Тренинг для педагогов ДОУ "Способы снятия эмоционального напряжения"
методическая разработка по теме
Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.
Задачи:
- Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выгорания”
- Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости , дружелюбия и доверия друг к другу.
- Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_seminara.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.
Задачи:
- Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выгорания”
- Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости , дружелюбия и доверия друг к другу.
- Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады видеть вас на нашем семинаре. И надеемся что вы сегодня увидели и ещё увидите пригодится вам в вашем нелегком труде.
Зовут меня ЛС и я педагог-психолог, сегодня у нас пройдет занятие с элементами тренинга, теме «Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе. Тема на мой взгляд очень актуальная и многие педагоги нуждаются в своевременной помощи, но в связи с отсутствием в детских садах психологов их миссию берет на себя руководитель.
Цель данного занятия: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов, о каких то техниках я расскажу, а некоторые мы с вами попробуем на себе.
- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века.
Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания
Виды стресса - психологический, физиологический, эмоциональный, информационный
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки. Симптомы профессионального “выгорания”
Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):
- истощение, усталость;
- бессонница;
- негативные установки;
- пренебрежение исполнением своих обязанностей;
- увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
- уменьшение аппетита или переедание;
- усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
- усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
- чувство вины;
- переживание несправедливости.
Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.
Этому феномену подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Мы наблюдали ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность» человека.
(Тест «Индекс психоэнергетической опусташённосчти»)
Я предлагаю вам ответить на вопросы теста и свой узнать уровень опустошенности.
- А теперь я попрошу вас представиться и на первую букву своего имени назвать какое-либо качество, характеристику
Упражнение «Имя как ассоциация»
Цель: знакомство.
«Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.
Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
- 1 хлопок – здороваемся за руки;
- 2 хлопка – здороваемся плечами;
- 3 хлопка – здороваемся спинами.
Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Для того чтоб наша работа была продуктивной нам нужно ознакомиться и выполнять правила.
Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов управления своим внутренним состоянием. Начнем с простейших.
«ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ»
Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Вдох состоят из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.
Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнём…
На слайде показано несколько серий дыхания
1 выполняем вместе, а остальные самостоятельно в своем ритме
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно тек же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Лимон» и др.
Упражнение «Лимон»
(включить музыку)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Еще один из приемов – это аромотерапия.
Аро́матерапи́я — разновидность альтернативной медицины, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых преимущественно из растений.
КИНОТЕРАПИЯ
Кинотерапия — это современное направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить культуру, искусство и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста. В кинотерапии фильм используется как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; как средство эффективной саморегуляции; как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений и др.
Кино отображает нашу жизнь и очень часто в героях, событиях и ситуациях фильмов мы узнаем себя и своих близких. Каждый участник найдет для себя ответ именно на свой вопрос, так как видение и интерпретация столь же неповторимо, как и индивидуальность.
Увидеть поступки со стороны. Услышать не от друзей и родных, а от чужих людей.
КЛИП ПРО УЧИТЕЛЬНИЦУ
Выключить музыку
Аутотренинг
Все мы знаем, что «слово лечит, слово калечит». В Китае в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые входят в резонанс с нашими внутренними органами и оказывают на них полезное воздействие. «Фу» (на вдохе) - помогает быстро сбросить негативную энергию. «И-и-и-и» (на задержке дыхания) - общее очищение организма. «По-о-о-хс-о-о» (на выдохе) - бодрит организм после сна. Повторяйте каждый звук не более 3-4 раз.
Я предлагаю нам всем вместе произнести заповедь
Я такая лапочка!
Я такая цаца!
На меня красавицу
не налюбоваться!
Я такая умница!
Я такая краля!
Вы такой красавицы
сроду не видали!
Я себя любимую холю и лелею!
Ах, какие плечики!
Ах, какая шея!
Талия осиная,
бархатная кожа,
С каждым днем красивее,
С каждым днем моложе!
Зубки, как жемчужинки –
С каждым днем прочнее!
Ножки – загляденье!
С каждым днем стройнее!!!
Волосы шикарные –
Вам и не мечталось!
На троих готовили –
Мне одной досталось!
Никого не слушаю,
коль стыдят и хают!
ПОТОМУ ЧТО ЛУЧШАЯ!
ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ!!!
Аура-Сома –цветоэнерготерапия
При помощи цветовых комбинаций дает представление каждому об особенностях электромагнитного поля человека, дает возможность принять решение самостоятельно. Знакомит человека с самим собой с точки зрения цветов, которые в нем присутствуют: Вы – те цвета, которые выбираете. Когда человек не знает своего места в жизни или назначения этой жизни, это заканчивается сопротивлением, стрессом и физическими болями
Слово Аура-подразумевает электромагнитное поле, сома – древнегреческое слово, обозначающее тело создана фармацевтом, терапевтом ясновидящей Вики Уолл 1984 году основу составляют балансовые масла(эквилибриумы, памандеры. Они наносятся непосредственно на физическое тело
Наносить на точки, добавлять в косметические средства, в ванну, использовать при выполнении дыхательных упражнений
№1 Физическое спасение. Помогает понять и принять духовность повседневной жизни.
Приносит чувство глубокова спокойствия.
По всей линии волос, вокруг горла, шеи. Ушей.
Я люблю жизнь. Жизнь любит меня.
Волшебный голос. С помощью голоса снимается напряжение. Не случайно первая реакция на плохую весть - крик. Пойте и под караоке, и а капелла, хором и соло, а также в ванной, во время готовки, во время уборки - вы скоро убедитесь, что ваша жизнь изменится кардинально.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Ученые определяют музыкотерапию как:
Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы
Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.
- Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения
- Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение[
- Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.
(ПОКАЗАТЬ КЛИП Ты знаешь как хочется жить
МЕДИТАЦИЯ
Слово «медитация» означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи».
Медита́ция — тип упражнений по тренировке концентрации внимания, используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций или для вхождения в особое религиозно-психическое состояние «памятования» традиционный термин; альтернативный перевод — «осознанности»
Существует множество техник медитации. Во время медитации практикующему обычно требуется принять определённую позу, иногда применяются чётки и другие вспомогательные предметы. Объектом концентрации обычно служат ощущения внутри организма, внутренние образы, реже эмоции. Иногда объектом концентрации может быть внешний физический предмет. Медитация может сочетаться с дыхательными упражнениями.
Медитация с древности является частью духовной практики во многих религиозных традициях, особенно распространена в буддизме и индуизме, является важной составляющей йоги.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
Рефлексия.
Узнал ли я сегодня что-то новое, воспользуюсь ли я хотя бы одним из приемов? Уходя я прошу вас выбрать бусинку из коробочки и надеть ее на веревочку.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов на снятие психоэмоционального напряжения
Данный треннинг адресован педагогам-психологам и старшим воспитателям. Приложено к конспекту атрибуты....
Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения».
Тренинг для педагогов«Снятие эмоционального напряжения».Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.Задачи:1....
Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....
Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения «Сбрось усталость!»
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....
Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что...
Конспект тренинга для педагогов на снятие эмоционального напряжения
Тренинг для педагогов ДОУ...
Семинар-тренинг для педагогов «Способы снятия психоэмоционального напряжения»
Знакомство со способами снятия эмоционального напряжения у педагогов...