Развитие эмоционального интеллекта детей с задержкой психического развития в игровой ситуации «Путешествие на острова настроения»
план-конспект занятия по психологии (средняя группа)

Сундуева Дарья Евгеньевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВА НАСТРОЕНИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_ostrova.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФИО участника Конкурса, должность

Сундуева Дарья Евгеньевна, педагог-психолог

Дата проведения

15.01.2024 г.

Тема

Развитие эмоционального интеллекта детей с задержкой психического развития в игровой ситуации «Путешествие на острова настроения»

Возрастная категория

Средний дошкольный возраст, дети 4-5 лет с задержкой психического развития

Культурная практика

Социально-коммуникативная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность

Цель

Ознакомление детей с базовыми эмоциональными состояниями (злость, грусть и радость)

Образовательные задачи

Обучающие

Познакомить детей c понятием «Настроение»;

Учить детей понимать проявления «хорошего» и «плохого» настроения по графическому изображению героев.

Развивающие

Развивать коммуникативные навыки и умение сопереживать другому человеку; Развивать познавательные функции: внимание, память, координацию движений через применение нейроигр

Воспитательные

Способствовать сплочению детского коллектива;

Воспитывать уважение к чувствам других людей.

Оборудование

баночки c водой, гуашь, блёстки, ортопедические коврики, мольберт, сухой бассейн, подушки, карточки с изображением героев, волшебный мешочек, коробочка злости, подушка-колотушка, мешочек для злости, разрезные карточки, карточки для составления коллажа, карточки с картинками к игре «Покажи, как...»

ТСО

аудиозаписи музыки Е. Ботлярова «Драчун», «Звуки природы», Д. Христов «Золотые капельки».


Ход совместной корреционно-образовательной деятельности

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

I этап. Организационный

Ритуал приветствия;

Коммуникативная игра «Какое у тебя сегодня настроение?»;

Беседа «На что похоже твоё настроение?»

Приветствует детей, создает положительный эмоциональный настрой, показывает выполнение упражнений в кругу:

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуйте, друзья!».

Взаимодействует с детьми с помощью «уголка настроения», беседует с детьми «На что похоже настроение?».

Помогает детям при групповом способе организации деятельности.

Приветствуют друг друга.

Выполняют действия за педагогом-психологом: встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу, произносят слова приветствия.

Выполняют задание, направленное на установление актуального эмоционального состояния.

Поддерживают беседу, направленную на развитие воображения и расширение словарного запаса

Проявляют интерес к предстоящей деятельности, настроены на общение, эмоционально откликаются на игру.

Учатся вербально выражать своё настроение.

Учатся сравнивать своё эмоциональное состояние с природными явлениями, объектами окружающей среды.

II этап. Мотивационный

Создание условий для мотивации к участию в занятии

Упражнение «Три настроения»

Беседует с детьми о том, что настроение бывает разным. Вводит элементы заинтересованности: обращает внимание на три стаканчика с водой, краски: яркую и тёмную, блёстки (сюрпризный момент).

Педагог-психолог: Когда настроение хорошее, спокойное подходят светлые и яркие краски, но, если настроение мрачное, плохое – темные краски, а когда в нашу голову приходят отличные идеи, когда нам что-нибудь дарят, настроение становится прекрасным, радостным и мысли похожи на салют. Наше настроение зависит от наших мыслей и поступков, от того что мы делаем и о чем думаем.

Слушают педагога. Высказывают свои предложения. Участвуют в эксперименте: взаимодействуют с красками, блёстками и водой.

Вступают в диалог с педагогом.

Проявляют интерес, приобретаю положительный опыт взаимодействия с объектами окружающей среды, отвечают на вопросы, наглядно изучают разное настроение, устанавливая причинно-следственные связи.

III этап.

Практический

Введение в игровую ситуацию

Упражнение «Цветные билетики»

Предлагает с помощью цветных билетиков, которые дети выбирают самостоятельно (выбор разных материалов) отправиться в путешествие на «Острова Настроения».

