Характеристика профессиональной деятельности педагога - психолога 2025г
статья по психологии

Писарева Мария Владимировна

Деятельность педагога - психолога в ДОУ осуществляется в соответствии с Профессиональным стандартом педагога-психолога. Целью работы является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и всех его участников в дошкольном образовательном учреждении. Оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика профессиональной деятельности педагога - психолога муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 38 имени А.И. Кальницкого поселка Кубанский муниципального образования Новопокровский район

Писаревой Марии Владимировны

  1. Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании.

Профессиональное образование:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, факультет педагогики и психологии, специальность «Педагог-психолог» 2016 г.

Дополнительное профессиональное образование:

Курсы повышения квалификации попрограмме  «Деятельность педагога-психолога в дошкольной образовательной  организации в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО и профессионального стандарта» (ООО «Центр непрерывного образования и инноваций г. Санкт – Петербург), 72 часа, 2024 г.

Курсы повышения квалификации по программе «Детская нейропсихология: методы диагностики и коррекции отклонений в развитии» (ООО «Центр непрерывного образования и инноваций г. Санкт – Петербург),72 часа, 2024 г.

Стаж работы в МАДОУ № 38 – 24 года, педагогом – психологом – 9 лет.

Категория – высшая квалификационная категория.

2.Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 имени А. И. Кальницкого поселка Кубанский муниципального образования Новопокровский район, основан в 1964 году. Статус казачьей образовательной организации присвоен в 2022 году. Произошло это не случайно. Полтора десятилетия  ранее, благодаря  инициативе педагогов – новаторов и казаков, а теперь и наших социальных партнёров, зародилась идея – воспитывать новое поколение современных казачат, сохраняя и приумножая историко-культурные традиции казачества России. В 2023 году казачьей образовательной организации присвоено имя героя, участника СВО, атамана А.И.Кальницкого, который на протяжении нескольких лет был наставником наших воспитанников.

В настоящее время, в период 2024 – 2025 учебный год, в МАДОУ № 38 обучается 152  ребенка, 45  детей имеют статус «ребенок с ОВЗ», 4 ребенка инвалида. В детском саду 7 групп: 4 - общеразвивающих, 3 группы компенсирующей направленности. На базе детского сада работает  консультационный центр.Педагогический состав насчитывает 19 человек (12 воспитателей, 7 специалистов).

3.Сведения о целях, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог» (психолог  в сфере образования), утвержденным приказом Минздрава России от 24 июля 2015 г. № 514н (далее профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования).

Деятельность педагога - психолога в ДОУ осуществляется в соответствии с Профессиональным стандартом педагога-психолога. Целью работы является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и всех его участников в дошкольном образовательном учреждении. Оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Основными направлениями моей профессиональной деятельности являются следующие:

  1. Психолого-педагогическое и методическоесопровождение реализации основных идополнительныхобразовательныхпрограмм;
  2. Психологическая экспертиза комфортности и безопасности дошкольной образовательной среды;
  3. Психологическое консультированиеучастников образовательного процесса;
  4. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками;
  5. Психологическая диагностика детей, педагогов;
  6. Психологическое просвещение участников образовательного процесса;
  7. Психологическая профилактика.

4. Перечень применяемых  психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение соответствующих  форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

В своей практической деятельности использую следующие технологии:

1.Диагностические. Обследование эмоционально – волевой сферы, самооценки, психологической готовности ребенка к школе, уровня адаптации, познавательные способности.

2.Здоровьесберегающие.Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, релаксации, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения), элементы песочной терапии, элементы сказкотерапии, элементы арттерапии, самомассаж.

3.Коррекционно – развивающие. Групповая и индивидуальная коррекционно – развивающая работа.

4.         Информационно–коммуникативные. Использование мультипликационного материала для развития, коррекции и профилактики, показ презентации на проекторе (в коррекционно – развивающих занятиях, в профилактической работе).

5.Игровые технологии. Игры с правилами, игры – пантомимы, тренинговые упражнения, сюжетно – ролевые игры.

Технологии, применяемые в моей работе, строятся по направлениям: профилактика, диагностика (индивидуальная и групповая), коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая), консультирование, психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.

Использую программы и методические материалы:

Название

Автор

1.

«Адаптация детей дошкольного возраста»

Н.И. Донскова

2.

«Занятия для детей с задержкой психического  развития». Сопровождение детей с ОВЗ в ДОО»

Н. В. Ротарь,

Т.В.Карцева

3.

«Играем в сказку». Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников»

О.А.Шорохова

4.

«Как помочь агрессивному ребенку?»

Е.В. Иванова

5.

«Коррекционно – развивающие занятия». Старший возраст

В.Л. Шарохина

6.

«Песочная терапия в работе с детьми»

Е.С. Зимина

7.

«Психогимнастика в детском саду»

Е.А.Алябьева

8.

«Развитие внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4-6 лет».

Ю.Е. Веприцкая

9.

«Сказка в тренинге». Коррекция, развитие, личностный рост.

И.В. Стишенок

10.

«Формирование коммуникативного и социального опыта у детей с ЗПР»

Т.В. Бойко

11.

«Цветик – семицветик». Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников (3-6 лет)

Н.Ю. Куражева

12

«Цветик – семицветик». Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников(6-7 лет). Приключения будущих первоклассников

Н.Ю. Куражева

Диагностические методики, тесты, опросники.

Название

Автор

1.

Экспресс – диагностика в детском саду.

(Комплект материалов для педагогов – психологов дошкольных образовательных учреждений) (Вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа)

Н.Н. Павлова,

Л.Г. Руденко

2.

Методика «Я в детском саду»

М.В Быкова

3.

Методика «Рисунок несуществующего животного»

М. З. Дукаревич

4.

Методика «Паровозик»

С. В. Велиева

5.

«Рисунок семьи»

Л. Корман

6.

«Дом. Дерево. Человек»

З.Ф. Семенова

7.

«Кактус»

М.А. Панфилова

8.

«Мои страхи».Выявление детских страхов

А.И. Захаров

9.

Методика «Страхи в домиках» для дошкольников 

М.А. Панфилова

10.

«Автопортрет» (Диагностика эмоциональной сферы ребенка)

К. Маховер

11.

«Шкала явной тревожности CMAS» (для педагогов)

В адаптации

А. М. Прихожан

12.

Анализ результатов обследования  уровня психологической комфортности

   

(на основе метода наблюдения Смирновой Е.О.)

13.

Опросник «Профессиональное выгорание»

Н.Е. Водопьянова,

Е.С. Старченкова

5.Перечень разработанных конкурсантом локальных и методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и иное с указанием сведений об апробации и обсуждении в профессиональном сообществе(публикации, утверждение педагогическим и управляющим советом организации)

Согласно требованиям  ФГОС ДО и профессиональному стандарту «Педагог – психолог в системе образования», для успешной реализации основной и дополнительных образовательных программ в ДОУ должны быть созданы соответствующие психолого-педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития.

Учитывая требования  ФГОС ДО и специфику дошкольного учреждения, мною  была разработана модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса дошкольного учреждения. В основе модели лежит сопровождение ребенка в процессе его развития. Данная модель позволяет выстроить такое взаимодействие, когда усилия всех участников  образовательного процесса в ДОУ (родители (законные представители), педагоги, специалисты, администрация) направлены на создание комфортных, развивающих, учебных условий для детей с учетом их особых образовательных возможностей. Ежегодный мониторинг уровня индивидуального развития детей (педагогическая диагностика), проводимый в начале и конце учебного года, позволяет формировать и корректировать мою деятельность с учетом выявленных особенностей в развитии детей.

В построении коррекционно-развивающей работы с детьми я учитываю особенности возрастного и психофизического развития, а так же анализирую возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения. Основной упор в работе с детьми делается на использование игровых технологий, так как именно игровая деятельность лежит в основе онтогенеза личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, и процессах социализации.

За период профессиональной психолого-педагогической деятельности составлена программа психолого-педагогического сопровождения в период адаптации для детей 2 – 4 лет, целями которой являются помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения и развитие эмоциональной сферы детей.

Так же составлена программа коррекционно-развивающей работы  для детей 3 – 7 лет, целями которой являются создание условий для естественного психологического развития ребенка, которая показывает стабильные положительные результаты.

В настоящее время особое внимание уделяется сопровождению детей из семей участников специальной военной операции. Опираясь на рекомендации Минпросвещения и алгоритм работы по сопровождению обучающихся, чьи родители являются участниками специальной военной операции (СВО), разработана программа психолого – педагогического сопровождения детей участников СВО. Основной целью программы является: организация психолого-педагогического сопровождения и оказание психологической помощи детям участников СВО.

Задачи:

1.Сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей участников СВО.

2.Развитие эмоционального и социального интеллекта.

3.Формирование навыков жизнестойкости у дошкольников.

4.Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников  образовательных отношений.

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие виды деятельности:

 -     сбор информации о детях участниках СВО;

 -     наблюдение за эмоциональным состоянием данной категории детей;

 - проведение углубленной диагностики и индивидуальных профилактических и коррекционных занятий по результатам мониторинга;

 - организация мероприятий по созданию благоприятного психологического климата в группах, которые посещают дети участников СВО;

 - проведение профилактических занятий, направленных на формирование навыков жизнестойкости, снятие эмоционального напряжения, через игры, упражнения – тренинги, релаксации;

 - проведение игр, направленных на развитие эмоционального и социального интеллекта;

 -  консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями (беседы, семинары, раздача памяток);

 -  индивидуальная консультативная работа с родителями данной категории детей. В случае необходимости оказание им психологической помощи.

В виду того, что в дошкольном учреждении 4 коррекционные группы, провожу групповую и индивидуальную работу с детьми ОВЗ, имеющими рекомендации ПМПКа ГБУ «Центра диагностики и консультирования».

В этом направлении разработаны и реализованы следующие материалы:

Методическая разработка «Коммуникативные игры для детей с ОВЗ с использованием игрового  пособия «Дары Фрёбеля».

(Рецензия: 28.02.2022 г. кандидат педагогических наук,  доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «АГПУ» С.И.Семинака)

Цель методической разработки: развитие умений социального взаимодействия  и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:        

- развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы;

- развитие внимания, сенсорных эталонов;

- развитие умения понимать и выполнять словесные инструкции;

- развитие моторной координации;

- преодоление трудностей социализации.

Представленный комплекс игр включаю в адаптированную образовательную программу с детьми, имеющими нарушения развития, характеризующиеся качественным нарушением социального взаимодействия и  коммуникации.

Практическое применение данных игр с использованием пособия «Дары Фрёбеля» доказало, что мир предметов и их свойств значим для детей с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, привлекает их внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений дети испытывали удовольствие, которое проявляется во всем их облике, а также в степени целеустремленности.

Вовлечение в совместные игры  детей  - один из эффективных приемов коррекции и социализации детей с ОВЗ. Играя в предложенные игры совместно со сверстниками, дети стараются установить контакт  друг с другом, формируя умения социального взаимодействия  и коммуникации.

Дидактическое пособие «Угадай эмоцию».

(Рецензия: 8.05.2024 г. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО  «АГПУ» Л.А.Ястребова).

Целью  пособия является развитие умения различать и называть эмоции и чувства человека в различных ситуациях.

Играя, дети учатся  различать и распознавать эмоциональные состояния людей в различных ситуациях, понять, что именно их тревожит, огорчает, радует, злит и т.д. Дети стараются понять чувства других и сопереживают главному герою, который попадает в определенные ситуации. Анализируя ситуацию, ребята помогают найти выход из нее, принять правильное решение.

Практическое применение игр дидактического пособия «Угадай эмоцию», показало, что многим детям трудно найти правильное решение, предложенной  ситуации, в которую попадает главный персонаж игры. Только в результате систематического анализа идентичных ситуаций, ребята научились самостоятельно делать правильный вывод и предлагать оптимально приемлемое решение проблемы.

Проект «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников».

Целью  проекта является оказание практической помощи детям в социальной адаптации, посредством конструктора «Мультикрути»: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками.

Задачи:

  • Развитие интереса к совместным  играм.
  • Формирование социальных навыков  со сверстниками в процессе конструирования (умение договариваться, убеждать, объяснять, уступать друг другу).
  • Формирование у дошкольников потребности в общении.
  • Развитие у детей  умений, навыков адекватного поведения.
  • Развитие внимания, мышления, памяти, воображения и творческих способностей.
  • Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

Тренинг для педагогов «Воздушный шарик». Профилактика профессионального выгорания.

Тренинг направлен на снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагога. Знакомство педагогов и специалистов с приёмами психологической  саморегуляции. Развитие умения  создавать благоприятные условия для продуктивной работы над собой. Развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Для педагогов и   специалистов разработаны тренинговые занятия:

Тренинг «Мы  - одна команда».

Направлен на сплочение коллектива, построение эффективного взаимодействия, необходимого в совместной деятельности, для достижения конкретных задач. Развитие у педагогов компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Тренинг «Гори огнем, но не сгорай!»

Данный тренинг направлен на профилактику профессионального выгорания и развитие эмоциональной устойчивости педагогов. Педагоги обучаются способам выработки эмоциональной устойчивости,  навыкам   саморегуляции, пониманию, осознанию и использованию внутренних    ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья. В результате проведения тренинга повышается благоприятный  психологический климат в коллективе, повышается их работоспособность и  потребность в проявлении творческих способностей.

6. Обобщенные итоги профессиональной деятельности  конкурсантаза последние три года, отражающие эффективность психолого-педагогического сопровождения.

Работа педагога — психолога строилась в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог – психолог» (Психолог в сфере образования) и в соответствии с годовым планом работы.

 В младших группах и группе раннего развития проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. В процессе наблюдения в адаптационных листах фиксировалось: эмоциональное состояние, социальные контакты со взрослыми и детьми, познавательная, игровая деятельность и  трудности в прохождении режимных моментов. Для того, чтобы этот период прошел менее болезненно, провожу анкетирование, которое дает более глубокое представление о ребенке, его социальных навыках и предпочтениях. Консультирую родителей и даю необходимые рекомендации, исходя из особенностей семейного воспитания, возраста и темперамента ребенка. Для ребят организовывались игры, помогающие лучше познакомиться с другими детьми и значимыми взрослыми. Результаты работы в течение указанного периода -  положительные, более 58% детей легко прошли адаптацию, у остальных детей наблюдался средний уровень адаптации.

Диагностику провожу с детьми, начиная с младшего возраста. Она помогает выявить способности у ребенка, навыки, его личностные качества, самосознание, самооценку, уровень развития малыша, уровень тревожности, а так же готовность к обучению в школе. В ходе диагностики выявляются индивидуальные особенности каждого ребенка, его эмоционального состояния, и прорабатываются дальнейшие действия развивающей  и профилактической  направленности.

Анализируя коррекционно – развивающую работу за истекший  период, прослеживается положительная динамика. Проведенный мониторинг после курса развивающих занятий показал, что у детей возросла устойчивость внимания, повысилась способность распределять и переключать внимание, вырос объем слуховой и вербальной памяти. Ребята могут группировать и обобщать предметы по нескольким признакам, хорошо ориентируются в пространстве. У дошкольников сформированы навыки социального и эмоционального интеллекта. Достичь положительной динамики позволили систематические коррекционно-развивающие занятия с детьми, совместная работа всех участников образовательных отношений и вовлечённость родителей (законных представителей) в коррекционно-развивающий процесс.

За данный период проводилось еженедельное консультирование всех участников образовательного процесса. Для получения индивидуальных консультаций  обращались родители (законные представители), педагоги, специалисты.

Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с планом ДОУ и с планом работы педагога-психолога. Все запланированные мероприятия выполнены в соответствии с намеченными сроками. В группах дошкольного учреждения благоприятный психологический климат и соответствующая среда для развития и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание профессиональной деятельности педагога-психолога, претендента на высшую категорию

В материале представлены два файла. Один включает в себя написанное заявление на высшую категорию педагога-психолога, второй описание педагогической деятельности педагога-психолога...

Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)

В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...

Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога Варламовой Н.Б.

Горжусь профессией своей…За то, что душу человека согреваю,За то, что я могу понять детей.И детство вместе с ними проживаю.Кусочек сердца людям о...

Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога МБДОУ детский сад "Солнышко" Сельдемировой Жанны Александровны

Подготовлена на заочный этап регионального этапа всероссийских конкурсов профессионального мастерства в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Педагог года Югры - 202...

План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».

Психологическая служба образования – интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый...