«Песочная терапия как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации».
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
В статье освещается работа по коррекции эмоциональных проблем детей раннего дошкольного возраста. В качестве метода коррекции используется песочная терапия, включенная в систему пихолого-педагогических занятий с детьми в детском саду. Цель выявление эффективности коррекции и условий необходимых для успешной реализации метода в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Методология и методы исследования. Исследование базируется на концепциях аналитической психологии, психологических учениях о роли игры и эмоций в психическом развитии ребенка. Применены методы теоретического анализа, беседы, наблюдения, экспертных оценок, количественно-качественного анализа результатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Песочная терапия как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации».
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.(слайд 2) Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации при изменении условий среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребёнка, у него нарушается аппетит и другие поведенческие реакции. Исследования, посвященные социально-гигиеническим аспектам, показали, что для детей дошкольного возраста существует ряд значимых для периода адаптации параметров: заболеваемость, вес, поведение и нервно-психическое развитие, речевая активность. Все эмоциональные реакции ребёнка содержат соответствующие вегетативные компоненты: учащаются или, наоборот, становятся более редкими пульс и дыхание, краснеет или бледнеет кожа.
Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Изменения обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка, которое основано на изменениях в окружающем мире и зависит от уровня развития ребенка. Для адаптационного периода характерны беспокойство различной степени выраженности, эмоциональная напряженность, или, напротив, заторможенность, трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка. Успех адаптационного процесса зависит, прежде всего, от состояния эмоциональной среды. Таким образом, наша задача состоит в том, что бы помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Одним из эффективных методов адаптации является «Песочная терапия». (слайд 3)
Её возможности многогранны. Мне бы хотелось остановиться на ее преимуществах, связанных с воздействием на эмоциональное состояние у детей раннего возраста в период адаптации.
При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.
Существует большой комплекс упражнений и игр с мокрым и сухим песком. С погружением рук в песок и на его поверхности. Изучив литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что в первую очередь нужно использовать игры на поверхности сухого песка. Особый интерес для меня представляют такие игры как:
- Упражнение «Здравствуй песок!» (слайд 4)
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Педагог-психолог просит нежно поздороваться с песком, различными способами дотронуться до песка( ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; ребенок дотрагивается до песка все ладошкой-внутренней, затем тыльной стороной; ребенок сжимает кулачок с песком, затем разжимает кулачок.
- Упражнение «Песочный дождик»( слайд 5)
Цель: снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на световой стол, на ладонь взрослого, на свою ладонь; взрослый сыплет песок на какой-либо палец(называя его), а ребенок по возможности повторяет.
- «Необыкновенные следы» (слайд 6)
Цель: снятие тревожности, развитие тактильной чувствительности и воображения
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название.
- Упражнение «Отпечатки рук» (слайд 7)
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности.
На ровной поверхности песка взрослый и ребенок делают отпечатки кистей рук, важно задержать руку на песке, слегка надавив.
(слайд 8 )
Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:
1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах. На этапе прикосновений к поверхности сухого песка, я использую такие игры и упражнения как: «Здравствуй песок!», «Песочный дождик», «Необыкновенные следы».
2. Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
На данном этапе я использую игры: «Песочные прятки», «Спрячь игрушки», «Веселые пальчики» и др.
3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
На этом этапе я использую игры: «Ручеек течет», «Дождик моросит», «Речка и ручеек», «Куличики», «Норки – холмики» и др.
Случается, так, что в процессе работы дети заболевают, и это факт. И после того как ребенок поправится и придет в детский сад, я начинаю работу сначала.
Работу песочной терапией завершаю, когда у ребенка стабилизируется эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в группе, положительно относится к режимным моментам. (слайд 9)
Песочная терапия помогает легче адаптироваться к условиям детского сада, после занятий улучшается эмоциональное самочувствие детей, совершенствуется развитие мелкой моторики рук, повышается мотивация к занятиям, развиваются коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста. (слайд 10)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы песочной терапии как способ снятие эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Психологи отмечают, что игры с песком обладают особым обаянием, что дает возможность использовать их для обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний...
Песочная терапия как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.
Использовании песочной терапии как способа снятия эмоционального напряжения, возникающего у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению....
Статья на тему: «Игровая деятельность как средство снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
Можно ли себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте ситуацию, когда вы попадаете в незнакомый город, с множеством улиц и людей, их так мног...
Занятия песочной терапией как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Цель: снять эмоциональное напряжение с ребенка, наладить эмоциональный контакт с воспитателем.Оборудование: песочница с сухим песком, камешки или цветные стекла для аквариума....
Рекомендации для родителей «Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
Рекомендации для родителей«Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возрастав период адаптации к ДОУ»...
«Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
Ваш малыш подрос, и настала пора посещать детский сад. Для него очень сложнопонять, почему мама отдает его в неизвестное место, почему она уходит, а неостается вместе с ним. И вы тревожитесь о т...
Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ
Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возрастав период адаптации к ДОУ...