Рекомендации воспитателю "Как правильно реагировать на детскую агрессию"
консультация

Пшеченко Оксана Владимировна

Агрессия – нормальная и необходимая реакция ребенка, которая нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми и добиваться целей. И если ребенок не умеет ее выражать безопасно для окружающих, то она может перейти в насилие. Регулярные вспышки агрессии указывают на то, что ребенок, возможно, имеет психологические проблемы и ему требуется помощь психолога. Основная задача педагога в работе с такими детьми - научить адекватно проявлять свои чувства.

В этой памятке вы найдете несколько основных советов, как педагогу правильно реагировать на агрессию со стороны ребенка, а также методы, с помощью которых можно быстро остановить агрессивную вспышку ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога воспитателю

Как правильно реагировать на детскую агрессию

Совет 1. Найдите причину агрессии ребенка

Рекомендации: 

  • Стимулируйте конструктивную деятельность детей в группе. Занятия должны предоставлять возможность каждому ребенку действовать осмысленно, а не просто убивать время. Задавайте только общее направление дела. Например, предложите задание так: «Ребята, у нас есть разные предметы, из которых можно построить домики». Не требуйте одинаковых действий от всех детей – одни дети захотят рисовать домик, другие лепить, третьи строить из кубиков, четвертые делать из большой коробки и т. д. Пусть склонные к агрессии дети выберут то, что у них получается.

  • Чаще персонализируйте общение с агрессивными детьми: называйте каждого по имени, побудьте понемногу рядом с каждым, задайте вопрос, скажите свое мнение, улыбнитесь, найдите, за что похвалить. Чаще одобряйте поведение детей, когда они ведут себя неагрессивно. Например: «Как ты здорово придумала, Наташа!», «Дети, мне приятно быть с вами рядом», «Вы молодцы».

  • Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение. Скажите: «Дима хороший, замечательный мальчик», спросите: «Костя, мне кажется, ты скучаешь?».

Совет 2. Не запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее

Рекомендации:

  • Обращайте внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится: «Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню, которую Даша так долго строила».

  • Озвучьте чувства, которые возникают в ответ на агрессию. Говорите при этом не об агрессивном ребенке, а о том, кто подвергся его агрессии, не переходите на обсуждение личности ребенка: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет», «Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались».

  • Четко называйте, каких действий вы хотите сейчас от ребенка. Не говорите риторически: «Да что же это такое!», «Ты чем думал?». Говорите конкретно, спокойным ровным тоном: «Прекрати», «Стоп», «Так делать нельзя», «Это Танина игрушка, отдай», «Отойди вот сюда», «Скажи то же самое без ругательств».

  • Показывайте в игре детям разные формы проявления агрессии. В образе героя учите, как правильно защищаться и добиваться своего. Учите не отказу от агрессии, отступлению («ладно, забирай»), а ее цивилизованному выражению («я сама сейчас хочу с этим играть», «мне это не нравится, не делай так»).

Совет 3. Организуйте среду в группе таким образом, чтобы она поддерживала эмоциональное благополучие детей

Рекомендации:

  • Предоставляйте детям возможность больше играть. Чередуйте виды активности – двигательную и умственную; индивидуальную и коллективную.

  • Меняйте интерьер группы или вносите в него изменения.

  • Помните, что жизнь ребенка должна протекать здесь и сейчас. Не пытайтесь управлять его поведением с помощью отсылок в будущее или прошлое: «Ты забыл, как мама тебя ругала?», «Что из тебя получится!». Не требуйте постоянно откладывать удовлетворение какой-то потребности: «Сейчас потерпи, а вот потом…».

  • Оборудуйте в группе место для уединения, научите детей им пользоваться.

  • Обеспечьте питьевой режим в группе, напоминайте детям вовремя о том, что пора попить.

  • Не нарушайте личные границы детей. Это воспринимается как насилие и ведет к ответному насилию. Ребенок имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Придерживайтесь правил «хвалить исполнителя, критиковать исполнение» и «хвалить при всех, ругать наедине».

  • Не разглашайте сведения, которые вы узнали о ребенке от других или от него самого в личной беседе. Не отбирайте личные вещи ребенка. Признавайте право ребенка по-своему относиться к ситуации, не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда он проявляет чувства, не обесценивайте их, не говорите: «Что ты злишься из-за ерунды?». Если хотите выразить свое отношение, говорите о себе: «Я этого не понимаю», «А мне нравится».

Совет 4. Если дети в группе подражают агрессивному ребенку, боритесь не с ребенком, а с подражанием ему

Рекомендации:

  • Как можно чаще говорите о положительных качествах агрессивного ребенка, это поможет создать ему другой имидж и выделить в нем другие черты для подражания.

  • Демонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем детям, чье поведение вы хотите изменить.

  • Четко определите и озвучьте, какие действия, поступки подражателей следует искоренить – например, драки, брань, дележ игрушек. Последовательно реагируйте на такие поступки негативно: делайте замечания, запрещайте, сообщайте родителям, выражайте неодобрение. В то же время поддерживайте подражание положительным качествам агрессивных детей – например, интересу к игре, общительности (выслушивайте, хвалите, задавайте вопросы).

  • Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных детей в группе, не говорите обобщенно: «Вы же не слушаете!», а только «Ты меня не слышишь».

  • Поддерживайте самостоятельность и индивидуальность детей: не вторгайтесь в их активность без нужды, не заставляйте действовать одинаково, интересуйтесь их мнением, сравнивайте точки зрения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивный ребенок. Причины детской агрессии, рекомендации для родителей

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнут...

Рекомендации для родителей "Детская агрессия"

Данный материал предназначен для родителей дошкольников и воспитателей.  В работе представлен материал о детской агрессии, рассматриваются причины  возникновения и способы борьбы с ней, пред...

Рекомендации родителям по профилактики детской агрессии

1. Ежедневно играть с ребенком в ролевые игры или хотя бы в «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа)....

Советы психолога :Как правильно реагировать на детские капризы?

В возрасте 2-5 лет дети часто привлекают к себе внимание при помощи капризов и истерик, вызывая справедливый родительский гнев. Как изменить эту традицию, научив ребенка управлять своими чувствами? По...

Как правильно реагировать на детские поступки

10 карточек на которых изображены разные жизненные ситуации.Поле карточки разделено на две части  ПЛОХО, ХОРОШО. Карточки дадут вам мудрый совет, как поступить правильно  и что ответить ребё...

Статья. Детская агрессия у дошкольников: причины и последствия (Рекомендации для родителей дошкольников)

 "Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он ру...