Главные вкладки
Рекомендации педагога-психолога «Как реагировать на детские страхи?»
консультация по психологии
Страх – это естественная эмоция, которую порой испытывают все живые существа. Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Ребенок постепенно наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Однако некоторые дети испытывают навязчивые страхи (боятся собак, темноты и т.п.). Всем детям важно научиться обходиться со своими страхами, а тем, кому страхи существенно осложняют жизнь — особенно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_reagirovat_na_detskie_strahi.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагога-психолога
«Как реагировать на детские страхи?»
Страх – это естественная эмоция, которую порой испытывают все живые существа.
Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Ребенок постепенно наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Однако некоторые дети испытывают навязчивые страхи (боятся собак, темноты и т.п.). Всем детям важно научиться обходиться со своими страхами, а тем, кому страхи существенно осложняют жизнь — особенно.
Ваш ребенок может быть пугливым и часто испытывать страх, если:
- он очень восприимчив и у него развито воображение;
- он обладает слабым типом нервной системы, впечатлителен и раним;
- его безопасность была нарушена ранее из-за какого-то происшествия, события; он получил психологическую травму; в семье или окружении ребенка происходили потери, тяжелые болезни, необъясненные ребенку события;
- взрослые чрезмерно опекают ребенка и не дают, возможно, и ему самому справиться с какими-то делами и ситуациями, он не уверен в своих силах, очень сильно опирается на взрослых;
- его осуждают или наказывают за проявленный страх.
Наиболее частые страхи
Страх потери близких людей (особенно матери), собственной смерти, болезни, темноты, страх животных, засыпания, необъяснимых явлений (приведения, инопланетяне, звуки, тени, ожившие игрушки и т.п.); героев сказок и фильмов; перемен, предстоящих событий, новой деятельности, незнакомых людей, агрессии со стороны других детей и взрослых, — всего, что, как кажется ребенку, представляет угрозу его жизни.
Существует возрастная специфика детских страхов. В 2—3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), громких звуков, замкнутого пространства, одиночества, темноты. В 3—4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, страх сказочных персонажей. У детей 6—7 лет (а иногда и раньше) может появиться страх смерти, своей или своих близких.
Родителям важно знать, что:
Детские страхи — это нормально и часто неизбежно, поскольку дети ощущают себя маленькими, физически слабыми в сравнении с любым взрослым. Страх — это здоровая реакция на реальную или потенциальную угрозу.
Мальчики боятся не меньше, чем девочки, поскольку они все равно физически слабее любых объектов и явлений взрослого мира.
Начиная с 5—6 лет, дети начинают осознавать и перерабатывать тему смерти. Это естественный и необходимый ребенку процесс.
Как реагировать на детские страхи:
- Не стоит логически разубеждать ребенка, говорить ему, что бояться нечего. Он уже боится, и ваша логика ему не поможет. Лучше сказать: «Я с тобой». Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем убеждение, чтение морали.
- Нет смысла говорить: «Посмотри на меня: я же не боюсь!». Вы — большой, взрослый и сильный. Вам значительно легче не бояться. Ребенок понимает, что он в разы меньше вас и физически слабее. Если уж и говорить: «Я не боюсь», то не в контексте «Я — смелый, а ты — трусливый», а в контексте «Я — взрослый и я смогу защитить тебя».
- Не нужно избегать тем, которые пугают ребенка. Если он хочет с вами поговорить о своих страхах, не стоит от него отмахиваться или пытаться переключить его внимание на другие темы. Высмеивание страхов также недопустимо: ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один. Проговаривание сильно уменьшает силу страха.
- Дети часто рисуют или проигрывают свои страхи. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагировать на нее. Если у ребенка есть желание поделиться с вами, можно предложить ему слепить свой страх из пластилина или глины, «пообщаться» со страхом, проигрывая его в маленьких сценках, сочинить сказку со счастливым концом и т.п.
- При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну. Спокойное, доброе отношение родителей, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами.
- Важно создать дома такую атмосферу, в которой малыш будет чувствовать себя в безопасности: спокойная, внимательная, нежная мама и папа, излучающий стабильность и безопасность, — лучшая защита от детских страхов.
- Чтобы помочь ребёнку пережить страх, можно предложить посмотреть детские художественные и мультипликационные фильмы, или почитать сказки и другие художественные произведения, в которых герои преодолевают свой страх.
- Для уменьшения у детей дошкольного возраста важно исключить просмотр детьми художественных фильмов – «ужасов».
Рекомендуемые мультипликационные фильмы для детей:
- «Бояка мухи не обидит»;
- «Змей на чердаке»;
- «Нехороший мальчик»;
- «Ничуть не страшно»;
- «Дедушка Ау».
Чтобы помочь детям преодолеть страхи, необходимо детям за 30 минут до сна давать пить тёплое молоко. Оно успокаивает ребёнка. Кроме этого, уменьшению страхов у детей способствует выезд на природу. Желателен сон с 21 часа в зимнее время, и с 22 часов - в летнее, поскольку ранний сон способствует появлению ощущения спокойствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность детей к детскому саду. Рекомендации педагога-психолога
Часто дети тяжело привыкают к детскому саду. Это и понятно. И тут важно, как поведут себя родители. От их знаний во многом зависит готовность ребенка к встрече с новым коллективом, с но...
Адаптация детей к детскому саду. Советы и рекомендации педагога-психолога»
Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас, так как колебания родителей передаются детям. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму детского сада. Если...
Рекомендации педагога-психолога «Первый раз в детский сад»
Ребенок приходит первый раз в детский сад. Для него это, прежде всего, первыйопыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большин...
Консультация для родителей на тему: « Адаптация детей к детскому саду. Советы и рекомендации педагога-психолога».
Консультация для родителей на тему: "Адаптация детей к детскому саду.Советы и рекомендации педагога-психолога"....
Рекомендации воспитателю "Как правильно реагировать на детскую агрессию"
Агрессия – нормальная и необходимая реакция ребенка, которая нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми и добиваться целей. И если ребенок не умеет ее выражать безопа...
Готовность детей к детскому саду. Рекомендации педагога-психолога
Часто дети тяжело привыкают к детскому саду. Это и понятно. И тут важно, как поведут себя родители. От их знаний во многом зависит готовность ребенка к встрече с новым коллективом, с но...
Рекомендации педагога- психолога для родителей "Как подготовить ребенка к детскому саду"
Рекомендации педагога- психолога для родителей: "Как подготовить ребенка к детскому саду". В рекомендациях представлена четкая стратегия поведения родителей в период подготовки малыша к детс...