Таблица по отграничению сходных состояний.
консультация по психологии

Таблица по отграничению сходных состояний умственной отсталости, задержки психического развития и общего недоразвития речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таблица отличий умственной отсталости и задержки психического развития.

Сфера

ЗПР

УО

Память

Объем запоминаемой информации снижен. Ребенок обладает меньшей продуктивностью, обращает внимание только на что-то яркое, лучше воспринимает наглядный материал.

Ученик становится забывчивым, часто не помнит некоторые моменты из жизни. У него в голове откладывается случайно увиденная информация, внешние примеры.
Ребенку сложно дается построение логических связей. Практически неразвита смысловая память.

Внимание

Сниженная концентрация и неустойчивое внимание. Ребенок легко отвлекается на посторонние вещи и не может быстро переключиться с одного дела на другое.

Испытывает трудности с распределением своего внимания, медленно переходит с одной задачи на другую.
Слабая концентрация внимания.

Мышление

Скачкообразное развитие мыслительной деятельности – неравномерно формируется словесно-логическое и наглядно-действенное мышление.
Ребенок имеет хорошие возможности для развития навыков анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, но возникают сложности с причинно-следственными связями.

Мышление на протяжении всей жизни – наглядно-образное.
Сниженная активность мыслительных процессов, слабая регуляция мыслей.
Не сформированы навыки анализа, обобщения, сравнения и синтеза. Ребенок не может сам оценить выполненную задачу.
При проведении методик, направленных на выявление показателей умственной деятельности, показывает результаты хуже, чем дети с ЗПР.

Способ выполнения задач

Ребенок действует методом проб и ошибок, не знают верного решения ситуации. Поступает не всегда адекватно.

Нерациональные попытки манипуляции. Ребенок не может переносить дела на потом.

Обучаемость и отношение к помощи

Низкий уровень обучаемости.
Без проблем принимает помощь от взрослых во время выполнения заданий.
Более быстрый темп усвоения информации, возможность ее применения.

Низкий уровень обучаемости и усвоения информации. Педагогическая запущенность. Испытывает трудности с использованием знаний в жизни.
Не принимает помощь взрослых, все задания делает сам.

Познавательная деятельность

Избегает интеллектуальных заданий, обходит напряжение стороной, но при обучении проявляет интерес.
Необходимо исключать из воспитания наказания и ругань.
Большая возможность дальнейшего развития.

Не проявляет интерес к познанию окружающего мира, имеет о нем искаженное представление.
Действует шаблонно, отсутствует тяга к новым занятиям.

Эмоциональность

Ребенок имеет яркую эмоциональность, что позволяет привлекать его к обучению через заинтересованность задачей, например, с помощью игрового процесса. Однако развитие осложнено гиперактивностью или инфантилизмом.
Испытывает проблемы с адаптацией и планированием своих дел.

Эмоциональная сфера неразвита, подчиняется инстинктам.
Игровой способ обучения отвлекает от выполнения задания.
Обладает внушаемостью и слабой уверенностью в собственном мнении.
Не может контролировать свои эмоции, имеет нестабильное настроение.

Изобразительная деятельность

Обладает данными навыками в разной степени.

Без специальной подготовки уровень навыка выражается в чирканьях. В некоторых случаях при правильном подходе ребенка можно научить изображать формы, рисовать домики или условных людей.

Игры и развлечения

В игре действует активно, проявляет инициативу. В отличие от УО, игровая деятельность детей с ЗПР носит более эмоциональный характер. Они могут правильно подобрать способ достижения цели, однако отсутствует умственная сфера и замысел. Без должного обучения останавливаются на уровне сюжетной игры.

Не проявляет активность, при игре действует так же, как и остальные дети, подражая им.
Отсутствует сюжетный замысел, ограничивается предметно-игровой деятельностью.

Речь

Ребенок воспринимает речь взрослых, включая рассказы и сказки.
Отсутствуют грубые ошибки в произношении и грамматике.
Даже если дети с ЗПР допускают нарушения при письме или чтении, то самостоятельно пытаются понять проблему и исправить ее. Обладают большим запасом слов, чем дети с УО. Способны пересказать услышанный текст.

Речь имеет грубые дефекты. Ребенок не понимает значения многих слов, неправильно произносит фразы, обладает небольшим словарным запасом, испытывает трудности с формулировкой предложений.
Также у этих детей неразвиты фонематический слух и звуковой анализ. Они не стремятся понять прочитанный текст и использовать речь в достаточном объеме.

Моторика

Движения чаще осознанные и скоординированные. Отличаются ловкостью и целенаправленностью действий.

Ребенок испытывает трудности с координацией, медленно и неловко двигается. Не может быстро переключиться с одного действия на другое.

Обратимость симптоматики

Приведение состояния ребенка в норму возможно при должной коррекционной и воспитательной работе. Можно проследить скачок в развитии. От детей с УО отличаются большей вероятностью обучения. При правильной коррекции дети с ЗПР способны поступить и обучаться в ВУЗе, обходиться без посторонней помощи в жизни.

Нарушения необратимы в связи с поражением коры головного мозга. Перечисленные симптомы будут проявляться в течение всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросы отграничения общего речевого недоразвития от временных обратимых состояний: ЗРР, ЗПР, олигофрения, РДА...

Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний

Критерии сравнения моторной алалии с другими нарушениями ....

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье говорится об отличительных особенностях общего недоразвития речи от задержки речевого развития, олигофрении, ЗПР и аутизма...

Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний

Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний...

Консультация для логопедов ДОО «Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных с ней состояний»

Дизартрия является распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста, особенно стёртая форма дизартрии. В последнее время увеличилось количество детей, проходящих ПМПК на базе филиа...

Публикация на тему: "Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний"

Сравнительная характеристика речи при моторной алалии и умственной отсталости. Дифференциация сенсорной алалии и нарушений слуха, интеллектуальной недостаточности....