Тренинг для педагогов ДОУ "Способы снятия эмоционального напряжения"
методическая разработка по теме

Лущикова Людмила Сергеевна

image 

Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

Задачи:

  1. Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выгорания”
  2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости , дружелюбия и доверия друг к другу.
  3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_seminara.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

Задачи:

  1. Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выгорания”
  2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости , дружелюбия и доверия друг к другу.
  3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады видеть вас на нашем  семинаре. И надеемся что вы сегодня увидели и ещё увидите пригодится вам в вашем нелегком труде.

Зовут меня ЛС и я педагог-психолог, сегодня у нас пройдет занятие с элементами тренинга, теме «Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе. Тема на мой взгляд очень актуальная и многие педагоги нуждаются в своевременной помощи, но в связи с отсутствием в детских садах психологов их миссию берет на себя руководитель.

Цель данного занятия: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов, о каких то техниках я расскажу, а некоторые мы с вами попробуем на себе.

- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как  профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится  синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания

Виды стресса - психологический, физиологический, эмоциональный, информационный

 Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие  признаки. Симптомы профессионального “выгорания”

Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

  1.  истощение, усталость;
  2. бессонница;
  3. негативные установки;
  4. пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  5. увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
  6. уменьшение аппетита или переедание;
  7. усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
  8. усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
  9. чувство вины;
  10. переживание несправедливости.

Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.

Этому  феномену подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Мы наблюдали ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.  При  «выгорании» происходит  психоэнергетическая  опустошенность» человека.

(Тест «Индекс психоэнергетической опусташённосчти»)

Я предлагаю вам ответить  на вопросы теста и свой узнать уровень опустошенности.

- А теперь я попрошу вас представиться  и на первую букву своего имени  назвать какое-либо качество, характеристику

Упражнение «Имя как ассоциация»

Цель: знакомство.

 «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.

   Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

  1. 1 хлопок – здороваемся за руки;
  2. 2 хлопка – здороваемся плечами;
  3. 3 хлопка – здороваемся спинами.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

Для того чтоб наша работа была продуктивной нам нужно ознакомиться и выполнять правила.

Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов  управления своим внутренним состоянием.  Начнем с простейших.

«ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ»

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Вдох состоят из  трёх  фаз  вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.  

        Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнём…

На слайде показано несколько серий дыхания

1 выполняем вместе, а остальные самостоятельно в своем ритме

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно тек же. Что бы достичь  максимального расслабления нужно напрячься  максимально сильно.

Для этого подходит   ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Лимон» и др.

   Упражнение «Лимон»

(включить музыку)

              Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

              Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Еще один из приемов – это аромотерапия.

Аро́матерапи́я  — разновидность альтернативной медицины, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых преимущественно из растений.

КИНОТЕРАПИЯ

Кинотерапия — это современное направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить культуру, искусство и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста. В кинотерапии фильм используется как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; как средство эффективной саморегуляции; как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений и др.

Кино отображает нашу жизнь и очень часто в героях, событиях и ситуациях фильмов мы узнаем себя и своих близких. Каждый участник найдет для себя ответ именно на свой вопрос, так как видение и интерпретация столь же неповторимо, как и индивидуальность.

        Увидеть поступки со стороны. Услышать не от друзей и родных, а от чужих людей.

КЛИП ПРО УЧИТЕЛЬНИЦУ

Выключить музыку

Аутотренинг

Все мы знаем, что «слово лечит, слово калечит». В Китае в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые входят в резонанс с нашими внутренними органами и оказывают на них полезное воздействие. «Фу» (на вдохе) - помогает быстро сбросить негативную энергию. «И-и-и-и» (на задержке дыхания) - общее очищение организма. «По-о-о-хс-о-о» (на выдохе) - бодрит организм после сна. Повторяйте каждый звук не более 3-4 раз.

Я предлагаю нам всем вместе произнести заповедь

Я такая лапочка!

Я такая цаца!
На меня красавицу

не налюбоваться!
Я такая умница!

Я такая краля!
Вы такой красавицы

 сроду не видали!
Я себя любимую холю и лелею!
Ах, какие плечики!

Ах, какая шея!
Талия осиная,

 бархатная кожа,
С каждым днем красивее,
С каждым днем моложе!
Зубки, как жемчужинки –
С каждым днем прочнее!
Ножки – загляденье!

 С каждым днем стройнее!!!
Волосы шикарные –

Вам и не мечталось!
На троих готовили –

 Мне одной досталось!
Никого не слушаю,

 коль стыдят и хают!

ПОТОМУ ЧТО ЛУЧШАЯ!

 ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ!!!

Аура-Сома –цветоэнерготерапия

При помощи цветовых комбинаций дает представление каждому об особенностях электромагнитного поля человека, дает возможность принять решение самостоятельно. Знакомит человека с самим собой с точки зрения цветов, которые в нем присутствуют: Вы – те цвета, которые выбираете. Когда  человек не знает своего места в жизни или назначения этой жизни, это заканчивается сопротивлением, стрессом и физическими болями

Слово Аура-подразумевает электромагнитное поле, сома – древнегреческое слово, обозначающее тело создана фармацевтом, терапевтом  ясновидящей Вики Уолл 1984 году основу составляют балансовые масла(эквилибриумы, памандеры. Они наносятся непосредственно на физическое тело

 Наносить на точки, добавлять в косметические средства, в ванну, использовать при выполнении дыхательных упражнений

№1 Физическое спасение. Помогает понять и принять духовность повседневной жизни.

Приносит чувство глубокова спокойствия.

По всей линии волос, вокруг горла, шеи. Ушей.

Я люблю жизнь. Жизнь любит меня.

 

Волшебный голос. С помощью голоса снимается напряжение. Не случайно первая реакция на плохую весть - крик. Пойте и под караоке, и а капелла, хором и соло, а также в ванной, во время готовки, во время уборки - вы скоро убедитесь, что ваша жизнь изменится кардинально.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Ученые определяют музыкотерапию как:

Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы

Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

  1. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения
  1. Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение[
  1. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

 (ПОКАЗАТЬ КЛИП Ты знаешь как хочется жить

МЕДИТАЦИЯ

Слово «медитация» означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи».

Медита́ция  — тип упражнений по тренировке концентрации внимания, используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций или для вхождения в особое религиозно-психическое состояние «памятования» традиционный термин; альтернативный перевод — «осознанности»

Существует множество техник медитации. Во время медитации практикующему обычно требуется принять определённую позу, иногда применяются чётки и другие вспомогательные предметы. Объектом концентрации обычно служат ощущения внутри организма, внутренние образы, реже эмоции. Иногда объектом концентрации может быть внешний физический предмет. Медитация может сочетаться с дыхательными упражнениями.

Медитация с древности является частью духовной практики во многих религиозных традициях, особенно распространена в буддизме и индуизме, является важной составляющей йоги.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Рефлексия.

Узнал ли я сегодня что-то новое, воспользуюсь ли я хотя бы одним из приемов? Уходя я прошу вас выбрать бусинку из коробочки и надеть ее на веревочку.

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов на снятие психоэмоционального напряжения

Данный треннинг адресован педагогам-психологам и старшим воспитателям. Приложено к конспекту атрибуты....

Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения».

Тренинг для педагогов«Снятие эмоционального напряжения».Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.Задачи:1....

Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....

Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения «Сбрось усталость!»

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....

Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что...

Семинар-тренинг для педагогов «Способы снятия психоэмоционального напряжения»

Знакомство со способами снятия эмоционального напряжения у педагогов...