Коррекционно-развивающее занятие для детей с задержкой психического развития в игровой ситуации «Увлекательный мир домашних животных»
план-конспект занятия по психологии (средняя группа)

Сундуева Дарья Евгеньевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФИО участника недели молодого педагога «Педагогический старт»,

должность

Сундуева Дарья Евгеньевна, педагог-психолог

Дата проведения

20.03.2024 г.

Тема

Коррекционно-развивающее занятие для детей с задержкой психического развития в игровой ситуации «Увлекательный мир домашних животных»

Возрастная категория

Средний дошкольный возраст, дети 4-5 лет с задержкой психического развития

Культурная практика

Социально-коммуникативная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность

Цель

Закрепление знаний детей о домашних животных

Образовательные задачи

Обучающие

Закрепить представления детей о домашних животных и их детёнышах;

Обогащать знания детей о домашних животных, о признаках животных, как голос подают, где живут, какую пользу приносят.

Развивающие

Развивать слуховое и зрительное восприятие, целостное восприятие;

Развивать зрительное и слуховое внимание;

Развивать мелкую моторику;

Совершенствовать мыслительные процессы;

Активизировать межполушарное взаимодействие через выполнение нейропсихологических игр;

Развивать у детей произвольность (умение слушать взрослого и соблюдать правила игры).

Воспитательные

Воспитывать любовь к домашним животным;

Воспитывать доброжелательность, умение слушать товарища;

Снять психоэмоциональное напряжение.

Оборудование

Демонстрационные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей (коза, козёл, козлёнок; овца, баран, ягнёнок; лошадь, конь, жеребёнок; корова, бык, телёнок; свинья, боров, поросёнок; кошка, кот, котёнок; собака, пёс, щенок); песочница, песок и фигурки домашних животных; письмо; демонстрационные картинки для упражнения «Кошка с собакой»; зашумленные картинки; конфеты зелёного и красного цвета.

ТСО

Аудиозапись «Звуки домашних животных».


Ход совместной коррекционно-образовательной деятельности

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

I этап. Организационный

Коммуникативная игра «Скажем «Здравствуйте» руками....»;

Приветствие гостей;

Создание проблемной ситуации

Приветствует детей, создает положительный эмоциональный настрой и психологическую безопасность, показывает выполнение упражнений в кругу:

Скажем «Здравствуйте» руками,

Скажем «Здравствуйте» ногами,

Скажем «Здравствуйте» локтями,

Скажем «Здравствуйте» носами,

Скажем «Здравствуйте» щеками,

Скажем «Здравствуйте» ушами,

Скажем «Здравствуйте» мы ртом.

Педагог-психолог представляет детям гостей для приветствия.

Введение в тему занятия с помощью загадок-подсказок.

Приветствуют друг друга.

Выполняют действия за педагогом-психологом: встают по парам, здороваются друг с другом при помощи частей тела, произносят слова приветствия, проявляют эмоции.

Дети отгадывают загадки о домашних животных.

Поддерживают беседу, направленную на закрепление имеющихся знаний и расширение словарного запаса.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности, настроены на общение, эмоционально откликаются на игру.

Учатся вербально выражать свои знания.

Дети настроены на активную работу на занятии.

II этап. Мотивационный

Создание условий для мотивации к участию в занятии.

Сюрпризный момент «Письмо»

Разыгрывает ситуацию с почтальоном и письмом. Вводит элементы заинтересованности: стук в дверь, почтальон, письмо.

Педагог-психолог: Кто-то к нам стучится. Ребята, почтальон принес нам письмо. Это письмо с фермы моей бабушки. Прочитав это письмо, мы узнаем, что она нам пишет (открытие и чтение письма).

«Здравствуйте, дети! Пишет вам бабушка Маша. С моей фермы убежали животные. Мне нужна ваша помощь. Пожалуйста, помогите! Прикладываю карту для поиска моих домашних животных».

Слушают педагога. Участвуют в беседе, эмоционально откликаются на просьбу о помощи. Рассматривают карту.

Вступают в диалог с педагогом.

Проявляют интерес, приобретаю положительный опыт взаимодействия с объектами окружающей среды, отвечают на вопросы, наглядно изучают карту, устанавливая причинно-следственные связи. Обучаются последовательному выполнению действий, опираясь на карту.

III этап.

Практический

Введение в игровую ситуацию

Упражнение «Животные в песочнице»

Предлагает с помощью карты отправится на поиски домашних животных.

Педагог-психолог: Ребята, для того, чтобы помочь бабушке Маше и найти животных нам нужно изучить внимательно карту. Что вы видите около цифры 1? (дети отвечают).

Это оранжевый смайлик, давайте поищем его в кабинете, он поможет нам в поисках животных. Смайлик изображён на песочнице.

Организовывает и помогает детям в поисках животных в песке (овца, баран, ягнёнок, козёл, козлёнок, поросёнок, конь, жеребёнок, коза, кот, пёс, щенок).

Выставляет найденных животных перед детьми, мотивирует детей на продолжение игровой ситуации.

Дети отвечают на вопрос педагога, внимательно изучают объекты в кабинете. Находят подсказку и выполняют задание по поиску животных в песке, контактируя с песком и называя животных.

Дети находят несколько животных.

Проявляют интерес к игровой ситуации, активизация внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Нейроигра «Кошка с собакой»

Подводящий диалог:

- Ребята, посмотрите внимательно, всех ли животных нам удалось найти?

