VII Муниципальный родительский форум: «Навигация детства: приоритеты, направления, технологии» в рамках августовского совещания по образованию.
консультация по психологии (подготовительная группа)

Вершинникова Людмила Николаевна

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_roditelskiy_forum.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский форум

Поговорим о нравственности

С целью активизации родительского внимания к теме собрания воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:

  1. Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др. )
  2. Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
  3. Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить семейный праздник несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей является день рождения! Как его праздновать?

(Родители делятся опытом о проведении интересного дня рождения).

Об эмоциональном развитии ребенка

Что нужно знать об эмоциональном развитии шестилетнего ребенка?

  • В этом возрасте меняется поведение ребенка, уходит в непосредственность.
  • Он способен подчинять эмоции своим близким целям.
  • Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения поставленной цели.
  • Начинает осознавать свои переживания.
  • Начинает активно интересоваться отношением окружающих к себе, формировать собственную самооценку.

В этом возрасте ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Способность к сочувствию является одним их свойств человека. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.

При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребенка появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.

В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по–разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?» и т. д. дети чутко реагируют на доброжелательное отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребенок может заплакать если видит, что плачет его сверстник. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребенка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.

Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Жизнь ставит перед родителями целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребенку плохое? О чем он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызывать у него сочувствие к тем детям, которые, предположим, наказаны, в каких – нет? Его же не учат сопереживать отрицательным героям художественных произведений и сказок! Известно, какую силу воздействия на ребенка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей в группе поддерживать отрицательное отношение к провинившемуся ребенку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приемы воздействия на ребенка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребенка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Нужно объяснить провинившемуся справедливость наказания. К сожалению, в силу непонимания мотивов поведения ребенка взрослые зачастую способствуют зарождению и проявлению агрессивности, которая распространяется, как правило, на его сверстников. Грубые методы воздействия, равнодушие, нетактичность по отношению к провинившемуся как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей ничем не могут быть оправданы.

Однако из основных нравственных качеств – гуманное отношение к окружающим – воспитывает у детей с раннего детства. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознаны и эмоционально насыщенны, если в их основе лежат заботливое, внимательное отношение к другим людям, помощь и взаимопонимание, отзывчивость, доброжелательность. Важным моментом в нравственном воспитании ребенка является и положительнее эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.

Наказывать или прощать?

Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку. Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что « родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».

Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.

Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.

Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.

Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.

Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

Что эффективнее – похвала или наказание?

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх – достаточный мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.

Памятка для родителей

Искусство наказывать и прощать

  1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
  2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
  4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
  5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
  6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
  7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
  8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
  9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
  • Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
  • Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
  • Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
  • Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
  • Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

Наглядная информация для родителей

Вечер в семье

Как давно вы проводили время вместе с семьей в теплой домашней обстановке, позабыв и забросив все необходимые и не очень  дела? Как давно собирались все вместе, для того чтобы насладиться уютом и ощущением близости родных людей?

Каждый день мы спешим, суетимся, куда-то бежим, откладывая "на потом" самое главное человеческое богатство - богатство общения друг с другом. Новый год и дни рождения не считаются, речь идет о самых простых вместе проведенных со своей семьей днях и вечерах.

Всем известно, что семейные традиции закладываются именно в раннем детстве. А во взрослую жизнь мы уже забираем с собой те моменты, которые остаются в нашей памяти теплыми семейными воспоминаниями. И по прошествии огромного количества времени эти воспоминания согревают душу и сердце. Именно сейчас стоит задуматься над тем, что смогут вспомнить ваши дети, какие впечатления о семье они заберут в свою взрослую нелегкую жизнь.

Если вы хоть раз обращали внимание на то, чем сейчас интересуются и живут дети, то прекрасно понимаете - во многих моментах их желания и интересы сильно отличаются от желаний старших. Подрастающее поколение жаждет массы новых ярких впечатлений каждый день, в то время как взрослые представляют себе семейные вечера как моменты общего просмотра фильма. Замечательно, если у мамы или у папы есть какое-то хобби, к которому зачастую привлекаются и дети: рисование, фотография, спортивные занятия, астрономия, танцы и так далее.

Больше всего дети интересуются компьютерными играми, а также просмотром фильмов дома или в кинотеатре, прослушиванием современной музыки. Чтобы не отставать от моды, попробуйте заранее подготовить занимательную компьютерную игру или увлекательный фильм, не забыв непременно приготовить на ужин что-то вкусненькое и всеми любимое. Если из всех игр выберете не стрелялку, а нечто доброе и полезное, то с удовольствием проведете время. Что касается фильмов, то веселая комедия наградит вас массой приятных эмоций, а веселый смех мамы и папы поселит в душах ребят ощущение счастья и домашнего уюта.

Совместный спорт тоже играет не маловажную роль. Если имеется домашний питомец, можно попробовать выходит на вечернюю прогулку вместе с ним. Неторопливая прогулка  по парку с душевными разговорами обо всем на свете способна сплотить всех одной общей целью или мечтой, поможет построить планы на будущее или просто эмоционально отдохнуть вместе. Зимой замечательно поиграть всем вместе в снежки или вылепить снеговика. А летом выбраться на природу, на пикник или загородную прогулку, поиграть в волейбол, в бадминтон, покататься на велосипеде или на роликах. Заранее продумайте, какое лакомство будет вас ожидать по приходу домой, чтобы дружно сесть за стол и насладиться вкусным чаем вприкуску со сладостями. Отличное настроение гарантировано!

Семейный ужин - это святое. Не бойтесь экспериментировать на кухне, радуя своих близких новыми и вкусными блюдами. Еще вкуснее и интереснее станет, если семейный ужин готовить всей семьей. Наденьте забавные фартуки, достаньте необходимые продукты и приступайте к приготовлению блюд. Подобная семейная добрая традиция не только сплачивает  родных людей, но и помогает детям постичь азы кулинарного искусства, что непременно пригодится в будущем. Если вы готовите блюдо из какой-то другой страны, полезно будет рассказать домочадцам об этой стране все самое интересное, а после вкусного ужина посмотреть кинокартину про эту страну, если есть такая возможность.

Совместное прослушивание музыки также окажет положительное влияние на всех домашних. Приглушите свет,  красиво разложите на диване подушки, достаньте мягкий теплый плед и включите приятную музыку или сказки-онлайн, которые вы предварительно выбрали вместе со своими домочадцами. Музыкальные композиции должны быть легкими и расслабляющими, а сказочные истории - поучительными и добрыми. Такой ритуал также полезно проводить именно в то время, когда детишки готовы ложиться спать. Можно даже предложить им лечь в кроватки.

Как видите, существует немало способов приукрасить долгие вечера, и всей семьей постараться сделать их интересными и запоминающимися. Здесь же можно увлечь друг друга, рассказав смешную историю, спеть караоке, устроить фотосессию или даже организовать домашний спектакль! Разбудите свою фантазию и подарите вашим близким незабываемые впечатления и хорошее настроение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015

Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система  физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...

Мои достижения: Всероссийский марафон лучших педагогических практик дошкольного образования «Умный город» в 2021 году в рамках августовского совещания педагогических работников РФ

Всероссийский марафон лучших педагогических практик дошкольного образования «Умный город» в 2021 году в рамках августовского совещания педагогических работников РФ...

V Муниципальный родительский форум Тренинг: «Радость воспитания»

Осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.- Научиться разрешать конфликты мирным путем, не оказывая влияния с позиц...

VI Муниципальный родительский форум Тренинг: «Современное родительство»

Осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.- Научиться разрешать конфликты мирным путем, не оказывая влияния с позиц...

Мастер -класс для педагогов (в рамках августовского совещания)

Мастер-класс    для педагогов«Нейроигры, как средство развития межполушарных связей у дошкольников» Подготовила воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад &l...

Муниципальный родительский форум

26 октября на базе МОУ "СОШ №30 имени П. М. Коваленко" г. Энгельс прошëл VI муниципальный родительский форум «Вместе с семьей: интеграция общественных, муниципальных и государственных ...