дифференциация сходных состояний в раннем и младшем дошкольном возрасте
материал по теме
Консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differenciaciya_shodnyh_sostoyaniy_v_rannem_i_mladshem_doshkolnom_vozraste.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дифференциация сходных состояний
в раннем и младшем дошкольном возрасте»
Дифференциальная диагностика является серьезной проблемой разграничения сходных состояний.
Неговорящим, т. е. «безречевым» может быть ребенок с нарушением слуха, умственно отсталый, алалик, ребенок с органической задержкой психического развития, аутичный ребенок, т. е. при различной локализации нарушений может наблюдаться сходня симптоматика. В первую очередь нужно исключить патологию со стороны органов слуха, ребенка направляют на аудиограмму, затем на первый план выступает задача изучения интеллектуального развития ребенка. С этой целью проводят специальное обследование и ребенку предлагают решить ряд наглядно-практических задач.
Задания м.б. следующими:
- Совместная игра с ребенком.
Инструкция: лови или кати мяч, шарик.
Цель: выявить способность к эмоциональному контакту и ситуативно-деловому сотрудничеству.
- Собери пирамидку.
Предлагают пирамидку – до 2,5 лет из 3 колец,
2,5 -3 года – 4 кольца;
5 лет – 8-10 колец.
Цель: исследовать способность к адекватным предметным действиям и к ориентировке в величине.
До 2,5 лет ребенок может собирать пирамидку без учета величины, после 2,5 лет учитывается величина.
- Собери матрешку.
2- 2,5года – двух составная матрешка;
2,6 – 3года – трех составная матрешка.
Цель: исследовать способность к ориентировке в величине и к соотнесению части и целого.
- Доска Сегена закрой окошечки (с 2 лет.)
Цель: исследовать ориентировку в форме.
- «Почтовый ящик или коробка форм» - (с 2,6 лет.)
Цель: исследовать способность к ориентировке в форме и к пространственному оперированию предмета.
- Собери картинку.
с 2-2,6 лет дают картинку без фона. Если ребенок затрудняется сложить целое, то для опоры предлагают целостную картинку.
С 2,6 лет дают картинку с фоном
После 3 лет картинку делят на 3 части по вертикали,
В 4-5 лет на 4 части,
5-6 лет на 4 части по диагонали,
6-7 лет сложная конфигурация, типа пазла.
Цель: исследовать целостность восприятия.
- Найди пару – работа с парными картинками:
2-2,6 лет предлагают 2-4 картинки;
2,6-3 года от 4 до 8 картинок.
Цель: исследование зрительного гнозиса, способность к установлению тождества между предметами.
- Цветные кубики – ребенку предлагают различные по сложности инструкции:
с 2 до 2,6 лет – дай такой же, найди одинаковые;
2,6 -3 года – назови какого цвета кубик.
Цель: исследовать ориентировку в цвете.
- Конструирование
2-2,6 года по подражанию, простые постройки (дом, мост, стол); из палочек по подражанию забор, молоточек, ворота;
2,6 -3 года по образцу- закрыться экраном, построить постройку и ребенок выполняет по образцу (башня), из палочек( треугольник, квадрат, домик).
Цель: исследовать конструктивный праксис, к анализу строения предмета, к синтезу элементов.
10. Покатай тележку, машинку – веревочка не завязывается, а только продета, не завязана, ребенок должен догадаться, что нужно потянуть за оба конца одновременно. Повторно, вдевают веревочку, закрывшись экраном.
Е. А. Стребелева разработала методику ранней диагностики умственно отсталых детей и предложила оценку в баллах:
- (4 балла – ребенок действует самостоятельно, достигает результата, владеет способами примеривания и зрительной ориентировки;
- 3 балла – ребенок использует большое количество проб и примериваний, нуждается в небольшой помощи взрослого, хорошо принимает помощь;
-2 балла – ребенок использует пробы и примеривания, но не находит правильного решения, помощь мало эффективна;
-1 балл – действует силой, допускает неадекватные действия, результата не достигает даже с помощью взрослого).
40-33 баллов – средняя норма;
33-24 балла – ЗПР;
24-14 баллов – легкая умственная отсталость;
14 баллов – тяжелая умственная отсталость.
При анализе ориентируются на следующие критерии:
1.Как ребенок принимает и понимает инструкцию:
а) словесную;
б) жестовую.
Насколько адекватны его действия.
Дети с нарушенным слухом не понимают словесную инструкцию, но хорошо понимают жестовую инструкцию.
Дети с сохранным слухом и интеллектом понимают и выполняют инструкцию.
Ребенок со сниженным интеллектом инструкцию слышит, выполняет простые указания, но при выполнении заданий улавливает лишь предлагаемую форму активности, т. е. он что-то делает, но не понимает инструкции, действия хаотичны.
2.Каким способом ребенок решает наглядную задачу:
а) действует силой, без учета признаков (до 1,6 лет);
б) использует практические пробы (завершенные действия, норма после 1,6 лет);
в) использует примеривания – 2 года;
г) действует по зрительному соотнесению – 3 года.
До 5 лет это основной способ проб и примеривания, после 5 лет все перечисленные задания должны выполняться путем зрительного соотнесения.
3. Как ребенок принимает и использует помощь взрослого.
Ребенок с сохранным интеллектом, активно использует пробы и примеривания, а в некоторых случаях зрительное соотнесение. Продуктивно использует помощь взрослого. Дети с нарушением интеллекта действуют силой, используют пробы и примеривания, не достигают результата, даже с помощью взрослого.
4. Как ребенок общается, вступает ли в эмоциональный контакт и сотрудничество с взрослым. Какие средства общения использует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная гимнастика для раннего и младшего дошкольного возраста
гимнастика для малышей...
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....
Сообщение "Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Сообщение заслушивалось на педсовете....
Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."
В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при подготовке по данной теме....
Обследование состояния развития речи детей младшего дошкольного возраста
Цель обследования - выявление уровня речевого развития каждого ребёнка на начало и конец учебного года....
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Кружок "Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку" 1 младшая
Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состо...