Психолого-педагогический консилиум как важный аспект воспитательно-образовательного процесса
консультация по психологии

Кошманова Софья Евгеньевна
В статье рассказывает о том, что такое психолого-педагогический консилиум, его целях и задачах, принципах и организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_2.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический консилиум

Психолого-педагогический консилиум – это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующих ту или иную стратегию сопровождения ребенка в образовательном учреждении и разрабатывающий тактики сопровождения. Это консилиум специалистов, который вправе профессионально определить уровень развития ребенка, выявить отклонения и предложить тот или иной курс лечения и реабилитации. Здесь работает отделение психолого-педагогической диагностики развития детей: учитель-логопед, педагоги - психологи, социальный педагог, квалифицированные педагоги с большим опытом работы. Они в зависимости от состояния интеллектуальных, физических и личностных особенностей определяют программу, реабилитации и обучения, консультируют по различным вопросам.

Целью психолого-педагогического консилиума является-
обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Задачи:

  • своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении;
  •  профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;
  • выявление резервных возможностей развития детей; определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи исходя из имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
  • разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей;
  • консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций;
  •  подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;
  • организация взаимодействия педагогов и специалистов учреждения, участвующих в деятельности ППк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.

Принципы работы психолого – педагогического консилиума:

  • Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительное.
  • Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.
  • Принцип закрытости информации. Диагноз, или заключение консилиума, не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Психолого-педагогическая помощь предоставляется обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.

В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения.

Первичный консилиум проводится при зачислении учащегося в класс сразу по завершении первичных обследований у всех специалистов. Как правило, это психолог, логопед и/или дефектолог, психиатр, педагог; в отдельных случаях могут быть привлечены другие специалисты.

Плановый консилиум рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие.

Срочный консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, работающих с учащимся, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).

Заключительный консилиум проводится в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения (например, из начальной школы в среднее звено) или в связи с завершением коррекционной работы. Материалы заключительного консилиума используются как основа для составления психолого – педагогической характеристики ребёнка.

Организация заседаний проводится в два этапа:

  1. Подготовительный

*подготовка консилиума проводится каждым участником отдельно.

· осуществляется сбор и обобщение данных (диагностические данные анализируются по ряду показателей – медицинскому, психологическому, логопедическому, социологическому, педагогическому);

· формулируются предварительные выводы и рекомендации.

  1. Основной

- проводится обсуждение по итогам диагностики;

- вырабатывается коллективное решение, рекомендации;

- обсуждаются и утверждаются тип класса, учебной программы, приёмы и методы педагогического воздействия.

Для эффективной и компетентной работы состав консилиума должен быть достаточно гибок. Он включает в себя постоянных и временных участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье» (из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)

Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, чт...

Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....

ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТР НА ПОДУШКАХ»

С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в МБДОУ «ДСОВ № 91» мною организована театрально – фольклорная студия «Росинка».  В рамках работы студии...

«Психолого- педагогические условия, влияющие на развитие психических по-знавательных процессов» (Выступление на РМО)

Условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов - это то, что оказывает определённое влияние на ребёнка; те обстоятельства обучения, воспитания и развития, от которых зависят особен...

Психолого-педагогические наблюдения - инструмент для эффективной реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Педагогическое наблюдение призвано обеспечить постоянное наблюдение и оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного плани...