Организация обсуждения детских проблем с помощью метода игрового проектирования проблемных ситуаций
картотека по психологии

В качестве иллюстрации приведем некоторые варианты индивидуальных и групповых обсуждений с детьми 5—7 лет разных проблем, с которыми дошкольники сталкиваются в детском саду, дома, с родителями и сверстниками.

В основе обсуждения детских проблем лежал метод игрового проектирования проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_organizatsiya_obsuzhdeniya_detskih_problem.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Организация обсуждения детских проблем с помощью метода игрового проектирования проблемных ситуаций

В качестве иллюстрации приведем некоторые варианты индивидуальных и групповых обсуждений с детьми 5—7 лет разных проблем, с которыми дошкольники сталкиваются в детском саду, дома, с родителями и сверстниками.

В основе обсуждения детских проблем лежал метод игрового проектирования проблемных ситуаций.

«Мостик»

Любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремится доказать, что она — единственно правая в споре. Задача каждого участника — сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должна быть сформулирована.
Например: Коля и Миша (5 лет) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремится взять его себе. «Мостиком» в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому. Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.

«Ступеньки»

Обсуждая проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные «шаги», но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего «шага». Обсуждение происходит в виде «лесенки», поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку своих рассуждений (снизу вверх). Например: Вася (7 лет) хочет попросить маму купить ему конструктор:

4. Мама обещает купить мне конструктор через неделю.

3. Я попрошу, чтобы она купила, когда будут деньги.

2. Мама скажет: «Нет денег!»

1. Я попрошу маму купить мне конструктор.

«Две гири»

Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями «+» и с отрицательными последствиями «–». В этом случае «на весы» ставятся «две гири», и ребенок перечисляет на одной «чаше весов» положительные результаты достижения желаемого, а на второй — отрицательные последствия. Что выберет ребенок?

«Логическая цепочка»

Эта методика используется на первом этапе обучения детей составлению логических рассказов из жизни сверстников (или из собственного опыта). Ребенок пытается выделить этапы развития события, связать их воедино, сделать вывод из собственного рассказа.

«Туча»

С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход их создавшейся ситуации. Можно считать предыдущие методики подготовительными к освоению схемы «Туча».

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное), надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать?») от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой?»). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» и надо искать пути договоренности, выстраивая между ними «Мостик».

В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего?») и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем?»). На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири» (см. выше). Оценивая все «за» и «против», ребенок приходит к выводу: «Добиваясь одной своей цели (своего «хочу!»), можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести».

Подводя итог логическому анализу проблемной ситуации, можно воспользоваться алгоритмом «Ступеньки» (см. выше). С помощью этой схемы ребенок видит встречные шаги двух конфликтующих сторон и может сделать вывод: для достижения общего результата необходимы встречные усилия обеих сторон.

«Отрицательная ветвь»

Часто дети знают, что тот или иной поступок может вызвать негативную реакцию взрослых или сверстников. Однако проанализировать результаты своего поведения, выстроить логическую цепь отрицательных последствий им достаточно трудно. С помощью этой методики ребенок овладевает навыками рассуждения по типу индукции: «Если А — то В, если В — то С, и т.д.».
Бывает, что итоги таких рассуждений удивляют или даже пугают некоторых детей. Они сразу же прекращают свои рассуждения и говорят: «Нет, я, пожалуй, так делать не буду!» Выстраивают «отрицательную ветвь», как и «ступеньки», снизу вверх. Каждую фразу надо начинать со слова «Если...», а заканчивать фразой со словом «то...».

В качестве примера приведем рассуждения Славы Н., 7 лет (читаются снизу вверх).

16. Нет, я буду всегда слушаться воспитателя и дружить с ребятами!

15. Я буду переживать.

14. Она заболеет.

13. Она узнает причину и расстроится.

12. Она отпросится с работы и побежит в детский сад.

11. Мама будет волноваться.

10. Позвоню маме и попрошу ее забрать меня пораньше.

9. Я захочу домой.

8. Я очень расстроюсь.

7. Но никто со мной не захочет играть.

6. Когда я попрошу прощения, воспитатель разрешит мне играть с детьми.

5. Мне будет скучно сидеть, и никто ко мне не подойдет.

4. Воспитатель посадит меня на стул.

3. Дети обидятся на меня и пожалуются воспитателю.

2. Я буду бегать и всем мешать.

1. Я не буду слушаться воспитателя.

В результате проведенной работы дети 5—7 лет постепенно приходят к выводу, что каждый человек имеет собственные интересы, мнения, желания. Эти желания надо принимать и уважать, тогда многих конфликтов и ссор можно избежать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в разновозрастной группе «Воспитание культуры общения с использованием игровых и проблемных ситуаций»

1.Формирование основ культуры общения и позитивных межличностных отношений в детском коллективе2. Развитие навыков анализа смоделированных ситуаций и примеров собственных...

Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации

Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...

Игровые задания, проблемные ситуации

Игровые задания, проблемные ситуации....

Игровые и проблемные ситуации, как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождения. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагиров...

Картотека "Игровые и проблемные ситуации"

Игровые проблемные ситуации - это полноценная, но специально организованная игра....

Методы активного обучения,проблемные ситуации 5-6лет

Целью современного дошкольного образования является развитие ребенка, раскрытия его творческого потенциала. В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знан...

ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника — игра. Поэтому именно игра является источником и средством реализации проблемных ситуаций. Это в первую очередь касается специально разработанных иг...