок ловит мячик правой рукой. На счет «Два» 2-й ребенок бросает мячик правой рукой вниз по диагонали своему напарнику. 1-й ребенок ловит мячик правой рукой. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
«С двумя мячами по диагонали». Упражнение выполняется стоя, с двумя мячиками. Мячики в руках ребенка. На счет «Раз» бросает мячики одновременно по диагонали вниз, ловит мячики. На счет «Два» 2-й повторяет упражнение. Упражнение выполняется 4 -6 раз.
Пальчиковые нейроигры
«Кулак- ладонь», «Кулак- ребро- ладонь». В основном в упражнениях используется положения рук: кулак-ребро-ладонь. 1. Вариант: Руки лежат на столе. Приподнимаем обе ладошки и слегка стучим по столу, попеременно меняя положение правой и левой рук: одна ложится ладонью на стол, а другая кулачком. 2 Вариант. Чередуем удары по столу и не забываем менять положение правой и левой рук.
«Зонтик». Кладем ладонь правой руки на указательный палец левой, затем меняем положение рук, чередуя их), в течение 1 мин. Можно чередовать упражнения «Гриб» и
«Зонтик».
«Гриб». Кладем ладонь правой руки на кулак левой, затем меняем положение рук, чередуя их, выполняем в течение 1 мин.
«Змейка». Начертить в воздухе волнистую линию- змейку сначала левой рукой, затем правой рукой (ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно (глаза следят за большими пальцами рук).
«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
«Кольцо - коза», «Кольцо - заяц - коза». Показываем пальцами правой руки: большим и указательным кольцо, указательным и средним – зайца, указательным и мизинцем – козу, затем руку меняем; затем повторяем упражнение двумя руками) в течение 1 мин.
«Дом-еж», «Дом-еж- замок». Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
Нейропсихологические упражнения
«Классики», «Классики по цвету», «Классики со стихом». Упражнение выполняется на цветном игровом поле, напоминающем игру «Классики» Первый вариант упражнения: Ребенок прыгает по секторам игрового поля. Прыжок- ноги вместе, прыжок- ноги врозь, прыжок- ноги вместе, прыжок- ноги врозь, прыжок- ноги вместе, разворот на двух ногах. Двигается обратно тем же способом. Второй вариант игры: ребенок прыгает на двух ногах только на сектора определенного цвета. Третий вариант игры: выполняется как первый только в процессе выполнения упражнения ребенок читает стихотворение
«Мой веселый, звонкий мяч» в определенном ритме.
Авторские нейропсихологические упражнения
«Цветные шарики», «Цветные шарики со стихом», «Цветные шарики под ритм». Для выполнения упражнения может быть использован мозаичный стол с шариками. Первый вариант игры: ребенку задается определенный цвет. Его задача заполнить ячейки мозаичного стола шариками данного цвета, располагая их в виде двух дорожек с веру вниз. Упражнение выполняется обеими руками одновременно. Второй вариант игры: выполняется как первый, но усложняется прочтением стихотворения. Третий вариант игры: выполняется, как и первый, только в определенно заданном ритме.
«Кочки». Для выполнения упражнения понадобятся 6 небольших обручей разного цвета и карточек с изображением правых и левых рук, и ног, кубик с разноцветными сторонами (в соответствии с цветами обручей). Обручи раскладываются на полу в хаотичном порядке недалеко друг от друга. В каждый обруч кладется карточка с изображением. Выполнение упражнения: Ребенок бросает кубик, смотрит какой цвет ему выпадает, называет его и прыгает в обруч такого же цвета, при этом называет какая рука или нога нарисована на карточке. Прыгнув в обруч поднимает вверх соответствующую часть тела. Упражнение можно повторять 4-6 раз.
«Руки-ноги». Для выполнения упражнения понадобится дорожка, на которой изображены руки и ноги (левые и правые). В одном ряду не более 3-х изображений. Всего 6 рядов. 1 ряд- правая рука, правая нога, левая нога; 2 ряд- правая нога, левая нога, левая рука; 3 ряд- правая рука, правая нога, левая рука; 4- ряд- правая рука, левая нога, левая рука; 5 ряд- правая рука, левая рука, правая нога; 6 ряд- правая рука, левая рука, левая нога. Задача ребенка находясь в каждом секторе (ряду) расположить части тела на дорожке в том порядке, в котором они предложены.
«Дружок». Упражнение выполняется в паре. Левая рука одного ребенка завязана ленточкой с правой рукой другого ребенка. Руки, завязанные лентой, в игре не участвуют. Теперь двое детей становятся одним игроком. Упражнение выполняется сидя на ковре.
Дети сидят лицом к ведущему. Задача детей отбивать предложенные ведущим ритмы с помощью несвязанных рук. 1 ритм- правая ладошка об пол (1 раз), левая ладошка об пол (1 раз), две ладошки вместе (1 раз). 2 ритм- правая ладошка об пол (2 раза), левая ладошка об пол (2 раза), две ладошки вместе (3 раза). 3 ритм- левая ладошка об пол (3 раза), правая ладошка об пол (1 раз), две ладошки вместе (1 раз), 4 ритм- правая ладошка об пол (3 раза), две ладошки вместе (1 раз), левая ладошка об пол (1 раз). 5 ритм- правая ладошка об пол (2 раза), левая ладошка об пол (2 раза), две ладошки вместе (2 раза), две ладошки одновременно об пол (1 раз). Упражнение может повторяться несколько раз. Ритмы можно менять и задавать новые.
«Колечки». Для выполнения упражнения нужны 4 пирамидки с колечками (две с разноцветным колечками и две с колечками одного цвета). Первый вариант игры: ребенку задается определенный цвет. Его задача одновременно обеими рука нанизывать колечки только данного цвета, с учетом размера. Второй вариант игры: выполняется как первый, но усложняется прочтением стихотворения. Третий вариант игры: выполняется с колечками разного цвета в определенном ритме.
«Цветная дорожка». Для выполнения упражнения необходимо подготовить коврик из цветных секторов (квадратов 30 см. на 30 см.). 5- красных квадратов, 5- зеленых, 5- желтых и 5- красных. Также понадобятся цветные шарики или мячики, 4 цветных коробочки. Разноцветные квадраты необходимо соединить между собой так, чтобы получилась дорожка. 1 ряд - красный, синий, зеленый, желтый. 2 ряд- синий, красный, зеленый, желтый. 3 ряд- красный, синий, желтый, зеленый, 4 ряд- красный, желтый, синий, зеленый. 5 ряд- желтый, красный, синий, зеленый. Задача ребенка в мешочке взять цветной шарик, найти дорожку того же цвета. Пропрыгать на двух ногах по секторам только выбранного цвета, а затем положить шарик в коробочку, соответствующую цвету шарика.
«Дорожка». Для выполнения упражнения понадобится игровое поле- дорожка одного цвета разделенное на сектора (квадраты) - 4 квадрата в длину и 4 квадрата в ширину. Задача ребенка пропрыгать на двух ногах в следующей последовательности: 1 ряд справа налево-одновременно 1,2 квадрат (2 раза), 2,3 квадрат (2 раза), 3,4 квадрат (2
раза). 2 ряд слева направо- одновременно 4, 3 квадрат (2 раза), 3,2 квадрат (2 раза), 2,1 квадрат (2 раза). 3 ряд как 1 ряд. 4-й ряд как 2 ряд. Упражнение можно повторить 3-4 раза.
«Клеточки». Упражнение выполняется, сидя за столом. Необходимо изготовить игровое поле (табличка из 6 колонок и 3 рядов. Размер ячеек 6 см. на 6 см.), карточки с заданиями, на которых изображены разноцветные геометрические фигуры (6 штук) со стрелками, указывающими направление «вверх», «вниз»; разноцветные геометрические фигуры (от 6 до 12). Пример карточки: синий квадрат со стрелкой вниз, желтый круг со стрелкой вверх, оранжевый прямоугольник без стрелки, красный треугольник со стрелкой вниз, зеленый овал со стрелкой вверх, фиолетовый ромб без стрелки. Игровое поле и карточка с заданием располагаются перед ребенком горизонтально. Задача ребенка выложить фигуры на игровом поле так, как указано на карточке. Если фигура со стрелочкой вниз, то ребенок ее располагает в нижнем ряду, если вверх, то в верхнем ряду. Если фигура без стрелки, то в среднем ряду.
