Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста "Удивительный мир игры"
календарно-тематическое планирование по развитию речи на тему
Методическое пособие "Удивительный мир игры" разработано для воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста. В разработке представлено комплексное тематическое планирование сюжетно-ролевых игр на младший, средний и старший дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boldareva_o.a._metodicheskoe_posobie_-_udivitelnyy_mir_igry_-.docx | 67.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:____________________
Ярцева Т.Г. заведующий МБДОУ
д/с № 22 «Сказка»
«____» ________________2017 г
Методическое пособие
«Удивительный мир игры»
для детей дошкольного возраста
(с 3 до 7 лет)
Воспитатель:
Болдарева О.А.
Пояснительная записка
Игра – это не просто любимое занятие детей, это один из ведущих видов деятельности дошкольников. Многие отечественные и зарубежные исследователи обращают внимание на значение игры для развития у детей как интеллектуальных, так и социальных сфер функционирования.
Игры оказывают значительное влияние на развитие детей. Прежде всего, в игре ребята учатся полноценному общению друг с другом. Играя вместе, дети начинают учитывать пожелания и действия других ребят, отстаивать свои точку зрения, строить и совершать совместные действия. Игра также - это свойственный дошкольному возрасту способ освоения общественного опыта. И не случайны выводы учёных педагогов и психологов – «чтобы ребёнок вырос общительным, самостоятельным и всесторонне развитым его необходимо научить играть!»
Многие современные учёные, психологи и педагоги, во всем мире сегодня обеспокоены состоянием игровой деятельности в дошкольных учреждениях. Связано это, главным образом, с тем, что современные дети перестают играть в привычные игры, все чаще привязываясь к компьютерам и современным гаджетам. В результате мы наблюдаем, что игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в образовательном процессе детского сада. Ослабление внимания к сюжетно-ролевой игре происходит также и в связи с непониманием воспитателями и родителями роли игры в психическом развитии ребёнка, с недостаточностью профессиональных знаний и умений в области игровой деятельности. Возможно, отсутствие у детей интереса к сюжетно-ролевым играм связано и с тем, что воспитатели старших групп, главным образом, разучивают с детьми устаревшие сюжеты игры, предусмотренные учебной программой.
Все вышеперечисленное приводит к тому, что большинство современных дошкольников не умеют организовать свою деятельность, наполнить её смыслом. У многих ребят дошкольного возраста не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дети растут среди взрослых, однако взрослые уделяют мало внимания игре с детьми и в результате игра уходит из жизни ребёнка.
Современные ученые-педагоги начали склоняться к мнению, что детям необходимо давать больше свободного от обучения и от взрослых времени, чтобы играть. При этом родителям и воспитателям необходимо уделить детям больше внимания, участия, себя в качестве партнёра по игре. Поэтому, несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения, формирования коммуникативных способностей и умений через сюжетно-ролевую игру у детей дошкольного возраста остаётся актуальной.
В жизни детей значительное место занимают игры, которые изобретаются ими самими, которые называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх ребята воссоздают в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такого рода игры наиболее полно формируют личность ребенка, а потому являются значимым средством воспитания и развития дошкольника.
В сюжетно-ролевой игре дети учатся общаться, у них развиваются коммуникативные умения, которые играют важную роль для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в общество взрослых.
Представлена система работы по развитию коммуникативных умений дошкольников через сюжетно-ролевые игры. Развитие коммуникативной культуры у дошкольников будет протекать наиболее интересно в процессе организации ведущей деятельности дошкольника – игры. Предлагаемые сюжетно- ролевые игры помогут воспитателям, а также родителям, интересующимся вопросами развития речи детей оптимально и интересно организовать работу по развитию коммуникативных умений у дошкольников . Данные игры подобраны в соответствии с темой недели и базируется на развитии у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, На основе этих игр уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируются коммуникативные умения, развивается речь ,выделение и называние действий, признаков совершаемых самим ребёнком.
Игры на развитие коммуникативных умений проводятся по следующим направлениям:
- формирование разговорной (диалогической речи),
- формирование монологической речи,
- развитие коммуникативной культуры.
– расширение объема словаря идёт параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представления, памяти, внимания и др.);
– уточнение значений слов;
– формирование семантической структуры слова;
– организация лексической системы;
– активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова с пассивного в активный словарь.
Развитие коммуникативных умений проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития коммуникативной культуры, аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
КОМПЛЕКСНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ПО ВОЗРАСТАМ
Тема недели | Вторая младшая группа | Средняя группа | Тема недели | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Сентябрь | «Детский сад». Формировать умение выполнять правила игры, действовать по сигналу воспитателя, воспитывать дружеские взаимоотношения. | «Детский сад». Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада. Развивать сюжет игры, способность подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать желание детей посещать детский сад. | Сентябрь | «Детский сад». Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры. Воспитывать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место. | «Школа» Закреплять умение брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры, развивать творческие способности. (Игровая ситуация: проводы первоклассников в школу. Ученики приходят в школу, их встречает учительница, проводит уроки). |
«Мой детский сад» | «День знаний» | ||||
«Собираем урожай» (фрукты, овощи, ягоды) | «Овощной магазин». Продолжать обогащать игровую деятельность умением использовать в игре природный материал палочки , овощи, фрукты, листочки и т.д.. | «Шофер привез продукты». Пополняем знания об окружающем. Расширять знания об овощах и фруктах. Развивать сюжет игры. Воспитывать желание объединяться для игры. | «Собираем урожай» (сад, огород, поле) | «Садоводы». Формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего. Развивать способность детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия. Воспитывать желание налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться. | «Овощная лавка». Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать ролевые взаимодействия и взаимоотношения. |
«Машины на нашей улице. ПДД» «Труд шофера» | «Строительство» Расширять представления о различных профессиях, формировать бережное отношение к окружающим предметам, умение играть вместе. | «Папа – шофер». Закреплять знания детей о профессии шофера. Продолжать развивать умение подбирать атрибуты для игры, в соответствии с игровым замыслом. Воспитывать желание объединяться для игры, сохраняя дружеские отношения между сверстниками. | «Городской транспорт, ПДД, Труд полицейского, служба спасения) | «Путешествие по городу». Формировать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Развивать способность применять конструктивные умения, полученные на занятиях. Воспитывать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место. | «Водители и пешеходы». Закреплять умение детей брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры, развивать творческие способности. |
«Взрослые и дети» | «Семья». Продолжать развивать умение объединяться в небольшие группы, отражать впечатления от окружающей действительности, расширять представления о различных профессиях, формировать бережное отношение к окружающим предметам . | «Семья». Закрепить знания детей о членах семьи. Развивать умение употреблять знакомые потешки в различных режимных моментах в игре. Воспитывать любовь и уважение к своим близким и к родному краю. | «Взрослые и дети» | «Театр». Формировать умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. Развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей. | «Магазин - семена». Закреплять умение брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры, развивать творческие способности. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Продолжать воспитывать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. |
Октябрь | «Парикмахерская» Продолжать развивать приёмы предметно – игрового взаимодействия, расширять представления о профессии парикмахера, обогащать арсенал игровых действий. | «Салон красоты». Формировать первичные гендерные представления. Развивать сюжет игры: мастер делает различные прически девочкам и мальчикам, маникюр девочкам. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Октябрь | «Магазин «Модис». Формировать дифференцированные представления об особенностях поведения людей в зависимости от возрастных и половых различий, о необходимости значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними. Развивать и способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. | «Модный показ». Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок). Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре. |
«Я человек: я мальчик, я девочка» | «Я человек: я мальчик, я девочка» (Права ребёнка)» | ||||
«Золотая осень» | «Магазин одежды». Продолжать расширять представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей). Отметить изменения в одежде людей, формировать представления о том, что следует одеваться по погоде. | «Магазин продуктов». Дать представление о том, что в магазине продаются продукты питания (овощи и фрукты). Формировать умение детей называть продукты питания (овощи, фрукты). Воспитывать интерес к игре. | «Золотая осень» (Лес, деревья, листья, грибы, животные) | «Семейная прогулка в лес». Формировать умение детей усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. | «Супермаркет» (овощи и фрукты). Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (деньги для покупок). Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников |
«Игрушки, мебель» «Труд работников детского сада» | «Магазин игрушек». Продолжать формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых показать способы ролевого поведения. | «Детский сад». Развивать сюжет игры: воспитатель встречает детей, играет с ними, поет, танцует. Закреплять имя и отчество воспитателей. Воспитывать желание с удовольствием посещать детский сад. | «В мире игрушек и мебели. Труд работников образования» | «Детский сад». Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Воспитывать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место. | «Мебельный магазин» Продолжать побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы. Продолжать Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. |
«Герои народных сказок» | «Семья». Развивать дружеские взаимоотношения детей в игре, развивать её сюжет, способствовать становлению сюжетно – ролевых игр на основе впечатлений, полученных во время рассматривания картин, чтения художественной литературы. | «Семья». Закрепить знания детей о членах семьи: мама или папа читают детям сказки на ночь. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Развивать умение описывать увиденное, «читать» наизусть знакомые отрывки. Способствовать развитию игрового опыта. | «В гостях у сказки. Городецкая роспись» | «Музей». Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из экскурсий, выставок. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. | «Книжный магазин» Продолжать побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы. |
«В мире книг» | «Кукольный спектакль» Продолжать обогащать сюжет игры различными действиями и ситуациями, умение брать на себя роли, объединяться в небольшие подгруппы, развивать дружеские взаимоотношения. | «Идем в кукольный театр». Формировать умение показывать знакомую сказку С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» для своих друзей в детском саду. Развивать выразительность речи, память, технику показа. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности. | «В мире книг» | «Библиотека». Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе игровых действий с персонажами. | «Театр» Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок). |
Ноябрь | «Строители». Продолжать формировать представления детей о различных видах труда, воспитывать уважение к труду взрослых показать способы ролевого поведения. | «Стройка». Закрепить знания детей о знакомых и любимых местах родного поселка. Развивать конструктивные способности. Воспитывать интерес к совместным играм. | Ноябрь | «Путешествие». Развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из путешествий, походов. Формировать умение детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать. | «Путешествие в другую страну». Развивать способность совместно разворачивать сюжет игры. Способствовать творческому развитию в игре представлений об окружающем мире. Воспитывать доброжелательность между сверстниками. |
«Мой город» | «Наша Родина – Россия, богатыри земли русской» | ||||
«Поздняя осень» | «Поликлиника». Продолжать развивать умения детей придумывать несложный сюжет, брать на себя определённые роли, играть дружно , поощрять желание использовать в играх предметы – заместители , умение переносить знакомые действия в новые игровые ситуации. | «Семья». Продолжать развивать сюжет игры: прогулка по парку с семьей. Закреплять знания детей об увиденном в окружающем мире и переносить эти знания в игру. Воспитывать интерес к игре. | «Птицы» (родного края, перелетные, зимующие) | «Больница для животных». Формировать умение усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. | «Ветеринарная клиника». Продолжать расширять знания детей о том, как надо лечить животных, какие приборами пользуются ветеринары. Развивать умение организовывать игровое пространство, распределять роли, подбирать атрибуты. Воспитывать заботливое отношение к животным. |
«Посуда» «Труд медсестры, повара» | «Кукла Маша у нас в гостях». Закреплять знания детей о чайной посуде, активизировать речь, формировать навыки поведения за столом, общения с гостями, воспитывать приветливость, внимание к гостям. | «Поликлиника». Закрепить знания детей об обязанностях медперсонала. Развивать сюжет игры, умение подбирать атрибуты. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками. | «Предметы домашнего обихода» (Посуда. Золотая хохлома, жостовская роспись) | «Русская кухня». Развивать способность детей обогащать знакомые игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов заместителей, введение новой роли). Воспитывать желание создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития. | «Посудная лавка». Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. |
«Русские матрешки» | «Семья - накормить куклу обедом». Воспитывать вежливое, доброе отношение друг к другу, бережное обращение к игрушкам, закрепить знания о столовой посуде. | «День рождения Матрешки». Закреплять знания детей о русской матрешке. Развивать умение организовывать игровое пространство, распределять роли (посетители музея, экскурсовод). Воспитывать желание соблюдать правила поведения в музее. | «Загадочный мир русской избы» | «Новоселье». Продолжать формировать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Развивать способность применять конструктивные умения, полученные на занятиях. Воспитывать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место. | «Экскурсоводы». Развивать сюжет игры: в город приехали люди из других стран, экскурсоводы показывают им товары разных промыслов, объясняя особенности каждого вида. Воспитывать самостоятельность в организации игр. |
Декабрь | «Семья». Продолжать знакомить с определёнными действиями –убирать комнату, протирать пыль и т.д. Формировать умение выбирать роль, договариваться об игре, отражать свои действия в речи, воспитывать ласковое, чуткое отношение к своим близким. | «Семья». Продолжать расширять представления детей об обязанностях членов семьи: мама готовит обед, кормит детей. Развивать речь, память, кругозор. Воспитывать любовь к своей семье, дружеские взаимоотношения между членами семьи. | Декабрь | «Семейные праздники». Продолжать совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевую игру. Воспитывать потребность соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. | «Семейный фотоальбом». Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать способность использовать атрибуты. Воспитывать доброжелательность, желание считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. |
«Моя семья» | |||||
«Моя родословная, семейные традиции» | |||||
«Встреча зимы» | «Шофёры» Закреплять знания, умения и опыт детей, связанные с данной темой, оказывать помощь в организации взаимодействия в рамках сюжета, продолжать развивать новые способы действия, объединять их в игровой сюжет, обогащать личный опыт детей. | «Транспорт». Продолжать расширять представления детей о сезонных изменениях природы родного края. Развивать способность организовывать игровое пространство, распределять роли: шофер, пешеходы. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения зимой. | «Цвета года: краски зимы. Гжель прекрасная» | «Фотостудия». Продолжать формировать умение детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. Воспитывать желание самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Развивать способность обогащать знакомую игру новыми решениями (изменение атрибутики). | «Мастерская художника». Развивать творческое воображение. Формировать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Воспитывать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. |
«Предметы, созданные человеком» | «Магазин». Продолжать формировать у детей игровых навыков, в совместной с детьми игре развивать умение придумывать и разыгрывать сюжет, развитие связной речи, стимулировать желание выбирать определённую роль в соответствии с сюжетом. | «Ателье». Познакомить детей с профессией швеи. Развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых. Воспитывать желание поддерживать игровой сюжет на протяжении всей игры. | «Сундучок Деда Мороза и Снегурочки (Материалы и их свойства)» | «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки». | «Магазин елочных игрушек». Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (деньги для покупок). Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре. |
«Новогодний праздник | «Новый год в детском саду» Продолжать формировать у детей первоначальные основы праздничной культуры. Воспитывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в нем, способствовать проявлению полученных впечатлений в игре. | «Ёлка в детском саду». Углублять представления детей о празднике, продолжать знакомить с детским садом. Развивать сюжет игры, самостоятельность. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе. | «Новогодний праздник» | «Семья встречает Новый год». Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей. Развивать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. | «Новогодний утренник». Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни. Развивать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. |
Январь | «Строительство домиков для домашних животных». Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Развивать умение объединять игру единым замыслом, знакомить детей с профессией строителя. Воспитывать желание ухаживать за животными. | «У бабушки в гостях». Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами. Развивать умение выделять существенные признаки различных домашних животных, обобщая их в родовое понятие. Воспитывать инициативность при организации игры. | Январь | «Цирк». Продолжать формировать умение детей усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей. | «Ферма». Закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах. Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Развивать способность по-своему обустраивать собственную игру. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе. |
«Домашние животные и их детеныши» | |||||
«Мир животных (домашние, средней полосы, полярного круга)» | |||||
«Одежда, обувь» «Труд прачки в детском саду» | «Детский сад». Продолжать знакомить детей с трудом прачки в детском саду. Развивать умение действовать с предметами – заместителями, сопровождать игру речевыми высказываниями. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. | «Прачечная». Формировать умение детей действовать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивать умение подбирать атрибуты для игры, распределять роли. Воспитывать желание играть вместе, дружно. | «Одежда, обувь, головные уборы» «История одежды» | «Модный магазин». Продолжать способность обогащать знакомую игру новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-замес- тителей и введение новой роли). Продолжать формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место. | «Ателье». Продолжать закреплять знания детей о видах одежды, её свойствах и материалах. Развивать способность самостоятельно организовывать игру, подбирать атрибуты, распределять роли. Воспитывать коммуникабельность, дружеские отношения в коллективе. |
«Жилище русского человека» | «Здравствуй гость дорогой» Продолжать формировать у детей первоначальные представления о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: жилище, его устройство, предметы быта; способствовать проявлению полученных впечатлений в игровой деятельности. | «Строительство». Продолжать формировать умение выполнять постройки из снега. Закрепить знание свойств снега. Развивать умение выполнять прочную постройку. Воспитывать желание объединять усилия для достижения общей цели. | «Русская матрёшка, тряпичная кукла, роспись Полхово - Майдана, Семёновская» | «Экскурсия в музей». Продолжать развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из экскурсий, выставок. Продолжать формировать умение детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. | «Кукольный театр». Развивать сюжет игры: семья пошла в кукольный театр на спектакль. Закреплять умение участвовать в спектакле, знания о профессии актера. Воспитывать желание самостоятельно играть на темы из окружающей жизни. |
Февраль | «Поликлиника». Уточнить знания детей о частях тела. Развивать умение детей различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представления об их роли и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других людей. | «Скорая помощь». Продолжать формировать знания детей о строении тела человека. Развивать сюжет игры: родители вызывают врача по телефону, приезжает скорая помощь и осматривает больного. Воспитывать уважение к труду врача. | Февраль | «Спа - салон». Формировать умение увеличивать количество объединяемых сюжетных линий. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. | «Аптека». Расширять представления детей о товарах, продаваемых в аптеке(лекарствах). Развивать инициативу, организаторские способности. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре. |
«Мое тело» | |||||
«Части тела, органы чувств, внутренние органы» | |||||
«Дикие животные и их детеныши» | «Зоопарк». Расширять представления детей о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и другими), особенностями их поведения и питания. Развивать ролевое поведение в сюжетно –ролевых играх, умение преобразовывать условные действия «понарошку», договариваться о распределении ролей, развитие связной речи . | «Зоопарк». Формировать умение называть и различать животных по внешним признакам. Развивать сюжет игры: семья идёт гулять в зоопарк. Воспитывать эмоциональность и отзывчивость детей в игре. | «Климатические зоны. Животные жарких стран, пресмыкающиеся» | «Почта». Закреплять знания детей о климатических зонах и животных жарких стран. Развивать творческое самовыражение, эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. Воспитывать уважительное отношение к людям этой профессии (почтальонам). | «Цирк». Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для посещения цирка). Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре. |
«Наши защитники» | «Транспорт». Продолжать формировать у детей первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, стать защитниками Родины. Продолжать развивать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками в игре, умение выполнять определённые действия в соответствии с ролью. | «Лётчики». Внести пилотки лётчиков в группу, рассмотреть их. Объяснить значимость и важность этой военной профессии. Развивать умение организовывать игровое пространство с помощью строительного материала, атрибутов игры. Воспитывать уважительное отношение к военным профессиям. | «Наши Защитники (Боевая техника, военные профессии)» | «Зарница». Продолжать закреплять знания детей о родах войск, боевой технике. Развивать умение согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать. | «Мы – военные». Закреплять знания детей о различных родах войск, о профессии военного. Развивать сюжет игры: военные выполняют разные задания командиров, проходят медосмотр. Воспитывать самостоятельность в подбое атрибутов и организации игрового пространства. |
«Дымковская игрушка» «Русский народный костюм» | «Семья». Развивать у детей разные игровые действия, умение устанавливать взаимосвязи между игрой и действительностью, побуждать разворачивать сюжет, вносить новые элементы, развивать умение детей объединять игровые действия в единый сюжет, выполнять в игре различные роли, развивать диалогическую форму речи. | «Магазин игрушек». Продолжать совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (продавец, покупатели), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. | «Поэзия народного костюма. Роспись по мотивам дымковской игрушки» | «Химчистка». Продолжать формировать умение детей усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. Развивать навыки культурного общения. Воспитывать бережное и аккуратное отношение к предметам одежды. | «Изостудия». Продолжать расширять представления детей об изостудии, предметах необходимых для работы. Развивать сюжет игры: преподаватель объясняет детям как рисовать узоры. инициативу, организаторские способности. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре. |
Март | «Семья». Помочь детям объединить игры единым сюжетом, продолжать развивать умение отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения, способствовать развитию единой сюжетной линии игр , поощрять попытки детей выбирать атрибуты для игры , обогащать личный опыт детей. | «Семья». Продолжать формировать знания детей о труде мамы дома и на работе, подбирать атрибуты для игры. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. | Март | «Магазин подарков». Продолжать способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей). Развивать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития. Воспитывать любовь к матери, уважительное и заботливое отношение к ней, желание сделать ей подарок. | «Кафе». Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Развивать способность самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы. Воспитывать желание считаться с интересами и мнением товарищей по игре. |
«Наши мамы» | «Нет милее матушки родной» | ||||
«Вода и ее свойства и обитатели» | «Детский сад». Помочь детям самостоятельно и развёрнуто отображать сюжет игры, использовать различные атрибуты ,продолжать формировать умение договариваться об игре . | «Рыбалка». Закреплять знания детей об обитателях воды – рыбах. Развивать сюжет игры, подбирать атрибуты, организовывать игровое пространство. Воспитывать дружеские отношения в игре. | Водные обитатели (Водные ресурсы земли – реки, озера, моря, животные моря) | «Пираты», «Рыболовы». Продолжать формировать знания детей о водных ресурсах и обитателях водоемов. Развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач. Воспитывать самостоятельность при разрешении конфликтов, возникающих в ходе игры. | «Моряки», «Подводники». Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру. |
«Нам на улице не страшно» | «Поездка на автобусе». Закрепить знания детей видов транспорта. Уточнить знания о сигналах светофора и действиях пешеходов. Развивать умение использовать в игре дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка автобуса». Формировать представления о правилах поведения на улице города. | «Поездка на автобусе». Закрепить знания детей о видах транспорта. Развивать сюжет игры, умение распределять роли (водитель, пассажиры, кондуктор), обустраивать игровое пространство. Воспитывать безопасное поведение на улице. |
«Транспорт. Виды транспорта. Труд работников почты» | «Гараж». Продолжать закреплять знания детей о видах транспорта. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения на улице и в транспорте. | «Почта». Развивать способность детей творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни (профессии почтальона). Продолжать формировать умение договариваться со сверстниками, доброжелательно общаться. |
«В мире русской литературы (знакомство с иллюстрация-ми) | «Книжный магазин» Познакомить детей с новым сюжетом, побуждать детей разворачивать сюжет игры, принимая знакомую роль продавца, подбирать атрибуты к игре , продолжать развивать интерес к сюжетно – ролевым играм , развивать ролевое поведение в сюжетно –ролевых играх , умение преобразовывать условные действия «понарошку», договариваться о распределении ролей , развитие связной речи . | «Детский сад». Продолжать способствовать созданию игры на основе жизненного опыта детей; формировать умение объединяться в игре, распределять роли (воспитатель – дети), выполнять игровые действия. Развивать сюжет игры: во время чтения произведений воспитатель старается выразительно передать содержание. Воспитывать желание не ссориться во время игры, играть дружно. | «Послушная глина. Гончарные мастерские. Филимоновские свистульки» | «Телевидение». Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей: съёмка сюжета о производстве филимоновских игрушек Продолжать развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач. Воспитывать уважительное отношение к профессии гончара, мастера. | «Гончарная мастерская». Привлекать детей к созданию развивающей среды ДОУ. Развивать и закреплять сенсорные способности. Воспитывать желание считаться с интересами и мнением товарищей по игре. Воспитывать потребность трудиться. |
Апрель | «Детский сад» Побуждать детей к самостоятельному решению новых игровых задач, подбирать атрибуты для игры, дополнять игровую обстановку предметами – заместителями. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. | «Семья». Закреплять знания детей о режимных моментах дома (утром – умываемся, мама готовит завтрак, папа одевается и т.д.). Развивать сюжет игры, распределять роли, обыгрывать игровое пространство. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками. | Апрель | «Лётчики». Продолжать формировать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Развивать умение применять конструктивные умения, полученные на занятиях. Воспитывать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место. | «Космонавты». Закреплять знания о родах войск – космические. Развивать умение организовывать игровое пространство, распределять роли самостоятельно. Воспитывать желание играть всем вместе. |
«В гостях у солнышка» | «Человек на земле и в космосе» | ||||
«Ранняя весна» (комнатные растения)
| «Рыбалка». Продолжать знакомить детей с обитателями воды – рыбами (на примере аквариумных рыбок) и их характерными особенностями. Познакомить с правилами поведения на природе. Воспитывать интерес и бережное отношение к живой и неживой природе. | «Цветочный магазин». Закреплять знания детей о растениях (название, строение). Развивать умение распределять игровые роли (продавец цветов, покупатели). Воспитывать доброжелательность, культуру поведения в магазине. | «Цвета года: краски весны. Комнатные растения» | «Цветочный магазин». Продолжать способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов - заместителей и введение новой роли). Продолжать формировать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития. Воспитывать интерес к игре, самостоятельность и активность. | «Теплица». Закреплять знания детей о сельскохозяйственных работах и их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. |
«Опасные предметы и правила обращения с ними» | «Больница». Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения дома и в детском саду. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности, объясняя детям, что нельзя брать и трогать опасные предметы (спички, иголки, кипящий чайник и т.д.). | «Ателье». Познакомить детей с профессией швеи. Развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых. Воспитывать желание поддерживать игровой сюжет на протяжении всей игры. | «Правила безопасного поведения дома» | «Скорая помощь», «Пожарные». Закреплять знания детей о службах, которые помогают людям в экстренных ситуациях, умение вызывать их по телефону 01. Развивать способность согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Воспитывать безопасное поведение в быту. | «Служба спасения». Продолжать закреплять знания детей о различных родах войск, о профессии спасателя. Развивать сюжет игры: сотрудники службы спешат на помощь в трудных ситуациях. Воспитывать самостоятельность в подбое атрибутов и организации игрового пространства. |
«Послушная глина» (Филимоновская свистулька) | «Магазин игрушек». Расширять представления детей о народной игрушке родного края, ее отличительными особенностями (филимоновской свистульке). Поощрять детей за активные игровые действия, вызывать положительное эмоциональное состояние. | «Музыкальный салон». Закрепить знания детей о филимоновской свистульке, её звучании. Развивать способность использовать филимоновские игрушки в игре. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду мастеров, бережное отношение к игрушкам. | «Волшебный мир народного творчества. Русский колокольчик. Жостовский поднос»» | «Кафе». Продолжать закреплять знания о жостовских подносах и элементам этой росписи. Продолжать развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Воспитывать уважительное отношение к мастерам, бережное отношение к предметам, созданным ими. | «Ярмарка». Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игры. Закреплять умение детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (деньги для покупок). Воспитывать доброжелательность, желание справедливо решать споры. |
Май | «Стройка». Развивать умение детей выполнять многоуровневые постройки, закреплять умение выкладывать детали конструктора вертикально, побуждать обыгрывать постройки. Продолжать воспитывать умение договариваться об игре. | «Строительство города». Закреплять знания детей о названии и назначении строительных материалов. Развивать способность планировать свои действия в процессе игры. Воспитывать дружеские отношения между сверстниками. | Май | «Военный парад». Закреплять знания детей о праздновании Дня Победы. Продолжать развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов. Воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам ВОВ. | «ГИБДД». Развивать сюжет игры: сотрудники автоинспекции наблюдают за порядком на дорогах, проверяют документы у водителей следят за соблюдением правил дорожного движения. Развивать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. |
«День Победы» | |||||
«История города в памятниках и портретах» | |||||
«Золотой луг». (Насекомые. Полевые цветы) | «Семья на прогулке». Продолжать формировать у детей умение объединять игровые действия в развёрнутый игровой сюжет, понимать и поддерживать игровые действия других детей, развивать навыки культурного общения, воспитывать вежливое, доброе отношение друг к другу. | «Экзотариум». Закреплять знания детей о насекомых (различать их по внешнему виду). Развивать умение распределять роли, обыгрывать игровое пространство. Воспитывать желание овладевать средствами общения в игре и способами взаимодействия со взрослыми. | «Золотой луг. (Луг. Насекомые. Полевые цветы)» | «Исследователи». Закреплять знания детей о взаимодействии живой и неживой природы, развивая умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки обитателей луга. Развивать сюжет игры, обогащая её новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей). | «Зооэкзотариум». Расширять представления детей о насекомых, пресмыкающихся, Земноводных и млекопитающих. Продолжать развивать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать любознательность и активность. |
«У самовара…» (Чайная посуда, угощение к чаю). | «Кафе» Продолжать работу по выявлению уровня умения детей придумывать и разворачивать сюжет, продолжать развивать умение отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения, способствовать развитию единой сюжетной линии игр, поощрять попытки детей выбирать атрибуты для игры, обогащать личный опыт детей. | «День рождения»». Закреплять знания детей о этикете во время празднования дня рождения. Развивать умение распределять роли, обыгрывать игровое пространство. Воспитывать интерес к игровой деятельности. | «У самовара…» (История тульского самовара и пряника). | «Музей самоваров и пряников». Закреплять знания детей об истории тульских самоваров и пряников. Продолжать развивать умение распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать. Воспитывать культуру поведения в музее. | «Экскурсия в музей». Закреплять знания о профессии экскурсовода. Развивать сюжет игры: семья приходит в музей самоваров и пряников на экскурсию. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни. Воспитывать эмоциональность и отзывчивость. |
«Хеб «Хлеб – всему голова» «Труд земледельцев». | «Магазин». Побуждать детей к действиям с новыми атрибутами, показать новые способы ролевого поведения, Продолжать развивать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками в игре. | «Булочная». Закреплять знания детей о хлебобулочных изделиях, их использовании. Развивать сюжет игры, введением новых ролей (пекарь, водитель хлебобулочной машины). Воспитывать творчество, активность и самостоятельность в организации игры. | «Хлеб - всему голова» «Культура земледелия». | «Земледельцы». Закреплять знания детей о культуре земледелия и о земледельцах. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, увеличивать количество объединяемых сюжетных линий. Воспитывать уважение к профессии земледельца, к результатам его труда. | «Кулинария». Продолжать расширять представления детей о труде взрослых (земледельцев, пекарей, кулинаров), о значении их труда взрослых для общества. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника. |
Литература.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой., М., 1987
2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 1997
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.., 1990
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. 1989, № 4 стр. 23
5. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ./ Под ред. М.А. Васильевой., М., 1990
6. О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно методическое пособие для работы с детьми по методике "Игрового стретчинга"
Подборка картинок, для занятий по методике игрового стретчинга. Каждая картинка соответствует названию упражнения из данной методики. Дети поочереди вытягивают картинки из мешочка и выполняют да...
"Дидактические игры и пособия в работе с детьми дошкольного возраста"
Можно использовать для работы с родителями, как методические рекомендации для педагогов....
"Дидактические игры и пособия в работе с детьми дошкольного возраста"
Методические рекомендации....
Методическое пособие для работы с детьми младшего дошкольного возраста (Блоки Дьеныша)
Игровые образовательные ситуации для работы по сенсорному развитию детей четвертого года жизни. Разработаны на основе игр с блоками Дьеныша Б.Б.Финкельштейн, Н.О.Лелявина....
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 4-ГО ЖИЗНИ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ БЛОКИ ДЬЕНЫША.
Пособие представляет собой наглядный материал по дидактической разработке игр. Игровые ситуации 1 и 2 этапа работы с дидактическим материалом блоки Дьеныша....
Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...
Учебно-методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста "Кремль"
это пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста по программе воспитания для изучения достопримечательностей своей страны...