- Продолжим наши поиски. Обратите внимание на карту. Какая следующая подсказка от бабы Маши?

Педагог-психолог предлагает детям найти в кабинете смайлик  красного цвета.

Помогает детям найти конверт со следующим заданием.

Педагог-психолог предлагает детям  повторить по образцу движения по демонстрационному материалу. Помогает детям при индивидуальном способе организации деятельности. Способствует развитию сосредоточенности, концентрации внимания, развитию координации движений.

Подводящий диалог:

- Ребята, каких животных мы сумели найти с помощью этой игры? (кошка, собака).

Выставляет найденных животных перед детьми, мотивирует детей на продолжение игровой ситуации.

Дети выполняют действия по образцу: гладят собачку сверху-вниз, а кошку слева направо одновременно пальцами левой и правой руки.

Дети находят несколько животных.

Активизация операционального уровня развития психической деятельности, уровня программирования, регуляции и контроля. Активизация межполушарного взаимодействия.

Обучаются внимательно выполнять действия, следуя инструкции (шаблону).

Игра «Угадай чей голос»

Привлекает внимание детей на найденных животных и с помощью диалога мотивирует детей к продолжению поиска остальных животных.

Помогает детям найти следующий символ (голубой смайл) на карте и отыскать его в кабинете.

Педагог-психолог предлагает внимательно послушать аудиозапись с голосами домашних животных, предлагает детям угадать кому принадлежит голос.

Педагог-психолог привлекает внимание детей на животных, которых уже удалось найти и на голос животного, которого нет среди найденных.

Помогает детям организовать групповой способ деятельности, мотивирует на сплочение и уважение к другому.

Выставляет найденного животного перед детьми, мотивирует детей на продолжение игровой ситуации (лошадь).

Дети проявляют интерес к продолжению поиска животных.

Дети выполняют задание, прослушивают голоса животных и угадывают их по голосам. Дети среди голосов угадывают звук животного, которого нужно найти. Дети работают в команде, поддерживая друг друга.

Развитие слухового внимания и восприятия, мнестических процессов.

Приобретают положительный опыт взаимодействия в команде.

Выстраивают общение между собой.

Психогимнастика

«Котёнок»

Предлагает детям немного отдохнуть.

Демонстрирует движения котёнка.

Котёнок лапкой умывается (Гладят щёки),

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик (Трут ладонью носик),

Вымыл ротик (Проводят пальцем по губам),

Вымыл ухо (Поглаживают одно ухо, затем другое),

Вытер сухо.

Котёнок лапкой умывается (Поглаживают грудь),

К детям в гости собирается.

Подводящий диалог:

- Ребята, какое животное мы с вами нашли при разминке?

Дети повторяют движения за педагогом-психологом.

Выполнение движений в соответствии с показом.

Упражнение «Зашумленные картинки»

Стимулирует речевую деятельность детей.

Подводящий диалог:

- Ребята, посмотрите, мы нашли с вами много животных. Однако ещё одно животное никак не найдется. Давайте посмотрим на карту и выясним, где же нам его искать?

Помогает детям найти следующий смайл на карте (жёлтый) и отыскать его в кабинете.

Предлагает выполнить упражнение «Зашумленные картинки»: найти среди наложенных друг на друга предметов животного и раскрасить его.

Выставляет найденного животного перед детьми, мотивирует детей на продолжение игровой ситуации (свинья).

Дети высказывают своё мнение.

Демонстрируют с помощи мимики эмоцию грусти.

Сопереживают грустным героям.

Участвуют в выполнении задания, находят животного и раскрашивают его.

Дети проявляют речевую активность.

Проявляют интерес к выполнению задания.

Развитие зрительного внимания и восприятия, развития мелкой моторики рук.

IV этап.

Заключительный

Рефлексивный круг

Педагог-психолог предлагает детям завершить поиски животных и перечислить всех найденных домашних животных.

Предлагает по желанию детям ответить на вопросы:

- Вам понравились наши поиски домашних животных?

- Какая игра вам больше всего запомнилась?

- Давайте с вами вспомним, каких животных нам сегодня удалось найти?

- Вам понравилось помогать бабушке Маше?

Благодарит детей за помощь в поисках животных. Предлагает выбрать детям конфету: зелёная - занятие понравилось; красная - не понравилось.  

Подводит итоги коррекционно-развивающего занятия.

Дети высказывают свое мнение, с помощью взрослого анализируют собственную коллективную деятельность, отвечают на вопросы, поддерживают диалог.

Учатся радоваться своим успехам и успехам коллектива. Испытывают эмоциональный подъём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-развивающая работа в группе детей с задержкой психического развития»

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Основ...

Игровой подход к проведению занятий для детей с задержкой психического развития.

Обучающий процес детей с задержкой психического развития затрудняется многими факторами. Основным препятствием служит неспособность концентрировать внимание, эмоционально-волевые отклонения не позволя...

«Коррекционно-развивающая работа в группе детей с задержкой психического развития»

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Основ...

Перспективное планирование по воспитанию культуры поведения у детей с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций

В современном обществе основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание в коллективе и через коллектив.Воспитание культуры поведения, как основной ча...

Развитие эмоционального интеллекта детей с задержкой психического развития в игровой ситуации «Путешествие на острова настроения»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВА НАСТРОЕНИЯ"...