Как педагогу-психологу решить конфликт родителей в чате
консультация по психологии

Сафронова Татьяна Петровна

Конфликты родителей за период пандемии почти целиком перенеслись в чаты.

Родительские чаты нередко становятся темой негативной новостной повестки в ДОО.

Помогите педагогу-психологу не допустить развитие таких конфликтов.

В рекомендации –разбор двух конфликтных ситуаций, а также схема для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как педагогу-психологу решить конфликт родителей в чате

Конфликты родителей за период пандемии почти целиком перенеслись в чаты. Родительские чаты нередко становятся темой негативной новостной повестки в ДОО. Помогите педагогу-психологу не допустить развитие таких конфликтов. В рекомендации –разбор двух конфликтных ситуаций, а также схема для педагогов.

Как помочь педагогам решать конфликты в чатах

За последний год многие воспитатели либо слышали о конфликтах родителей, которые возникли онлайн, либо сталкивались с ними напрямую. Отправьте педагогам схему с порядком действий, которая поможет разрешить конфликт на уровне педагога-психолога, воспитателей и детского сада в целом.

Как обычно проходит конфликт

Читайте поэтапный разбор двух ситуаций из педагогической практики. В первом случае мама дошкольника угрожала другим родителям.

В другом –  конфликт двух мам детей младшей группы с давней историей взаимоотношений. После каждого примера читайте о необходимом взаимодействии педагога-психолога с участниками конфликтной ситуации.

  1. Как может начаться конфликт в родительском чате

Пример. Первый этап «Агрессор проявляется»

Первая ситуация. Коля В. поступил в подготовительную группу детского сада. Дети в группе и их родители к тому моменту общались уже четыре года. Мама Коли, Оксана, сразу попросила добавить ее в родительский чат, чтобы быть в курсе новостей. Ее поведение в чате насторожило других родителей.

Оксана стала очень подробно расспрашивать каждого из них об их детях. Узнавала стоимость занятий по подготовке к школе в центрах дополнительного образования, после чего критиковала родителей за то, что они не сами занимаются с детьми и уделяют им мало внимания. Постепенно начали проскальзывать личные оскорбления. Оксана стала представляться родителям «координатором по образовательным вопросам» и запугивать тех из них, которые с ней спорили.

В результате одна из ее оппоненток написала заявление в полицию об оскорблении и угрозах, а две другие не привели детей в сад – испугались. Оксана стерла свои сообщения в чате, и теперь никаких подтверждений угроз не было. Представитель родительского комитета, который модерировал чат, сразу рассказал о ситуации воспитателю. Тот обратился к педагогу-психологу.

Вторая ситуация. В то же время в чате родителей первой младшей группы завязался конфликт между двумя мамами, Марией и Аллой. В прошлом они были знакомы, дружили в школьные годы и расстались после крупной ссоры с отрицательным мнением друг о друге. Мария входила в родительский комитет детского сада.

Перед Новым годом Алла выразила сомнение в том, что идеи Марии по поводу подарков подходят всем детям, на что получила резкий ответ. После этой ситуации обе мамы стали проявлять недовольство друг другом, допускали неприятные высказывания. К февралю недовольство вылилось в личные оскорбления. В чате стали формироваться небольшие группировки в поддержку той и другой мамы.

Позиция агрессора на первом этапе: «Вам бы лучше не связываться со мной»

Создайте доверие. Важно понимать, что на первом этапе конфликта воспитатели не знают о ситуации, и педагог-психолог тем более не может оценить, какой вред она может принести взаимоотношениям родителей и детей.

В первой ситуации в подготовительной группе уже существовал механизм: родители доверяют педагогам и говорят им о конфликтах. А в младшей группе эта традиция еще не укоренилась, и воспитатель не был в курсе конфликта. Поэтому важно заранее позаботиться о доверительных отношениях.

Получите контроль. Приложите усилия, чтобы временной отрезок, в котором конфликт развивается стихийно, без контроля педагогов, сократился.

Если есть родительский комитет, попросите воспитателей заранее обговорить с его членами вопрос о том, что нужно сразу информировать их о сложных ситуациях в чате. Если комитета нет, попросите сделать это в доверительной беседе с лидерами родительской группы – активными мамами, которые быстро обрастают дружескими связями.

Договоритесь с воспитателями. Попросите педагогов сразу рассказывать вам о конфликтах, независимо от того, на чьей стороне будут их личные симпатии. В нашем примере понадобилось проговорить с педагогом позицию: «сейчас важно не столько найти, кто прав, кто виноват, сколько предотвратить конфликт вне чата и показать, как можно продолжить взаимодействие с Оксаной».

На этом этапе вам важно владеть информацией, чтобы у вас была возможность вмешаться. Всегда вмешивайтесь, если конфликт возник в связи с ребенком. Если конфликт не связан с ребенком, вмешивайтесь в случае, если он вышел за пределы чата или если в него начинают вовлекаться родители массово.