Педагог-психолог: Для того, чтобы отправится в путешествие на «Острова Настроения» нам нужны билетики. Выберите кружочек любого цвета, который вам понравился – это и будет ваш билет. Возьмите их с собой в наше путешествие.

Дети выбирают понравившийся кружочек – билетик.

Проявляют интерес, создана ситуация вариативной детской деятельности: ситуация выбора материала.

Нейроигра «Нейроковрики»

Привлекает внимание детей на задание – препятствие перед первым островом. Педагог-психолог предлагает детям повторить по образцу движения по нейроковрикам. Помогает детям при групповом способе организации деятельности. Способствует развитию сосредоточенности, концентрации внимания, развитию координации движений.

Дети выполняют действия по образцу:  на левой ноге, на правой ноге, на двух ногах, два раза на левой, поворот на двух ногах направо, один раз на двух ногах и т.д.

Активизация операционального уровня развития психической деятельности, уровня программирования, регуляции и контроля.

Обучаются внимательно выполнять действия, следуя инструкции (шаблону).

Упражнение

«Разрезные картинки» (индивидуальный способ организации деятельности)

Знакомит детей с эмоцией злости.

Подводящий диалог:

- Ребята, посмотрите внимательно, на каком острове мы оказались?

- Ребята, по каким внешним признакам вы поняли, что девочка злая?

- Ребята, скажите, что мы можем сделать, чтобы избавиться от злости?

- Ребята, что вас может разозлить?

Включает аудиозапись музыки Е. Ботлярова «Драчун» для музыкального воздействия на слух.

Предлагает детям сказать доброе слово/комплимент для «Злинки».

Предлагает детям выполнить задание «Разрезные картинки»: собрать из 4 частей картинки одну целостную картинку, при этом злая девочка превращается в весёлую, добрую.

Знакомит детей со способами избавления от злости: коробочка злости, подушка колотушка, мешочек для крика.

Помогает детям при индивидуальном способе организации деятельности.

Знакомятся с эмоцией грусти.

Вступают в диалог с педагогом (отвечают на вопросы). Дети высказывают своё мнение.

Дети подбирают доброе слово/комплимент для злой девочки.

Выполняют задание «Разрезные картинки»: собирают части картинки в одно целое.

Знакомятся со средствами избавления от злости.

Дети проявляют речевую активность, делясь своим личным опытом.

Узнают эмоцию злости и демонстрируют её мимикой.

Имеют представление о целостности предметов, развивают внимание, логическое мышление.

Имеют представления о том, как можно конструктивно избавиться от злости.

Игра «Разложи по цветам»

Привлекает внимание детей на задание – препятствие перед вторым островом.

Стимулирует познавательную деятельность на на соотношение цвета.

Педагог-психолог предлагает достать из волшебного мешочка по очереди камень и разделиться на команды по цветам, занять свои места: те, кому достались камни зелёного цвета, встают рядом с корзиной с зелёной карточкой. Те, кому достались красные камни – с корзиной с красной карточкой; жёлтые камни – корзина с жёлтой карточкой.

Помогает детям организовать фронтальный способ деятельности.

Помогает детям работать в тройках, поддерживать друг друга, мотивирует на сплочение.

Дети проявляют интерес при выполнении препятствия.

Достают цветной камень и с помощью педагога делятся на команды.

Дети выполняют задание, соотносят цвета, работают в команде, поддерживая друг друга.

Приобретают положительный опыт взаимодействия в команде.

Выстраивают общение между собой.

Следуют инструкции по соотношению цвета.

Задействуют мелкую и крупную моторику в игровой ситуации.

Игра «Покажи, как...»

Знакомит детей с эмоцией грусти.

Стимулирует речевую деятельность детей.

Читает стихотворение и показывает эмоцию с помощью мимики.

Включает аудиозапись музыки «Звуки природы» для музыкального воздействия на слух.

