Презентация: психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
презентация по психологии

Кошманова Софья Евгеньевна
В презентации рассказано о особенностях психологической работы с родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslednee.pptx686.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Слайд 2

Психолого-педагогическое сопровождение детей должно носить системный и непрерывный характер, оно должно продолжатся месяцами и годами, и с помощью такой работы у детей наблюдается стойкий, долговременный эффект от работы. Полноценному развитию и реабилитации способствуют индивидуальные программы помощи, сформированные с учётом потребностей и возможностей конкретного ребёнка. В идеале наиболее эффективной моделью помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья является взаимодействие семьи и междисциплинарной команды с целью выработки единой коррекционной развивающей программы и программы сопровождения семьи с учётом компенсаторных возможностей ребёнка. Реабилитационная и психолого-педагогическая работа должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, которым оказывается информационно-психологическая и практическая помощь.

Слайд 3

Сопровождение должно быть выстроено таким образом, чтобы оказывалась психологическая помощь и поддержка самим родителям, воспитывающим тяжело больных детей. Появление в семье ребёнка-инвалида меняет, ломает все закономерные связи, которые ранее складывались до этого события в жизни семьи. Образ жизни семьи в случае рождения ребёнка с неизлечимым заболеванием кардинально видоизменяется. Родители, а особенно мать, сталкиваются с реалиями жизни, часто с непониманием, отгороженностью, страхом, агрессией других людей. Личность родителей под влиянием этих факторов изменяется. Для матери из доброго и справедливого мира превращается в «противостоящий». Как правило, в семье выделяется устойчивая диада – ребёнок – мать или ребёнок – бабушка. Наиболее ярко изменения жизни проявляются в диадах. Другой аспект проблемы заключается в том, что большинство теорий возрастного развития подтверждают тот факт, что взрослеющий ребёнок становится всё более «не зависимым », «автономным», он приобретает возможность самостоятельного выхода в культуру и взаимодействия с ней без посредников. Однако тяжело больной ребёнок с ОВЗ реализует «качественно отличный, своеобразный тип развития». У него процесс суверенизации часто не наступает или наступает с некоторыми оговорками. Ребёнок с ОВЗ не может жить самостоятельно и во многом определяет специфику функционирования и развития психологической системы ребёнка.

Слайд 4

На какую цель опирается родитель, воспитывающий ребёнка-инвалида? Скорее всего, большинство ответов на этот вопрос с различными вариантами будет иметь следующий смысл: вылечить ребёнка. Можно предположить, что такая цель будут являться тупиковым путём развития системы, так как полное излечение детей с ОВЗ часто невозможно, и осознание этого происходит с течением времени у большинства отцов и матерей. В практической работе необходима переориентация родителей (а особенно матери) на другую цель и смыслы – жить, принимать ситуацию такой, какая она есть, любить своего ребёнка и радоваться его достижениям, тогда, возможно, такая цель будет способствовать саморазвитию психологической системы. Чтобы самостоятельно прийти к такой цели, необходим определённый индивидуальный потенциал личности родителя, поэтому помощь психолога в работе с такими клиентами необходима. Источником преобразования могут являться внутренние резервы личности родителя, а именно – стремление к самоактуализации и к саморазвитию. А психолог может помочь самореализации личности, тем самым «подтолкнув» родителя к самоактуализации .

Слайд 5

Огромное негативное воздействие внешних факторов приводит к невозможности реализовать потребность в самореализации родителя ребёнка-инвалида. Длительная невозможность «осуществить свои личные цели, страсти и интересы», невозможность самореализоваться приводит к усилению хронического стресса, который, в свою очередь, подавляет внутренний потенциал личности, самостоятельно мать ребёнка с таким большим количеством внешних трудностей справиться не может. Для самореализации личности родителя ребёнка с ОВЗ необходимо создание определённых внешних условий в виде поддержки на всех уровнях жизнедеятельности семьи. В этом случае можно реализовать способность к самоорганизации, саморазвитию человека.

Слайд 6

На практике это может выстраиваться следующим образом: Индивидуальная работа с родителем. В силу понятных причин индивидуальную работу с матерью больного малыша в её классическом понимании выстроить достаточно сложно, поэтому уместно применять форму одновременного воздействия на ребёнка и на его мать во время занятия. Например, психолог ведёт коррекционно-развивающую работу с тяжело больным ребёнком и одновременно, когда это позволяют определённые методы работы, выстраивается беседа с матерью. Групповая тренинговая работа с женщинами. Привлечение родителей детей с ОВЗ к организации и участию в различных городских мероприятиях. Привлечение матерей «особых деток» к участию в работе кружков и секций (гимнастика, йога, аэробика и др .). Психологическое сопровождение родителей в режиме онлайн

Слайд 7

Если специалист предлагает разные способы взаимодействия, родители имеют возможность сделать выбор в пользу того или иного направления, тем самым найти личностный ресурс для воспитания больного малыша, сформировать новую систему смыслов и ценностей, иметь возможность для саморазвития и самоактуализации . Все эти результаты в конечном итоге способствуют более качественной адаптации и реабилитации его ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь родителям воспитывающих детей с ОВЗ

Консультирование родителей воспитывающих детей с ОВЗ с использыванием  личностно ориентированной патогенетической психотерапии, а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-пов...

Методическая разработка "Психологическое сопровождение родителей воспитывающих детей с отклонениями в развитии"

Работа с семьей включает в себя исследование и развитие собственных личностных установок родителей, которые, в психотравмирующей ситуации, препятствую установлению гармоничного контакта с ними и с окр...

Этапы оказания психологической поддержки родителям, воспитывающих детей-инвалидов (ОВЗ).

Статья содержит описание проживания родителями известия о диагнозе ребенка. Материал предназначен педагогам-психологам, педагогам, работающим с семьей, имеющей ребенка - инвалида (ОВЗ)....

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психологического сопровождения родителей воспитывающих детей с ОВЗ".

Психологическое сопровождение  описано на примере практического опыта работы МДОУ 158 "Детский сад №158 " г.Ярославль...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с РАС

Условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является психолого-педагогическое сопровождение  родителей. Задача специалистов – помочь родителям на каждом эта...

Консультация для родителей "Комплексное сопровождение родителей,воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями"

Консультация о том, как родители "принимали" диагнозы детей, с какими трудностями сталкивались родители ,что помогло им справится....

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном методическом материале рассказывается о основах психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. ...