Тренинг для педагогов ДОУ "Педагогическое общение".
методическая разработка по психологии

Леонова Джулия Сергеевна

Цель – повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;

2. Познакомить с приёмами бесконфликтного общения;

3. Содействовать повышению уверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov_dou_pedagogicheskoe_obshchenie.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

  • Автор: Леонова Джулия Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ №23 «Золотой петушок, г. Железногорск Красноярского края

Тренинг для педагогов ДОУ

«Педагогическое общение».

Цель – повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;

2. Познакомить с приёмами бесконфликтного общения;

3. Содействовать повышению уверенности в себе.

           

Игра-приветствие.

Все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит: «Здравствуйте. Я — Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!».

Притча «Небольшая разница».

     Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы.  В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

     Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

 — Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных.

     Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.

 — Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? — спрашивали они.

     На что последовал ответ:

 — Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать.

Общение пронизывает всю нашу жизнь. Это такая же человеческая потребность как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека уже на 6 день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. И человек начинает общаться с этими несуществующими образами.

Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Научиться общаться лучше — вполне реально, это можно тренировать путем выполнения упражнений, так же, как тренируют мышцы тела. Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учится, и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому педагогу, воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается всё: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению.

Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов:

Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму обращения, поскольку именно начало разговора может повлиять на успешность общения. Очевидно, что педагог, обращаясь к родителям воспитанников, должен проявлять должное уважение и внимание.

Если педагог испытывает трудности в запоминании имен, то рекомендуется составить список имен и отчеств всех родителей и держать его на видном месте. Кроме того, существуют специальные техники запоминания имен и фамилий. Одна из них состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения (можно несколько раз).

Упражнение «Шушаника Минична».

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?».  Тот читает вслух имя на карточке, например: «Наталья Сергеевна». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно, Наталья Сергеевна, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Наталья Сергеевна». После ответа «Наталья Сергеевна» задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Упражнение «Что я вижу на картине?».

Посмотрите на эту картину и одной короткой фразой поделитесь о своём впечатлении о ней, ответив на вопрос: что Вы видите, чувствуете, слышите, глядя на картину. Например: «Я чувствую дыхание теплого лета», «Я вижу красивое поле» и т.д. Фраза должна быть максимально короткой.

Таким образом, после этого упражнения мы можем наблюдать, что выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип — «дискреты». «Дискреты» — это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и тех, и других, и третьих. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определить ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения. Перечисленные в таблице характерные черты «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов» могут помочь определить ведущий вид восприятия, лучше понять собеседника (родителей, коллег, воспитанников) и наладить конструктивное общение с ними.

Так, для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь, взгляд над окружающими (в связи с этим «визуалов» зачастую воспринимают за гордецов). Как правило, на родительских собраниях родители-«визуалы» тщательно конспектируют сказанное педагогом. В случае, если им необходимо заполнить анкету или письменно ответить на какие-либо вопросы, педагогу следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменном виде.

Поскольку «визуалы» большое внимание уделяют одежде, стремятся выглядеть опрятно и носить подходящую по стилю и цвету для конкретного случая одежду, педагогу, готовясь к встрече с ними, желательно учесть эту особенность и одеться более тщательно, выбирая детали костюма. Имидж педагога играет важную роль для родителя-«визуала», очень наблюдательного в мелочах. Большое значение при подготовке к встрече с родителями -«визуалами» имеют также обстановка и порядок в комнате, в которой предполагается проводить беседу.

Родители, относящиеся к категории «аудиалов», встречаются достаточно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с педагогом или воспитателем могут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим...» или «Выслушайте меня...» и др.

Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, трудности длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи.

Общаясь с родителями-«дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов.

Другим не менее важным и одним из основополагающих факторов, влияющих на эффективность взаимодействия педагога с родителями, является умение слушать и слышать собеседника. Внимательное слушание также поможет нам получить важную информацию о воспитаннике детского сада, которая в дальнейшем даст возможность грамотно и целенаправленно строить отношения с ребенком и реализовать его потенциал в учебном процессе.

Для того чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффективным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.

Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.

Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.

Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости — подвести беседу к заключительному этапу.

Все три техники являются действенными в процессе общения. Так, дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми родителями. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверены в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными родителями, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.

Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на определенных стадиях беседы также может помочь достичь желаемых результатов.

Нерефлексивное (пассивное) слушание — это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да...», «Угу..», «Понимаю...», «Приятно слышать» и т. д. Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.

Упражнение «Мудрый слушатель».

Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку с каким-либо высказыванием, которое он громко читает своему соседу слева. Сосед слева отвечает ему, используя техники активного слушания. Если кто-то из участников затрудняется ответить, группа может помочь ему.

Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным — жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др.; к паралингвистическим — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.

Более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика, жесты, позы и т. д.).

Например, наклон головы вперед - выражения согласия, медленное качание головой — недоумение, сжатие губ — решимость не выходить из себя, раскрытый рот — бесхитростное удивление. Руки, крестообразно сложенные на груди или за спиной - проявление закрытости; сжатые кулаки являются признаком гнева; поникшая голова и согнутая спина говорят о состоянии общей подавленности и грусти.

Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не только в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных — расшифровывать свои скрытые мысли.

Упражнение «Толстое стекло».

Мы делимся на подгруппы. Вам предлагается представить, что перед нами - толстое стекло. Мы можем видеть участников группы, но не слышим. Используя невербальные средства общения, каждой подгруппе необходимо донести некую информацию до всех участников, которая прописана на карточках. Группа показывает ситуацию с помощью жестов, мимики, поз, а остальные угадывают.

Паралингвистические средства невербального общения добавляют яркость в общение, наполняют коммуникацию эмоциями, что создаёт полноценное взаимодействие людей и дарят радость общения.

Громкость голоса (изменение уровня громкости в построении изложения удерживает внимание и интерес собеседника. Громкий голос имеет побудительную силу, тихий голос характеризует сдержанность или неуверенность говорящего).

Темп речи (темп речи характеризует личностные качества человека, его темперамент. Медленный темп речи настраивает на спокойствие, основательность беседы, быстрый – придаёт динамики, характеризует оратора как целеустремленного, уверенного в себе и в том, о чем он говорит).

Ритм (сбивчивая речь воспринимается собеседником как показатель волнения, напряжения, неуверенного владения темой).

Интонация (дополняет и усиливает смысл слов).

Упражнение «Передать одним словом».

Раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, не показывая другим участникам, каждый говорит фразу «Здравствуйте, любимые коллеги!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают.

Мы живем сейчас в трудное время – сложная ситуация как политически, и психологически. Тревога, страх, волнение отображаются на нашем общении с близкими, друзьями, коллегами. Могут возникать конфликты, общение на повышенных тонах. Также существуют конфликтные типы личности, так называемых трудных в общении людей. Успех будет зависеть и от того, сумеете ли Вы взять под контроль собственные эмоции и дать выход эмоциям партнеру по общению. Иногда важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации. Рекомендации - Не принимайте на свой личный счет оскорбления, не попадите под влияние трудного человека.

Упражнение «Достойный ответ».

Все участники сидят по кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой написано какое-либо замечание по поводу внешности или поведения участника. Участник произносит записанную на карточке фразу, глядя в глаза соседу справа. Задача соседа – достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший поворачивается к своему соседу справа и зачитывает свою карточку.

Притча.

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

- Потому, что теряют спокойствие, - сказал один.

- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? -

спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя.

В конце концов он объяснил:

- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для

того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится

кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат.

А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.

От всей души желаю, чтобы в Вашей жизни любящие сердца понимали всё без слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Искусство общения"

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контак­тами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зави­сит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родит...

Тренинг с педагогами "Азбука общения и умение слушать"

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Тренинг для педагогов «Приятное общение»

Цель: формирование благоприятного психологического климата в коллективе....

Тренинг для педагогов "Этикет общения с воспитанниками"

Тренинг  предназначен для педагогов и воспитателей ДОО на тему "Этикет общения с воспитанниками"....

Коммуникативный тренинг для педагогов "Секреты общения"

Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.В одном климате растение может расцвести, в другом — зач...

Тренинг с педагогами "Невербальное общение"

  Представители педагогической профессии считают свою работу эмоционально и интеллектуально крайне напряженной, связанной со значительными физическими и психическими нагрузками. Поэтому ва...

Тренинг для педагогов "Азбука общения"

     Человек сегодня испытывает огромное влияние информационного поля. Человеку трудно выделить в этом большом поле что-то важное и нужное для себя, для тех людей, которые рядом ...