Работа с родителями детей, имеющих трудности в поведении.
презентация по психологии
Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.
В презентации представлены приемы эффективного взаимодействия с агрессивными детьми, у которых слабо развит контроль над своими эмоциями; слабое осознание своих чувств и чувств других людей; низкий уровень эмпатии; ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают ее опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.
Как важно вести себя взрослому с агрессивным ребенком:
• говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;
• «активно слушать» внутренний мир ребенка, мир его чувств;
• не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка;
• видеть в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;
• обладать навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
Приведены приемы саморегуляции эмоционального состояния, работа с родителями по установлению единых правил и требований (границ дозволенного), предъявляемых к ребенку в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_yartseva.ppt | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родители – это РЕСУРС!
Установление контакта с родителями через безоценочное принятие понимание ( чувств, причин, механизмов ) уважение к личности
Алгоритм установления контакта: Добрый день! (И.О. родителя) ! Мне очень нужна ваша помощь! Вы лучше всего знаете своего ребенка! (Подчеркиваем значимость родителя) (И.О. родителя) Бывают ли (такие) проявления у ребенка? Когда примерно впервые это проявилось в поведении? Какие события происходили в семье в этот период, на которые ребенок отреагировал (таким) поведением? или Как вы думаете, чью модель поведения ребенок может копировать? Как вы реагируете в такой ситуации, чтобы справиться? На сколько по времени это помогает?
Трудности – это возможности для роста и развития (родителей, детей, педагогов)
Стратегии семьи: Пассивная – избегание поиска решения проблем Активная – способность изменять условия, искать, действовать
Этапы развития реакций: Отрицание Гнев (на фоне беспомощности) Чувство вины Эмоциональная адаптация
Чувства и мысли родителей Что вы чувствуете, когда ваш ребенок дерется? или Что вы чувствуете, когда на вашего ребенка жалуются? Что вы думаете в такие моменты? Как это помогает ребенку справиться с поведением?
Агрессивное поведение детей — это своеобразный крик о помощи «В моем внутреннем мире накопилось слишком много разрушительных эмоций , с которыми самостоятельно я справиться не в силах».
Факторы воспитания и стиля общения, провоцирующие детей на агрессивное поведение противоречивость требований к ребенку со стороны родителей формирует оппозиционное отношение к внешнему окружению; собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции; использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады); негативный стиль общения с ребенком: - использования приказов, обвинений и угроз; - постоянное использование «Ты-сообщений» («ты неправильно сделал...», «как ты смеешь так со мной разговаривать?» и т.п.); - вербальные оскорбления детей; - игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов. Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.
Основная задача работы психолога с родителями 1) деликатно переключить внимание взрослого с фиксации на негативном поведении ребенка на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей; 2) необходимо помочь родителям овладеть приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
У агрессивного ребенка: слабо развит контроль над своими эмоциями; слабое осознание своих чувств и чувств других людей; низкий уровень эмпатии; ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают ее опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.
Навыки эффективного общения с агрессивным ребенком: говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»; «Я очень огорчена, из-за того, что вы с Петей подрались» «активно слушать» внутренний мир ребенка, мир его чувств; «Я понимаю твои чувства: ты расстроился, из-за того что пришлось прервать игру..» не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка; «Я тебя очень люблю, но когда ты бьешь Вику, я очень расстраиваюсь» или «Я тебя очень люблю, но мне не нравится, что ты ударил Петю» видеть в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения; «Я пониманию, что ты хотел, чтобы дети вели себя тише…» уметь регулировать своё эмоциональное состояние ( дыхание, счет ).
Помочь родителям на практике отработать навыки конструктивного общения с ребенком. 1. «Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. «Ты расстроил (огорчил) меня», « Ну, всё, ты меня довёл…» «Это не он меня расстроил! Это я расстроился ..» «Это не он довёл меня! Это я не справился со своим состоянием..» 2. «Я-высказывание» — это сообщение о своих чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. После «Я-сообщения» взрослый как правило использует просьбу: «Солнышко, я не очень хорошо себя чувствую. Пожалуйста, собери игрушки».
Развитие навыков «активного слушания» « Активное слушание » — это способ сообщить ребенку, его внутреннему «Я», что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко волнуют. Это способ установить контакт с ребенком и сказать ему: «Я понимаю тебя, и я принимаю то, что ты переживаешь» . « Активное слушание » — это проявление внимания и заботы, а также бережного отношения к внутреннему миру ребенка.
Позитивные намерения ребенка в фокусе внимания взрослых Агрессивные дети нуждаются в положительном отношении к себе . Это важно не только потому, что их представление о себе формулируется в основном в отрицательных терминах («Я плохой, злой, ужасный — все так говорят») и тем самым разрушается их внутреннее «Я», нанося вред личности.
«положительный настрой» 1) «положительный настрой» - означает помимо принятия чувств ребенка: - умение слушать и слышать личность ребенка; - умение увидеть за его деструктивными действиями положительные намерения; - умение сказать ребенку об этом, т.е. озвучить его положительные намерения (подобно тому, как в «активном слушании» озвучиваются чувства ребенка); 2) «положительный настрой» — это способ сообщить ребенку: «с тобой все в порядке» и «я люблю тебя».
Приемы саморегуляции эмоционального состояния Порой мы терпим значительные психологические перегрузки, которые имеют свойство накапливаться, поэтому важно знать некоторые приемы и упражнения, которые помогут снять лишнее эмоциональное напряжение и вернуть хорошее самочувствие, что положительно скажется и на наших взаимоотношениях с детьми.
«РЕЦЕПТЫ» ИЗБАВЛЕНИ Я ОТ ГНЕВА ( для родителей ) (М. Мак-Кей, Ю. Мак-Кей, П. Роджерс, 1997) 1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно : • слушайте своего ребенка - «активное слушание»; • проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совестные прогулки; совместные покупки, совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи; • делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях; • если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены : • скажите себе «ST0P», посчитайте до 10; • не прикасайтесь к ребенку; • лучше уйдите в другую комнату; • отложите совместные дела с ребенком (если это возможно); • в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее; • дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я-сообщение» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях: - «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»; - «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу немного побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»; - «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты ни в чем не виноват. Сейчас я отдохну немного и приду к тебе».
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны: • сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить; • примите теплую ванну, душ; • выпейте чаю; • послушайте любимую музыку; • просто расслабьтесь, лежа на диване; • используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.
5. Учитесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв: • если ребенок маленький, то не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите или которые могут быть опасны для него. Уберите их подальше или спрячьте так, чтобы ребенок не смог взять (например: бьющиеся предметы, ножи, ножницы, вилки, книги); • если вам предстоит сделать визит (к врачу, в детский сад и т.п.) или предстоит длительная поездка, продумайте заранее возможные трудности; подумайте, как накормить и напоить ребенка, какие игрушки вы возьмете с собой в поездку; • не позволяйте себе выйти из равновесия. Умейте предчувствовать нарастание гнева, управляйте собой: - скажите себе «ST0P» и посчитайте до 10; - напрягайте и расслабляйте кисти рук; - дышите медленно и глубоко; - переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время.
Установление границ дозволенного поведения
Правило 1. Установление границ дозволенного поведения начинается с одобрения приемлемого поведения и ограничения неприемлемых действий с точки зрения общества. «Можно» - «Нельзя» и «Почему» доброжелательно, но настойчиво . Отсутствие границ ( вседозволенность ) приводит к большим затруднениям при необходимости работать вместе с другими людьми и ладить с ними. Демократичный подход к формированию границ приводит к трудностям в принятии решений. Жестко авторитарный способ установления норм и правил нередко приводит к психически нездоровому поведению. Наиболее продуктивным стилем воспитания является благожелательно-авторитетный. При таком стиле человек научается следовать нормам, нести ответственность, принимать решения и сотрудничать с другими людьми. Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно .
Правило 2. Границы должны быть четкие и понятные, формируются на позитивном эмоциональном фоне Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые отношения между родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений.
Правило 3. Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с потребностями ребенка. Маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениям. Правила должны соответствовать возрасту ребенка. Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают открытый протест и сопротивление установленному правилу. Границы дозволенного не являются жестко закрепленными «раз и навсегда». Они меняются в зависимости от возраста ребенка.
Правило 4. Устанавливайте границы, которые дают возможность маленьких побед. Иногда родители устанавливают для ребенка слишком высокую «планку», результат становится труднодостижимым либо вовсе недосягаемым. Ребенок теряет веру в свои силы и появляется устойчивое желание избегать ситуации, в которой он может быть несостоятелен. Ребенок может замкнуться и уйти в себя, поскольку подобная ситуация вызывает у него эмоциональную подавленность, либо открыто сопротивляться требованию. Реакция на неудачу может выразиться в эмоциональных срывах и агрессии по отношению к другим детям. Маленький успех , которого можно добиться, рождает веру в себя , настойчивость и дружелюбное отношение к дисциплине.
Правило 5. Согласованность правил, требований, ограничений и запретов между родителями и всеми, кто принимает участие в воспитании. Данное правило является основной проблемой в семьях, где растут агрессивные дети. Максим 5 лет, сын бывшего милиционера, воспитывавшегося в детском доме и мамы со склонностью к чрезмерной драматизации и попустительством. Папа настаивает на том, что сыну нельзя говорить о любви, нельзя обнимать. «Иначе не выжить в этом мире». Мама часто не обращает внимание на потребности ребенка во внимании, заботе. Папа применял ремень, ситуация с каждым разом усугублялась. Ребенок разрушал все в переделах дома (телевизор, мебель). Это типичный пример, как чрезмерная жесткость запретов — с одной стороны (линия отца), и снятие ограничений — с другой (линия матери), предельно невротизируют ребенка.
Правило 6. «Последствия (санкции) должны вытекать непосредственно из плохого поведения» Если физические наказания часты в семье — это говорит о том, что у взрослых отсутствуют навыки саморегуляции , четкая воспитательная позиция, а также контакт с самим ребенком. Психологи считают, что «наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». При установлении санкций необходимо помнить о том, что чем меньше ребенок, тем наказание должно быть ближе к проступку и коротким по времени. Пример, Даня средняя группа. Отсроченное наказание вносит в жизнь ребенка слишком много беспокойства и часто выглядит как месть родителя ребенку. Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
Итак, Правила должны устанавливаться на фундаменте сердечной близости и доверительных отношений между родителями и детьми и учитывать переживания, интересы и потребности детей, в противном случае родители столкнутся с неподчинением и мстительным поведением своего ребенка. Правила, установленные для детей, должны быть обязательными и для взрослых. Знание правил , установленных в доброжелательной форме со стороны родителей, делает жизнь ребенка более осознанной , организованной , а также создает ему чувство безопасности и внутреннего комфорта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития
На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...
Рекомендации для родителей детей, имеющих эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера
Случаи осложнения психического развития ребенка дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. [[...
консультация для родителей детей, имеющих трудности в развитии
Агрессия, кусание, онанизм - это те немногие проблемы, с которыми могут столкнуться родители дошколят. В данной консультации предтавлены советы как себя вести родителям....
Игры и игровые упражнения для детей, имеющих трудности в обучении
Игры и игровые упражнения для детей, имеющих затруднения в обучении...
Работа с родителями детей, имеющих различные образовательные потребности
Факторы, обуславливающие нарушения развития личности ребенкаДошкольный возраст важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развити...
Раскройте современные подходы к обучению одаренных детей и детей, имеющих трудности в обучении
«Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. это годы с рождения до трех лет. В детском саду в...
"Работа по сопровождению детей с трудностями в поведении", С.В.Хатькова, МБДОУ № 43
Представлены категории детей с трудностями в поведении...