Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
статья по психологии

Серегина Мария Викторовна

В статье речь идет о видах готовности к обучению в школе, о методах диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagn_got_k_shk_ob.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образованием»

Выступление

 «Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению»

                                                                             Подготовила: Серегина М.В.

                                                                          педагог-психолог МБДОУ

                                                                          детский сад «Улыбка»

Краснослободск 2023 г.

Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к обучению в школе. Школа для ребенка становится чем-то новым и неизвестным. Она задает такие требования в жизни ребенка, с которыми он ранее не сталкивался.

Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное понятие, которое включает в себя такие компоненты, как эмоциональная, социальная, интеллектуальная готовность.

Под интеллектуальной готовностью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Эмоциональная готовность в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстника и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в  ситуации школьного обучения.

Все эти виды готовности можно назвать одним словом – психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Для выявления психологической готовности детей к обучению в школе в начале и в конце учебного года используются следующие методики:

1. Тест школьной зрелости Керна-Йерасика (групповое обследование).

2. Тест «Представь себе…» (индивидуальное обследование).

Тест школьной зрелости Керна-Йерасика.

Цель: определение уровня готовности ребенка к школьному обучению.

Задание 1. Рисование мужской фигуры.

Задание 2. Графическое копирование написанной фразы.

Задание 3. Графическое копирование точек в определенном пространственном положении.

Все три задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки (зрительное внимание), эти умения необходимы в школе для овладения письменностью.

Рисунок помогает узнать, насколько у ребенка развита память и пространственное мышление.

Задания на срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляют умение воспроизводить образец.

Также все задания позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь  (способность к сосредоточенности, концентрации внимания).

Оценка полученных результатов.

Если общая сумма баллов:

3-5 – высокий уровень

6-7 – средний уровень

8-9 – ниже среднего

10 и более – низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика).

Тест «Представь себе…» .

Цель: изучение новой внутренней позиции, оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе.

Проведение исследования. Ребенку предлагают поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слов «представь себе», а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».

Обработка результатов.

Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:

1) отказ от предложения еще один год посещать детский сад или побыть дома;

2) направленность на учебную деятельность, даже если необязательно посещать школу;

3) отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;

4) предпочтение школы с определенными правилами;

5) ориентация на обучение в группе, в классе;

6) выбор отметки как формы оценки учебной работы.

Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.

 Углубленная индивидуальная диагностика

Методика

Диагностируемый процесс

Цель

«Доска Сегена»

Восприятие цвета, формы, величины

Выявление уровня сформированности восприятия цвета, формы и величины

Модифицированная методика «Какие предметы спрятаны на рисунках?» Р.С. Немова

Концентрация внимания

Определение уровня развития концентрации внимания

Модифицированная методика «Корректурная проба» Бурдона

Распределение внимания

Определение степени распределения и переключения внимания

«Дорожки»

Устойчивость внимания

Исследование устойчивости внимания

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Слуховая память

Исследование слуховой памяти

«Запоминай-ка»

Зрительная память

Исследование зрительной памяти

«Назови одним словом»

Обобщение

Выявление способности обобщать предметы в группы, подбирать обобщающее понятие

«Что лишнее?»

Исключение

Выявление способности анализировать, обобщать, исключать предмет из ряда других по существенному признаку

«Расскажи историю»

Словесно-логическое мышление

Исследование развития словесно-логического мышления

«Рисование флажков» У.В. Ульенковой

Удержание зрительной инструкции.

Мелкая моторика

Выявление степени развития зрительного произвольного внимания и сформированности пространственного восприятия, выявление умения ориентироваться на образец.

Исследование степени развития мелкой моторики.

Таким образом, диагностика психологической готовности ребенка к школе позволит своевременно, задолго до поступления в школу, выявить проблемы развития  и обеспечить становление новой внутренней позиции школьника с учетом современных требований, которые предъявляет общество к содержанию и организации образования на разных его ступенях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....

Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....

Современные проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в ...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала ш...

Статья "Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Проблеме готовности к школьному обучению посвящено много публикаций и книг. Но данный вопрос до сих пор остаётся актуальным — нет единой точки зрения. По сути, мы имеем дело с казусом: если есть...

Консультация для родителей «Приёмы формирования моторной готовности детей с патологией зрения к школьному обучению»

Cистема занятий не только будет способствовать развитию мелкой моторики, но и поможет организовать общение, познакомит его со свойствами предметов и материалов, с обозначающими их словами, обеспечит в...

Диагностика речевой готовности детей 5-7 лет к школьному обучению.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...