Публикация на тему: "Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний"
статья по логопедии

Пахомова Светлана Анатольевна

Сравнительная характеристика речи при моторной алалии и умственной отсталости. Дифференциация сенсорной алалии и нарушений слуха, интеллектуальной недостаточности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика речи при моторной алалии и умственной отсталости

(по Г. А. Волковой, 2003)

Моторная алалия

Умственная отсталость

Причина возникновения

Форма патологии речевой деятельности, которая возникает в результате избирательного, парциального расстройства психической деятельности, а именно результат неусвоения в онтогенезе структурно функциональных закономерностей языка при полной или относительно сохранности у детей неязыковых психических процессов.

Являются результатом патологии познавательной деятельности

Понимание и выражение в речи причинно-следственных связей

Лучше понимание речи, особенно при восприятии сложных синтаксических конструкций, выражающих сложные отношения между фактами дйствительности. Имеется попытка выражать в речи причинно- следственные связи доступными детям языковыми средствами. Такие попытки есть даже у детей с самой тяжёлой степенью расстройства языковой системы, если принимать во внимание ситуацию, контекст высказывания и невербальные языковые средства (интонацию, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическую речь).

Либо вовсе не выражают в речи причинно- следственные связи, либо выражают только самые элементарные из них

Наличие/отсутствие формально-языковых нарушений речи

Имеются формально-языковые нарушения речи, которые проявляются в аграмматизме (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), а так же в трудностях поиска слов, выбора фонем и установления порядка их следования

Речь логически бедная или даже алогичная может быть правильной в формально-языковом, в частности, в грамматическом отношении.

Запас знаний

Обладают довольно большим запасом так называемых «предметных знаний», но часто не могут актуализировать их в речи.

Запас знаний предельно ограничен, а нарушений их актуализации в речи может и не быть.

Состояние мышления

В большинстве случаев сохранно невербальное мышление (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение); степень обучаемости выше, чем при умственной отсталости; имеется критическое отношение к своей речи.

Мышление нарушено.

Случается так, что детей с сенсорной алалией диагностируют не только как слабослышащих, но и как имеющих нарушения интеллекта. На первый взгляд клиническая картина при сенсорной алалии действительно дает для этого основания. Так же как на определенном этапе развития ребенку с нарушениями интеллекта может быть поставлен диагноз сенсорная алалия. У детей с моторной алалией отмечается поиск правильной артикуляции, неумение выполнить комплекс последовательных движений. Парезы артикуляционной мускулатуры отсутствуют. Тональный слух удовлетворительный. Импрессивный словарь и понимание ситуации достаточное, но отмечаются трудности в понимании грамматических форм и развёрнутого текста. Характерным признаком является несформированность ритмической структуры. При пониженной моторной активности, недостаточной ритмичности, нарушении динамического и статического равновесия широко используются паралингвистические средства: жест, мимика, пантомима. У многих детей отмечается левшество или амбидекстрия. Как реакция на речевую недостаточность у детей, как правило, отмечается негативизм, повышенная раздражительность, обидчивость. Наиболее информативными в данных случаях будут трудности плавного переключения от одной артикуляции к другой и невозможность воспроизведения предложенного ритмического рисунка отхлопыванием при хорошем понимании обращённой речи. При совместном обследовании с врачом-психоневрологом речевое нарушение в данных случаях диагностируется как моторная алалия.

Дифференциация сенсорной алалии и нарушений слуха, интеллектуальной недостаточности

Если у ребёнка нарушено понимание обращённой речи, нередко возникает вопрос о дифференциации сенсорной алалии с интеллектуальной недостаточностью, аутизмом или тугоухостью. При сенсорной алалии дети слышат, но не понимают обращённую речь, отмечается несформированность акустико-гностических процессов, снижение способности к восприятию речевых звуков, нарушение произвольного слухового внимания. У детей избирательно затруднено образование условных связей на звуковые раздражители достаточной громкости. Непостоянство слуховой функции зависит от повышенной возбудимости или заторможенности, от соматического состояния и обстановки обследования. Дети проявляют беспокойство, повышенную чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, скрип, шуршание. Импрессивный словарь неустойчив, узнавание предметов - избирательно, при изменении форм и порядка слов затруднено понимание грамматических конструкций. Отмечаются трудности включения и переключения внимания.

Для общения часто используются мимика и жесты, игровые действия могут сопровождаться модулированным лепетом. Критичность таких детей снижена, поведение - хаотичное, действия - импульсивные. Наиболее информативным является то, что ребёнок слышит, но не понимает обращённую речь, отмечается эхолалия. Речевое нарушение в данных случаях диагностируется как сенсорная алалия. При диагностике анартрии на фоне детского церебрального паралича могут возникнуть трудности разграничения с интеллектуальной недостаточностью и моторной алалией. У детей с анартрией произвольная речь отсутствует, отмечаются выраженные координационные расстройства. Повышение мышечного тонуса ограничивает движения артикуляционного аппарата. Дети не могут по подражанию воспроизвести артикуляционные уклады, отмечается гиперсаливация. Выявляются рефлексы орального автоматизма в виде сосательного, хоботкового, поискового рефлексов. Детям трудно жевать, кусать твёрдую пищу, глотать, пить из чашки, некоторые поперхиваются при еде. У всех детей отмечается паралич (парез) верхних и нижних конечностей и паралич речедвигательных мышц. Наряду с нарушениями общей и мелкой моторики, рассогласованностью работы мышц отмечаются нарушения дыхания: судорожные вдохи, укороченный активный выдох, слабая воздушная струя. Понимание обращённой речи в рамках бытовой ситуации. В процессе целенаправленной деятельности дети быстро утомляются, становятся вялыми. Несмотря на то, что дети реагируют на тон и интонацию, выполнение целенаправленных действий невозможно. Для таких детей характерны оптико- пространственные нарушения. При утомлении двигательное беспокойство усиливается. Наиболее информативными для диагностики являются параличи мышц языка, нарушения их мышечного тонуса, неподвижность мягкого нёба (нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц). Речевое нарушение в данных случаях диагностируется как анартрия. В случаях несформированности рефлексов на звуковые стимулы представляет трудности дифференциальная диагностика тугоухости, сенсорной алалии, аутизма и выраженной интеллектуальной недостаточности. В этих случаях важны аудиометрические данные. Ребёнок с аутизмом часто реагирует на тихий голос, успокаивается при звучании знакомой музыки, избегает зрительного контакта, не смотрит на мимику и губы говорящего. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью недостаточно чётко различает речь окружающих из-за недостаточности дифференцировочных условных связей речеслухового анализатора. У ребёнка с сенсорной алалией отмечается гиперакузия. В отличие от них, у детей с тугоухостью увеличение громкости обращённой речи улучшает её понимание. У детей с тугоухостью отмечаются особенности поведения в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенности. Функция активного внимания снижена, импрессивный словарь недостаточный. Но они активно пользуются невербальными средствами коммуникации. Мимика и пластика при реакции на впечатление меняется, отмечается реакция на выраженные аффективные состояния. Хорошая реакция отмечается на знаковые стимулы. Наиболее информативным является то, что дети пытаются всматриваться в лицо говорящего. Объективное исследование затруднено, но отмечено, что развитие психики протекает с отклонениями от нормы, а все компоненты языковой системы нарушены. Дети обязательно должны быть обследованы отоларингологом и сурдологом. Речевое нарушение в данных случаях диагностируется как отсутствие речи при нарушении слуха. При недостаточно точном и чётком восприятии обращённой речи, недифференцированной общей и речевой моторики, неточном зрительном и кинестетическом контроле является важным определить: речь отсутствует, так как у ребёнка снижен интеллект, или интеллект снижен, так как существуют большие речевые проблемы, т.е. дифференцировать алалии и интеллектуальную недостаточность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросы отграничения общего речевого недоразвития от временных обратимых состояний: ЗРР, ЗПР, олигофрения, РДА...

Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний

Критерии сравнения моторной алалии с другими нарушениями ....

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье говорится об отличительных особенностях общего недоразвития речи от задержки речевого развития, олигофрении, ЗПР и аутизма...

Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний

Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний...

Консультация для логопедов ДОО «Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных с ней состояний»

Дизартрия является распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста, особенно стёртая форма дизартрии. В последнее время увеличилось количество детей, проходящих ПМПК на базе филиа...