Предлагает игровую ситуацию с элементами развития эмоционального интеллекта: демонстрировать эмоцию грусти с помощью картинок героев.

Развивает сопереживание.

Обучает детей выражению эмоции грусти.

Мотивирует детей на выполнение весёлого танца.

Знакомятся с эмоцией грусти.

Дети высказывают своё мнение, вербально описывают признаки грустного человека.

Демонстрируют с помощи мимики эмоцию грусти.

Сопереживают грустным героям.

Участвуют в выполнении весёлого танца.

Дети проявляют речевую активность.

Узнают эмоцию грусти и демонстрируют её мимикой.

Проявляют сопереживание героям, развивают эмоциональный интеллект.

Имеют представление о способах выражения грусти и о том, как улучшить настроение.

Нейроигра «Повтори движение»

Привлекает внимание детей на задание – препятствие перед третьим островом.

Педагог-психолог предлагает детям посмотреть на цвет своих билетов, которые они выбрали в начале путешествия и соотнести цвет билета со схемой движения.

Помогает детям выполнить ряд предлагаемых нейроупражнений.

Стимулирует детей на развитие координации движений, на развитие уровня программирования, регуляции и контроля психических функций.

Дети соотносят цвет билета с цветом схемы движений.

Выполняют движения по образцу: сжать ладонь в кулак, сделать холопок, топнуть ногой.

Приобретают навыки соотнесения цвета со схемой выполнения действия.

Активизируют уровень программирования, регуляции и контроля психических функций.

Развивают внимание, координацию движений.

Создание коллажа «Мои радости»

Знакомит детей с эмоцией радости.

Включает аудиозапись музыки Д. Христова «Золотые капельки» музыкального воздействия на слух.

Предлагает детям сказать что надо сделать, чтобы наше настроение стало радостным, веселым?

Педагог-психолог предлагает детям создать коллаж «Мои радости»: на пустой лист вклеить картинки радостных моментов или того, что радует ребёнка (подарок, торт, семья, друзья, солнечная погода, зимние забавы, игрушки и т.д.).

Стимулирует детей на диалог: Что тебя радует?

Помогает детям при индивидуальном способе организации деятельности.

Знакомятся с эмоцией радости.

Дети высказывают своё мнение, активируют речевую деятельность.

Дети анализируют и выбирают радостные события/объекты/предметах.

Выполняю коллаж, наполняю его уникальными радостями.

Дети проявляют речевую активность.

Узнают эмоцию радости и демонстрируют её мимикой.

Проявляют творческий подход к созданию коллажа.

Выбирают свои уникальные радости.

Имеют представление о радостных событиях/объектах/предметах.

IV этап.

Заключительный

Рефлексивный круг

Педагог-психолог предлагает детям завершить путешествие и отправиться в группу.

Предлагает по желанию детям ответить на вопросы:

- Вам понравилось путешествие на «Острова Настроения»?

- Какая игра вам больше всего запомнилась?

- Давайте с вами вспомним, с какими эмоциями мы сегодня с вами познакомились?

Подводит детей к тому, что настроение бывает разным и подводит итоги коррекционно-развивающего занятия.

Дети высказывают свое мнение, с помощью взрослого анализируют собственную коллективную деятельность, отвечают на вопросы, поддерживают диалог.

Учатся радоваться своим успехам и успехам коллектива. Испытывают эмоциональный подъём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной и...

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной из наиболее важных и актуальных  проблем коррекционной педагогики  и психологии...

Развитие памяти у детей с задержкой психического развития .

Раскрыты основные проблемы развития памяти у детей с задержкой памяти, особенности развития детей....

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

Развитие речи у детей с задержкой психического развития со средствами игровых технологий

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, ...

Программа по коррекционному развитию эмоциональной сферы обучающихся с задержкой психического развития.

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в развитии эмоциональной сферы, общении. Дошкольники испытывают дефицит  общения со взрослыми, с детьми. Поэтому появляется необходимость учить детей откры...

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышл...