Тренинг для педагогов ДОУ «Арт-терапия как способ снятия эмоционального напряжения».
методическая разработка по психологии
Цель тренинга - повышение профессионального мастерства педагогов через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Автор: Леонова Джулия Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ №23 «Золотой петушок, г. Железногорск Красноярского края
Тренинг для педагогов ДОУ
«Арт-терапия как способ снятия эмоционального напряжения».
Цель – повышение профессионального мастерства педагогов через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Познакомить участников тренинга с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике.
2. Создать положительный эмоциональный климат, используя виды арт-терапии как одну из форм организации тренинга.
3. Способствовать развитию профессионально-творческой активности и раскрытию внутреннего потенциала педагогов.
Притча.
На берегу лесного озера сидели три великих художника. Со стороны леса к ним подошёл мальчик и спросил, как ему начать писать картину.
- Для того чтобы начать писать, — сказал первый художник, — надо понять, для кого ты пишешь картину и что хочешь сказать своим рисунком. Если ты поймёшь свою аудиторию и дашь им ту информацию, которая нужна им прямо сейчас, ты научишься писать картины.
- Не слушай этого шарлатана, — сказал второй художник. — Для того, чтобы начать писать картину, тебе наоборот надо очистить свои мысли от мусора, освободиться от всего, что тебе мешает, почувствовать состояние своей души — вот что необходимо.
- Для того чтобы начать писать картину, — третий писатель взял чистый лист бумаги и краски и отдал их мальчику, — этого достаточно.
Термин «арт-терапия» появился в нашей стране не так давно и дословно означает – терапия искусством. Впервые метод арт - терапии увидел свет благодаря американскому врачу и художнику Адриану Хиллу в 1938 году. В результате своих наблюдений Хилл обнаружил, что его пациентам легче справляться с болезнью, когда они полностью отдают себя творческому процессу. И если изначально арт-терапию применяли только в психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями, то в настоящее время рамки ее применения значительно расширились. Арт-терапия не имеет ограничений и широко используется в педагогике и психологии для снижения утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.
Арт-терапи́я (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребенка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.
Арт-терапия это:
- знакомство со своим внутренним «я»;
- формирование представления о себе, как о личности;
- создание позитивного самовосприятия;
- обучение выражению своих чувств и эмоций;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.
Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь ребенку побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.
Преимущества метода арт-терапии в том, что он:
- предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
- ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;
- позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;
- помогает укрепить взаимоотношения между участниками;
- способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
- развивает и усиливает внимание к чувствам;
- усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.
В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды:
- цветотерапия;
- сказкотерапия;
- музыкотерапия;
- песочная терапия;
- мандалотерапия;
- библиотерапия;
- кинотерапия;
- игротерапия;
- танцевальная терапия;
- фототерапия;
- куклотерапия;
- лепка.
∙ Изотерапия - рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование.
∙ Цветотерапия - (хромотерапия) - это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие.
∙ Сказкотерапия - это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться.
∙ Песочная терапия. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
∙ Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.
∙ Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
∙ Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.
- Куклотерапия основана на процессах отождествления ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с любимой игрушкой, с которыми разыгрываются в лицах истории, связанные с травмирующей ребенка ситуацией. В куклотерапии применяются разнообразные куклы: куклы– марионетки, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие.
- Лепка (из глины, пластилина, теста) также исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет. Тесто или глину можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. Все эти действия отражают различные чувства и эмоции.
- Мандала-терапия - «рисунок в круге», который может быть любой формы и цвета. На сеансе арт-терапии нет цели создать красивую, правильную, симметричную мандалу. Цель арт-терапии — отразить на бумаге свой внутренний мирРисуя мандалу, человек всегда транслирует во внешний мир то, что актуально в его бессознательном. В моменте, в процессе он может сам не понимать, что означает для него рисунок, но после творчества на этапе исследования арт-объекта психолог помогает клиенту найти скрытые смыслы.
Сегодня предлагаю познакомиться с некоторыми методами арт-терапии, которые вы сможете самостоятельно применять на практике. Эффективность методов арттерапии нельзя недооценить. Например, если вы устали после трудового дня – вы можете включить диск со спокойной музыкой. Слушая музыкальные фрагменты, Вы можете расслабиться и избавиться от плохого настроения, вот вам и использование музыкотерапии! Возможны и другие варианты, чтобы отдохнуть: возьмите лист бумаги, карандаши или краски и займитесь рисованием; возьмите фотоаппарат, выйдите на улицу и займитесь фотоохотой — фотографированием всего, что привлечет Ваше внимание. Арт-терапия — это скорее обретение гармонии, развитие личности, чем лечение. Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Суть ее состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арттерапии, которые, применяют для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния.
Упражнение «Веселое приветствие».
Инструкция: тихо звучит музыка как фон, свободно ходят по залу. По моему сигналу вы будет здороваться с ближайшим к вам коллегой. Сначала поздороваемся рукопожатием, потом локтями, потом коленками и пяточками.
Упражнение «Дождь в лесу» (музыкотерапия).
Инструкция: Участники сидят по кругу; друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия. Фоном играет спокойная музыка со звуками природы.
«В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Упражнение «Групповое рисование по кругу» (изотерапия).
Инструкция: на листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел.
Упражнение «Каракули» (изотерапия).
Инструкция: это самое доступное из графических упражнений, поскольку для него необходим только один цветной карандаш. По желанию можно взять несколько. В течение заранее оговоренного времени (минута или две) участники свободно рисую любые линии у себя на листе. По окончании времени необходимо в этих линиях разглядеть какой-то контур и закрасить получившейся рисунок. В другом варианте исполнения этого упражнения листы с «каракулями» можно передать соседу справа или слева. Обсуждение упражнения.
Упражнение «Секретный рисунок» (изотерапия).
Инструкция: необходимо свечой нарисовать на листе какой-то рисунок, затем передать соседу его справа для закрашивания. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по выбору. После выполнения участники дают название своим рисункам и рассказывают о своих чувствах.
Упражнение «Рисунок на кофе» (песочная терапия, ароматерапия).
Инструкция: плотный лист бумаги посыпаем молотым кофе и пальцами рук рисуем рисунки как по песку, вдыхая кофейные ароматы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов ДОУ "Способы снятия эмоционального напряжения"
Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.Задачи:Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выго...
«Песочная терапия как средство снятия эмоционального напряжения у дошкольников с нарушением интеллекта».
Песочная терапия - это один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения,...
Элементы песочной терапии как способ снятие эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Психологи отмечают, что игры с песком обладают особым обаянием, что дает возможность использовать их для обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний...
Песочная терапия как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.
Использовании песочной терапии как способа снятия эмоционального напряжения, возникающего у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению....
Релаксация - как способ снятия эмоционального напряжения у дошкольников (памятка для педагога)
Правильное полноценное дыхание поможет ребенку избавиться от сильного напряжения, снять раздражение. Этому будет способствовать выполнение следующих упражнений....
Занятия песочной терапией как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Цель: снять эмоциональное напряжение с ребенка, наладить эмоциональный контакт с воспитателем.Оборудование: песочница с сухим песком, камешки или цветные стекла для аквариума....
«Песочная терапия как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации».
В статье освещается работа по коррекции эмоциональных проблем детей раннего дошкольного возраста. В качестве метода коррекции используется песочная терапия, включенная в систему пихолого-педагог...