«Семейки». Для выполнения упражнения понадобятся: предметы разной геометрической формы (например, предметы круглой формы- колечко, мячик; квадратной- кубик, треугольной- колпачок, линейка треугольная, прямоугольной- брусок и т.д.); дорожка из геометрических фигур (4 фигуры в длину и 4 фигуры в ширину) расположенных в хаотичном порядке; 4 коробочки, на которых изображены фигуры. Задача ребенка взять предмет, определить какой он формы, затем пройти только по секторам игрового поля (с изображением той геометрической фигуре, которой соответствует выбранный предмет). Затем положит предмет в коробочку, которая соответствует форме предмета. Упражнение можно повторить 3-4 раза.
«Лужи». Для выполнения упражнения понадобятся разноцветные панели (от 4 до 8 цветов) - лужицы (можно заказать в специальном магазине или изготовить самостоятельно).
Релаксации
«Игрушки спят». Лягте удобно, закройте глаза. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Волшебный сон закончится, когда я скажу:
«Всем открыть глаза и встать!» Мы спокойно отдыхаем.
Мы спокойно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают, Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена,
А расслаблена она.
Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко. Хорошо нам отдыхать!
Но пришла пора вставать! Музыка выключается.
Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
«Кот Баюн». Педагог предлагает детям превратиться в кота, на которого напала дремота.
«Ленивый кот спал, спал, потом проснулся, потянулся». (Дети медленно потягиваются: встают на носочки, поднимают руки вверх и вытягиваются.)
«Хотел за мышкой побежать, но снова решил лечь и помечтать». (Дети медленно опускаются на ковёр, ложатся, закрывают глазки и «мечтают». Всё тело расслаблено).
«Сон в саду». Дети закрывают глаза, дыхание спокойное: вдох-выдох.
«Представьте себе, что мы отправляемся на прогулку в сад. Перед вами лежит тропинка. Она уходит вдаль. Идти по этой тропинке легко и приятно. Вы ощущаете своими босыми ногами теплую, сухую землю. Легкий ветерок колышет ваши волосы. Воздух прозрачен и свеж. Вы вдыхаете запах удивительных цветов, которые растут в саду. Рассмотрите эти цветы. Что напоминают они вам? Вы чувствуете себя спокойно и безопасно. Вы ложитесь на зеленую травку, которая пахнет летом. Смотрите в синее небо, на облака, которые проплывают перед вами. Вы совершенно спокойны. Приготовься к тому, чтобы потянуться».
«Звуки леса». «Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день».
«Космос». Лягте удобно, посмотрите на темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там, далеко-далеко, тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в космос. Вы - команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох - выдох (3 раза). Крепко- крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох - выдох. Чувствуете, как приятная т? жесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать вдох – выдох (3 раза). Хорошо! Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое, невесомое. Вдох - выдох (2 раза). Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель - Голубая Звезда... И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий вдо-о-х - и выдох (2 раза) и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели! Выйдем из корабля... Перед вами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы; белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды - Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и... чувствуем как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми. А теперь немного потянитесь, выпрямитесь и снова окажитесь в этой комнате с нами.
«Океан». «Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу океана. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
«Подводный мир». «Черепаха, черепаха носит панцирь, как рубаху. Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха». (Дети делают глубокий вдох, поднимают плечи до ушей и втягивают голову в плечи). «В домик скрылась Черепаха. Вся дрожит, как лист, от страха» (Удерживают позу) «Покрутила головой – нет угрозы никакой». (Опускают плечи, медленно поворачивают голову вправо и влево). «В этом костяном жилете не так страшно жить на свете. Как из норки, торчит шейка, Вся в чешуйках, словно змейка. (Дети расслабляются).
«Пушистый снежок». Дети сидят на стул ковре, глаза закрыты. Педагог говорит:
- Представьте себе, что с неба падают снежинки, а вы ловите их ртом. А теперь снежинка: легла на правую щеку — надуйте ее; легла на левую щеку — надуйте ее; легла на носик — наморщите нос; легла на лоб — пошевелите бровями; легла на веки — поморгайте глазами и откройте их. Снегопад закончился.
«Солнечный зайчик», «Солнечный луч». Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Педагог говорит:
- Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик: коснулся глаз — откройте глаза; коснулся лба - пошевелите бровями; коснулся носа — наморщите нос; коснулся губ — пошевелите губами; коснулся подбородка — подвигайте челюстью; коснулся плеч — приподнимите и опустите плечи; коснулся рук — потрясите руками; коснулся ног — лягте на спину и подрыгайте ногами. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся — вставайте, ребята.
«Улыбка». «Представьте, что перед вами рисунок красивого солнышка, которое широко улыбается. Улыбнитесь солнышку! Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Улыбнитесь несколько раз, с каждым разом улыбаясь все шире. Почувствуйте, как растягиваются ваши губы и напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь… Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
«Таинственный мир». «Сядьте (лягте) удобно, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в волшебной стране. Здесь живут только добрые люди и звери, растут самые красивые цветы, после дождя на небе появляется самая яркая радуга. Вам хорошо и спокойно. Вы можете делать все, что вам хочется. Далее можно описать различные объекты. Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море. Ощутите приятную свежесть морской воды. Взрослый предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих чувствах, ощущениях, запомнить их».
«Живой уголок». Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
«Птицы». «Представьте, что вы маленькие птички. Вы летаете по душистому летнему лесу, вдыхаете его ароматы и любуетесь его красотой. Вы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. Подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. Теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке. Вы отдыхаете и чувствуете себя прекрасно! Отдохнувшие, полные сил и энергии, продолжаем работать».
«Звуки моря». «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости обхватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
«Мерцание звезд». Представьте себе, что вы держите в кулачках звезду, она красиво мерцает у вас на ладошке. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Потом вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… Вы любуетесь звездочкой. (повторить 2-3 раза).
«Шелест листьев». Дети принимают исходное положение. Представьте себе, что все вы – очень красивые и легкие листочки. Дует ветер, и вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится легким, невесомым. И ручки легкие, и ножки легкие. Листочки поднимаются все выше и выше. Дует теплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый листок… (пауза – педагог поглаживает детей). Обдувает листок, ласкает листок. Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда вам очень хочется…, потянитесь и на счет «три» - откройте глаза. Улыбнитесь!
«Звуки природы». «Дети представьте себе, что вы на лесной опушке. Вокруг шелестят листья, поют птицы, кукует кукушка, стрекочут в траве кузнечики, жужжат пчёлы… Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: ароматно пахнут лесные цветы... Ветер доносит запах сосен. Расслабьтесь, почувствуйте лёгкость и спокойствия. Запомните свои ощущения и захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
«Волшебство». Дети находятся в позе покоя. Взрослый дает им следующую установку: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон» Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. «Волшебный сон закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание, наступает «волшебный сон». Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, мы спокойно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают. Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляются, все чудесно расслабляются, дышится легко…ровно…глубоко… Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора вставать! Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
«Перышки». «Закройте глаза. Сделайте три вдоха и выдоха по моей команде. Раз - вдох. Два – выдох. Представьте себе, что вы лежите на спине посередине поляны покрытой короткой, мягкой изумрудной травой. Вы лежите на спине и смотрите в голубое небо, по которому плывут два небольших белых облачка. Дует слабый ветерок. Вам легко, тепло, уютно и спокойно. Ветерок шевелит ваши волосы и приятно касается щек, лба и губ. И тут вы видите, что рядом с вами пролетает маленькое белое перышко. Оно опускается рядом с вами, и вы вдруг чувствуете, как уменьшаетесь. Вы становитесь все меньше и меньше. Вы садитесь на перышко, и ветер подхватывает его, поднимая все выше и выше. Сверху вы видите полянку, окружающий ее лес и заходящее за горизонт солнце. Вам совершенно не страшно. Постепенно света становится все меньше. Наступают сумерки. Вы видите, как загораются звездочки на небе. Сначала одна, потом другая, потом третья. Постепенно небо становится как синий бархат, усыпанный осколками стекла. Ветер утихает. Перышко медленно опускается на землю. Все стало как обычно. Восходящее солнце освещает все вокруг, и вы видите, что находитесь на полянке. Вокруг вас изумрудная трава и рядом с вами лежит маленькое белое перышко. Его подхватывает ветром, и вы теряете его из виду. Вам легко, свободно. Вы приятно удивлены таким необычным путешествием. Вокруг опять светло, тепло и уютно. Вы делаете три вздоха и выдоха. Раз-вдох. Открыли глаза…»
«Ковер- самолет». Исходная позиция — лежа на спине. Инструктор поясняет:
«Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветер нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
«У камина». Исходная позиция — лежа на спине. Инструктор поясняет: «Давайте представим, что мы сидим у камина. Вам очень тепло…вдох…тепло распространяется по всему телу…выдох. Вы смотрите на огонь. Языки пламени, то поднимаются вверх…вдох… то опускаются вниз… выдох. Послушайте как трещат дрова в камине…вдох… Почувствуйте запах дров…выдох, потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
«Дождь». «Станьте в круг друг за другом и представьте, что вы превращаетесь в лесные деревья. В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся своими веточками, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. А деревья крепко держатся корнями, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые дождевые капли (дети кончиками пальцев касаются спины впереди сидящего товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильного удара дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам друг друга). Ура! Появилось солнышко! Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя. Они чувствуют себя бодрыми, свежими и радостными».
«Приятная мелодия». «Закрой глаза, глубоко вдохни и представь, что играет приятная спокойная мелодия: мысленно скажи: «Я – волшебная мелодия» - выдохни, вдохни; скажи: «Я – красивая музыка», выдохни, вдохни; скажи: «Я – чудесный звук» - выдохни, вдохни; скажи: «Я - нежный цветок» - выдохни, вдохни; скажи: «Я спокоен» - выдохни».
«На песке». Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать песком колени, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру несколько раз.
«На траве» Исходное положение — дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и охватив их руками. Инструктор предлагает: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». В начале освоения этого упражнения на счет называют часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки; «три»
— постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — разводятся плечи и выпрямляется шея, поднимается голова; «пять» — дети поднимают руки вверх, смотрят на них, будто тянутся к солнцу. После этого полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись — сломались».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"KUMON Давай сложим картинки. Веселые истории" - сборник упражнений, благодаря которым ребёнок научится складывать бумагу по обозначенным линиям.
Выполнение заданий будет способствовать развитию у ребёнка мелкой моторики, пространственного мышления и чувства формы....

Сборник упражнений с шариками Су-джок по лексическим темам
В сборнике представлены упражнения с массажными шариками Су-джок в стихотворной форме по лексическим темам....

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Сборник упражнений и тренингов.
Цель: коррекция агрессивности, снижение психоэмоционального напряжения детей, вызванного той или иной проблемой.Задачи: - учить детей адекватно передавать агрессивное состояние в движении, мимике...

Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.
Уважаемые педагоги и родители!Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, ...

Сборник упражнений и заданий по профилактике оптической дисграфии у дошкольников
Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с нача...
Сборник упражнений для развития мелкой моторики рук
Сборник содержит упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые подходят для проведения в детском саду и дома....

Сборник упражнений на развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики кистей рук напрямую связано с развитием речи. Этот сборник поможет педагогам в коррекционной работе с детьми....