  1. Как может развиться конфликт между родителями

Пример. Второй этап «Педагог успокаивает агрессора»

Первая ситуация. По рекомендации педагога-психолога воспитатель написала личные сообщения родителям, которых обидела Оксана, с просьбой не вступать с ней в полемику. Она пообещала разобраться в ситуации. Затем педагог позвонила Оксане, чтобы успокоить ее и узнать, как она воспринимает происходящее. Педагог-психолог все это время находился рядом и координировал ситуацию.

По словам Оксаны, ее оскорбили другие мамы. Она говорила, что те критиковали ее и угрожали ей, а она просто спрашивала. Оксана переадресовала свои же высказывания по отношению к себе – так, как будто это не она отправляла те сообщения, а другие люди. В разговоре она не всегда понимала, о чем ее спрашивают, отвечала многословно, но не по существу вопросов, было много выдуманной информации.

После длительной беседы по телефону воспитателю удалось успокоить ее и убедить выйти из группового чата. Также воспитатель договорилась о встрече Оксаны с заведующим утром следующего дня. Оксана согласилась, она хотела разобраться с вопросом, который ее тревожил, – ведь она считала себя пострадавшей стороной в диалоге с другими родителями.

Вторая ситуация. Тем временем конфликт Марии и Аллы мог перерасти в открытый конфликт и за рамки чата, если бы не вмешалась воспитатель группы. Ей рассказала о происходящем в чате одна из мам, которая была на стороне Аллы и открыто возмущалась репликами Марии.

Как только воспитатель узнала о конфликте, она сообщила о нем психологу и заведующей. Они решили отдельно связаться с каждой из мам, чтобы побеседовать с ними и успокоить. Педагог позвонила им и выяснила, что ситуация в чате – продолжение застарелого конфликта двух бывших подруг. Поскольку теперь конфликт затрагивал не только Марию и Аллу, она попросила обеих мам прийти на личную встречу с заведующим.

Позиция агрессора на втором этапе: «Но это они меня оскорбляли! Я просто спрашивала»

Остановите активный конфликт. Отдельно поговорите с каждой стороной, чтобы определить, какой характер у проблемы взаимоотношений – она патологическая или эмоциональная, ситуативная.

На втором этапе конфликта главное – успокоить обе стороны, чтобы ситуация не вышла из-под контроля. Если родители не привыкли к взаимодействию с психологом, то лучше, если с ними в первый раз поговорит воспитатель, которому они доверяют. Объясните педагогу, какие формулировки использовать, чтобы успокоить собеседников.

Найдите лидера. Если одна из конфликтующих сторон – не один родитель, а группа, определите в ней лидера и говорите с ним. Обсудите с воспитателем, кто в группе наиболее активный родитель.

Часто лидер – это председатель или член родительского комитета. Работайте с группой через этого человека и других активистов, двух-трех родителей, которые часто берут на себя организационные вопросы и открыты в общении.

Выберите форму общения. Предпочтительнее очный разговор, но в условиях пандемии не все родители готовы выходить на видеосвязь, а кого-то из них она может дополнительно взволновать. Поэтому в большинстве случаев воспитатель будет говорить с родителями по телефону. Будьте рядом и координируйте разговор.

В процессе беседы узнайте мнение каждой стороны о ситуации. Если по разговору становится ясно, что есть вероятность реальной угрозы детям или другим родителям, немедленно сообщите заведующему и старшему воспитателю.

  1. Как руководство ДОО может разрешить конфликт

Пример. Третий этап «Заведующий использует авторитет»

Первая ситуация. На следующее утро Оксана встретилась с заведующим и педагогом-психологом. В диалоге предположения о трудностях ее восприятия подтвердились.

Оксана воспринимала сообщения в чате как угрозу по отношению к ней самой, и ее вербальные нападения были неадекватной защитной реакцией, формой самореализации. У нее не было возможности и реального намерения проявлять агрессию по отношению к другим родителям иначе как на вербальном уровне. В ситуации всем родителям было дискомфортно, однако она была безопасной.

На основе рекомендаций педагога-психолога заведующий предложил Оксане решение, которое ограничивает ее контакт с другими родителями: теперь она получает всю информацию о ребенке лично от воспитателей, утром и вечером. Педагог-психолог попросил ее ставить его в известность в случае проблем.

Также заведующий пообещал поговорить с другими мамами. Оксану решение устроило, ведь она получила персональное внимание к своей проблеме и убедилась, что ее интересы защищают.

Вторая ситуация. Мария и Алла согласились на совместную встречу, на которой также присутствовали заведующий и педагог-психолог. Заведующий вел беседу – он еще раз прояснил причины конфликта и поговорил с мамами о том, как локальный конфликт родителей может повлиять на обстановку в группе, особенно когда его участники ведут себя ярко и вовлекают других людей.

Педагог-психолог рассказал о восприимчивости детей в четырехлетнем возрасте и возможных последствиях в виде того, как сложатся отношения в группе воспитанников, насколько дружелюбной будет среда.

В случае Марии и Аллы диалог с руководителем – заведующим – был сам по себе достаточной причиной, чтобы изменить поведение. Они заверили, что будут внимательнее относиться к своим высказываниям. По просьбе заведующего Мария как член родительского комитета обещала информировать воспитателя о любых конфликтах среди родителей.

Позиция заведующего на третьем этапе: «Если не соблюдать правила общения, будет хаос. Ситуация затронет детей»

Привлеките руководителя. Если стороны готовы взаимодействовать, назначьте совместную встречу. Пригласите на нее заведующего или старшего воспитателя.

Добейтесь, чтобы ваше присутствие не смущало родителей. Например, сообщите, что вы здесь для того, чтобы рассказать о развитии их детей, и после скажите об их успехах. При этом наблюдайте за ходом встречи, чтобы понять, как взаимодействовать с родителями.

Соблюдайте субординацию. Разговор ведет заведующий или старший воспитатель. Если оба родителя эмоционально уравновешены, то в большинстве случаев сам факт того, что их конфликт вышел на уровень руководства, повлияет на их поведение.

Со своей стороны расскажите родителям о том, как дети воспринимают конфликты своих мам и как эскалация конфликта может отразиться на взаимоотношениях в группе. Если в процессе разговора видно, что родитель не в состоянии взаимодействовать, вы можете изолировать его от группы для комфорта всех ее участников.

Расскажите лидеру о решении. Если вы назначили встречу индивидуально с человеком, который конфликтует с группой родителей, то после беседы поговорите и с лидером группы.

В первой ситуации педагог-психолог объяснил председателю родительского комитета, что Оксана иначе воспринимает их действия, поэтому не нужно обижаться, если она что-то не так поймет. После этого другие родители стали спокойнее на нее реагировать и перестали требовать извинения.

  1. Как педагог-психолог может устранить последствия конфликта

Пример. Четвертый этап «Конфликт выходит в конструктив»

Первая ситуация. Заведующий дал воспитателям подготовительной группы задание утром и вечером контролировать, как Оксана взаимодействует с родителями. Также он попросил воспитателей рассказать лидерам родительского комитета об итогах встречи с Оксаной и еще раз проговорить, как важно сразу сообщать им о конфликтах.

В дальнейшем педагогам было трудно доносить до Оксаны любую информацию. Для этого часто приходилось собирать мини-консилиумы – например, о необходимости получить заключение ПМПК для Коли перед школой. Оксана спорила с фактами, которые не совсем понимала, но постепенно принимала, и никогда не проявляла физическую агрессию.

Педагог-психолог организовал в обеих группах совместный досуг для родителей в онлайн-формате. В подготовительной группе он провел онлайн-тренинг с фокусом на подготовку к школе и упражнениями на релаксацию. Благодаря тренингу в чате, в котором раньше состояла Оксана, родители переключили внимание на конструктивное обсуждение и не возвращались к конфликту.

Вторая ситуация. В младшей группе педагог-психолог провел детско-родительский тренинг. В ходе него он дал Марии и Алле веселое совместное задание – пантомимой изобразить животное, которое занимается зимним видом спорта. Родители получили опыт дружеского соревнования взамен конфликта. Микроклимат группы улучшился.

Позиция педагога-психолога на четвертом этапе: «А теперь посоревнуемся в мирном ключе»

Проведите общее мероприятие. Позовите родителей группы, в которой произошел конфликт, на встречу: онлайн или офлайн. Подберите формат, который по вашему опыту нравится именно им: мультстудию, киноклуб, тренинг.

Если стороны конфликта лояльны, дайте им совместное задание – например, изобразить пантомиму на одну и ту же тему, вместе сделать поделку. Чтобы подогреть интерес, используйте необычные задания.

Проинструктируйте воспитателей. Первое время после конфликта педагогам нужно стремиться наладить отношения между сторонами с помощью мелких поручений и похвалы.

Напомните воспитателям, что им нельзя высказывать отрицательного мнения о сложных родителей. Несмотря на личные симпатии, они обязаны держать нейтралитет. Наблюдайте за группой и периодически опрашивайте воспитателей о том, как проявляют себя участники конфликта.

Источник: справочная система «Методист детского сада»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии.

Доклад на тему: "Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии....

Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

Консультация для родителей от педагога-психолога "Как избежать конфликта и наладить отношения с ребенком"

Как избежать конфликта и наладить отношения с ребенком (Консультация для родителей от педагога-психолога) Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы разговаривать о своем неправильном повед...

Мини лекция для педагогов "Провокаторы онлайн: как решить конфликт родителей без потерь. Готовый алгоритм"

Конфликты родителей за годы пандемии почти целиком перенеслись в чаты. Педагоги модерируют те из них, которые создают под конкретные вопросы. А вот родительские чаты бесконтро...

Провокаторы онлайн: как решить конфликт родителей в чате без потерь

Конфликты родителей почти целиком перенеслись в чаты. Педагоги моделируют те из них, которые создают под конкретные вопросы. А вот родительские чаты бесконтрольны и даже становились тем...

Как решить конфликт родителей без потерь

Конфликты родителей почти целиком перенеслись в чаты. Педагоги моделируют те из них, которые создают под конкретные вопросы. А вот родительские чаты бесконтрольны и даже стано...