Из опыта работы "Мы не будем скучать, будут пальчики играть!"
статья (младшая группа)

Екатерина Сергеевна Голубева

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохраниению психического и физического развития дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Мы не будем скучать, будут пальчики играть».

Ребенок не говорит или говорит плохо? В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что  малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.

Развитие мелкой моторики рук ребенка – один из показателей психического развития ребенка, так как  рука человека выполняет различные функции. Еще Сеченов И.М. писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое  главное, сохранению психического и физического развития дошкольников. Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, память, воображение.

Целью моей работы  стало развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях, различных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по развитию мелкой моторики;

- совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости;

- способствовать развитию творческих способностей;

- развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.

Организуя работу по данной теме, я учитывала следующие принципы:

- систематичность проведения игр и упражнений;

- последовательность – от простого к сложному, не допуская пропусков и «перепрыгиваний» через какие-то виды упражнений;

- принцип наглядности;

-  принцип связи с жизненным опытом, т.е. взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни (например: во время раздевания и одевания закрепляем умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки).

Методы:

  • Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого;
  • Наглядно-действенный метод обучения. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
  • Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
  • Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с игровой.

Главное условие при проведении упражнений  и игр это желание ребенка и положительный эмоциональный настрой.

Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики, определила основные  направления деятельности:

  • создание развивающей предметно-пространственной  среды;
  • работа с детьми;
  • сотрудничество с родителями.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя следующие зоны:

- зона, где сосредоточены конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты;

- театрально-музыкальная зона, в которой есть: пальчиковый театр, куклы сделанные из ниток и других материалов и т.д.;

- зона ИЗО деятельности, она содержит все необходимое для подготовки руки  к письму (трафареты, пластилин, глина, штамповки и т.д.).

Кроме того в группе для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал: «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Волшебные пуговицы» и т.д.

Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.); застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Я создала накопительную папку пальчиковых игр, стараясь подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование образовательной деятельности, по сезонности и с большим разнообразием движением пальцев рук. Провожу пальчиковую гимнастику не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке.

Работа с родителями:

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.: Памятка для родителей «Наши пальчики играли», «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», советы - подсказки для заботливых родителей "Завязать и застегнуть", «Развиваем руки, чтобы учиться писать»,  родительское собрание на тему: «Наши пальчики играли», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и  необходимостью развития мелкой моторики детей.

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками»,  «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков».

Родители  участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.

Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.

В интересах самого ребенка начинать работу по развитию ранней моторики нужно как можно раньше.

Мой опыт показал, что игры и упражнения по развитию мелкой моторики вовлекают, «притягивают» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью я провожу родительские собрания, на которых родители узнают о способах развития моторики рук, знакомятся с  методами обучения, с разновидностью игр. 

Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей Павлова И.П, Сеченова  И.М., Сухомлинского В.А, Леонтьева Л.А. можно сделать вывод о том, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никогда мы не скучаем, вместе весело играем!

игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, давно стало аксиомой. Это важная сфера жизни ребенка. Большинство родителей не придают особого значения детской игре, считая её чуть ...

Конспекта НОД по развитию мелкой моторики "Будут пальчики умелы,не сидиться им без дела"

цель : развитие моторики пальцев рук.Программа содержание :Позновательная :расширять знания детей об окружающем мире через исаользования различных игр.Художественно-эстетическая: развивать худож...

Консультация "Мы зимою не скучаем, вместе весело играем"

Какие же игры предложить детям на улице? ...

Конспект «Будут пальчики умелы, не сидится им без дела»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук....

НОД «Будут пальчики умелы, не сидится им без дела»

НОД «Будут пальчики умелы, не сидится им без дела»...

1, 2, 3, 4, 5 - Будем с пальчиком играть!

Предлагаю Вам картотеку пальчиковых игр для детей младшей группы для использования в своей работе....