программа занятий по коррекции и развитию эмоционального мира дошкольников
календарно-тематическое планирование на тему
Основная цель программы повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности и эмоциональный комфорт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_teme.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по теме
«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»
педагога-психолога Андреевой А.Е в рамках формирование ВКЗ как фактор здоровьесбережения.
Сентябрь, апрель | |||
2-младшая | средняя | старшая | подготовительная |
Диагностика познавательной и эмоциональной сферы детей. |
Сетка занятий на октябрь 2012г.
2-младшая | средняя | старшая | подготовительная |
1. «Мое имя». Цель: Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг другу по имени, развивать эмпатию и навыки общения. | 1. «Тайна моего имени». Цель: Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг другу по имени, развивать эмпатию и навыки общения. | 1. «Тайна моего имени». Цель: Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг другу по имени, развивать эмпатию и навыки общения. | 1. «Тайна моего имени». Цель: Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг другу по имени, развивать эмпатию и навыки общения. |
2. «Кто такой Я». Цель: научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста. | 2. «Автопортрет». Цель: учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол). | 2. «Автопортрет». Цель: учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол). | 2. «Автопортрет». Цель: учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол). |
3. «Мои умные помощники». Цель: учить понимать и ценить роль органов чувств, развивать навыки исследования предметов с помощью органов чувств. | 3. «Мой внутренний мир». Цель: учить понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества. | 3. «Мой внутренний мир». Цель: учить понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества. | 3. «Мой внутренний мир». Цель: помочь каждому ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения. |
4. «Мои игрушки». Цель: учить детей определять предпочтения по отношению к игрушкам, развивать познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям. | 4. «Мой любимый сказочный герой». Цель: способствовать самовыражению ребенка, учить его средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. | 4. «Мой любимый сказочный герой». Цель: способствовать самовыражению ребенка, продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать характерные черты персонажа. | 4. «Мой любимый сказочный герой». Цель: способствовать самовыражению ребенка, продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать характерные черты персонажа. |
5. «Мои любимые сказки». Цель: развивать творческое воображение ребенка, способствовать освоению образных движений. | 5. «Мы так похожи». Цель: обеспечивать профилактику социальной дезадаптации детей, формировать чувство принадлежности к группе, помогать ребенку почувствовать себя более уверенно. |
План занятий на ноябрь 2012г.
2-ая младшая | средняя | старшая | подготовительная |
1. «Я хочу». Цель: развивать у детей способность оценивать свои желания, направлять внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений. 2. «Я могу» Цель: развивать познавательную активность детей, приучать детей к самостоятельности, к соблюдению правил. 3. «Мое настроение». Цель: дать детям начальные знания о базовых эмоциях (радость, грусть, злость). 3. «Плохо быть одному». Цель: учить детей устанавливать и поддерживать социальные контакты, учить ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями и вопросами. 4. «Мы разные». Цель: развитие умения узнавать отличительные черты друг друга, развитие эмпатии, тактильного | 1 Мы такие разные. Учить различать индивидуальные особенности детей в группе, определять свои вкусы в еде, предпочтения по отношению к животным, играм, занятиям. 2.Язык жестов и движений. Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы. 3.Давайте жить дружно. Формировать чувство принадлежности к группе, помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении. 4. «Мальчики и девочки». Цель: учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения, развивать навыки общения мальчиков с девочками. | 1. Мы такие разные. Учить различать индивидуальные особенности детей в группе, учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям и сравнивать их со вкусами других. 2. Язык жестов и движений. Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающим, дать детям дополнительные сведения о значение жестов. Движений в процессе общения. 3. Давайте жить дружно. Развивать групповую сплоченность, преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам, учить детей взаимопомощи. 4. «Мальчики и девочки». Цель: учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения, развивать навыки общения мальчиков с девочками. | 1.Мы такие разные. Закреплять у детей представление о том, что все люди непохожи друг на друга, развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям. 2.Язык жестов и движений. Продолжить формировать у детей умение устанавливать и поддерживать контакты, учить их понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, движениям тела. 3.Давайте жить дружно. Продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации. 4. «Мальчики и девочки». Дать детям представление о мужественности и женственности, о понимании своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях. |
План занятий на декабрь 2012г.
2-ая младшая | средняя | старшая | подготовительная |
1. «Мы веселимся, смеемся, играем». Цель: развивать у детей умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения. 2. «Говорим руками и телом». Дать детям первоначальные знания о культуре жеста, учить воспроизводить выразительные движения и позы. 3. «Помогаем друг другу». Цель: воспитывать у детей навыки партнерского общения, формировать умения согласовывать свои действия с действиями других детей. 4.Мальчики и девочки. Цель: воспитывать у детей навыки партнерского общения. | 1.«Радость». Познакомить детей с эмоцией радости, учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. 2. «Удивление». Цель: познакомить детей с эмоцией удивления, учить их передавать данное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. 3. «Страх». Цель: познакомить детей с эмоцией страх, учить передавать это эмоциональное состояние. 4. «Гнев». Цель: учить передавать это состояние социально-приемлемыми способами. | 1. «Радость». Расширять представления детей об эмоции радость, учить понимать свои чувства и чувства других, учить передавать свое эмоциональное состояние, используя выразительные средства. 2. «Удивление». Расширять представление об эмоции удивление. 3. «Страх». Расширять представление об эмоции страх, способствовать снятию страхов у детей, повышению уверенности в себе. 4. «Гнев». Цель: расширять представление детей об эмоции «гнев», способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами, снятию негативных настроений, ослаблению агрессивности | 1. «Радость». Расширять представление об эмоции радость, учит понимать относительность в оценке чувств, формировать положительные эмоции. 2. «Удивление». Расширять представление детей об эмоции удивление, учить понимать свои чувства и других. 3. «Страх». Расширять представление детей об эмоции страх, способствовать открытому проявлению эмоции социально-приемлемыми способами 4. «Гнев». Цель: расширять представление детей об эмоции «гнев», способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами, снятию негативных настроений, ослаблению агрессивности |
План занятий на январь 2013гг.
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1.«Все начинается с мамы». Цель: способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме; учить понимать эмоциональные состояния на примере мамы. «Давай поиграем». | 1. «Горе». Цель: познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, учить эмоционально, воспринимать грустное настроение, знакомить со способами снятия негативных настроений. | 1. «Горе». Цель: познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, учить эмоционально, воспринимать грустное настроение, знакомить со способами снятия негативных настроений | 1. «Горе». Цель: познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, учить эмоционально, воспринимать грустное настроение, знакомить со способами снятия негативных настроений. |
2. «Дружная семья». Цель: учить детей проявлять чуткое и ласковое отношение к самым близким людям - маме, папе, бабушке, дедушке. | 2. «Интерес». Цель: познакомить детей с эмоцией интерес; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. . | 2. «Интерес». Цель: познакомить детей с эмоцией интерес; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. | 2. «Интерес». Цель: расширять представление детей об эмоции «интерес»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими). |
3. «Маленький помощник». Цель: учить детей радовать своих родных и близких добрыми делами и хорошими поступками, воспитывать у детей желание оказывать окружающим людям посильную помощь. | 3 . «Наши эмоции». Цель: продолжить знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения. | 3 . «Наши эмоции». Цель: продолжить знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения. | 3 . «Наши эмоции». Цель: продолжить знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения. |
План занятий на февраль 2013гг.
2 -младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1. «Я в детском саду». Цель: создать положительный эмоциональный климат в группе, развивать навыки общения, вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий, способствовать профилактике социальной дезадаптации. | 1.«Мой ласковый и нежный зверь». Цель: учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой, дать детям представление о взаимозаменяемости человека и животного, формировать умение переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми. | 1.«Мой ласковый и нежный зверь». Цель: учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой, дать детям представление о взаимозаменяемости человека и животного, формировать умение переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми. | 1.«Мой ласковый и нежный зверь». Цель: учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой, дать детям представление о взаимозаменяемости человека и животного, формировать умение переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми. |
2. «Секрет волшебных слов». Цель: формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова, учить детей видеть недостатки в своем поведении и их исправлять. | 2. . «Общение с животным. Медведь». Цель: способствовать адекватному ролевому развитию детей, оптимизировать общение со сверстниками, способствовать снижению страха перед животными. | 2.«Общение с животным. Волк» Цель: обеспечивать адекватное ролевое развитие; обучать умению принимать на себя роль, соответствующую новым ситуациям. | 2.«Общение с животным. Змей» Цель: обеспечивать адекватное ролевое развитие; обучать умению принимать на себя роль, соответствующую новым ситуациям. |
3.«Мы поссоримся и помиримся». Цель: учить понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций | 3. .« С кем я живу». Цель: вызвать у детей интерес к собственной личности, дать детям представление о различных родственных отношениях в семье, показать отличие конкретного человека от других людей. | 3. «С кем я живу». Цель: помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами семьи. | 3. «С кем я живу». Цель: продолжать формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье. |
4.«Давай поговорим». Цель: познакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей, учить вежливо, общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. | 4. «Правила домашнего этикета». Цель: учить детей ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, создавать положительное эмоциональное настроение у детей. | 4. «Правила домашнего этикета. Цель: учить детей ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. | 4. «Правила домашнего этикета». Цель: продолжать учить детей ценить доброе отношение и отвечать близким заботой и вниманием, учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. |
План занятий на март.
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Итоговое занятие «В гостях у сказки». Цель: продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом при помощи не только вербальных, но и не вербальных средств общения., развивать у детей коммуникативные склонности, умение работать с партнером, способствовать сплочению детского коллектива. | Итоговое занятие: 1.Путешествие в сказку. Цель: повторить пройденное и закрепить знания, умения детей, создавать положительный эмоциональный фон, развивать навыки общения со сверстниками, способствовать уменьшению чувства страха у детей. | Итоговое занятие: повторять и закреплять уже приобретенные знания детей, развивать навыки общения со сверстниками, формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов, способствовать снижению агрессивности детей. | Итоговое занятие: «Путешествие на остров нарисованных человечков». Цель: повторить пройденное и закрепить знания, умения детей, создавать положительный эмоциональный фон; способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей. |
Итоговое занятие: «Урок общения». Цель: развивать эмпатию детей, продолжать учить взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, развивать навыки общения. | Итоговое занятие: «Я знаю, умею, могу». Цель: повторить пройденный материал, закрепить знания и умения детей; развивать представление детей о себе и своем отличии от других. Формировать адекватную самооценку, продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками. | Итоговое занятие: «Я знаю, умею, могу». Цель: повторить пройденный материал, закрепить знания и умения детей, развивать представления детей о себе и своих отличиях от других, формировать адекватную самооценку, продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками. | Итоговое занятие «Я знаю, умею, могу». Цель: повторить пройденный материал, закрепить знания и умения детей, развивать представления детей о себе и своих отличиях от других, формировать адекватную самооценку, продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками. |
Используемая литература:
- «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет; Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И.А Пазухина-СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008.-272с, ил.
2. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет.: пособие-конспект для практических работников ДОУ/ Авт., - сост. И.А. Пазухина. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-96.,ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального мира дошкольника с нарушением зрения и речи.
Роль и значение эмоций для ребенка неоспоримо.Эмоции играют важную роль в его развитии.Как лучше ввести ребенка в мир эмоций? Конечно, через игру!...
Использование арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников
Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через ег...
Развивающая программа по развитию эмоционального мира дошкольников в условиях сенсорной комнаты «Одуванчики»
Основной целью данной программы является гармонизация внутреннего мира дошкольника сосредством сенсорного развития в условиях сенсорной комнаты. Программа предназначена для детей 3-7 лет для подгруппо...
"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...
Занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.
Адаптированный вариант групповой работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....
Картотека занятий, направленных на развитие эмоционального мира дошкольников 4-5 лет.
Занятие «Тайна моего имени»Цели: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.Оборудование: две куклы; ко...
Использование методов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников
Консультация для педагогов-психологов ДОУ по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников....