Методическое пособие по работе с пальчиковыми играми «Со мной пальчики играют»
методическая разработка по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Автор пособия Бизимова Лена Васильевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории. Методическое пособие предназначено для психологов, логопедов, дефектологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie-_so_mnoy_palchiki_igrayut.docx279.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

по работе с пальчиковыми играми

«Со мной пальчики играют»

для педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, педагогов

 дошкольных образовательных учреждений и начальных классов школы

http://itd2.mycdn.me/image?id=863885681854&t=20&plc=WEB&tkn=*zIAsoI3kqI5Q8CfEqQTqSLXdqC8

Автор-составитель

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБДОУ г. Иркутска детский сад №156

Бизимова Л. В.

г. Иркутск – 2018 г.

Пояснительная записка.

В данном методическом пособии для педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальных классов школы по работе с пальчиковыми играми «Со мной пальчики играют» систематизирована классификация и виды пальчиковых игр, собраны традиционные и нетрадиционные пальчиковые игры, разработаны рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми разных возрастов, которые могут быть использованы в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Естественно, что здесь описан не полный набор всех пальчиковых игр. Да это и невозможно. Каждый новый день привносит в работу узких специалистов и педагогов новые пальчиковые игры.

 Цель пособия – представить эффективные техники, упражнения для обогащения сенсорного опыта, развитие мелкой моторики, речи и высших психических функций у детей в процессе использования пальчиковых игр у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи:

1.Обучать детей пальчиковым играм.

2.Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

Новизна пособия состоит в том, что поставленная цель и решаемые задачи направлены на развитие и коррекцию универсальных учебных действий (УУД), являющихся ключевым компонентом успешности адаптационного периода первоклассников в условиях реализации ФГОС.

Реализация целей данной коррекционно-развивающей программы базируется на выделенных автором принципах:

  1. принцип соблюдения интересов ребенка, решение проблем в интересах ребенка;
  2. принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
  3. принцип реальности, учет реальных возможностей ребенка и ситуации.

Кроме указанных организационных принципов, пособие основывается и на традиционных психолого-педагогических принципах: учет ведущей деятельности, индивидуальных особенностейдетей, принципе обеспечения здоровьесберегающих условий, последний из которых является ключевым в условиях внедрения ФГОС ДО.

Методическое пособие состоит из следующих разделов:

Введение.

Актуальность.

Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр.

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка.

Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.

I часть. Традиционные пальчиковые игры.

  1. Сюжетные пальчиковые упражнения.
  2. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
  3. Игры – манипуляции.
  4. Игры, основанные на развитии скорости реакции.
  5. Пальчиковая гимнастика или игры-гимнастика.
  6. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
  7. Пальчиковые игры с массажем пальчиков.


Классификация пальчиковых игр по характеру сопровождающего материала пальчиковые игры и упражнения делятся на различные виды.

  1. Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением.
  2. Игры с песенным сопровождением, их разучивают дошкольники среднего и старшего возраста.
  3. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
  4. Пальчиковые игры на основе сказок, сказочных сюжетов.
  5. Народные пальчиковые игры.
  6. Пальчиковый театр или игры-инсценировки.
  7. Пальчиковый кукольный театр.
  8. Игры с использованием ролевых масок.
  9. Пальчиковый и варежковый кукольный театр или театр в руке (с наборами пальчиковых кукол).
  10. Пальчиковые игры в мини сенсорном бассейне.

Классификация пальчиковых игр по технике исполнения и характеру воспроизводимых движений.

1. Упражнения для кистей рук.

Игры и упражнения для кистей рук с повтором движений за взрослым, с напряжением и расслаблением мускулатуры кистей.

Упражнения для кистей рук.

2. Упражнения для пальцев условно статические. 

Пальчиковые упражнения статические: выполнение точных движений пальцами.

Условно статические игры.

Пальчиковые игры (упражнения) для пальцев условно статические.

3. Упражнения для пальцев динамические. 

Пальчиковые упражнения динамические.

Упражнения для пальцев динамические.

II часть. Нетрадиционные пальчиковые игры

  1. Пальчиковые игры с предметами:
  • мячики: су-джок, массажные «ёжики», селиконовые мячики, теннисный мячик;
  • су-джок кольца, резиновые, селиконовые кольца;
  • бытовые предметы: трёх- и шестигранные карандаши, бусины, пуговицы, шнурки;
  • палочки, прищепки;
  • природные материалы: крупы, орехи, камешки, ракушки, шишки;
  • бросовый материал: пластиковые крышечки, контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов»;
  • специальные полотна и дощечки: поле для игры в пальчиковый «Твистер», доска с отверстиями для протягивания шнурков, пальчиковые дорожки и др.

  1. Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, воздушными шарами, перчатками с нашитыми пуговицами.
  2. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и разнообразного материала (бросовый, природный, хозяйственно-бытовой) со стихотворным сопровождением.
  3. Упражнения с массажными мячиками.
  4. Группа пальчиковых игр и упражнений с использованием различных предметов и разнообразного материала.
  5. Пальчиковые кинезиологические упражнения и игры («гимнастика мозга»).
  6. Коллекция кинезиологических игр и упражнений.
  7. Упражнения для развития правого полушария и межполушарных связей.
  8. Пальчиковая асинхронная (несимметрическая) гимнастика.

Приложение 1. Традиционные пальчиковые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации и картотека пальчиковых игр.

Приложение 2. Нетрадиционные пальчиковые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации и картотека пальчиковых игр.


Введение.

Актуальность.

Современная система образования неуклонно требует от педагогов оптимизации и модернизации всего педагогического процесса в целом и коррекционного воздействия в частности. Во ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребёнка и его эмоциональном благополучии. Статья 64. Дошкольное образование Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» провозглашает «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Детский сад – это первое общественное заведение в жизни ребенка. Здесь он не только весело проводит время, играет, общается со сверстниками. Первоочередные цели каждого ДОУ – развитие личности ребенка и сохранение психологического здоровья. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья дошкольников. По данным исследований, лишь 10% выпускников детских садов могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго ребенка выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. По данным Института возрастной физиологии, те или иные отклонения в физическом здоровье уже имеют 80% дошкольников, 20% из них нуждаются в коррекции психического развития. (1)

Значительный вклад в изучение проблемы важности развития мелкой моторики для гармоничного созревания большинства высших психических функций у детей дошкольного возраста внесли отечественные исследователи и педагоги: В.Н. Бехтерев, Т.А. Ткаченко, Н.В. Тихомирова, О.А. Горлова, С.Р. Прищепа, А.И. Гребнев.

В отечественной педагогике выделяют следующие методы развития мелкой моторики: различные виды и способы рисования и нанесения изображений, в том числе нетрадиционное рисование, лепка из пластилина и пластилинография, глины и соленого теста, работа с бумагой, оригами, плетение и ткачество, аппликации, конструирование, вырезание ножницами, игры с крупой, бусинками (в том числе бисероплетение, пуговицами, мелкими камешками, пальчиковая гимнастика и самомассаж, пальчиковые игры. Важность новых исследований и применение новых подходов в области развития мелкой моторики отражены в ФГОС дошкольного образования.

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.

В системе коррекционно-развивающей работы психолога, логопеда, дефектолога с детьми по развитию ребенка и формированию психологического здоровья, наряду с традиционными, активно используются различные инновационные методы, приемы и технологии, включая в себя различные здоровьесберегающие технологии: технологии традиционных и нетрадиционных пальчиковых игр, игротерапию, арттерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, песочную терапию,  психогимнастические упражнения по методам психогимнастики Е.А. Алябьевой и М.И. Чистяковой, создание «ситуаций успеха» в игровой деятельности) и другие технологии.

Одной из наиболее интересных здоровьесберегающих технологий, направленной на развитие ребенка и вызывающей яркий эмоциональный отклик у детей, являются пальчиковые игры.

В последние десятилетия наблюдается возрастание интереса к пальчиковым играм. Ведется поиск, возрождение и создание игр и упражнений, направленных на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, на развитие эмоционального и психологического здоровья.

По пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм написано немало книг. Почему же пальчиковые игры стали столь актуальны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.

Сейчас вокруг развития будущего поколения ведутся горячие споры. Новый век диктует собственные правила. Многие ребята часами играют в мамин или папин смартфон, смотрят телевизор и через некоторое время начинают отставать в развитии речи или восприятия. Но это совершенно не повод кидаться в панику и бежать по врачам. Пальчиковые игры для детей вполне способны решить все эти вопросы лёгким и приятным способом.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения.

Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников. Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику, но и активизируют речь, внимание, память, мышление, улучшают пространственную организацию, являются мощным средством повышения работоспособности. Помимо этого, они являются одним из методов формирования графических умений и движений для письма. В дошкольном возрасте не так важно развивать навыки письма, как механизмы, необходимые для овладения ими, ручную умелость, создавать условия для накопления ребенком двигательного опыта.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

На протяжении дошкольного возраста ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Известно, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Выдающиеся ученые (Л.С. Выготский, Л.С. Волкова) считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.

Тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга, отвечающего за эмоции и в целом за эмоциональный уровень развития ребенка, что напрямую связано с психологическим и психическим здоровьем.

 Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.

Если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т. д.), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.

Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие пальчиковой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Родителям и педагогам необходимо обогащать игровой опыт детей пальчиковыми упражнениями и забавами. Они помогают развитию памяти и речи, подготавливают кисть ведущей руки к письму. И, что особенно актуально в современных условиях, являются простым и приятным способом сохранить эмоциональный баланс, избежать мышечного и психического перенапряжения.

* (1) Информационно-аналитический бюллетень Управления Роспотребнадзора по Иркутской области за 2014 год. «Оценка влияния факторов среды обитания на здоровье населения Иркутской области». Сайт Управления Роспотребнадзора по Иркутской области.


Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр.

Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Уже во втором веке до нашей эры китайские мудрецы знали - какой благотворный эффект на организм оказывает мануальная (ручная) терапия и гимнастика. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки- белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Ранее на Руси существовало множество народных пальцевых игр, потешек, закличек, обрядовых песен, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, теперь уже забытых или полузабытых. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми. С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки - забавы взрослого с ребенком.

Уместно вспомнить про мудрость наших предков славян. В древности наши славянские предки воспитывали своих детей способом, который разительно отличается от сегодняшнего. Для такого взаимодействия у них было даже специальное слово -пестование. Оно предполагало настройку биоритмов родителя на биоритм дитя и земли с помощью специальных действий.

Такие простые для нас стишки и потешки как «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Сорока-ворона», «Ладушки» были не просто развлечением, они входили в систему пестования, как один из способов развития на основе знаний об акупунктуре. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-белобоку», «Идёт коза рогатая» и др.

Мало кто знает, что любимая всеми «Сорока-ворона» не заканчивается покачиванием бездельника-мизинца: «Ты дров не носил, воды не носил». Игра имеет продолжение. Взрослый говорит: «Знай наперед: здесь водичка холодненька», – и поглаживал ребенка у запястья. «Здесь – тепленькая», – поглаживал у локтя, – «Здесь – горяченькая», – поглаживал у плеча. «А здесь – кипяток, кипяток!», – щекотал под мышкой.

Такая игра-потешка дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные игры встречаются у многих народов.

Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.


Роль пальчиковых игр в развитии ребенка.

Интересны высказывания известных людей о значении развития руки человека. «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг», писал Кант. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.

Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.

Как правило, развитию мелкой моторики рук способствуют пальчиковые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки - игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению. Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа. Первый - ingerplays - собственно пальчиковые игры, «сидячие». Второй -  action rhymes  - динамические игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Классификация эта достаточно условна.

Использование разнообразных групп пальчиковых игр и упражнений помогают детям укреплять и сохранять эмоциональное и психологическое здоровье: развивать внимание, терпение, внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возникновение неврозов; ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения. 

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с 3-х месячного возраста, некоторые специалисты советуют с 6-7 месяцев с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев. 

Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой, играет в пальчиковые игры?

1.Стимулируется и развивается речь.
2.Создаются благоприятный, эмоциональный фон, развивается умение подражать взрослому,  дети учатся вслушиваться и понимать смысл речи.
3.Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.
4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.
5.Развивается память ребенка, воображение и фантазия.
6.В результате освоения воображения пальцы приобретут силу, гибкость и подвижность, которые в дальнейшем облегчат овладение навыком письма.

Влияние пальчиковых игр на развитие детей.

Пальчиковые игры развивают не только речь ребенка и его физические возможности, они так же обладают рядом благоприятных свойств:

  • В первую очередь, как и любые развивающие игры, пальчиковые занятия – это пища для ума ребенка.
  • Пальчиковые игры создают условия, опережающие развивающие способности карапуза.
  • Такие игры способствуют развитию самостоятельности у ребенка. Малышу становится самому интересно, как он сможет сложить свои пальчики, какие звуки сможет издать. Возможно, ваш малыш еще сам придумает игры для себя и родителей, когда его речь будет достаточно развитой.
  • Пальчиковые игры могут охватывать множество тем. Это может быть изучение животных и их повадок, обучение счету и пространственных понятий. Такие игры не что иное, как свободное творчество. Дайте малышу увлечься этим и он сможет проявить свои творческие способности в каких-то других сферах, понимая, что это весело и интересно.
  • Так же, пальчиковые игры развивают положительные способности не только в детях, но и в родителях. Занятия с ручками и пальчиками малыша научат мам и пап терпению, ведь как взять игру в свои руки, если она основана на пальчиках и движениях самого ребенка. Очень сложно просто бусинку нанизать даже на шнурок, а уж про последовательность действий в «ладушках» и говорить нечего – с первого раза не ждите максимального результата.

О нетрадиционных пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.


Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Они пришли к выводу, что особенно тесно связанна со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Известный исследователь детской речи пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, подчеркивает, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.

 М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.

ТРАДИЦИОННЫЕ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8f475afe1d60f1bce5563c6804c4f7c2-l&n=13


Традиционные пальчиковые игры

Сюжетные пальчиковые упражнения.

Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Игры – манипуляции.

Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Игры-манипуляции: в пальчиках ребёнок представляет называемых персонажей (члены семьи, люди разных профессий) или животных.

Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

https://i.pinimg.com/736x/9a/58/41/9a5841357e1a25fb48af4a1ecffaac7a.jpg

В игре «Повстречались» пальчики представляются различными зверятами.

Пальчиковая игра «Повстречались»

Игры, основанные на развитии скорости реакции. 

В качестве таких игр могут быть комплексы из разных движений руками, касаний, похлопываний и их повторений малышом. Самыми распространенными игровыми упражнениями такого типа считаются «Ладушки» и «Поймай пальчик». Для достижения максимального эффекта можно применять каждый вид движений как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по развитию мелкой моторики рук «Поможем нашим пальчикам»

Цель - стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребенка через развитие мелкой моторики и координацию движения рук....

Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста "Удивительный мир игры"

Методическое пособие "Удивительный мир игры" разработано для воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста. В разработке представлено комплексное тематическое планирование сюжетно-р...

Методическое пособие для детей старшего и подготовительного возраста: Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю».

Развитие тембрового слуха является необходимой задачей в музыкальном воспитании дошкольников. С учётом возраста детей нам необходимы игры, обеспечивающие возможность постепенного развития тембрового с...

Методическое пособие по логоритмике для детей раннего возраста "Поем и играем - речь развиваем"

В последние годы отмечается увеличение коли­чества детей имеющих нарушения речи, поэтому целесообразно начинать работу по профилактике этих нарушений у детей необходимо с раннего возраста....

Методическое пособие по патриотическому воспитанию дошкольников 6-7 лет интерактивная игра-пазлы "Хочу все знать!"

                            Игра-пазлы «Хочу все знать!»Цель.  Способствовать развитию патриотического вос...

Из опыта работы "Мы не будем скучать, будут пальчики играть!"

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохра...