Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
статья по психологии
В статье речь идет о видах готовности к обучению в школе, о методах диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagn_got_k_shk_ob.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образованием»
Выступление
«Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению»
Подготовила: Серегина М.В.
педагог-психолог МБДОУ
детский сад «Улыбка»
Краснослободск 2023 г.
Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к обучению в школе. Школа для ребенка становится чем-то новым и неизвестным. Она задает такие требования в жизни ребенка, с которыми он ранее не сталкивался.
Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное понятие, которое включает в себя такие компоненты, как эмоциональная, социальная, интеллектуальная готовность.
Под интеллектуальной готовностью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Эмоциональная готовность в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстника и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Все эти виды готовности можно назвать одним словом – психологическая готовность к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Для выявления психологической готовности детей к обучению в школе в начале и в конце учебного года используются следующие методики:
1. Тест школьной зрелости Керна-Йерасика (групповое обследование).
2. Тест «Представь себе…» (индивидуальное обследование).
Тест школьной зрелости Керна-Йерасика.
Цель: определение уровня готовности ребенка к школьному обучению.
Задание 1. Рисование мужской фигуры.
Задание 2. Графическое копирование написанной фразы.
Задание 3. Графическое копирование точек в определенном пространственном положении.
Все три задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки (зрительное внимание), эти умения необходимы в школе для овладения письменностью.
Рисунок помогает узнать, насколько у ребенка развита память и пространственное мышление.
Задания на срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляют умение воспроизводить образец.
Также все задания позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь (способность к сосредоточенности, концентрации внимания).
Оценка полученных результатов.
Если общая сумма баллов:
3-5 – высокий уровень
6-7 – средний уровень
8-9 – ниже среднего
10 и более – низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика).
Тест «Представь себе…» .
Цель: изучение новой внутренней позиции, оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе.
Проведение исследования. Ребенку предлагают поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слов «представь себе», а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».
Обработка результатов.
Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:
1) отказ от предложения еще один год посещать детский сад или побыть дома;
2) направленность на учебную деятельность, даже если необязательно посещать школу;
3) отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;
4) предпочтение школы с определенными правилами;
5) ориентация на обучение в группе, в классе;
6) выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.
Углубленная индивидуальная диагностика
Методика | Диагностируемый процесс | Цель |
«Доска Сегена» | Восприятие цвета, формы, величины | Выявление уровня сформированности восприятия цвета, формы и величины |
Модифицированная методика «Какие предметы спрятаны на рисунках?» Р.С. Немова | Концентрация внимания | Определение уровня развития концентрации внимания |
Модифицированная методика «Корректурная проба» Бурдона | Распределение внимания | Определение степени распределения и переключения внимания |
«Дорожки» | Устойчивость внимания | Исследование устойчивости внимания |
Методика «10 слов» А.Р. Лурия | Слуховая память | Исследование слуховой памяти |
«Запоминай-ка» | Зрительная память | Исследование зрительной памяти |
«Назови одним словом» | Обобщение | Выявление способности обобщать предметы в группы, подбирать обобщающее понятие |
«Что лишнее?» | Исключение | Выявление способности анализировать, обобщать, исключать предмет из ряда других по существенному признаку |
«Расскажи историю» | Словесно-логическое мышление | Исследование развития словесно-логического мышления |
«Рисование флажков» У.В. Ульенковой | Удержание зрительной инструкции. Мелкая моторика | Выявление степени развития зрительного произвольного внимания и сформированности пространственного восприятия, выявление умения ориентироваться на образец. Исследование степени развития мелкой моторики. |
Таким образом, диагностика психологической готовности ребенка к школе позволит своевременно, задолго до поступления в школу, выявить проблемы развития и обеспечить становление новой внутренней позиции школьника с учетом современных требований, которые предъявляет общество к содержанию и организации образования на разных его ступенях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»
В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....
Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....
Современные проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в ...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала ш...
Статья "Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"
Проблеме готовности к школьному обучению посвящено много публикаций и книг. Но данный вопрос до сих пор остаётся актуальным — нет единой точки зрения. По сути, мы имеем дело с казусом: если есть...
Консультация для родителей «Приёмы формирования моторной готовности детей с патологией зрения к школьному обучению»
Cистема занятий не только будет способствовать развитию мелкой моторики, но и поможет организовать общение, познакомит его со свойствами предметов и материалов, с обозначающими их словами, обеспечит в...
Диагностика речевой готовности детей 5-7 лет к школьному обучению.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...