Характеристика профессиональной деятельности педагога - психолога 2025г
статья по психологии
Деятельность педагога - психолога в ДОУ осуществляется в соответствии с Профессиональным стандартом педагога-психолога. Целью работы является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и всех его участников в дошкольном образовательном учреждении. Оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_professionalnoy_deyatelnosti_pedagoga_-_psihologa_.docx | 46.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика профессиональной деятельности педагога - психолога муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 38 имени А.И. Кальницкого поселка Кубанский муниципального образования Новопокровский район
Писаревой Марии Владимировны
- Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании.
Профессиональное образование:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, факультет педагогики и психологии, специальность «Педагог-психолог» 2016 г.
Дополнительное профессиональное образование:
Курсы повышения квалификации попрограмме «Деятельность педагога-психолога в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО и профессионального стандарта» (ООО «Центр непрерывного образования и инноваций г. Санкт – Петербург), 72 часа, 2024 г.
Курсы повышения квалификации по программе «Детская нейропсихология: методы диагностики и коррекции отклонений в развитии» (ООО «Центр непрерывного образования и инноваций г. Санкт – Петербург),72 часа, 2024 г.
Стаж работы в МАДОУ № 38 – 24 года, педагогом – психологом – 9 лет.
Категория – высшая квалификационная категория.
2.Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 имени А. И. Кальницкого поселка Кубанский муниципального образования Новопокровский район, основан в 1964 году. Статус казачьей образовательной организации присвоен в 2022 году. Произошло это не случайно. Полтора десятилетия ранее, благодаря инициативе педагогов – новаторов и казаков, а теперь и наших социальных партнёров, зародилась идея – воспитывать новое поколение современных казачат, сохраняя и приумножая историко-культурные традиции казачества России. В 2023 году казачьей образовательной организации присвоено имя героя, участника СВО, атамана А.И.Кальницкого, который на протяжении нескольких лет был наставником наших воспитанников.
В настоящее время, в период 2024 – 2025 учебный год, в МАДОУ № 38 обучается 152 ребенка, 45 детей имеют статус «ребенок с ОВЗ», 4 ребенка инвалида. В детском саду 7 групп: 4 - общеразвивающих, 3 группы компенсирующей направленности. На базе детского сада работает консультационный центр.Педагогический состав насчитывает 19 человек (12 воспитателей, 7 специалистов).
3.Сведения о целях, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования), утвержденным приказом Минздрава России от 24 июля 2015 г. № 514н (далее профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования).
Деятельность педагога - психолога в ДОУ осуществляется в соответствии с Профессиональным стандартом педагога-психолога. Целью работы является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и всех его участников в дошкольном образовательном учреждении. Оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Основными направлениями моей профессиональной деятельности являются следующие:
- Психолого-педагогическое и методическоесопровождение реализации основных идополнительныхобразовательныхпрограмм;
- Психологическая экспертиза комфортности и безопасности дошкольной образовательной среды;
- Психологическое консультированиеучастников образовательного процесса;
- Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками;
- Психологическая диагностика детей, педагогов;
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса;
- Психологическая профилактика.
4. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение соответствующих форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.
В своей практической деятельности использую следующие технологии:
1.Диагностические. Обследование эмоционально – волевой сферы, самооценки, психологической готовности ребенка к школе, уровня адаптации, познавательные способности.
2.Здоровьесберегающие.Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, релаксации, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения), элементы песочной терапии, элементы сказкотерапии, элементы арттерапии, самомассаж.
3.Коррекционно – развивающие. Групповая и индивидуальная коррекционно – развивающая работа.
4. Информационно–коммуникативные. Использование мультипликационного материала для развития, коррекции и профилактики, показ презентации на проекторе (в коррекционно – развивающих занятиях, в профилактической работе).
5.Игровые технологии. Игры с правилами, игры – пантомимы, тренинговые упражнения, сюжетно – ролевые игры.
Технологии, применяемые в моей работе, строятся по направлениям: профилактика, диагностика (индивидуальная и групповая), коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая), консультирование, психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
Использую программы и методические материалы:
№ | Название | Автор |
1. | «Адаптация детей дошкольного возраста» | Н.И. Донскова |
2. | «Занятия для детей с задержкой психического развития». Сопровождение детей с ОВЗ в ДОО» | Н. В. Ротарь, Т.В.Карцева |
3. | «Играем в сказку». Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» | О.А.Шорохова |
4. | «Как помочь агрессивному ребенку?» | Е.В. Иванова |
5. | «Коррекционно – развивающие занятия». Старший возраст | В.Л. Шарохина |
6. | «Песочная терапия в работе с детьми» | Е.С. Зимина |
7. | «Психогимнастика в детском саду» | Е.А.Алябьева |
8. | «Развитие внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4-6 лет». | Ю.Е. Веприцкая |
9. | «Сказка в тренинге». Коррекция, развитие, личностный рост. | И.В. Стишенок |
10. | «Формирование коммуникативного и социального опыта у детей с ЗПР» | Т.В. Бойко |
11. | «Цветик – семицветик». Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников (3-6 лет) | Н.Ю. Куражева |
12 | «Цветик – семицветик». Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников(6-7 лет). Приключения будущих первоклассников | Н.Ю. Куражева |
Диагностические методики, тесты, опросники.
№ | Название | Автор |
1. | Экспресс – диагностика в детском саду. (Комплект материалов для педагогов – психологов дошкольных образовательных учреждений) (Вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа) | Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко |
2. | Методика «Я в детском саду» | М.В Быкова |
3. | Методика «Рисунок несуществующего животного» | М. З. Дукаревич |
4. | Методика «Паровозик» | С. В. Велиева |
5. | «Рисунок семьи» | Л. Корман |
6. | «Дом. Дерево. Человек» | З.Ф. Семенова |
7. | «Кактус» | М.А. Панфилова |
8. | «Мои страхи».Выявление детских страхов | А.И. Захаров |
9. | Методика «Страхи в домиках» для дошкольников | М.А. Панфилова |
10. | «Автопортрет» (Диагностика эмоциональной сферы ребенка) | К. Маховер |
11. | «Шкала явной тревожности CMAS» (для педагогов) | В адаптации А. М. Прихожан |
12. | Анализ результатов обследования уровня психологической комфортности
| (на основе метода наблюдения Смирновой Е.О.) |
13. | Опросник «Профессиональное выгорание» | Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова |
5.Перечень разработанных конкурсантом локальных и методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и иное с указанием сведений об апробации и обсуждении в профессиональном сообществе(публикации, утверждение педагогическим и управляющим советом организации)
Согласно требованиям ФГОС ДО и профессиональному стандарту «Педагог – психолог в системе образования», для успешной реализации основной и дополнительных образовательных программ в ДОУ должны быть созданы соответствующие психолого-педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития.
Учитывая требования ФГОС ДО и специфику дошкольного учреждения, мною была разработана модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса дошкольного учреждения. В основе модели лежит сопровождение ребенка в процессе его развития. Данная модель позволяет выстроить такое взаимодействие, когда усилия всех участников образовательного процесса в ДОУ (родители (законные представители), педагоги, специалисты, администрация) направлены на создание комфортных, развивающих, учебных условий для детей с учетом их особых образовательных возможностей. Ежегодный мониторинг уровня индивидуального развития детей (педагогическая диагностика), проводимый в начале и конце учебного года, позволяет формировать и корректировать мою деятельность с учетом выявленных особенностей в развитии детей.
В построении коррекционно-развивающей работы с детьми я учитываю особенности возрастного и психофизического развития, а так же анализирую возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения. Основной упор в работе с детьми делается на использование игровых технологий, так как именно игровая деятельность лежит в основе онтогенеза личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, и процессах социализации.
За период профессиональной психолого-педагогической деятельности составлена программа психолого-педагогического сопровождения в период адаптации для детей 2 – 4 лет, целями которой являются помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения и развитие эмоциональной сферы детей.
Так же составлена программа коррекционно-развивающей работы для детей 3 – 7 лет, целями которой являются создание условий для естественного психологического развития ребенка, которая показывает стабильные положительные результаты.
В настоящее время особое внимание уделяется сопровождению детей из семей участников специальной военной операции. Опираясь на рекомендации Минпросвещения и алгоритм работы по сопровождению обучающихся, чьи родители являются участниками специальной военной операции (СВО), разработана программа психолого – педагогического сопровождения детей участников СВО. Основной целью программы является: организация психолого-педагогического сопровождения и оказание психологической помощи детям участников СВО.
Задачи:
1.Сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей участников СВО.
2.Развитие эмоционального и социального интеллекта.
3.Формирование навыков жизнестойкости у дошкольников.
4.Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений.
Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие виды деятельности:
- сбор информации о детях участниках СВО;
- наблюдение за эмоциональным состоянием данной категории детей;
- проведение углубленной диагностики и индивидуальных профилактических и коррекционных занятий по результатам мониторинга;
- организация мероприятий по созданию благоприятного психологического климата в группах, которые посещают дети участников СВО;
- проведение профилактических занятий, направленных на формирование навыков жизнестойкости, снятие эмоционального напряжения, через игры, упражнения – тренинги, релаксации;
- проведение игр, направленных на развитие эмоционального и социального интеллекта;
- консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями (беседы, семинары, раздача памяток);
- индивидуальная консультативная работа с родителями данной категории детей. В случае необходимости оказание им психологической помощи.
В виду того, что в дошкольном учреждении 4 коррекционные группы, провожу групповую и индивидуальную работу с детьми ОВЗ, имеющими рекомендации ПМПКа ГБУ «Центра диагностики и консультирования».
В этом направлении разработаны и реализованы следующие материалы:
Методическая разработка «Коммуникативные игры для детей с ОВЗ с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля».
(Рецензия: 28.02.2022 г. кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «АГПУ» С.И.Семинака)
Цель методической разработки: развитие умений социального взаимодействия и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы;
- развитие внимания, сенсорных эталонов;
- развитие умения понимать и выполнять словесные инструкции;
- развитие моторной координации;
- преодоление трудностей социализации.
Представленный комплекс игр включаю в адаптированную образовательную программу с детьми, имеющими нарушения развития, характеризующиеся качественным нарушением социального взаимодействия и коммуникации.
Практическое применение данных игр с использованием пособия «Дары Фрёбеля» доказало, что мир предметов и их свойств значим для детей с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, привлекает их внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений дети испытывали удовольствие, которое проявляется во всем их облике, а также в степени целеустремленности.
Вовлечение в совместные игры детей - один из эффективных приемов коррекции и социализации детей с ОВЗ. Играя в предложенные игры совместно со сверстниками, дети стараются установить контакт друг с другом, формируя умения социального взаимодействия и коммуникации.
Дидактическое пособие «Угадай эмоцию».
(Рецензия: 8.05.2024 г. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «АГПУ» Л.А.Ястребова).
Целью пособия является развитие умения различать и называть эмоции и чувства человека в различных ситуациях.
Играя, дети учатся различать и распознавать эмоциональные состояния людей в различных ситуациях, понять, что именно их тревожит, огорчает, радует, злит и т.д. Дети стараются понять чувства других и сопереживают главному герою, который попадает в определенные ситуации. Анализируя ситуацию, ребята помогают найти выход из нее, принять правильное решение.
Практическое применение игр дидактического пособия «Угадай эмоцию», показало, что многим детям трудно найти правильное решение, предложенной ситуации, в которую попадает главный персонаж игры. Только в результате систематического анализа идентичных ситуаций, ребята научились самостоятельно делать правильный вывод и предлагать оптимально приемлемое решение проблемы.
Проект «Конструктор «Мультикрути», как средство социализации старших дошкольников».
Целью проекта является оказание практической помощи детям в социальной адаптации, посредством конструктора «Мультикрути»: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками.
Задачи:
- Развитие интереса к совместным играм.
- Формирование социальных навыков со сверстниками в процессе конструирования (умение договариваться, убеждать, объяснять, уступать друг другу).
- Формирование у дошкольников потребности в общении.
- Развитие у детей умений, навыков адекватного поведения.
- Развитие внимания, мышления, памяти, воображения и творческих способностей.
- Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
Тренинг для педагогов «Воздушный шарик». Профилактика профессионального выгорания.
Тренинг направлен на снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагога. Знакомство педагогов и специалистов с приёмами психологической саморегуляции. Развитие умения создавать благоприятные условия для продуктивной работы над собой. Развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Для педагогов и специалистов разработаны тренинговые занятия:
Тренинг «Мы - одна команда».
Направлен на сплочение коллектива, построение эффективного взаимодействия, необходимого в совместной деятельности, для достижения конкретных задач. Развитие у педагогов компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
Тренинг «Гори огнем, но не сгорай!»
Данный тренинг направлен на профилактику профессионального выгорания и развитие эмоциональной устойчивости педагогов. Педагоги обучаются способам выработки эмоциональной устойчивости, навыкам саморегуляции, пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья. В результате проведения тренинга повышается благоприятный психологический климат в коллективе, повышается их работоспособность и потребность в проявлении творческих способностей.
6. Обобщенные итоги профессиональной деятельности конкурсантаза последние три года, отражающие эффективность психолого-педагогического сопровождения.
Работа педагога — психолога строилась в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог – психолог» (Психолог в сфере образования) и в соответствии с годовым планом работы.
В младших группах и группе раннего развития проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. В процессе наблюдения в адаптационных листах фиксировалось: эмоциональное состояние, социальные контакты со взрослыми и детьми, познавательная, игровая деятельность и трудности в прохождении режимных моментов. Для того, чтобы этот период прошел менее болезненно, провожу анкетирование, которое дает более глубокое представление о ребенке, его социальных навыках и предпочтениях. Консультирую родителей и даю необходимые рекомендации, исходя из особенностей семейного воспитания, возраста и темперамента ребенка. Для ребят организовывались игры, помогающие лучше познакомиться с другими детьми и значимыми взрослыми. Результаты работы в течение указанного периода - положительные, более 58% детей легко прошли адаптацию, у остальных детей наблюдался средний уровень адаптации.
Диагностику провожу с детьми, начиная с младшего возраста. Она помогает выявить способности у ребенка, навыки, его личностные качества, самосознание, самооценку, уровень развития малыша, уровень тревожности, а так же готовность к обучению в школе. В ходе диагностики выявляются индивидуальные особенности каждого ребенка, его эмоционального состояния, и прорабатываются дальнейшие действия развивающей и профилактической направленности.
Анализируя коррекционно – развивающую работу за истекший период, прослеживается положительная динамика. Проведенный мониторинг после курса развивающих занятий показал, что у детей возросла устойчивость внимания, повысилась способность распределять и переключать внимание, вырос объем слуховой и вербальной памяти. Ребята могут группировать и обобщать предметы по нескольким признакам, хорошо ориентируются в пространстве. У дошкольников сформированы навыки социального и эмоционального интеллекта. Достичь положительной динамики позволили систематические коррекционно-развивающие занятия с детьми, совместная работа всех участников образовательных отношений и вовлечённость родителей (законных представителей) в коррекционно-развивающий процесс.
За данный период проводилось еженедельное консультирование всех участников образовательного процесса. Для получения индивидуальных консультаций обращались родители (законные представители), педагоги, специалисты.
Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с планом ДОУ и с планом работы педагога-психолога. Все запланированные мероприятия выполнены в соответствии с намеченными сроками. В группах дошкольного учреждения благоприятный психологический климат и соответствующая среда для развития и воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание профессиональной деятельности педагога-психолога, претендента на высшую категорию
В материале представлены два файла. Один включает в себя написанное заявление на высшую категорию педагога-психолога, второй описание педагогической деятельности педагога-психолога...
Портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога
Представлено электронное портфолио...
Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)
В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...
Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"
Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога Варламовой Н.Б.
Горжусь профессией своей…За то, что душу человека согреваю,За то, что я могу понять детей.И детство вместе с ними проживаю.Кусочек сердца людям о...
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога МБДОУ детский сад "Солнышко" Сельдемировой Жанны Александровны
Подготовлена на заочный этап регионального этапа всероссийских конкурсов профессионального мастерства в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Педагог года Югры - 202...
План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».
Психологическая служба образования – интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый...