Развитие эмоционального интеллекта детей с задержкой психического развития в игровой ситуации «Путешествие на острова настроения»
план-конспект занятия по психологии (средняя группа)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВА НАСТРОЕНИЯ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ФИО участника Конкурса, должность | Сундуева Дарья Евгеньевна, педагог-психолог |
Дата проведения | 15.01.2024 г. |
Тема | Развитие эмоционального интеллекта детей с задержкой психического развития в игровой ситуации «Путешествие на острова настроения» |
Возрастная категория | Средний дошкольный возраст, дети 4-5 лет с задержкой психического развития |
Культурная практика | Социально-коммуникативная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность |
Цель | Ознакомление детей с базовыми эмоциональными состояниями (злость, грусть и радость) |
Образовательные задачи | |
Обучающие | Познакомить детей c понятием «Настроение»; Учить детей понимать проявления «хорошего» и «плохого» настроения по графическому изображению героев. |
Развивающие | Развивать коммуникативные навыки и умение сопереживать другому человеку; Развивать познавательные функции: внимание, память, координацию движений через применение нейроигр |
Воспитательные | Способствовать сплочению детского коллектива; Воспитывать уважение к чувствам других людей. |
Оборудование | баночки c водой, гуашь, блёстки, ортопедические коврики, мольберт, сухой бассейн, подушки, карточки с изображением героев, волшебный мешочек, коробочка злости, подушка-колотушка, мешочек для злости, разрезные карточки, карточки для составления коллажа, карточки с картинками к игре «Покажи, как...» |
ТСО | аудиозаписи музыки Е. Ботлярова «Драчун», «Звуки природы», Д. Христов «Золотые капельки». |
Ход совместной корреционно-образовательной деятельности
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты |
I этап. Организационный Ритуал приветствия; Коммуникативная игра «Какое у тебя сегодня настроение?»; Беседа «На что похоже твоё настроение?» | Приветствует детей, создает положительный эмоциональный настрой, показывает выполнение упражнений в кругу: Возьмёмся за руки, друзья! Друг другу улыбнёмся. Мы пожелаем всем добра И скажем: «Здравствуйте, друзья!». Взаимодействует с детьми с помощью «уголка настроения», беседует с детьми «На что похоже настроение?». Помогает детям при групповом способе организации деятельности. | Приветствуют друг друга. Выполняют действия за педагогом-психологом: встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу, произносят слова приветствия. Выполняют задание, направленное на установление актуального эмоционального состояния. Поддерживают беседу, направленную на развитие воображения и расширение словарного запаса | Проявляют интерес к предстоящей деятельности, настроены на общение, эмоционально откликаются на игру. Учатся вербально выражать своё настроение. Учатся сравнивать своё эмоциональное состояние с природными явлениями, объектами окружающей среды. |
II этап. Мотивационный Создание условий для мотивации к участию в занятии Упражнение «Три настроения» | Беседует с детьми о том, что настроение бывает разным. Вводит элементы заинтересованности: обращает внимание на три стаканчика с водой, краски: яркую и тёмную, блёстки (сюрпризный момент). Педагог-психолог: Когда настроение хорошее, спокойное подходят светлые и яркие краски, но, если настроение мрачное, плохое – темные краски, а когда в нашу голову приходят отличные идеи, когда нам что-нибудь дарят, настроение становится прекрасным, радостным и мысли похожи на салют. Наше настроение зависит от наших мыслей и поступков, от того что мы делаем и о чем думаем. | Слушают педагога. Высказывают свои предложения. Участвуют в эксперименте: взаимодействуют с красками, блёстками и водой. Вступают в диалог с педагогом. | Проявляют интерес, приобретаю положительный опыт взаимодействия с объектами окружающей среды, отвечают на вопросы, наглядно изучают разное настроение, устанавливая причинно-следственные связи. |
III этап. Практический Введение в игровую ситуацию Упражнение «Цветные билетики» | Предлагает с помощью цветных билетиков, которые дети выбирают самостоятельно (выбор разных материалов) отправиться в путешествие на «Острова Настроения». Педагог-психолог: Для того, чтобы отправится в путешествие на «Острова Настроения» нам нужны билетики. Выберите кружочек любого цвета, который вам понравился – это и будет ваш билет. Возьмите их с собой в наше путешествие. | Дети выбирают понравившийся кружочек – билетик. | Проявляют интерес, создана ситуация вариативной детской деятельности: ситуация выбора материала. |
Нейроигра «Нейроковрики» | Привлекает внимание детей на задание – препятствие перед первым островом. Педагог-психолог предлагает детям повторить по образцу движения по нейроковрикам. Помогает детям при групповом способе организации деятельности. Способствует развитию сосредоточенности, концентрации внимания, развитию координации движений. | Дети выполняют действия по образцу: на левой ноге, на правой ноге, на двух ногах, два раза на левой, поворот на двух ногах направо, один раз на двух ногах и т.д. | Активизация операционального уровня развития психической деятельности, уровня программирования, регуляции и контроля. Обучаются внимательно выполнять действия, следуя инструкции (шаблону). |
Упражнение «Разрезные картинки» (индивидуальный способ организации деятельности) | Знакомит детей с эмоцией злости. Подводящий диалог: - Ребята, посмотрите внимательно, на каком острове мы оказались? - Ребята, по каким внешним признакам вы поняли, что девочка злая? - Ребята, скажите, что мы можем сделать, чтобы избавиться от злости? - Ребята, что вас может разозлить? Включает аудиозапись музыки Е. Ботлярова «Драчун» для музыкального воздействия на слух. Предлагает детям сказать доброе слово/комплимент для «Злинки». Предлагает детям выполнить задание «Разрезные картинки»: собрать из 4 частей картинки одну целостную картинку, при этом злая девочка превращается в весёлую, добрую. Знакомит детей со способами избавления от злости: коробочка злости, подушка колотушка, мешочек для крика. Помогает детям при индивидуальном способе организации деятельности. | Знакомятся с эмоцией грусти. Вступают в диалог с педагогом (отвечают на вопросы). Дети высказывают своё мнение. Дети подбирают доброе слово/комплимент для злой девочки. Выполняют задание «Разрезные картинки»: собирают части картинки в одно целое. Знакомятся со средствами избавления от злости. | Дети проявляют речевую активность, делясь своим личным опытом. Узнают эмоцию злости и демонстрируют её мимикой. Имеют представление о целостности предметов, развивают внимание, логическое мышление. Имеют представления о том, как можно конструктивно избавиться от злости. |
Игра «Разложи по цветам» | Привлекает внимание детей на задание – препятствие перед вторым островом. Стимулирует познавательную деятельность на на соотношение цвета. Педагог-психолог предлагает достать из волшебного мешочка по очереди камень и разделиться на команды по цветам, занять свои места: те, кому достались камни зелёного цвета, встают рядом с корзиной с зелёной карточкой. Те, кому достались красные камни – с корзиной с красной карточкой; жёлтые камни – корзина с жёлтой карточкой. Помогает детям организовать фронтальный способ деятельности. Помогает детям работать в тройках, поддерживать друг друга, мотивирует на сплочение. | Дети проявляют интерес при выполнении препятствия. Достают цветной камень и с помощью педагога делятся на команды. Дети выполняют задание, соотносят цвета, работают в команде, поддерживая друг друга. | Приобретают положительный опыт взаимодействия в команде. Выстраивают общение между собой. Следуют инструкции по соотношению цвета. Задействуют мелкую и крупную моторику в игровой ситуации. |
Игра «Покажи, как...» | Знакомит детей с эмоцией грусти. Стимулирует речевую деятельность детей. Читает стихотворение и показывает эмоцию с помощью мимики. Включает аудиозапись музыки «Звуки природы» для музыкального воздействия на слух. Предлагает игровую ситуацию с элементами развития эмоционального интеллекта: демонстрировать эмоцию грусти с помощью картинок героев. Развивает сопереживание. Обучает детей выражению эмоции грусти. Мотивирует детей на выполнение весёлого танца. | Знакомятся с эмоцией грусти. Дети высказывают своё мнение, вербально описывают признаки грустного человека. Демонстрируют с помощи мимики эмоцию грусти. Сопереживают грустным героям. Участвуют в выполнении весёлого танца. | Дети проявляют речевую активность. Узнают эмоцию грусти и демонстрируют её мимикой. Проявляют сопереживание героям, развивают эмоциональный интеллект. Имеют представление о способах выражения грусти и о том, как улучшить настроение. |
Нейроигра «Повтори движение» | Привлекает внимание детей на задание – препятствие перед третьим островом. Педагог-психолог предлагает детям посмотреть на цвет своих билетов, которые они выбрали в начале путешествия и соотнести цвет билета со схемой движения. Помогает детям выполнить ряд предлагаемых нейроупражнений. Стимулирует детей на развитие координации движений, на развитие уровня программирования, регуляции и контроля психических функций. | Дети соотносят цвет билета с цветом схемы движений. Выполняют движения по образцу: сжать ладонь в кулак, сделать холопок, топнуть ногой. | Приобретают навыки соотнесения цвета со схемой выполнения действия. Активизируют уровень программирования, регуляции и контроля психических функций. Развивают внимание, координацию движений. |
Создание коллажа «Мои радости» | Знакомит детей с эмоцией радости. Включает аудиозапись музыки Д. Христова «Золотые капельки» музыкального воздействия на слух. Предлагает детям сказать что надо сделать, чтобы наше настроение стало радостным, веселым? Педагог-психолог предлагает детям создать коллаж «Мои радости»: на пустой лист вклеить картинки радостных моментов или того, что радует ребёнка (подарок, торт, семья, друзья, солнечная погода, зимние забавы, игрушки и т.д.). Стимулирует детей на диалог: Что тебя радует? Помогает детям при индивидуальном способе организации деятельности. | Знакомятся с эмоцией радости. Дети высказывают своё мнение, активируют речевую деятельность. Дети анализируют и выбирают радостные события/объекты/предметах. Выполняю коллаж, наполняю его уникальными радостями. | Дети проявляют речевую активность. Узнают эмоцию радости и демонстрируют её мимикой. Проявляют творческий подход к созданию коллажа. Выбирают свои уникальные радости. Имеют представление о радостных событиях/объектах/предметах. |
IV этап. Заключительный Рефлексивный круг | Педагог-психолог предлагает детям завершить путешествие и отправиться в группу. Предлагает по желанию детям ответить на вопросы: - Вам понравилось путешествие на «Острова Настроения»? - Какая игра вам больше всего запомнилась? - Давайте с вами вспомним, с какими эмоциями мы сегодня с вами познакомились? Подводит детей к тому, что настроение бывает разным и подводит итоги коррекционно-развивающего занятия. | Дети высказывают свое мнение, с помощью взрослого анализируют собственную коллективную деятельность, отвечают на вопросы, поддерживают диалог. | Учатся радоваться своим успехам и успехам коллектива. Испытывают эмоциональный подъём. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной и...

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии...

Развитие памяти у детей с задержкой психического развития .
Раскрыты основные проблемы развития памяти у детей с задержкой памяти, особенности развития детей....

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...
Развитие речи у детей с задержкой психического развития со средствами игровых технологий
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, ...

Программа по коррекционному развитию эмоциональной сферы обучающихся с задержкой психического развития.
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в развитии эмоциональной сферы, общении. Дошкольники испытывают дефицит общения со взрослыми, с детьми. Поэтому появляется необходимость учить детей откры...
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышл...